Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

Сдерживает развитие и  недостаточный уровень производственной инфраструктуры и, главным образом, электроэнергетики. Можно говорить о том, что:

На сегодняшний день можно  говорить о том, что в СУАР образовался  народно-хозяйственный комплекс, включающий географическое разделение труда.

Западный окраинный район, в состав которого входит СУАР, рассматривается  как резерв промышленного освоения, и его развитие направлено на добычу ценных видов сырья, удовлетворяющих  потребности местного рынка и  на транспортное строительство.

В соответствии с “концепцией  открытых дверей”, с конца 70х гг. в Синьцзяне начали открываться  города и районы, ранее закрытые для посещения иностранцев. В  настоящее время в СУАР КНР  действуют несколько открытых районов, образованных в 1992-1994 годах:

Урумчинский открытый район  “высоких технологий и производства”, где насчитывается около 370 предприятий  с общим фондом более 900 млн. юаней, из них 210 предприятий высоких технологий, работающих над различными проектами.

В Урумчинском “технико-экономическом  открытом районе” расположено порядка 567 предприятий с общим фондом 1,6 млрд.юаней. Объем иностранных инвестиций в них составил 84,2 млн.$.

“Технико-экономический  открытый район” Шихецзы.

“Технико-экономический  открытый район” Куйтун, где расположены 142 предприятия с фондом 200.071 тыс. юаней.

Кульджинский “район пограничного экономического сотрудничества”. Действует 86 предприятий с фондом 120 млн.юаней.

В районе пограничного экономического сотрудничества Болэ общий объем  вложения капиталов планируется  в размере 252 млн. юаней.

В районе пограничного экономического сотрудничества Чугучак в настоящее  время действует 56 предприятий с  уставным фондом в 32,5 млн. юаней.

Можно выделить несколько  особенностей функционирования таких  зон:

Большая часть действующих  предприятий занимается торговлей. В Урумчинском “технико-экономическом  открытом районе” насчитывается  промышленных предприятий 74, торговых 209. В Кульджинском районе более 70% предприятий  занимается торговлей. Большая часть  из них занята торговлей с приграничными  областями.

Несмотря на активное привлечение  инвестиций и их значительный объем, владельцами большинства предприятий  являются местные собственники или  собственники из других провинций. К  примеру, в Урумчинском районе 91 предприятие создано с вложением  иностранного капитала, в том числе: 11-исключительно на иностранном  капитале, 63 - на совместном капитале, 467 предприятий созданы по линии  контактов с внутренними провинциями  Китая.

Большинство предприятий  – частные, лишь в районе пограничного экономического сотрудничества Чугучак  преобладает государственная форма  собственности.

Государство поощряет развитие предприятий путем создания системы  льгот и преференций.

Таким образом можно сделать  вывод о том, что специальные  экономические районы созданы с  целью аккумуляции внутренних капиталов  Китая и перекачки их из более  развитых районов в менее развитые. Это своеобразное повторение политики переселения ханьцев в мусульманский  район СУАР на первом этапе осуществления  “политики открытых дверей”. На сегодняшний  день можно говорить о том, что  система работает эффективно, так  ка кчисло предприятий растет, а  объем капитала увеличивается.

Опыт создания подобного  рода “открытых экономических зон” полезен для Казахстана, как и  для России, где торговля ведется  стихийно и неорганизованно, и существуют сложности с привлечением инвестиций. Конечно, в примере с Китаем нельзя не учитывать финансовые вложения китайских  эмигрантов, живущих за границей (по разным подсчетам, они составляет до 20 %). Однако, организация подобного  рода экономических образований, а  также скорость их развития заслуживают  внимания.

На макроуровне (в масштабах  объединения областей Казахстана, китая  и России) такой механизм будет  эффективен, так как не допускает  чрезмерного проникновения иностранного капитала.

При определении  перспектив экономической интеграции региона необходимо также учитывать  особенности экономического развития Казахстана.

Республика Казахстан  располагает самым крупным промышленным сектором экономики среди государств Центрально-азиатского региона СНГ. Промышленность формировалась в  рамках единой социалистической системы, где Казахстану отводилась роль поставщика минерального сырья, и это способствовало окончательному формированию сырьевой направленности республики.

