Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
Пекин (равно как и Астана) не является членом указанной Конвенции, причем, для Китая основной причиной неприятия документа в процессе его обсуждения послужило положение об обязательности согласования водохозяйственных планов всех государств водотока.
Оценки действий Китая
далеко не однозначны. Гражданские
организации, журналисты, да и правительственные
чиновники РФ и Казахстана обеспокоены
планами Китая в отношении
Иртыша и других трансграничных рек.
Гражданское движение Казахстана “Азат”
в январе 2002 года направило президенту
РФ Путину, к Госдуме РФ обращение,
где выражалась озабоченность снижением
уровня воды реки Иртыш, с увеличением
потребностей Китая в воде в связи
со строительством в Синьцзяне крупного
горно-обогатительного
Запланированный крупномасштабный
забор вод трансграничных рек
Или и Иртыш нанесет серьезный
и далеко идущий по своим последствиям
ущерб народно-хозяйственному комплексу
в первую очередь восточного Казахстана,
значительно скажется на экономике
Омской области России, а впоследствии
и самым негативным образом отразится
на природно-экологическом
По реке Или расчеты
российской стороной не делались, но район
оз. Балхаш, в который впадает
р. Или, уже в настоящий момент
является остро вододефицитным и
изъятия части стока будет
означать отмирание большей части
озера с последующей
Встревоженное развитием событий, руководство Казахстана неоднократно предлагало китайской стороне провести переговоры по проблемам водопользования на трансграничных реках. Начиная с 1996 года, эта тема постоянно присутствовала на переговорах президента Казахстана Н.Назарбаева с председателем КНР Цзян Цзэминем. С учетом российской заинтересованности казахстанская сторона неоднократно высказывалась за выработку совместных действий по данной проблеме и подключению России к переговорному процессу с КНР совместно с Казахстаном и, по возможности с привлечением Киргизии.
Астана и Пекин уже достигли договоренности о создании групп экспертов для проведения двусторонних консультаций. Первый раунд состоялся во второй половине 1999 года. Кроме того, эта проблема была затронута в ходе официальных визитов в КНР в июле, октябре 1999 года заместителя премьер-министра, главы внешнеполитического ведомства Казахстана Касымжомарта Токаева и президента Н. Назарбаева.
Казахстан, как это явствует
из письма Назарбаева, предлагает заключить
комплексный договор между
Нужно отметить, что Казахстан
предпринимает попытки
Российские дипломаты также указывают на сложность ведения переговоров с Китаем по этому вопросу, который приобретает черты международной проблемы.
Чтобы ситуация вокруг Иртыша не превращалась в “ненужный раздражитель” в отношениях России и Казахстана с Китаем, российские эксперты считают целесообразным использовать механизм переговоров по пограничным вопросам между совместной делегацией РФ, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и делегацией Китая.
Астана, похоже, предпочитает
ведение переговоров в
Китайская сторона, однако, стремится вообще избежать выхода непростого разговора по Иртышу на международный уровень, предлагая ограничиться консультациями между водохозяйственными ведомствами. Нетрудно спрогнозировать, к чему приведет такой подход: решение вопроса может вылиться в многолетние дискуссии.
Учитывая, что Иртыш является крупнейшим притоком Оби и сокращение его водостока также может отразиться на нуждах населения Омской и Тюменской областей РФ, Москва считает целесообразным обсуждение этой проблемы с участием всех заинтересованных сторон.
После личного обращения Президента Казахстана к Председателю КНР в мае 1999 года начались китайско-казахстанские консультации по Иртышу и другим трансграничным рекам на уровне экспертов. В ходе консультаций китайская сторона отклонила зондаж казахской стороны насчет подключения к переговорам России, проведенный по договоренности с российской стороной.
Весной 1999 года состоялся обмен специальными посланиями между Президентами Казахстана и России по проблеме Иртыша. Признано необходимым плотнее координировать действия двух стран, в том числе в плане перевода поисков решения вопросов водных отношений с Китаем па трехстороннюю основу.
Соответствующие службы России
и Казахстана приступили к совместному
составлению водохозяйственных
балансов реки Иртыш при различных
вариантах забора воды в КНР. При
этом учитываются результаты уже
выполненной Министерством
Однако по оценкам других специалистов, в частности Института водных проблем РАН вопрос о вреде для России далеко не так однозначен.
