Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
Одним из условий обеспечения стабильности в регионе СУАР является его успешное экономическое развитие. Учитывая сложность ситуации, Китай принял решение о развитии Синьцзяна не только внутри, но и снаружи. В июле 2000 года в ходе саммита Шанхайской Пятерки на встрече глав двух государств (Китая и Казахстана) было достигнуто соглашение о привлечении граничащих с СУАР КНР стран к проектам экономического развития западных территорий Китая. КНР “убивает этим два зайца”: присутствие иностранного капитала будет способствовать стабилизации обстановки в СУАР, но эти капиталы будут столь незначительны, что не смогут составить угрозы влиянию центра в регионе.
Для Казахстана вопрос участия в деятельности “Шанхайского форума” также является одним из ключевых вопросов внешней политики.
По мнению директора Казахстанского института стратегических исследований М.С. Ашимбаева, сегодня для Казахстана целесообразно инициировать ряд мер, направленных на активизацию деятельности в рамках “Шанхайского форума”, изменение его статуса и функциональной направленности, наполнение его новым содержанием, и, в конечном итоге, превращение “Шанхайского форума” в важный элемент системы региональной безопасности.
В целом, “Шанхайский форум”
для РК может стать эффективным
инструментом в достижении ряда геополитических
целей. Во-первых, данное объединение
– это наиболее приемлемый инструмент
для определенного
1. Тактический аспект. Существенной
задачей является привлечение
ресурсов Китая для борьбы
с экстремизмом, терроризмом, наркобизнесом,
контрабандой оружия и
Нестабильная обстановка
в граничащим с Казахстаном СУАР
КНР беспокоит и Казахстан
так как на его территории располагаются
штабы религиозных уйгурских
группировок. Это существенно осложняет
взаимоотношения между
Однако есть и положительные
моменты для Казахстана. Например,
для поддержания оборонных сил
Казахстана в том состоянии, в
котором они могут
Хотя в долгосрочной перспективе, несомненно, наличие сепаратизма препятствует развитию взаимоотношений, в краткосрочной – является объединяющим фактором.
2. Стратегический аспект.
В долгосрочном плане для
В частности, и Казахстану и Китаю выгодно развитие инфраструктуры в регионе и осуществление проекта ТРАСЕКИ (возрождения великого Шелкового пути). А это зависит не только от двустороннего развития отношений, так и от взаимодействия всех государств Шанхайского Форума в целом. Имеет значение и проект строительства нефтепровода Западный Казахстан-Китай. Казахстанская сторона видит его осуществление одной из приоритетов внешней политики после завершения мирного процесса в регионе. Однако Китай, провозглашая этот нефтепровод одной из первостепенных задач внешней политики, ссылается на нестабильность обстановки в регионе и оттягивает начало работ (проект требует больших финансовых затрат).
Таким образом, среди приоритетных сфер взаимодействия двух государств в рамках Шанхайского Форума можно отметить:
Совместное решение проблемы уйгурского сепаратизма и религиозного экстремизма, беспорядков на границе и т.п.
Создание условий для успешного развития двусторонних экономических отношений с перспективой экономической интеграции.
Повышение авторитета на международной арене.
Накануне и во время встреч Шанхайской Пятерки проводятся двусторонние консультации между КНР и Казахстаном, государства регулярно делают совместные заявления. Так в феврале 2001 года в ходе визита Министра иностранных дел Казахстана в Китай стороны взяли на себя обязательство усилить совместную борьбу против сепаратизма, религиозного экстремизма и международного терроризма. В прошлом году лидеры этих стран договорились принимать совместные меры против терроризма, фундаментализма, контрабанды оружия и наркотиков.
Вместе с тем, нельзя не отметить вопросов, по которым позиции государств не совпадают.
Определенное раздражение у Китая вызывает укрепление экономических и военно-политических позиций США и НАТО в центральноазиатском регионе, прежде всего в Казахстане. Высадка батальона ВДВ США в Чимкенте вблизи казахстанско-узбекской границы во время совместных учений “Центразбат-97” осенью1998 года была воспринята Пекином не только как демонстрация стратегических возможностей США, но и как прямая угроза стабильности в регионе и национальной безопасности соседних стран.
Кроме того, по мнению китайцев, казахстанская схема не учитывает такой важный аспект, как увеличение количества стран в рамках форума и, в первую очередь, возможное участие в нем Индии, Монголии и др. стран.
Широкий резонанс вызвало
предложение Пакистана об его
участии в деятельности Шанхайского
Форума. Как известно, Пакистан –
исламское государство, отношения
его с центральноазиатскими государствами
– натянутые, в то время как
у Индии со странами Центральной
Азии – хорошие. Казахстан, скорее всего,
выступит против принятия Пакистана
в ряды Шанхайской пятерки, Китаю
же выгодно такое членство, так
как это может дать возможность
надавить на Индию в решении
Пекин поддерживает инициативу
Казахстана о созыве в 2001 году саммита
Совещания по взаимодействию и мерам
доверия в Азии. В то же время,
необходимо отметить, что в Астане
с недоумением восприняли попытки
китайской стороны изменить формат
комиссии по пограничным вопросам.