Для существования в новых  условиях, Казахстан вынужден проводить  меры по осуществлению структурной  перестройки экономической системы, созданию конкурентоспособной промышленности.

Экономическая ситуация в  республике характеризуется:

устаревшим оборудованием  и технологиями,

сырьевой направленностью  экспорта,

неразвитостью легкой промышленности,

сохранением неравномерности  развития регионов. Вместе с тем, исходя из экономического развития регионов, представляется возможным выделить 4 группы районов, отличающихся возможностями  и направлениями развития интеграционных связей.

Первая группа представлена областями, основу которых составляют ТПК, промышленные узлы и другие крупные  промышленные центры (Павлодарская, Мангыстауская, Жеказганская области). На сегодняшний  день они нуждаются в технологической  модернизации и создании недостающих  производств.

Вторую группу составляют области Казахстана с относительно развитой инфраструктурой, но без крупных  промышленных центров. Промышленность в них представлена технологически не связанными группами предприятий  машиностроительной, легкой химической и пищевой промышленности (Алматинская, Талдыкорганская, Северо-Казахстанская  и другие области). В силу своего географического положения и  наличия относительно развитой инфраструктуры, эти области могут выступить  мостом между КНР и странами АТР, с одной стороны, и странами СНГ-с  другой.

Третью группу составляют области, сочетающие промышленные центры с развитой инфраструктурой (Жамбыльская, Шымкентская, Восточно-Казахстанская  и Карагандинская области). Это наиболее удачные регионы для использования  иностранного и национального капитала, однако сложность заключается в  том, чтобы в меняющейся обстановке они заняли свое место в системе  регионального разделения труда, когда  в орбиту хозяйственных связей будет  вовлечен СУАР.

Четвертая группа представлена областями со слабым уровнем промышленного  освоения и низким уровнем развития производственной инфраструктуры.

Таким образом, очевидно, что:

Ни казахстанские области, ни СУАР КНР еще не достигли того уровня экономического развития, при  котором можно было бы говорить об интеграции. Но потенциальные возможности  есть, так как уже сегодня происходит процесс географического разделения труда. Ситуация осложняется тем, что  на территории КНР действует закон, запрещающий ввоз уже обработанных углеводородов. То есть получается, что  в системе регионального разделения труда Казахстан и Россия занимают место поставщиков сырья и  технологий (Россия).

Необходимо перенимать положительный  опыт создания СЭЗ в СУАР КНР.

Для осуществления планов интеграции регионам необходимо достичь  примерно одного уровня развития. Процесс  экономической интеграции будет  трудным, поскольку все страны переживают сложный этап перехода к рыночным отношениям. Экономики пока не обладают достаточной степенью дополняемости  и развитие регионов неравномерное.

Одной из существующих проблем, тормозящих процесс интеграции, является религиозная нестабильность в регионе.

Возможно создание СЭЗ  в перспективе по типу АСЕАН, функции  которого первоначально охватывали область поддержания безопасности и мира, а затем затронули и  гораздо большие сферы сотрудничества. В этом плане хорошей основой  формирования региональной организации  является “Шанхайская пятерка”.

 

АСПЕКТЫ ЭКОНОМИКИ

Вовлеченность Китая в  экономику Центральной Азии в  аспекте

двусторонних торговых отношений  попрежнему невелика, если

учитывать масштабы потенциальных  возможностей. Однако эти свя

зи растут и обещают  играть все возрастающую роль в отношениях

между Китаем и странами Центральной Азии. Ярким подтверждени

ем тому служат китайскоказахстанские экономические связи. С

самого начала – с получения  независимости в 1992 году – объем

двусторонней торговли между  Китаем и Казахстаном составлял

369 млн. долл. США, тогда  как в 1999 году он вырос до 1,1 млрд.

32

Таким образом, цель довести  объем торговли в 2000 году до 1 млрд.

