Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

Одним из условий обеспечения  стабильности в регионе СУАР является его успешное экономическое развитие. Учитывая сложность ситуации, Китай  принял решение о развитии Синьцзяна  не только внутри, но и снаружи. В  июле 2000 года в ходе саммита Шанхайской Пятерки на встрече глав двух государств (Китая и Казахстана) было достигнуто соглашение о привлечении граничащих с СУАР КНР стран к проектам экономического развития западных территорий Китая. КНР “убивает этим два зайца”: присутствие иностранного капитала будет способствовать стабилизации обстановки в СУАР, но эти капиталы будут столь незначительны, что  не смогут составить угрозы влиянию  центра в регионе.

Для Казахстана вопрос участия в деятельности “Шанхайского форума” также является одним  из ключевых вопросов внешней политики.

По мнению директора Казахстанского института стратегических исследований М.С. Ашимбаева, сегодня для Казахстана целесообразно инициировать ряд  мер, направленных на активизацию деятельности в рамках “Шанхайского форума”, изменение  его статуса и функциональной направленности, наполнение его новым  содержанием, и, в конечном итоге, превращение  “Шанхайского форума” в важный элемент системы региональной безопасности.

В целом, “Шанхайский форум” для РК может стать эффективным  инструментом в достижении ряда геополитических  целей. Во-первых, данное объединение  – это наиболее приемлемый инструмент для определенного интегрирования Китая в систему региональной безопасности, что важно для казахстанской  стороны в двух аспектах:

1. Тактический аспект. Существенной  задачей является привлечение  ресурсов Китая для борьбы  с экстремизмом, терроризмом, наркобизнесом,  контрабандой оружия и незаконной  миграцией в регионе.

Нестабильная обстановка в граничащим с Казахстаном СУАР КНР беспокоит и Казахстан  так как на его территории располагаются  штабы религиозных уйгурских  группировок. Это существенно осложняет  взаимоотношения между государствами.

Однако есть и положительные  моменты для Казахстана. Например, для поддержания оборонных сил  Казахстана в том состоянии, в  котором они могут противостоять  уйгурскому сепаратизму, Китай вынужден предоставлять государству кредиты. Так в апреле 2000 года Китай и  Казахстан подписали два соглашения о материально-технической помощи казахстанским вооруженным силам  на общую сумму 11 млн. юаней (около 1 млн. $). При этом обе стороны подчеркнули  необходимость борьбы с религиозным  экстремизмом.

Хотя в долгосрочной перспективе, несомненно, наличие сепаратизма  препятствует развитию взаимоотношений, в краткосрочной – является объединяющим фактором.

2. Стратегический аспект. В долгосрочном плане для Казахстана  важно, чтобы Китай был связан  с РК рядом договоренностей,  в том числе, экономического  порядка. 

В частности, и Казахстану и Китаю выгодно развитие инфраструктуры в регионе и осуществление  проекта ТРАСЕКИ (возрождения великого Шелкового пути). А это зависит  не только от двустороннего развития отношений, так и от взаимодействия всех государств Шанхайского Форума в целом. Имеет значение и проект строительства нефтепровода Западный Казахстан-Китай. Казахстанская сторона  видит его осуществление одной  из приоритетов внешней политики после завершения мирного процесса в регионе. Однако Китай, провозглашая этот нефтепровод одной из первостепенных задач внешней политики, ссылается на нестабильность обстановки в регионе и оттягивает начало работ (проект требует больших финансовых затрат).

Таким образом, среди приоритетных сфер взаимодействия двух государств в рамках Шанхайского Форума можно  отметить:

Совместное решение проблемы уйгурского сепаратизма и религиозного экстремизма, беспорядков на границе  и т.п.

Создание условий для  успешного развития двусторонних экономических  отношений с перспективой экономической  интеграции.

Повышение авторитета на международной  арене.

Накануне и во время  встреч Шанхайской Пятерки проводятся двусторонние консультации между КНР  и Казахстаном, государства регулярно  делают совместные заявления. Так в  феврале 2001 года в ходе визита Министра иностранных дел Казахстана в  Китай стороны взяли на себя обязательство  усилить совместную борьбу против сепаратизма, религиозного экстремизма и международного терроризма. В прошлом году лидеры этих стран договорились принимать  совместные меры против терроризма, фундаментализма, контрабанды оружия и наркотиков.

Вместе с тем, нельзя не отметить вопросов, по которым  позиции государств не совпадают.