В данном случае Казахстан разделяет
позицию России о нежелательности
пересмотра достигнутых ранее
В условиях обострения борьбы за казахстанскую нефть, где пересекаются интересы ведущих стран, в Пекине нарастает понимание того, что рост влияния Запада, прежде всего США, в центральноазиатском регионе явно противоречит как интересам Китая, так и России. Это, в свою очередь, в перспективе создает возможности к поиску взаимоприемлемых форм российско-китайского сотрудничества в этом регионе, в том числе, в Казахстане.
Участие в деятельности Шанхайского Форума является одной из приоритетных задач и Российской внешней политики.
Помимо поддержания авторитета
на международной арене и
Кроме того, Россия преследует долгосрочные цели, как то – интеграция (в том числе экономическая) со странами центральноазиатского региона.
В 1999 году Казахстан и Китай выступили с поддержкой военной операции, проводимой Россией в Чечне и осудили попытки экономического давления на Россию. Россия и Казахстан поддерживают политику Китая по отношению к уйгурскому сепаратизму, тайваньскому и тибетскому вопросам.
Китай и Казахстан подписали Декларацию о стратегическом взаимодействии и партнерстве в 21 веке, являются стратегическими партнерами Казахстан и Россия, Россия и Китай.
Можно говорить о том, что государства придерживаются следующих взглядов:
Стабильная обстановка в регионе – залог успешного экономического развития страны в целом.
Двустороннее сотрудничество
является основой успешного
Государства более сильные
(Китай и Россия), обладающие ядерным
оружием, обеспечивают безопасность и
предоставляют ядерные гарантии
другим странам региона. Одновременно
повышается положительное восприятие
ядерных держав на международной
арене как содействующих
Учитывая продолжающуюся
нестабильность обстановки в регионе,
эта сфера взаимодействия представляется
наиболее перспективной. Со стабилизацией
ситуации с религиозным экстремизмом
перед государствами откроются
новые возможности
На сегодняшний день от развития двусторонних отношений и взаимодействия в рамках региональных структур зависит успех будущей интеграции.
Заключение
Рассмотрение современного состояния взаимодействия Казахстана и Китая приводит к выводу о том, что оно имеет большие потенциальные возможности, но еще не вышло на уровень, который может дать надежную гарантию для стратегического партнерства КНР и Казахстана в будущем.
Отношения развиваются практически во всех областях. Однако для успешного сотрудничества необходимо сначала решить вопрос обеспечения безопасности в регионе. Экономические связи зависят также от реализации проекта “великого шелкового пути”, совершенствования инфраструктуры в регионе, при условии развития экономики высокими темпами обострится проблема совместного водопользования рек Иртыш и Или.
Общность проблем заставляет государства объединяться, что ведет к постепенной интеграции во всех областях. На сегодняшний день можно говорить о том, что приоритетной сферой в развитии отношений является стратегическое партнерство, совместная политика обеспечения безопасности. От успеха ее осуществления зависит развитие отношений в других областях.
На основании анализа двухсторонних отношений можно выявить следующие проблемы, тормозящие их развитие:
В сфере двухсторонней торговли:
- нестабильность торговых
контактов, вызванная
- озабоченность китайской
стороны положительным сальдо
Казахстана в двухсторонней
- низкий авторитет китайских
товаров на казахстанском
плохое качество некоторых
импортируемых китайских
серьезной общей проблемой казахстанско-китайского торгово-экономического взаимодействия является недостаток знаний об экономических возможностях партнера, неразвитость информационного обеспечения, консалтинговых услуг.
В валютно-финансовой сфере:
- несовершенство системы
взаимных расчетов, неразвитость
сети взаимных
В сфере инвестиционно-
большие организационные трудности объективного и субъективного характера, возникающие на пути реализации масштабных совместных проектов в области ТЭК (необходимость тщательной проработки, проблема привлечения капиталов, конкуренция между компаниями и ведомствами в двух странах и т.д.);
отсутствие средств у
казахстанской стороны для
4. В сфере приграничной торговли:
- неблагоприятная для
казахстанской стороны
- миграция китайского
населения, не поддающаяся
- ввоз китайских дешевых
товаров подрывает
- проблемы пригранторговли формируют питательную среду для криминалитета, как для казахстанского, так и для китайского.
В сфере транспорта:
нехватка средств для модернизации дорог на всей протяженности ТРАСЕКИ;
нерешенность проблемы религиозного экстремизма, опасения по поводу безопасности транспортировки этим путем.
5. В сфере энергетического сотрудничества:
нехватка финансовых средств на строительство трубопровода Западный Казахстан-СУАР КНР у Китая;
невыполнение договоренностей китайской стороной по развитию деятельности АО “Актобемунайгаз”, а также поставкам нефти на Орский НПЗ;
низкое качество казахстанской
нефти и удаленность
6. В сфере совместного водопользования:
нежелание китайской стороны идти на компромисс с целью решения этого вопроса;
мягкая позиция Казахстана по вопросу участия в переговорном процессе России.
7. В сфере обеспечения безопасности в регионе:
неразвитая инфраструктура в регионе приводит к снижению возможностей быстрого реагирования.
8. В сфере экономической интеграции региона:
неравномерность развития областей;
недостаточная правовая база по этому вопросу;
сохраняющаяся религиозная нестабильность в регионе.
Проблемы двусторонних экономических
отношений во многом носят объективный
характер. Их наличие осознается руководством
двух стран и соответствующими ведомствами,
которые принимают меры для их
решения. В качестве прогноза основных
направлений дальнейшего