долл. США, намеченная Цзянь  Цзэминем и Нурсултаном Назарбае

вым во время визита казахского президента в Китай в 1995 году,

была превзойдена. В 1996 году объем двусторонней торговли достиг

1,5 млрд. долл. США. В таблице  1 прослеживаются неуклонный рост

объемов торговли и превалирующая  роль Казахстана среди цент

ральноазиатских партнеров  Китая. Несмотря на увеличение объемов  торговли Китая с Казахста

ном и другими государствами  Центральной Азии на 0,27%, доля

региона в общем внешнеторговом обороте Китая остается незна

чительной33. Более того, как  следует из таблицы 2, за исключени

ем Казахстана и Кыргызстана, на долю Китая приходится весьма

малая часть общих объемов  внешней торговли государств Цент

ральной Азии. По данным Международной  статистической комис

сии, в 1995 году Китай был  на третьем месте среди внешнеторго

вых партнеров Казахстана, на четвертом – Кыргызстана, на

четырнадцатом – Узбекистана, на двадцать втором – Таджикистана и на тридцать третьем – Туркменистана34. В структуре тор

говли также есть свои особенности: государства Центральной

Азии экспортируют в Китай  главным образом сырье, руду, хло

пок, химические удобрения  и тому подобное; Китай торгует  с

ними товарами домашнего  обихода, продуктами питания, быто

выми приборами и т.д.

Как в Казахстане, так  и в других государствах Центральной

Азии проблемы попрежнему остаются в повестке дня: бартер

ный обмен в торговле, низкое качество китайских товаров, край

не незначительные прямые вложения Китая. Это относится и  к

малому разнообразию предприятий  и секторов торговли, в кото

рых участвуют китайские  инвесторы35. Существующее законо

дательство Казахстана тормозит приток иностранного капитала.

Более того, Казахстан рассчитывает на расширение торговли не

только с СиньцзянУйгурской автономией, но и с развитыми

регионами Шанхая и Гуандуна. Все эти проблемы в конечном

счете требуют больших  усилий как с китайской, так и  с казахс

кой стороны. Китай должен обратить большее внимание и при

слушаться к мнению своего казахского партнера.

И тем не менее, растущее экономическое сотрудничество с

Казахстаном и другими  государствами Центральной Азии явля

ется важным компонентом  китайской внешней политики. В  свя

зи с этим китайскими лидерами был сформулирован ряд задач.

Вопервых, Китай намерен вести сбалансированную взаимовы

годную торговлю посредством  общепринятых торговых меха

низмов. Вовторых, китайская сторона намерена перевести

бартерную торговлю в рамки  обычной торговли с усовершен

ствованным механизмом отчетности. Втретьих, Китай намерен

принять участие в строительстве  нового "Шелкового пути" с це

лью создания обширной транспортной сети во всей Евразии. В

четвертых, Китай готов  предоставить государствам Центральной

Азии скромные, но символически важные объемы международной помощи. Впятых, Китай будет способствовать активизации

многостороннего сотрудничества между Китаем, странами Цен

тральной Азии и международным  сообществом36.

В отношениях с Казахстаном  Китай уже движется в этом

направлении: количество пограничных  пропускных пунктов с

1992 по 1994 год было увеличено  в 2 раза – с четырех до  восьми.

Хоргос, перевал Ала и  другие пункты уже переоборудованы, что

позволяет осуществлять улучшенную и модернизированную пе

ревозку товаров в любую  погоду. Япония выделила кредит в

74 млн. долл. США для  увеличения объемов перевозок  через про

пускной пункт "Дружба". Проведена современная телефонная

связь, позволяющая связаться  с любым уголком мира. Казахская

сторона совершенствует средства перевозки и хранения грузов.

Улучшились телекоммуникационные связи.

Действуя в том же ключе, китайское правительство в

1994 году приступило ко  второй фазе строительства железной

дороги Лан Жу – Синьцзян; объем ежегодных железнодорож

ных перевозок вырос с 20 до 50 млн. тонн, что стало важным

шагом в налаживании евразийского моста. Китайское и казах

станское правительства  подписали ряд соглашений, направлен

ных на решение транспортной проблемы37. В феврале 1997 года,

находясь в Китае, Назарбаев  предложил увеличить пропускную

способность участка дороги между пунктами "Дружба" и "Ала" и

создать еще один транзитный пропускной пункт и воздушный

коридор над Китаем, который  позволит напрямую летать из Ка

захстана в Японию, Южную  Корею и Индонезию38. Два года спу

стя, когда казахстанский  президент еще раз посетил  Китай, обе

стороны обязались умножить усилия по восстановлению древ

него "Шелкового пути"39. Для разрешения проблемы платежей Китай  также открыл

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения