Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

Китай располагает одним  мощнейшим «магнитом», притягивающим  иностранный капитал. Это - крупные масштабы внутреннего рынка,   непрерывно  развивающегося  по  мере индустриализации страны. Казахстан не располагает достаточно внушительным внутренним рынком.

- Ситуация в Казахстане  во всех отношениях отлична  от китайской и стоимость рабочей  силы казахстанцев намного превышает  показатели в КНР. Нет у Казахстана  проблем с 50-60-миллионной диаспорой  с экспортной ориентацией ее  предпринимательской деятельности.

В отличие от Китая Казахстан  представляет интерес для иностранных  вкладчиков капитала, главным образом, в двух аспектах - как страна, располагающая огромными природными ресурсами, в первую очередь нефти,  газа, различных руд. Второй аспект связан с широкими потребностями казахстанского населения и низкой степени производства казахстанской продукции народного потребления для их удовлетворения.

- КНР также заинтересована  в Казахстане как в поставщике  природных ресурсов и сбыте  китайских товаров, так и сфере,  где реализуются реально стратегии  китайского мелкого бизнеса. К  тому же сегодняшние 1 млрд. долларов  США казахстанского товарооборота  с КНР и намеченные на перспективу  объемы – это суммы мизерные для КНР, если говорить о мировых объемах его внешнеторгового оборота. В числе географических ориентиров очень много государств и помимо Казахстана, торговая связь с которыми для КНР является определяющим в торговле. В этом отношении китайский, территориально тяготеющий или трансграничный капитал служит позитивным импульсом и приоритетом.

- Страны существенно различаются  по основам внешней политики: Казахстан является более открытой страной для внешнего мира, чем КНР. Для использования внутреннего рынка Казахстана в своих интересах зарубежным инвесторам нет большого смысла создавать на его территории свои предприятия, достаточно наращивать мощности имеющихся заводов и фабрик, например, на территории других стран и, используя товарные марки авторитетных фирм для производства продукции, например, в КНР с последующей ее поставкой в Казахстан. Так, в настоящее время немало товаров западных фирм, реализующихся в Казахстане, которые произведены на территории КНР.

В КНР, наоборот, из-за существующих таможенных пошлин и квот, больших  расстояний, необходимых для поставок из других стран, ситуация иная: есть экономический  смысл создавать производство товаров  для внутреннего рынка непосредственно  на территории этой страны. Как следствие - предприятия с иностранным капталом за истекшие годы успели захватить  довольно крупные сегменты внутреннего  рынка КНР.

Многочисленные факты, раскрывающие многогранность связей между странами в диссертации позволяют сделать, по меньшей мере, два важных вывода. Ограничители в развитии экономических  отношений двух стран существуют, и они весьма существенны. Вместе с тем складывается  впечатление, что перспективы  во внешнеэкономических отношениях Китая и Казахстана не так уж и широки, как их представляют эксперты.

В силу значительно более  высокого уровня и качества жизни  населения  Казахстана КНР не может  сравниться с ним, поскольку число  одних только безработных и не полностью занятых   превышает  все население Казахстана. Поэтому  с точки зрения организации экспортного  производства, привлекательность Казахстана для иностранного капитала существенно  уступает КНР. К тому же континентальность  расположения Казахстана, а также  узость емкости рынка ограничивают возможности массового прихода  иностранных инвесторов в качестве возможного производителя дешевых  товаров массового  спроса для  мирового рынка.

В этом смысле для крупного иностранного вкладчика капиталов  это служит ограничительным фактором. Однако данную проблему можно нивелировать посредством участия и развития крупных международных совместных стратегических проектов. Не маловажное влияние на это оказывает ШОС, в ходе становления которого возрастает возможность наращивания не только торговых, но и инвестиционных потоков, широкого ассортимента услуг и т.д.

Крупномасштабные проекты  экономического сотрудничества между  Казахстаном и Китаем не могут  не опираться на высокую обоюдную заинтересованность в их реализации. В частности, Китаю грозят серьезные  кризисные ситуации в ресурсном  обеспечении, прежде всего, в энергетической области. Так, эксперты утверждают, что  у Китая нет ни с одной страной  столь масштабной совместной энергетической программы, как с Казахстаном. Это  демонстрирует очень высокий  уровень доверия стран и  резерв политической стабильности в международных  отношениях.

Тем не менее, современные  масштабы, динамика, структура и  географическое распределение внешней  торговли Казахстана не соответствуют  реальному экономическому потенциалу страны.

В ходе исследования было установлено, что сотрудничество КНР и Казахстана может сложиться и развиться  до определенной степени в сферах энергетики, транспорта и политики. Как  уже  упоминалось, Китай  для  поддержания экономического роста  нуждается в энергетических ресурсах, которые ему может предоставить Казахстан. Автор работы, также придерживается мнения, что возможность гигантского  расширения товарооборота в будущем  не реальна. На наш взгляд, казахстанский рынок уже в достаточной степени насыщен товарами китайского производства (часто не высокого качества), и дальнейшее расширение товарооборота приведет к затовариванию.

В настоящее время состояние  экономических связей Казахстана и  КНР не удовлетворяет обе стороны, и они стремятся взаимными  усилиями исправить положение -  расширить  друг с другом экономические  отношения. Тому есть благоприятные  предпосылки, как протяженная общая граница, невысокие транспортные расходы, обоюдная заинтересованность в ускорении хозяйственного развития соседних регионов, взаимодополняемость экономических комплексов.

Думается, что внешняя  торговля может развиваться в  одностороннем порядке - в виде экспорта из Казахстана. Так, в 2008г. на Китай приходится 66% экспорта казахстанской сырой нефти и полезных ископаемых, из которых нефть составила 53%, железная, хромовая и медные руды составили 8%. На долю продуктов переработки приходится 34%, из которых 90% являются промышленно сырьевой продукцией, включая изделия из металла (медь, цинк, железо-хром диски, кусок рельсовой стали, т.д.),  составляющие 56%,  урана - 8%, изделий из кожи - 14 %, шерсть, шерстяные ткани -  2%.

Понятно, что развитие торговли между Казахстаном и КНР требует  совершенствования товарооборота. Одна из  особенностей   казахстанско-китайских   торгово-экономических отношений  заключается в том, что они  развиваются в значительной степени  по линии межрегиональной приграничной торговли, на которую приходится около 60 % взаимного товарооборота. КНР достигла больших успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, а также металлургии. Однако дальнейшее их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры. Мощности тяжелой промышленности, которыми располагает Китай, не в состоянии обеспечить достижения намечаемых целей по приоритетному развитию отраслей инфраструктуры. Потому формы и темпы интеграции в мировое хозяйство в новом тысячелетии будут во многом зависеть от совершенствования торгово-экономических связей с крупными странами.

Правительства КНР и Республики Казахстан 12 апреля 2008 года приняли  Совместную декларацию, в которой  выражена готовность к неуклонному  углублению двусторонних отношений  и активизации координации и  взаимодействия в решении международных  проблем на основе принципа "Дружба из поколения в поколение, Добрососедство, Взаимодоверие и тесное сотрудничество".

Соответственно, к 2015 году стороны  намерены увеличить объем двустороннего  внешнеторгового оборота до 15 млрд. долл. США и приступить к использованию  газопровода Китай - Казахстан к  концу 2009 года. Стороны  направляют общие усилия на активизацию обменов  и сотрудничества в рамках ШОС, превратившейся в эффективный механизм содействия стабильности в регионе Центральной  Азии 

 

3.2. Сотрудничество в рамках ШОС

Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в регионе происходит, главным образом, в рамках “Шанхайского форума”. “Шанхайский форум” возник из советско-китайской Комиссии по пограничным вопросам. На первой встрече глав государств в 1996 году была подписана “Декларация о принципах решения пограничных проблем”. А в 1997 году заключено пятистороннее “соглашение о мерах доверия в военной области и сокращении вооруженных сил в районе совместной границы”. Во исполнение этих соглашений был урегулирован вопрос о казахстанско-китайской границе, а также ведутся переговоры по этому вопросу между другими участниками.

Согласно Шанхайскому  и Московскому соглашениям было произведено сокращение войск пяти стран в 100-километровой полосе вдоль  линии совместной границы, установлен порядок постоянных уведомлений  сторон о проведении войсковых учений в пограничной зоне с участием, при необходимости, военных наблюдателей сопредельного государства.

В Душанбинской Декларации 2000 года страны-члены сделали политическое заявление о необходимости многополюсного мира и готовности дать отпор мировому гегемонизму.

Нынешние цели “Шанхайского Форума” – борьба с этническим сепаратизмом, повышение мер доверия  в военной области, противостояние международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и торговле оружием.

Государства выработали общую  позицию по вопросам ПРО, о требовании усиления роли ООН в разрешении международных  проблем, о невмешательстве во внутренние дела других государств под предлогом  нарушения там прав человека и  др.

По мнению экспертов, “Шанхайский  Форум” положил начало образованию  нового Евразийского полюса. Создается  новый центр влияния, который  неизбежно будет расширять сферу  своей ответственности. “Шанхайская  пятерка” все боле приобретает черты  региональной организации по типу АСЕАН, планирует создание собственных  антитеррористических структур. Не исключается, что в рамках этих структур могут  появиться, например, миротворческие силы пяти государств. Более подробно этот вопрос будет обсуждаться в ходе заседаний Бишкекской Группы – руководителей  правоохранительных структур и спецслужб  Пятерки.Несомненно, это усилит роль организации на международной арене.

Китай и Казахстан являются активными участниками этой организации.

В целом необходимо отметить следующее. Если в первой половине 90-х  годов в политике КНР в отношении  Казахстана преобладали экономические  интересы, то в настоящее время  ситуация качественно изменилась. Во главу угла стали ставиться не только экономические, но и геостратегические  интересы. Именно этим можно объяснить  переход на новый качественный уровень  отношений КНР с РК, а также  постановку на первый план вопросов коллективной безопасности и борьбы с исламским  фундаментализмом.

Китай стремится  к реализации следующих задач:

1. Безусловно, после обретения  независимости центральноазиатскими  государствами Китай, как одно  из сильных государств региона,  преследует цели достижения лидерства  и возможности влиять на процессы, происходящие там.

Доказательством того, что  КНР крайне важно укрепить свое влияние  в регионе может служить прекращение  ядерных испытаний на полигоне Лобнор и предоставление гарантии ядерной  безопасности Казахстану и Киргизии.

В рамках Шанхайского Форума и СВМДА Китай поддерживает инициативу государств по созданию безъядерной  зоны в регионе.

Китай озабочен тем, смогут ли центральноазиатские страны, в  том числе Казахстан, без помощи России самостоятельно обеспечить эффективную  охрану границ, чтобы не допустить  в СУАР уйгурских и дунганских диссидентов, а также антиханьски  настроенных мусульманских проповедников, поддерживаемых США и НАТО, в целях  дестабилизации политической обстановки на северо-западе Китая.

2. Нельзя забывать, что  ситуация в СУАР остается угрожающей  для КНР. Сепаратистские тенденции  тормозят освоение богатого полезными  ископаемыми региона, а также  подрывают авторитет Китая на  международной арене. Власти Китая имеют подозрения, что уйгурские сепаратисты налаживают связи с талибами и чеченскими боевиками. Объединение усилий не одного, а нескольких государств позволит большими силами и в меньшие сроки достичь стабилизации в регионе. К тому же от уйгурского сепаратизма страдает не один Китай. В последнее время эта проблема касается и Киргизии, в которой уйгуры были лишены прав активно участвовать в государственной жизни.

В ряде средств массовой информации Казахстана была опубликована информация, в которой подписание Шанхайского коммюнике связывалось  с ужесточением курса национальной политики Китая в соседнем СУАР.

Беспокоит Китай и непрерывная  война в Афганистане, связанная  с ней проблема беженцев. Полагая, что решение этого вопроса  невозможно военными методами, Китай  разделяет мнение других государств о том, что до урегулирования ситуации еще далеко. Поэтому Китай надеется найти транспортные пути в обход  Афганистана.

3. Необходимо также учитывать,  что уровень жизни в Китае  очень низкий, существует демографическая  проблема и одним из выходов  для снятия напряжения внутри  Китая является то, что называют  в Казахстане и в России  “китайской угрозой”, то есть  миграция китайского населения.  Кроме возможности расселения  и решения проблемы нехватки  пространства, государства Центральной  Азии представляют собой прекрасный  рынок сбыта китайских товаров,  что успешно осуществляется китайскими  предпринимателями.

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения