Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
под эгидой МИД Республики Казахстан, эти переговоры пока-
зали, что около 85% от общей протяженности казахстанского
участка границы с КНР разногласий не вызывали. По ряду
участков удалось договориться, и в итоге переговоров, по-
видимому, уже к концу 1993 г. было согласовано более 90%
общей линии границы [107]. Именно данное обстоятельство и
создало благоприятный фон для первого официального визита
Н. Назарбаева в Китай.
Принципиальное значение в ходе этого визита имело под-
тверждение договоренностей, достигнутых на советско-ки-
тайских переговорах по пограничным вопросам. Обсуждение
нерешенных вопросов было решено продолжить на основе
договоров о существующей границе между двумя странами.
Данное принципиальное положение было закреплено в
первой совместной декларации, подписанной главами сопре-
дельных государств в октябре 1993 г. в Пекине. Статья 13 этого
документа гласила: «Стороны подтверждают договоренности,
ранее достигнутые на советско-китайских переговорах по по-
граничным вопросам, и будут продолжать обсуждение нерешен-
ных вопросов на основе договоров о нынешней границе между
двумя странами в соответствии
с общепризнанными нормами
взаимного понимания и взаимной уступчивости – с тем, чтобы
найти взаимоприемлемые, справедливые и рациональные их
решения» [108].
Заявление Казахстана о подтверждении ранее достигнутых
договоренностей на советско-китайских переговорах способ-
ствовало возникновению соответствующей доверительной и
конструктивной атмосферы
дальнейшего переговорного
са. Учитывая данное обстоятельство, Н. Назарбаев предложил
уже в 1994 г. подписать двустороннее соглашение о юридическом
описании границы, оставив два несогласованных участка для
последующих переговоров [109]. В ходе визита Ли Пэна в Казахстан 26 апреля 1994 года
было подписано «Соглашение между Республикой Казахстан
и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской
государственной границе».
* Поскольку к этому моменту оконча-
тельной договоренности по нескольким ее участкам достигнуто
не было, статья 3 «Соглашения…» подчеркивала необходимость
проведения дальнейших переговоров.
Кроме того, участок государственной границы протяженнос-
тью около 12 км, проходящий по водоразделу хребта Тенгритау
от пика «100 лет Всероссийского Географического Общества»
до пика Хан-Тенгри, в силу отсутствия на тот период соответс-
твующего соглашения между КНР и Республикой Кыргызстан,
этим соглашением юридически не оформлялся. Возможность
описания и юридического оформления этого участка появилась
после подписания 4 июля 1996 г. соглашения между КНР и Рес-
публикой Кыргызстан, в котором в качестве начальной точки
кыргызско-китайской
пик Хан-Тенгри.
Далее последовал обмен визитами: Цзян Цзэминь (июль
1996 г., Алма-Ата), Н. Назарбаев (февраль 1997 г., Пекин),
Н. Балгимбаев (май 1997 г., Пекин), Цзян Цзэминь и Ли Пэн
(сентябрь 1997 г., Алма-Ата). В ходе последнего визита, 24 сентября 1997 г., было подписано
«Дополнительное Соглашение между Республикой Казахстан и
Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской го-
сударственной границе», поставившее все точки над «i» в вопросе i» в вопросе » в вопросе
о прохождении линии границы в районе пика Хан-Тенгри.
Несогласованными остались два участка: в районе перевалов
Чоган-обо и Баймурза (между 15-й и 16-й пограничными точка-
ми) и в районе Сарычильды (между 48-й и 49-й пограничными
точками). В апреле 1998 г. в Пекине состоялись консультации экспер-
тных групп Казахстана и Китая по этим участкам границы.
Консультации проводились
вне рамок переговорного
Объединенной делегации с китайской стороной. Их целью был
«…поиск новых подходов и оригинальных решений по урегули-
рованию несогласованных участков на казахстанско-китайской
границе».
Казахстанской стороной было предложено разделить участок
в районе перевалов Чоган-обо и Баймурза из расчета, что 70%
территории участка остается в Казахстане, а 30% – в Китае. На
участке в районе Сарычильды соотношение раздела решено было
сделать обратным: 30% остается в Казахстане, а 70% – в Китае.
Китайская сторона с данным подходом согласилась [110].
4 июля 1998 г. в Алматы, где проходила встреча «Шанхайской
пятерки», Н. Назарбаев и Цзян Цзэминь подписали еще одно
«Дополнительное Соглашение между Республикой Казахстан
и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской
государственной границе». По данному соглашению, из общей
площади двух ранее несогласованных участков площадью при-
мерно 944 кв. км Казахстану юридически оформлялось 537 кв.
км (56,9%), Китаю – 407 кв. км (43,1%) [111].
Соглашение вступило в силу 7 апреля 1999 г. 10 мая 2002 г.
в Пекине был подписан межправительственный протокол о демаркации линии казахстанско-китайской государственной
границы, а также эталонные экземпляры топографических карт
госграницы. Согласно этим документам, общая протяженность
демаркированной казахстанско-китайской границы составляет
1782 км, из них 1215 км приходится на сухопутную границу и
566 км – на водную. Линия границы обозначена 559 погранич-
ными знаками.
29 июня 2003 г. в пограничном вопросе между Казахстаном и
Китаем была поставлена окончательная точка – межправитель-
ственный протокол после ратификации его парламентами двух
стран вступил в силу. Мне бы не хотелось давать количественную и качественную
оценку «приобретениям»
и «убыткам» китайской и
кой сторон. Во-первых, это – тема специального исследования
с использованием точных географических карт.
Во-вторых, принятые решения (а в их негативных оценках,
особенно в конце 1990-х гг., недостатка не было) во многом
были продиктованы стечением обстоятельств. С одной стороны,
в тот период Казахстан (да и Россия) были не в том положении,
чтобы диктовать условия Китаю, а, с другой – к установлению
с ним добрососедских отношений подталкивала экономическая
необходимость и складывающаяся в регионе геополитическая
обстановка.
Как бы там ни было, но именно решение пограничных про-
блем позволило вывести казахстанско-китайские (как и россий-
ско-китайские) отношения на качественно новый уровень.
Наконец, весьма существенно, что пограничная проблема
досталась Республике Казахстан в наследство от распавшегося
Советского Союза, который
к моменту активного
к переговорному процессу казахстанских дипломатов успел со-
гласовать практически всю
линию советско-китайской
не только на восточном, но и на западном ее участках. При этом,
поскольку Китай настаивал на том, чтобы эти договоренности
оставались в силе при любых обстоятельствах, спорить с ним, что называется, «было себе дороже».
Единственное, что лично у меня вызывает некоторое недо-
умение, это отсутствие добротной разъяснительной работы со
стороны МИД РК в период переговорного процесса и полная
секретность после его завершения. Вне всякого сомнения, пере-
говорный процесс по такой деликатной теме, как пограничные
и территориальные проблемы, любит тишину, и, возможно, не
стоило акцентировать на ней внимания. Хотя, данный тезис и
небесспорен. А вот то, что касается итогов переговоров – т. е.
собственно подписанных соглашений о границе – в обязательном
порядке должно быть предано гласности. Это не только избавит данную тему от слухов и домыслов, но и позволит с фактами в
руках объяснить населению страны, почему государством было
принято то или иное решение.
2.2. Проблема трансграничных рек
Вопросы использования ресурсов трансграничных рек — сфера отношений, недостаточно урегулированная на международном уровне. Документы ООН по этой проблематике подписали лишь 37 стран, а ратифицировали лишь 20, причем среди участников соглашения нет Китая, который вообще никогда не имел ни с кем договоров о трансграничных реках.
В международном праве не существует никаких запретительных или ограничительных положений на использование водных ресурсов рек в границах территории своего государства.
Водные отношения стоятся
только на основе взаимных договоренностей.
Однако. оговорено право других прибрежных
государств на информацию и консультации
о планируемых или выполняемых
водохозяйственных мероприятиях на
международных реках с тем, чтобы
эти государства могли
Водный Кодекс КНР, принятый
в июле 1988 года, в статьях 51 и 52, признавая
в качестве превалирующих положения
возможных международных
Важной составляющей в
китайско-казахстанских
Проблему нехватки воды в
северном Китае хотят решить путём
переброски части вод Янцзы. Но в
западном регионе страны эту проблему
можно будет решить только за счет
использования трансграничных рек
Синьзцян-Уйгурского Автономного Округа
(СУАР) и Казахстана. А это неизбежно
порождает затруднения в
Многие реки, берущие начало в Китае, протекают по территории Казахстана и его водоснабжение зависит от степени использования этих рек Китаем (см. табл. 1). Из таблицы видно, что большинство трансграничных рек берут начало в Китае. Выделяется три бассейна: бассейн р. Иртыш, бассейн р. Алаколь и бассейн р. Или.
Вот уже несколько лет ведутся переговоры о рациональном использовании двух рек: Или и Иртыша. Исток Иртыша находится на южных склонах Алтая. Это единственная река СУАР, имеющая сток в океан. Длина Черного Иртыша (так он называется на территории КНР) до границы с Казахстаном - 672 км, на территории Казахстана он впадает в озеро Зайсан, площадью 1800 куб.км . Из озера Зайсан вытекает собственно Иртыш, в который далее впадают притоки Ишим и Тобол. На Иртыше действует плотина Бухтарминской ГЭС. Суммарная нагрузка на водную экосистему района уже на 21% превышает располагаемые водные ресурсы. К тому же вода Иртыша сильно загрязнена.
В Казахстане на реке Иртыш
построены и paботают Бухтарминская,
Усть-Каменогорская и
Балхаш-Алакольский гидроузел Казахстана также связан с Китаем. 54% притока озера Балхаш зависят от Китая. Более 50 % суммарного объема поверхностных вод Балхаша формируются в бассейне реки Или, большая их часть приходит с территории КНР.
В конце 1995 года в китайской прессе (в основном в газетах, выходящих в СУАР) стали появляться публикации, посвященные планам строительства канала Иртыш - Карамай общей протяженностью около 300 км с забором воды из Черного Иртыша для последующей переброски его в г. Карамай, один из центров нефтедобычи в Синьцзяне, и для увеличения площади орошаемых земель. Строительство канала началось в 1997 году и окончилось в 1999 году.
Параллельно со строительством Карамайского канала, правительством КНР принято решение о создании крупной базы товарного зерна в Или-Казахской автономной области СУАР, где валовой сбор зерна предполагается более чем удвоить и довести до уровня 5 млн. тонн в год, что предполагает дополнительный отбор еще 5 куб. км воды из рек Или и Иртыш для орошения новых площадей.
По сведениям Управления водообеспечения Министерства природных ресурсов РФ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР в 1997 году начаты работы по переброске части стока р. Черный Иртыш в безводные районы для обеспечения водоснабжения, орошения земель и закачки в нефтяные скважины . С этой целью строится канал протяженностью 300-450 км. В район города Карамай уже в 1999 году должна начаться подача воды до 400 млн.куб.метров, что позволит удовлетворить потребности в воде населения и оросить 33.3 тыс.га земель.
Последствия таких проектов ещё не просчитаны в целом. Оценка тех или иных действий КНР в отношении трансграничных с Казахстаном рек вызывает много споров и неоднозначных оценок. Особенно важно в этом отношении знать будет ли нанесён вред и какой России в случае дополнительного водозабора со стороны Китая. К тому же в случае экологической катастрофы, пострадают все приграничные страны и не только они.
По имеющейся у МИДа
РФ информации, нынешние (до 2020 г.) планы
КНР по использованию части стока
реки Иртыш подразумевают забор
до 1,0 куб. км воды в год, то есть до 12
% ежегодного среднего стока в 9,6 куб.
км в створе китайско-казахстанской
границы. Международное право не
содержит каких-либо обязательных норм
по ограничению забора воды, но подразумевается,
что он не должен превышать 50 %. Конвенция
ООН 1997 г. о праве несудоходных видов
использования международных