Определенное раздражение  у Китая вызывает укрепление экономических  и военно-политических позиций США  и НАТО в центральноазиатском  регионе, прежде всего в Казахстане. Высадка батальона ВДВ США  в Чимкенте вблизи казахстанско-узбекской  границы во время совместных учений “Центразбат-97” осенью1998 года была воспринята Пекином не только как  демонстрация стратегических возможностей США, но и как прямая угроза стабильности в регионе и национальной безопасности соседних стран.

Кроме того, по мнению китайцев, казахстанская схема не учитывает  такой важный аспект, как увеличение количества стран в рамках форума и, в первую очередь, возможное участие  в нем Индии, Монголии и др. стран.

Широкий резонанс вызвало  предложение Пакистана об его  участии в деятельности Шанхайского  Форума. Как известно, Пакистан –  исламское государство, отношения  его с центральноазиатскими государствами  – натянутые, в то время как  у Индии со странами Центральной  Азии – хорошие. Казахстан, скорее всего, выступит против принятия Пакистана  в ряды Шанхайской пятерки, Китаю  же выгодно такое членство, так  как это может дать возможность  надавить на Индию в решении территориальных  споров.

Пекин поддерживает инициативу Казахстана о созыве в 2001 году саммита  Совещания по взаимодействию и мерам  доверия в Азии. В то же время, необходимо отметить, что в Астане с недоумением восприняли попытки  китайской стороны изменить формат комиссии по пограничным вопросам. В данном случае Казахстан разделяет  позицию России о нежелательности  пересмотра достигнутых ранее договоренностей.

В условиях обострения борьбы за казахстанскую нефть, где пересекаются интересы ведущих стран, в Пекине нарастает понимание того, что  рост влияния Запада, прежде всего  США, в центральноазиатском регионе  явно противоречит как интересам  Китая, так и России. Это, в свою очередь, в перспективе создает  возможности к поиску взаимоприемлемых форм российско-китайского сотрудничества в этом регионе, в том числе, в  Казахстане.

Участие в деятельности Шанхайского  Форума является одной из приоритетных задач и Российской внешней политики.

Помимо поддержания авторитета на международной арене и сохранения влияния в регионе Россия преследует и чисто прагматические цели: защита своих границ от возможного проникновения  экстремизма со стороны Афганистана, размещение своих войск на территории среднеазиатских государств. Особую роль в этом плане играет Пограничная  группа ФПС России в Таджикистане, обеспечивающая охрану границ этой страны с Афганистаном (1387 км) и Китаем (552 км). С учетом продолжающегося военно-политического  конфликта в Афганистане и  опасности выхода талибов непосредственно  к границе с Таджикистаном, а  также элементов нестабильности в приграничном Синьцзяне России целесообразно укреплять сотрудничество с этими государствами.

Кроме того, Россия преследует долгосрочные цели, как то – интеграция (в том числе экономическая) со странами центральноазиатского региона.

В 1999 году Казахстан и  Китай выступили с поддержкой военной операции, проводимой Россией  в Чечне и осудили попытки  экономического давления на Россию. Россия и Казахстан поддерживают политику Китая по отношению к уйгурскому сепаратизму, тайваньскому и тибетскому вопросам.

Китай и Казахстан подписали  Декларацию о стратегическом взаимодействии и партнерстве в 21 веке, являются стратегическими партнерами Казахстан  и Россия, Россия и Китай.

Можно говорить о том, что  государства придерживаются следующих  взглядов:

Стабильная обстановка в  регионе – залог успешного  экономического развития страны в целом.

Двустороннее сотрудничество является основой успешного многостороннего  сотрудничества.

Государства более сильные (Китай и Россия), обладающие ядерным  оружием, обеспечивают безопасность и  предоставляют ядерные гарантии другим странам региона. Одновременно повышается положительное восприятие ядерных держав на международной  арене как содействующих созданию безъядерной зоны.

Учитывая продолжающуюся нестабильность обстановки в регионе, эта сфера взаимодействия представляется наиболее перспективной. Со стабилизацией  ситуации с религиозным экстремизмом перед государствами откроются  новые возможности экономического и других сфер сотрудничества.

На сегодняшний день от развития двусторонних отношений и  взаимодействия в рамках региональных структур зависит успех будущей  интеграции. 

 

Заключение

Рассмотрение современного состояния взаимодействия Казахстана и Китая приводит к выводу о  том, что оно имеет большие  потенциальные возможности, но еще  не вышло на уровень, который может  дать надежную гарантию для стратегического  партнерства КНР и Казахстана в будущем.

Отношения развиваются практически  во всех областях. Однако для успешного  сотрудничества необходимо сначала  решить вопрос обеспечения безопасности в регионе. Экономические связи  зависят также от реализации проекта  “великого шелкового пути”, совершенствования  инфраструктуры в регионе, при условии  развития экономики высокими темпами  обострится проблема совместного водопользования  рек Иртыш и Или.

Общность проблем заставляет государства объединяться, что ведет  к постепенной интеграции во всех областях. На сегодняшний день можно  говорить о том, что приоритетной сферой в развитии отношений является стратегическое партнерство, совместная политика обеспечения безопасности. От успеха ее осуществления зависит  развитие отношений в других областях.

На основании анализа  двухсторонних отношений можно  выявить следующие проблемы, тормозящие их развитие:

В сфере двухсторонней  торговли:

- нестабильность торговых  контактов, вызванная значительной  ролью в них неорганизованного,  стихийного элемента;

- озабоченность китайской  стороны положительным сальдо  Казахстана в двухсторонней торговле, что стало причиной квотирования  Китаем импорта ряда товаров,  традиционно составляющих значительную  долю казахстанского экспорта (химудобрения, черные металлы);

- низкий авторитет китайских  товаров на казахстанском рынке,  вызванный масштабными поставками  в прежние годы некачественной  продукции из КНР;

плохое качество некоторых  импортируемых китайских продуктов  питания, создающих угрозу здоровью населения;

серьезной общей проблемой  казахстанско-китайского торгово-экономического взаимодействия является недостаток знаний об экономических возможностях партнера, неразвитость информационного обеспечения, консалтинговых услуг.

В валютно-финансовой сфере:

- несовершенство системы  взаимных расчетов, неразвитость  сети взаимных корреспондентских  связей между банками.

В сфере инвестиционно-производственного  сотрудничества:

большие организационные  трудности объективного и субъективного  характера, возникающие на пути реализации масштабных совместных проектов в области  ТЭК (необходимость тщательной проработки, проблема привлечения капиталов, конкуренция  между компаниями и ведомствами  в двух странах и т.д.);

отсутствие средств у  казахстанской стороны для совместного  осуществления проектов.

4. В сфере приграничной  торговли:

- неблагоприятная для  казахстанской стороны структура  приграничной торговли, ее организационная  слабость, недостаточное знание  возможностей партнера, отсутствие  надежного механизма взаиморасчетов  и урегулирования экономических  споров;

- миграция китайского  населения, не поддающаяся эффективному  учету и контролю, вызывает не  только экономические, но и  серьезные социально-политические  проблемы в регионе;

- ввоз китайских дешевых  товаров подрывает промышленную  и сельскохозяйственную базу  Казахстана;

- проблемы пригранторговли  формируют питательную среду  для криминалитета, как для  казахстанского, так и для китайского.

В сфере транспорта:

нехватка средств для  модернизации дорог на всей протяженности  ТРАСЕКИ;

нерешенность проблемы религиозного экстремизма, опасения по поводу безопасности транспортировки этим путем.

5. В сфере энергетического  сотрудничества:

нехватка финансовых средств  на строительство трубопровода Западный Казахстан-СУАР КНР у Китая;

невыполнение договоренностей  китайской стороной по развитию деятельности АО “Актобемунайгаз”, а также поставкам  нефти на Орский НПЗ;

низкое качество казахстанской  нефти и удаленность месторождений  от Китая.

6. В сфере совместного  водопользования:

нежелание китайской стороны  идти на компромисс с целью решения  этого вопроса;

мягкая позиция Казахстана по вопросу участия в переговорном процессе России.

7. В сфере обеспечения  безопасности в регионе:

неразвитая инфраструктура в регионе приводит к снижению возможностей быстрого реагирования.

8. В сфере экономической  интеграции региона:

неравномерность развития областей;

недостаточная правовая база по этому вопросу;

сохраняющаяся религиозная  нестабильность в регионе.

Проблемы двусторонних экономических  отношений во многом носят объективный  характер. Их наличие осознается руководством двух стран и соответствующими ведомствами, которые принимают меры для их решения. В качестве прогноза основных направлений дальнейшего развития сотрудничества Китая и Казахстана можно выделить следующие:

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения