Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

вопросу.

 

Проблема трансграничных рек

Вторая проблема, которая  до настоящего момента не нашла 

окончательного решения, касается трансграничных рек, коих у 

Казахстана с Китаем – 24. Шесть из них относятся к  бассейну

р. Иртыш, семь – к бассейну р. Или, три – к бассейну р. Эмель 

и восемь – к малым  рекам гор Барлык. Суть проблемы – в том,

что для ряда регионов Казахстана планируемая в СУАР КНР ре-

ализация ирригационных  проектов на рр. Или, Текес, Хоргос и 

Черный Иртыш может  обернуться экологической катастрофой.

C введением в эксплуатацию канала «Черный Иртыш – Кара-

май» китайская сторона  начала осуществлять ежегодный забор 

воды из Иртыша в объеме более 450 млн. куб. м.

На сегодняшний день для  обеспечения добычи на разраба-

тываемом нефтяном месторождении  в районе г. Карамай в год 

китайская сторона осуществляет забор 800 млн. куб. м воды из

Иртыша, что составляет 35–37% от годового стока реки.

В перспективе предусмотрено  увеличение водозабора до  

1,5 млрд. куб. м. Для этого  планируется строительство в  течение 

ближайших лет около 90 водных объектов, включающих 6 круп-

ных и 53 средних водохранилища, 8 водопроводов и различных 

водоотводных каналов. В  настоящее время сооружается  водо-

хранилище в районе г. Алтая (Алтайский округ Или-Казахской  автономной области СУАР КНР) – для  отвода одного из крупных 

притоков Иртыша – р. Кыран. Рассматривается проект строи-

тельства канала от р. Иртыш  до г. Шавань (Тарбагатайский округ 

Или-Казахской автономной области) [112].

Из бассейна Или китайская  сторона орошает 400 тыс. га, и 

в перспективе эта площадь, по информации заместителя пред-

седателя Комитета по водным ресурсам Республики Казахстан   А. Кеншимова, может быть увеличена  до 600 тыс. га [113].  

В 15 км выше от впадения р. Текес  в р. Или в Синьцзяне уже 

построено водохранилище  Капчагай. Строительство началось

в 2001 г., сейчас водохранилище  объемом 1,2 млрд. куб. м уже 

почти полностью наполнилось  водой. Китайцы говорят, что во-

доем нужен для орошения и гидроэнергетики, а казахстанцев он

убережет от будущих паводков и селей. Однако не стоит забывать

и о том, что объемы подачи воды в Казахстан по р. Или отныне

на 100% контролируются КНР [114].

Кроме того, в планах Китая  – строительство плотины на  

р. Кунес (высота – 174 м, объем  – 6 млрд. куб. м). Обращает на

себя внимание и проект строительства водоотводного канала от

р. Или до р. Тарим на юге  СУАР КНР.

В настоящее время идет строительство очередного водоот-

водного канала на р. Или: от Кенсая (Или-Казахская автономная

область) через перевал  Боро-Хоро до местности Джин неподале-

ку от г. Боротола (Боротола-Монгольская  автономная область).  

В рамках этого проекта  планируется строительство крупной 

плотины и трехкаскадной  ГЭС.

Также планируется направить  водные ресурсы р. Или в 

высыхающее соленое озеро  Эби-Нур в Боротола-Монголь-

ской автономной области  – путем переброски вод притоков  

р. Или  – рр.  Кунес, Каш и Текес. Прогнозируется, что  в бли- жайшей перспективе Китай  может довести водозабор из Или  до

70% от речного стока  [115].

По мнению авторов, занимающихся данной проблемой, перспек-

тивы – довольно мрачные. Расширенное использование трансгра-

ничных рек со стороны  Китая с большой вероятностью повлечет за

собой следующие негативные последствия для Казахстана:

• нарушение естественного  водного баланса и природного нарушение естественного водного  баланса и природного

равновесия в зоне озер Балхаш и Зайсан;

• увеличение естественной концентрации в воде вредных увеличение естественной концентрации в воде вредных 

веществ, что сделает ее практически непригодной для  хозяйс-

твенного и бытового потребления; • деградацию климата; деградацию климата;

• ухудшение эпидемиологической обстановки в этих регионах; ухудшение  эпидемиологической обстановки в этих регионах;

• проблемы с водообеспечением прибрежных сел и городов; проблемы с водообеспечением прибрежных сел  и городов;

• деградацию пастбищ; деградацию пастбищ;

• снижение урожайности  сельскохозяйственных культур; снижение урожайности сельскохозяйственных культур;

• перспективу превращения  в зоны экологического бедствия перспективу  превращения в зоны экологического бедствия

одних из самых красивейших  озер в стране с чистой пресной 

водой;

• сокращение рыбных запасов  и, как следствие, ликвидацию сокращение рыбных запасов и, как следствие, ликвидацию

источника существования  жителей прибрежных поселков;

• возникновение в близлежащих  регионах социальной напря- возникновение  в близлежащих регионах социальной напря-

женности – как следствие  незанятости населения в близлежащих

поселках [116].

