Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
Китай располагает одним мощнейшим «магнитом», притягивающим иностранный капитал. Это - крупные масштабы внутреннего рынка, непрерывно развивающегося по мере индустриализации страны. Казахстан не располагает достаточно внушительным внутренним рынком.
- Ситуация в Казахстане
во всех отношениях отлична
от китайской и стоимость
В отличие от Китая Казахстан представляет интерес для иностранных вкладчиков капитала, главным образом, в двух аспектах - как страна, располагающая огромными природными ресурсами, в первую очередь нефти, газа, различных руд. Второй аспект связан с широкими потребностями казахстанского населения и низкой степени производства казахстанской продукции народного потребления для их удовлетворения.
- КНР также заинтересована
в Казахстане как в поставщике
природных ресурсов и сбыте
китайских товаров, так и
- Страны существенно
В КНР, наоборот, из-за существующих
таможенных пошлин и квот, больших
расстояний, необходимых для поставок
из других стран, ситуация иная: есть экономический
смысл создавать производство товаров
для внутреннего рынка
Многочисленные факты, раскрывающие
многогранность связей между странами
в диссертации позволяют
В силу значительно более высокого уровня и качества жизни населения Казахстана КНР не может сравниться с ним, поскольку число одних только безработных и не полностью занятых превышает все население Казахстана. Поэтому с точки зрения организации экспортного производства, привлекательность Казахстана для иностранного капитала существенно уступает КНР. К тому же континентальность расположения Казахстана, а также узость емкости рынка ограничивают возможности массового прихода иностранных инвесторов в качестве возможного производителя дешевых товаров массового спроса для мирового рынка.
В этом смысле для крупного
иностранного вкладчика капиталов
это служит ограничительным фактором.
Однако данную проблему можно нивелировать
посредством участия и развития
крупных международных
Крупномасштабные проекты экономического сотрудничества между Казахстаном и Китаем не могут не опираться на высокую обоюдную заинтересованность в их реализации. В частности, Китаю грозят серьезные кризисные ситуации в ресурсном обеспечении, прежде всего, в энергетической области. Так, эксперты утверждают, что у Китая нет ни с одной страной столь масштабной совместной энергетической программы, как с Казахстаном. Это демонстрирует очень высокий уровень доверия стран и резерв политической стабильности в международных отношениях.
Тем не менее, современные масштабы, динамика, структура и географическое распределение внешней торговли Казахстана не соответствуют реальному экономическому потенциалу страны.
В ходе исследования было установлено, что сотрудничество КНР и Казахстана может сложиться и развиться до определенной степени в сферах энергетики, транспорта и политики. Как уже упоминалось, Китай для поддержания экономического роста нуждается в энергетических ресурсах, которые ему может предоставить Казахстан. Автор работы, также придерживается мнения, что возможность гигантского расширения товарооборота в будущем не реальна. На наш взгляд, казахстанский рынок уже в достаточной степени насыщен товарами китайского производства (часто не высокого качества), и дальнейшее расширение товарооборота приведет к затовариванию.
В настоящее время состояние экономических связей Казахстана и КНР не удовлетворяет обе стороны, и они стремятся взаимными усилиями исправить положение - расширить друг с другом экономические отношения. Тому есть благоприятные предпосылки, как протяженная общая граница, невысокие транспортные расходы, обоюдная заинтересованность в ускорении хозяйственного развития соседних регионов, взаимодополняемость экономических комплексов.
Думается, что внешняя торговля может развиваться в одностороннем порядке - в виде экспорта из Казахстана. Так, в 2008г. на Китай приходится 66% экспорта казахстанской сырой нефти и полезных ископаемых, из которых нефть составила 53%, железная, хромовая и медные руды составили 8%. На долю продуктов переработки приходится 34%, из которых 90% являются промышленно сырьевой продукцией, включая изделия из металла (медь, цинк, железо-хром диски, кусок рельсовой стали, т.д.), составляющие 56%, урана - 8%, изделий из кожи - 14 %, шерсть, шерстяные ткани - 2%.
Понятно, что развитие торговли
между Казахстаном и КНР
Правительства КНР и Республики Казахстан 12 апреля 2008 года приняли Совместную декларацию, в которой выражена готовность к неуклонному углублению двусторонних отношений и активизации координации и взаимодействия в решении международных проблем на основе принципа "Дружба из поколения в поколение, Добрососедство, Взаимодоверие и тесное сотрудничество".
Соответственно, к 2015 году стороны намерены увеличить объем двустороннего внешнеторгового оборота до 15 млрд. долл. США и приступить к использованию газопровода Китай - Казахстан к концу 2009 года. Стороны направляют общие усилия на активизацию обменов и сотрудничества в рамках ШОС, превратившейся в эффективный механизм содействия стабильности в регионе Центральной Азии
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Сотрудничество в сфере обеспечения безопасности в регионе происходит, главным образом, в рамках “Шанхайского форума”. “Шанхайский форум” возник из советско-китайской Комиссии по пограничным вопросам. На первой встрече глав государств в 1996 году была подписана “Декларация о принципах решения пограничных проблем”. А в 1997 году заключено пятистороннее “соглашение о мерах доверия в военной области и сокращении вооруженных сил в районе совместной границы”. Во исполнение этих соглашений был урегулирован вопрос о казахстанско-китайской границе, а также ведутся переговоры по этому вопросу между другими участниками.
Согласно Шанхайскому и Московскому соглашениям было произведено сокращение войск пяти стран в 100-километровой полосе вдоль линии совместной границы, установлен порядок постоянных уведомлений сторон о проведении войсковых учений в пограничной зоне с участием, при необходимости, военных наблюдателей сопредельного государства.
В Душанбинской Декларации
2000 года страны-члены сделали
Нынешние цели “Шанхайского Форума” – борьба с этническим сепаратизмом, повышение мер доверия в военной области, противостояние международному терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и торговле оружием.
Государства выработали общую позицию по вопросам ПРО, о требовании усиления роли ООН в разрешении международных проблем, о невмешательстве во внутренние дела других государств под предлогом нарушения там прав человека и др.
По мнению экспертов, “Шанхайский
Форум” положил начало образованию
нового Евразийского полюса. Создается
новый центр влияния, который
неизбежно будет расширять
Китай и Казахстан являются активными участниками этой организации.
В целом необходимо отметить следующее. Если в первой половине 90-х годов в политике КНР в отношении Казахстана преобладали экономические интересы, то в настоящее время ситуация качественно изменилась. Во главу угла стали ставиться не только экономические, но и геостратегические интересы. Именно этим можно объяснить переход на новый качественный уровень отношений КНР с РК, а также постановку на первый план вопросов коллективной безопасности и борьбы с исламским фундаментализмом.
Китай стремится к реализации следующих задач:
1. Безусловно, после обретения
независимости
Доказательством того, что
КНР крайне важно укрепить свое влияние
в регионе может служить
В рамках Шанхайского Форума и СВМДА Китай поддерживает инициативу государств по созданию безъядерной зоны в регионе.
Китай озабочен тем, смогут
ли центральноазиатские страны, в
том числе Казахстан, без помощи
России самостоятельно обеспечить эффективную
охрану границ, чтобы не допустить
в СУАР уйгурских и дунганских
диссидентов, а также антиханьски
настроенных мусульманских
2. Нельзя забывать, что
ситуация в СУАР остается
В ряде средств массовой
информации Казахстана была опубликована
информация, в которой подписание
Шанхайского коммюнике
Беспокоит Китай и непрерывная война в Афганистане, связанная с ней проблема беженцев. Полагая, что решение этого вопроса невозможно военными методами, Китай разделяет мнение других государств о том, что до урегулирования ситуации еще далеко. Поэтому Китай надеется найти транспортные пути в обход Афганистана.
3. Необходимо также учитывать,
что уровень жизни в Китае
очень низкий, существует демографическая
проблема и одним из выходов
для снятия напряжения внутри
Китая является то, что называют
в Казахстане и в России
“китайской угрозой”, то есть
миграция китайского населения.