Сведения о водохозяйственной обстановке, складывающейся в Российской части бассейна р. Иртыш в связи с возможным ростом безвозвратного водопотребления в КНР ( в перспективе до 4,3 км3 в год) и в Казахстане, можно получить только на основании анализа водохозяйственных балансов Иртыша. Полный водохозяйственный баланс бассейна р. Иртыш в последний раз составлялся 20 лет назад, поэтому его результаты могут быть использованы только для приближенных оценок. Можно однако с уверенностью утверждать, что современные безвозвратные изъятия стока в Китае из Черного Иртыша по Карамайскому каналу в объёме 0,45 км3 в год, также как и увеличение водоотдачи по каналу Иртыш-Караганда до 0,9 км3 в год с учетом нужд водоснабжения Астаны, которые в сумме не превышают 2% минимальной приточности Иртыша к границе Российской Федерации, не приведут к сколько-нибудь заметному ухудшению водохозяйственной обстановки в Российской части р. Иртыша
Проведенный в Институте водных проблем РАН анализ имеющихся водохозяйственных балансов р. Иртыш, а также данных о современном безвозвратном водопотреблении на территории Казахстана позволяет сделать следующие выводы:
при существующих регулирующих речной сток водохранилищах и утвержденных правилах использования водных ресурсов р. Иртыш суммарное безвозвратное водопотребление выше границы Российской Федерации в размере до 8-9 км5 в год (в том числе в перспективе до 4,3 км3 на территории КНР) не приведет к дефициту водных ресурсов на российской территории и не вызовет отрицательных экологических последствий в условиях расчетного маловодного года 75% обеспеченности;
• учитывая, что в настоящее
время безвозвратное
На границе с Казахстаном
в Россию по Иртышу поступает в
средний по водности год 27,3 куб. км,
а в остро маловодный - 17,6 куб.
км в год. Но всё-таки большинство
экспертов считает, что изъятие
стока до 1 куб. км окажет негативное
влияние на экономику и природный
комплекс в маловодные годы. Отбор
стока в Китае свыше 1,5 куб. км
в год приведет к серьезным
отрицательным последствиям и значительному
ущербу для судоходства, водоснабжения,
сельского хозяйства и
Представляется обоснованной
постановка вопроса о том, чтобы
при разворачивании крупного водохозяйственного
строительства на реках Иртыш
и Или китайская сторона
В Китае разрабатываются и другие планы, реализация которых может сказаться на России. В частности, строительство канала Сунгари - Ляохэ для обеспечения водой крупных городов Шэньяна и Тяньцзиня с отбором значительного объема воды из р. Сунгари, что в случае реализации проекта негативно скажется на водном режиме Амура.
Таким образом, завязывание диалога с Пекином по вопросам комплексного использования водных ресурсов трансграничных рек соответствует российским интересам, особенно с учетом негативного отношения Пекина к Конвенции ООН 1997 года о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Китай документ не подписал и голосовал против его принятия).
В качестве первого шага можно было бы договориться с Казахстаном выступать по проблеме с единых позиций, предложив в качестве основы для будущих консультаций доработанный российский проект межправсоглашения 1992 года о комплексном использовании водных ресурсов трансграничных рек.
Российская сторона
В соответствии с основными принципами своей внешней политики Китай настаивает на проведении только двусторонних переговоров с Казахстаном. Вот один из примеров. В связи с озабоченностью последствиями выполняемых в Китае работ в 1997 году были проведены консультации российских, казахских и киргизских экспертов, в результате чего был подготовлен текст памятной записки, которая 22.05.97. была передана китайской стороне. Предлагалось провести многосторонние консультации экспертов России, Казахстана, Киргизии и Китая. Однако, китайская сторона ответила что согласна проводить консультации только на двусторонней основе.
В складывающихся обстоятельствах
необходимо усилить сотрудничество
с казахстанской стороной по проблеме
Иртыша, включая использование
Проблема трансграничных
рек рассматривается и решается
Китаем в соответствии с одним
из ведущих принципов своей
Китай использует современную экономическую ситуацию в странах – бывших республиках СССР для последовательного продвижения курса на неформальное лидерство в регионе. Например, политика “территории в обмен на инвестиции” в нефтяную отрасль Казахстана;
Проблема трансграничных рек решается Китаем преимущественно на основе двусторонних отношений Китай-Казахстан, Китай-Киргизия, Китай-Таджикистан, что также является выражением принципа регионализма во внешней политике Китая;
Китай стремится исключить
из переговорного процесса совместное
выступление России и Казахстана
по проблеме трансграничных рек, что
позволяет ему максимально
Представляется недальновидной пассивная позиция России по проблемам трансграничных рек, так как в течение ближайших десятилетий принимаемые сегодня решения могут привести к нарушению системы экологического равновесия в бассейнах рек Иртыш-Обь, к дестабилизации экономической жизни крупных промышленных зон Западной Сибири (Омской области).