Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
вопросу.
Проблема трансграничных рек
Вторая проблема, которая до настоящего момента не нашла
окончательного решения, касается трансграничных рек, коих у
Казахстана с Китаем – 24. Шесть из них относятся к бассейну
р. Иртыш, семь – к бассейну р. Или, три – к бассейну р. Эмель
и восемь – к малым рекам гор Барлык. Суть проблемы – в том,
что для ряда регионов Казахстана планируемая в СУАР КНР ре-
ализация ирригационных проектов на рр. Или, Текес, Хоргос и
Черный Иртыш может обернуться экологической катастрофой.
C введением в эксплуатацию канала «Черный Иртыш – Кара-
май» китайская сторона начала осуществлять ежегодный забор
воды из Иртыша в объеме более 450 млн. куб. м.
На сегодняшний день для обеспечения добычи на разраба-
тываемом нефтяном месторождении в районе г. Карамай в год
китайская сторона осуществляет забор 800 млн. куб. м воды из
Иртыша, что составляет 35–37% от годового стока реки.
В перспективе предусмотрено увеличение водозабора до
1,5 млрд. куб. м. Для этого планируется строительство в течение
ближайших лет около 90 водных объектов, включающих 6 круп-
ных и 53 средних водохранилища, 8 водопроводов и различных
водоотводных каналов. В настоящее время сооружается водо-
хранилище в районе г. Алтая
(Алтайский округ Или-
притоков Иртыша – р. Кыран. Рассматривается проект строи-
тельства канала от р. Иртыш до г. Шавань (Тарбагатайский округ
Или-Казахской автономной области) [112].
Из бассейна Или китайская сторона орошает 400 тыс. га, и
в перспективе эта площадь, по информации заместителя пред-
седателя Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан А. Кеншимова, может быть увеличена до 600 тыс. га [113].
В 15 км выше от впадения р. Текес в р. Или в Синьцзяне уже
построено водохранилище Капчагай. Строительство началось
в 2001 г., сейчас водохранилище объемом 1,2 млрд. куб. м уже
почти полностью наполнилось водой. Китайцы говорят, что во-
доем нужен для орошения и гидроэнергетики, а казахстанцев он
убережет от будущих паводков и селей. Однако не стоит забывать
и о том, что объемы подачи воды в Казахстан по р. Или отныне
на 100% контролируются КНР [114].
Кроме того, в планах Китая – строительство плотины на
р. Кунес (высота – 174 м, объем – 6 млрд. куб. м). Обращает на
себя внимание и проект
строительства водоотводного
р. Или до р. Тарим на юге СУАР КНР.
В настоящее время идет строительство очередного водоот-
водного канала на р. Или: от Кенсая (Или-Казахская автономная
область) через перевал Боро-Хоро до местности Джин неподале-
ку от г. Боротола (Боротола-Монгольская автономная область).
В рамках этого проекта
планируется строительство
плотины и трехкаскадной ГЭС.
Также планируется направить водные ресурсы р. Или в
высыхающее соленое озеро Эби-Нур в Боротола-Монголь-
ской автономной области – путем переброски вод притоков
р. Или – рр. Кунес, Каш и Текес. Прогнозируется, что в бли- жайшей перспективе Китай может довести водозабор из Или до
70% от речного стока [115].
По мнению авторов, занимающихся данной проблемой, перспек-
тивы – довольно мрачные.
Расширенное использование
ничных рек со стороны Китая с большой вероятностью повлечет за
собой следующие негативные последствия для Казахстана:
• нарушение естественного
водного баланса и природного
нарушение естественного
равновесия в зоне озер Балхаш и Зайсан;
• увеличение естественной концентрации в воде вредных увеличение естественной концентрации в воде вредных
веществ, что сделает ее практически непригодной для хозяйс-
твенного и бытового потребления; • деградацию климата; деградацию климата;
• ухудшение эпидемиологической обстановки в этих регионах; ухудшение эпидемиологической обстановки в этих регионах;
• проблемы с водообеспечением прибрежных сел и городов; проблемы с водообеспечением прибрежных сел и городов;
• деградацию пастбищ; деградацию пастбищ;
• снижение урожайности
сельскохозяйственных культур; снижение
урожайности
• перспективу превращения в зоны экологического бедствия перспективу превращения в зоны экологического бедствия
одних из самых красивейших озер в стране с чистой пресной
водой;
• сокращение рыбных запасов и, как следствие, ликвидацию сокращение рыбных запасов и, как следствие, ликвидацию
источника существования жителей прибрежных поселков;
• возникновение в близлежащих регионах социальной напря- возникновение в близлежащих регионах социальной напря-
женности – как следствие
незанятости населения в
поселках [116].
Иную точку зрения высказывает начальник управления Коми-
тета по водным ресурсам Минсельхоза РК Балхаш-Алакольского
водохозяйственного управления Анара Тлеулесова, по мнению
которой, «…в том, что в реке воды стало меньше почти наполо-
вину, а некоторые притоки Или остались лишь нарисованными
на гидрокартах, виноваты сами казахстанцы». «…У китайского
водохранилища проектная мощность 1,2 млрд. кубометров воды,
а у нашего Капшагая 28 млрд. кубометров воды. У них водохра-
нилище чисто энергетическое, а наше многофунк-циональное
(энергетика, рыба, сельское
хозяйство). Три года назад китайцы
только начинали строить
эксплуатацию, рядом построили контррегулятор, с помощью
которого экономят воду. У нас же контррегулятор не появился
до сих пор, вода расходуется как попало» [117].
Правительство Казахстана включило проблему трансгра-
ничных рек в систему своих приоритетов еще в 1992 г., когда
китайской стороне был передан ряд предложений, касающихся
юридического закрепления
принципов совместного и
ного использования водных ресурсов трансграничных рек.
В 1994 г. КНР был передан
разработанный Казахстаном
межправительственного соглашения о сотрудничестве в этой сфере, относительно открытия судоходства по трансграничным
рекам – как для перевозки внешнеторговых грузов, так и для
развития туристического обмена. Все пять лет, пока в Пекине
«изучали вопрос», казахстанская сторона настоятельно призыва-
ла китайскую сторону начать переговорный процесс по данной
проблеме, поскольку катастрофичность экономических и эколо-
гических последствий для Казахстана вследствие одностороннего
наращивания китайской стороной водозабора в бассейнах рек
Или и Иртыш, была очевидна [118].
В 1997 г. ЦК КПК оперативно одобрил ценную инициативу с
мест. Согласно утвержденному правительством СУАР «Проекту
№ 635», был определен жесткий график работ по «повороту»
Черного Иртыша, который предполагалось осуществить не поз-
днее 1 октября 1999 г. Более того, аналогичные ирригационные
проекты были подготовлены в отношении других казахстанских
рек – Или и Текеса.
В конце 1998 г. Усть-Каменогорский городской маслихат забил
тревогу. Депутатам стало известно, что китайцы сооружают не
просто канал, а водовод 20-метровой ширины, который призван не
только насытить питьевой водой центральный Синьцзян, но и обес-
печить промышленной водой Карамайские нефтепромыслы. По расчетам китайских специалистов, планировалось забрать
20% всего водостока Черного Иртыша, но казахстанские экологи
утверждали, что потеря даже 5–6% уже приведет к экологической
катастрофе. Резко обмелеют озеро Зайсан и Бухтарминское водо-
хранилище. Российские специалисты также оценивали экологи-
ческие последствия очередного «проекта века» исключительно в
черных тонах – «огромному региону… размером с Францию…
грозит участь второго Арала» [119].
В январе 1999 г. к обсуждению проблемы подключились де-
путаты казахстанского Мажилиса. Приглашенный на заседание
министр иностранных дел К. Токаев не смог дать никаких разъяс-
нений – проблема есть, а какого бы то ни было договора с Китаем
о трансграничных реках – нет, «идут интенсивные переговоры» [120]. При этом министр несколько слукавил, на тот момент – ян-
варь 1999 г. – никаких переговоров еще не велось, Казахстан только
приглашал китайскую сторону приступить к ним.
В марте 1999 г., выступая в
Международном институте
Европы и Центральной Азии АОН КНР, посол Казахстана в Пекине,
К. Султанов, в предельно осторожной форме обозначил проблему
«трансграничных рек». Он указал, что в мировой практике и меж-
дународном праве принято
согласовывать вопросы
водопользования подобных объектов, составляются общие планы
и программы, подписываются документы. Скажем, тот же Дунай
протекает по доброй половине европейских стран, однако удалось
найти вариант, устраивающий все заинтересованные стороны, и
серьезных проблем никогда не возникало…
Китайские обществоведы и многочисленные официальные
лица выслушали казахстанского докладчика очень внимательно,
и пресс-служба МИД КНР сообщила, что «китайские ученые
согласились с мнением, что затягивание начала переговоров не
способствует улучшению двусторонних отношений» [121].
Учитывая сложность и деликатность проблемы, Президенту
Н. Назарбаеву в начале апреля 1999 г. пришлось обратиться к
Председателю КНР Цзян Цзэминю с личным посланием – с
предложением «…быстрее приступить к переговорам по раз-
решению вопросов о заборе воды на трансграничных реках, и,
прежде всего, на Черном Иртыше»
[122]. МИД КНР сообщил Астане, что
правительство Китая «…уже
жение. Консультации по нему, как ожидается, могут начаться в
первой половине нынешнего года» [123].
14 апреля 1999 г. вице-премьер – министр иностранных дел
Казахстана К. Токаев вновь обратил внимание посла КНР в
Республике Казахстан Ли Хуэйя на проблему Черного Иртыша,
услышав в ответ, что «в Пекине считают возможным приступить к
переговорам» где-то «в первой половине нынешнего года» [124].
5 мая 1999 г. прибывший в Пекин казахстанский посол по
особым поручениям Ибрагим Амангалиев и советник министра иностранных дел КНР Ма Яоу начали консультации по данной
проблеме [125]. Состоялось четыре раунда консультаций. В ходе
третьего раунда (Пекин, 23–30 мая 2000 г.) была достигнута
договоренность о создании между Республикой Казахстан и
Китайской Народной Республикой совместной рабочей группы
экспертов по трансграничным рекам.
*
Результатом этих консультаций стало подписание 12 сентября
2001 г. межправительственного «Соглашения о сотрудничестве в
сфере использования и охраны трансграничных рек», в котором сто-
роны договорились создать
казахстанско-китайскую
комиссию по использованию и охране трансграничных рек, «…от-
ветственную за разработку положения о ее деятельности и решение
соответствующих вопросов по реализации настоящего Соглашения»
[127]. 1 октября 2002 г.
соглашение вступило в силу. Положение
о «…рациональном
трансграничных рек» было закреплено и в «Договоре о добросо-
седстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан
и Китайской Народной Республикой», подписанном в Пекине 23
декабря 2002 г. При этом специально оговаривалось, что решаться
данный вопрос будет «…на основе соответствующих казахстан-
ско-китайских двусторонних соглашений» [128], что ограничи-
вало возможности Казахстана по привлечению к переговорному
процессу России, как одной из заинтересованных сторон.
В октябре 2004 г. в Алматы состоялось второе заседание
двусторонней комиссии. Главным итогом переговорного про-
цесса с китайской стороной стало подписание меморандума о
немедленном уведомлении сторон о стихийных явлениях на
трансграничных реках.
4 июля 2005 г. в Астане между Министерством сельского
хозяйства РК и Министерством водного хозяйства КНР было
подписано «Соглашение об экстренном уведомлении Сторон о
стихийных бедствиях на трансграничных реках» [129]. В совмес-
тной декларации об установлении и развитии стратегического
партнерства между Казахстаном и Китаем, подписанной по итогам
визита Ху Цзиньтао в Астану 4 июля 2005 г., также присутствовало
положение об «…обеспечении рационального использования и
охраны водных ресурсов трансграничных рек двух стран» [130]. В октябре 2005 г. в Шанхае состоялось третье заседание ка-
захстанско-китайской
охране трансграничных рек, в ходе которого стороны обсудили
вопросы расширения договорно-правовой базы в области транс-
граничных рек.
В январе 2006 г., во время визита в Астану заместителя пред-
седателя КНР Цзэн Цинхуна, Казахстан и Китай заявили о своей
готовности «…активизировать дальнейшее сотрудничество на
основе решений Совместной комиссии» [131].
В феврале 2006 г. заместитель председателя Комитета по вод-
ным ресурсам казахстанского Минсельхоза Амирхан Кеншимов заявил о том, что КНР дала «…принципиальное согласие на