Иную точку зрения высказывает  начальник управления Коми-

тета по водным ресурсам Минсельхоза РК Балхаш-Алакольского

водохозяйственного управления Анара Тлеулесова, по мнению

которой, «…в том, что  в реке воды стало меньше почти  наполо-

вину, а некоторые притоки  Или остались лишь нарисованными 

на гидрокартах, виноваты сами казахстанцы». «…У китайского

водохранилища проектная  мощность 1,2 млрд. кубометров воды,

а у нашего Капшагая 28 млрд. кубометров воды. У них водохра-

нилище чисто энергетическое, а наше многофунк-циональное

(энергетика, рыба, сельское  хозяйство). Три года назад китайцы  только начинали строить плотину,  а уже в этом году ввели  в 

эксплуатацию, рядом построили  контррегулятор, с помощью 

которого экономят воду. У нас же контррегулятор не появился

до сих пор, вода расходуется  как попало» [117].

Правительство Казахстана включило проблему трансгра-

ничных рек в систему  своих приоритетов еще в 1992 г., когда 

китайской стороне был  передан ряд предложений, касающихся

юридического закрепления  принципов совместного и рациональ-

ного использования водных ресурсов трансграничных рек.

В 1994 г. КНР был передан  разработанный Казахстаном проект

межправительственного соглашения о сотрудничестве в этой сфере, относительно открытия судоходства по трансграничным

рекам – как для перевозки  внешнеторговых грузов, так и для 

развития туристического обмена. Все пять лет, пока в Пекине

«изучали вопрос», казахстанская  сторона настоятельно призыва-

ла китайскую сторону  начать переговорный процесс по данной

проблеме, поскольку катастрофичность экономических и эколо-

гических последствий  для Казахстана вследствие одностороннего

наращивания китайской стороной водозабора в бассейнах рек 

Или и Иртыш, была очевидна [118].

В 1997 г. ЦК КПК оперативно одобрил ценную инициативу с 

мест. Согласно утвержденному  правительством СУАР «Проекту

№ 635», был определен жесткий  график работ по «повороту»

Черного Иртыша, который  предполагалось осуществить не поз-

днее 1 октября 1999 г. Более  того, аналогичные ирригационные 

проекты были подготовлены в отношении других казахстанских 

рек – Или и Текеса.

В конце 1998 г. Усть-Каменогорский  городской маслихат забил 

тревогу. Депутатам стало  известно, что китайцы сооружают  не

просто канал, а водовод 20-метровой ширины, который призван  не

только насытить питьевой водой центральный Синьцзян, но и  обес-

печить промышленной водой  Карамайские нефтепромыслы. По расчетам китайских специалистов, планировалось  забрать 

20% всего водостока Черного  Иртыша, но казахстанские экологи 

утверждали, что потеря даже 5–6% уже приведет к экологической 

катастрофе. Резко обмелеют озеро Зайсан и Бухтарминское  водо-

хранилище. Российские специалисты  также оценивали экологи-

ческие последствия очередного «проекта века» исключительно в 

черных тонах – «огромному региону… размером с Францию…

грозит участь второго  Арала» [119].

В январе 1999 г. к обсуждению проблемы подключились де-

путаты казахстанского Мажилиса. Приглашенный на заседание 

министр иностранных дел  К. Токаев не смог дать никаких разъяс-

нений – проблема есть, а  какого бы то ни было договора с Китаем

о трансграничных реках –  нет, «идут интенсивные переговоры» [120]. При этом министр несколько  слукавил, на тот момент – ян-

варь 1999 г. – никаких переговоров  еще не велось, Казахстан только

приглашал китайскую сторону  приступить к ним.

В марте 1999 г., выступая в  Международном институте Восточной 

Европы и Центральной  Азии АОН КНР, посол Казахстана в  Пекине,  

К. Султанов, в предельно  осторожной форме обозначил проблему

«трансграничных рек». Он указал, что в мировой практике и меж-

дународном праве принято  согласовывать вопросы совместного 

водопользования подобных объектов, составляются общие планы 

и программы, подписываются  документы. Скажем, тот же Дунай 

протекает по доброй половине европейских стран, однако удалось 

найти вариант, устраивающий все заинтересованные стороны, и 

серьезных проблем никогда  не возникало…

Китайские обществоведы и  многочисленные официальные 

лица выслушали казахстанского докладчика очень внимательно,

и пресс-служба МИД КНР  сообщила, что «китайские ученые

согласились с мнением, что  затягивание начала переговоров  не

способствует улучшению  двусторонних отношений» [121].

Учитывая сложность и  деликатность проблемы, Президенту

Н. Назарбаеву в начале апреля 1999 г. пришлось обратиться к 

Председателю КНР Цзян Цзэминю с личным посланием –  с 

предложением «…быстрее  приступить к переговорам по раз-

решению вопросов о заборе воды на трансграничных реках, и,

прежде всего, на Черном Иртыше» [122]. МИД КНР сообщил Астане, что  правительство Китая «…уже изучает  это предло-

жение. Консультации по нему, как ожидается, могут начаться в

первой половине нынешнего  года» [123].

14 апреля 1999 г. вице-премьер  – министр иностранных дел

Казахстана К. Токаев вновь  обратил внимание посла КНР в 

Республике Казахстан  Ли Хуэйя на проблему Черного Иртыша,

услышав в ответ, что «в Пекине считают возможным приступить к

переговорам» где-то «в первой половине нынешнего года» [124].

5 мая 1999 г. прибывший  в Пекин казахстанский посол  по 

особым поручениям Ибрагим  Амангалиев и советник министра иностранных  дел КНР Ма Яоу начали консультации по данной

проблеме [125]. Состоялось четыре раунда консультаций. В ходе

третьего раунда (Пекин, 23–30 мая 2000 г.) была достигнута

договоренность о создании между Республикой Казахстан  и 

Китайской Народной Республикой  совместной рабочей группы

экспертов по трансграничным рекам.

*

Результатом этих консультаций стало подписание 12 сентября

2001  г. межправительственного  «Соглашения о сотрудничестве  в 

сфере использования и  охраны трансграничных рек», в котором  сто-

роны договорились создать  казахстанско-китайскую Совместную

комиссию по использованию  и охране трансграничных рек, «…от-

ветственную за разработку положения о ее деятельности и  решение 

соответствующих вопросов по реализации настоящего Соглашения» 

[127]. 1 октября 2002  г.  соглашение вступило в силу. Положение  о «…рациональном использовании  и охране 

трансграничных рек» было закреплено и в «Договоре о  добросо-

седстве, дружбе и сотрудничестве между Республикой Казахстан 

и Китайской Народной Республикой», подписанном в Пекине 23

декабря 2002 г. При этом специально оговаривалось, что решаться

данный вопрос будет «…на основе соответствующих казахстан-

ско-китайских двусторонних соглашений» [128], что ограничи-

вало возможности Казахстана по привлечению к переговорному 

процессу России, как одной  из заинтересованных сторон.

В октябре 2004 г. в Алматы состоялось второе заседание 

двусторонней комиссии. Главным  итогом переговорного про-

цесса с китайской стороной стало подписание меморандума о 

немедленном уведомлении  сторон о стихийных явлениях на

трансграничных реках.

4 июля 2005 г. в Астане  между Министерством сельского 

хозяйства РК и Министерством  водного хозяйства КНР было

подписано «Соглашение об экстренном уведомлении Сторон о 

стихийных бедствиях на трансграничных реках» [129]. В совмес-

тной декларации об установлении и развитии стратегического 

партнерства между Казахстаном  и Китаем, подписанной по итогам

визита Ху Цзиньтао в Астану 4 июля 2005 г., также присутствовало

положение об «…обеспечении  рационального использования и 

охраны водных ресурсов трансграничных рек двух стран» [130]. В октябре 2005 г. в Шанхае состоялось третье заседание  ка-

захстанско-китайской совместной комиссии по использованию и 

охране трансграничных рек, в ходе которого стороны обсудили

вопросы расширения договорно-правовой базы в области транс-

граничных рек.

В январе 2006 г., во время визита в Астану заместителя пред-

седателя КНР Цзэн Цинхуна, Казахстан и Китай заявили  о своей 

готовности «…активизировать дальнейшее сотрудничество на

основе решений Совместной комиссии» [131].

В феврале 2006 г. заместитель  председателя Комитета по вод-

ным ресурсам казахстанского Минсельхоза Амирхан Кеншимов заявил о том, что КНР дала «…принципиальное согласие на

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения