Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

Пекин (равно как и Астана) не является членом указанной Конвенции, причем, для Китая основной причиной неприятия документа в процессе его обсуждения послужило положение  об обязательности согласования водохозяйственных планов всех государств водотока.

Оценки действий Китая  далеко не однозначны. Гражданские  организации, журналисты, да и правительственные  чиновники РФ и Казахстана обеспокоены  планами Китая в отношении  Иртыша и других трансграничных рек. Гражданское движение Казахстана “Азат” в январе 2002 года направило президенту РФ Путину, к Госдуме РФ обращение, где выражалась озабоченность снижением  уровня воды реки Иртыш, с увеличением  потребностей Китая в воде в связи  со строительством в Синьцзяне крупного горно-обогатительного комбината, Карамайского нефтеперерабатывающего центра и нежелание  КНР подписать Хельсинскую конвенцию  от 1992 года “О использовании вод  приграничных рек не более 12%”. Представители  “Азат” полагают, что в решении  проблем трансграничных рек участие  России просто необходимо и призывают  создать Российско-Китайскую комиссию по урегулированию использования вод  Иртыша.

Запланированный крупномасштабный забор вод трансграничных рек  Или и Иртыш нанесет серьезный  и далеко идущий по своим последствиям ущерб народно-хозяйственному комплексу  в первую очередь восточного Казахстана, значительно скажется на экономике  Омской области России, а впоследствии и самым негативным образом отразится  на природно-экологическом балансе  всего Центрально-Азиатского региона  в целом. По расчетам, сделанным в 1996 году институтом “Совинтервод”, предельно  возможный уровень изъятия стока  Иртыша без проведения компенсационных  мероприятий - 1.5 куб. км. По расчетам китайских  специалистов они заберут себе всего 20% водостока Черного Иртыша, но казахстанские  экологи утверждают – потеря только 5-6% уже приведет к экологической  катастрофе. Российские эксперты предсказывают  очень негативные последствия очередного “проекта века”, говоря о том, что  “огромному региону … размером с Францию … грозит участь второго  Арала” .

По реке Или расчеты  российской стороной не делались, но район  оз. Балхаш, в который впадает  р. Или, уже в настоящий момент является остро вододефицитным и  изъятия части стока будет  означать отмирание большей части  озера с последующей экологической  катастрофой региона.

Встревоженное развитием  событий, руководство Казахстана неоднократно предлагало китайской стороне провести переговоры по проблемам водопользования  на трансграничных реках. Начиная с 1996 года, эта тема постоянно присутствовала на переговорах президента Казахстана Н.Назарбаева с председателем КНР  Цзян Цзэминем. С учетом российской заинтересованности казахстанская  сторона неоднократно высказывалась  за выработку совместных действий по данной проблеме и подключению России к переговорному процессу с КНР  совместно с Казахстаном и, по возможности с привлечением Киргизии.

Астана и Пекин уже  достигли договоренности о создании групп экспертов для проведения двусторонних консультаций. Первый раунд  состоялся во второй половине 1999 года. Кроме того, эта проблема была затронута  в ходе официальных визитов в  КНР в июле, октябре 1999 года заместителя  премьер-министра, главы внешнеполитического  ведомства Казахстана Касымжомарта Токаева и президента Н. Назарбаева.

Казахстан, как это явствует из письма Назарбаева, предлагает заключить  комплексный договор между Астаной, Москвой и Пекином, который бы регулировал порядок совместного  использования водных ресурсов реи  Иртыш и других трансграничных водных потоков.

Нужно отметить, что Казахстан  предпринимает попытки урегулировать  проблему совместного контроля за использованием водных ресурсов с Китаем с 1994 года. Однако, как посетовали в беседе с корр. ИТАР-ТАСС казахстанские  дип. источники пока реальных и конкретных результатов достичь не удалось, поскольку китайская сторона  “по различным причинам затягивает решение проблемы и продолжает активно  строить канал” .

Российские дипломаты  также указывают на сложность  ведения переговоров с Китаем по этому вопросу, который приобретает  черты международной проблемы.

Чтобы ситуация вокруг Иртыша не превращалась в “ненужный раздражитель”  в отношениях России и Казахстана с Китаем, российские эксперты считают  целесообразным использовать механизм переговоров по пограничным вопросам между совместной делегацией РФ, Казахстана, Киргизстана, Таджикистана и делегацией Китая.

Астана, похоже, предпочитает ведение переговоров в трехстороннем  формате.

Китайская сторона, однако, стремится вообще избежать выхода непростого разговора по Иртышу на международный  уровень, предлагая ограничиться консультациями между водохозяйственными ведомствами. Нетрудно спрогнозировать, к чему приведет такой подход: решение вопроса  может вылиться в многолетние  дискуссии.

Учитывая, что Иртыш является крупнейшим притоком Оби и сокращение его водостока также может  отразиться на нуждах населения Омской и Тюменской областей РФ, Москва считает целесообразным обсуждение этой проблемы с участием всех заинтересованных сторон.

После личного обращения  Президента Казахстана к Председателю КНР в мае 1999 года начались китайско-казахстанские  консультации по Иртышу и другим трансграничным рекам на уровне экспертов. В ходе консультаций китайская сторона  отклонила зондаж казахской стороны  насчет подключения к переговорам  России, проведенный по договоренности с российской стороной.

Весной 1999 года состоялся  обмен специальными посланиями между  Президентами Казахстана и России по проблеме Иртыша. Признано необходимым  плотнее координировать действия двух стран, в том числе в плане  перевода поисков решения вопросов водных отношений с Китаем па трехстороннюю  основу.

Соответствующие службы России и Казахстана приступили к совместному  составлению водохозяйственных  балансов реки Иртыш при различных  вариантах забора воды в КНР. При  этом учитываются результаты уже  выполненной Министерством природных  ресурсов России оценки последствий  для России, прежде всего для Омской области, безвозвратного изъятия стока  реки Иртыш в Китае.

Однако по оценкам других специалистов, в частности Института  водных проблем РАН вопрос о вреде  для России далеко не так однозначен.

Сведения о водохозяйственной  обстановке, складывающейся в Российской части бассейна р. Иртыш в связи  с возможным ростом безвозвратного водопотребления в КНР ( в перспективе  до 4,3 км3 в год) и в Казахстане, можно получить только на основании анализа водохозяйственных балансов Иртыша. Полный водохозяйственный баланс бассейна р. Иртыш в последний раз составлялся 20 лет назад, поэтому его результаты могут быть использованы только для приближенных оценок. Можно однако с уверенностью утверждать, что современные безвозвратные изъятия стока в Китае из Черного Иртыша по Карамайскому каналу в объёме 0,45 км3 в год, также как и увеличение водоотдачи по каналу Иртыш-Караганда до 0,9 км3 в год с учетом нужд водоснабжения Астаны, которые в сумме не превышают 2% минимальной приточности Иртыша к границе Российской Федерации, не приведут к сколько-нибудь заметному ухудшению водохозяйственной обстановки в Российской части р. Иртыша

Проведенный в Институте  водных проблем РАН анализ имеющихся  водохозяйственных балансов р. Иртыш, а также данных о современном  безвозвратном водопотреблении  на территории Казахстана позволяет  сделать следующие выводы:

при существующих регулирующих речной сток водохранилищах и утвержденных правилах использования водных ресурсов р. Иртыш суммарное безвозвратное  водопотребление выше границы Российской Федерации в размере до 8-9 км5 в год (в том числе в перспективе до 4,3 км3 на территории КНР) не приведет к дефициту водных ресурсов на российской территории и не вызовет отрицательных экологических последствий в условиях расчетного маловодного года 75% обеспеченности;

• учитывая, что в настоящее  время безвозвратное относительно водных источников водопотребление  на территории Казахстана по данным государственной  отчетности достигло величины 3,2 км3 в год и продолжает расти, а также потенциальную возможность развития безвозвратного водопотребления в КНР до 4,3 км3 в год, необходимо приступить к подготовке международного 3-х стороннего Соглашения об использовании трансграничной р. Иртыш, обеспечивающего экологическую безопасность российской части Иртыша и соблюдающего интересы России по бесперебойному использованию водных ресурсов Иртыша.

На границе с Казахстаном  в Россию по Иртышу поступает в  средний по водности год 27,3 куб. км, а в остро маловодный - 17,6 куб. км в год. Но всё-таки большинство  экспертов считает, что изъятие  стока до 1 куб. км окажет негативное влияние на экономику и природный  комплекс в маловодные годы. Отбор  стока в Китае свыше 1,5 куб. км в год приведет к серьезным  отрицательным последствиям и значительному  ущербу для судоходства, водоснабжения, сельского хозяйства и экологии. В таком случае может потребоваться  строительство комплексного гидроузла  в районе г.Омск с затратами около 1,5 млрд. руб. Конечно, возможно эта проблема сейчас ещё не так очевидна, но она  вполне реальна через пару лет. Для  нас крайне важно иметь достоверную  информацию о китайских планах водохозяйственного строительства, особенно на перспективу.

Представляется обоснованной постановка вопроса о том, чтобы  при разворачивании крупного водохозяйственного строительства на реках Иртыш  и Или китайская сторона максимально  учитывала и российские интересы.

В Китае разрабатываются  и другие планы, реализация которых  может сказаться на России. В частности, строительство канала Сунгари - Ляохэ  для обеспечения водой крупных  городов Шэньяна и Тяньцзиня  с отбором значительного объема воды из р. Сунгари, что в случае реализации проекта негативно скажется на водном режиме Амура.

Таким образом, завязывание  диалога с Пекином по вопросам комплексного использования водных ресурсов трансграничных рек соответствует  российским интересам, особенно с учетом негативного отношения Пекина к  Конвенции ООН 1997 года о праве несудоходных видов использования международных водотоков (Китай документ не подписал и голосовал против его принятия).

В качестве первого шага можно было бы договориться с Казахстаном  выступать по проблеме с единых позиций, предложив в качестве основы для  будущих консультаций доработанный российский проект межправсоглашения 1992 года о комплексном использовании  водных ресурсов трансграничных рек.

Российская сторона неоднократно и на различном уровне предлагала китайской стороне обсудить вопрос рационального использования водных ресурсов реки Иртыш в любом формате -многостороннем либо двустороннем, хотя Иртыш не является для России и  Китая трансграничной рекой. С нашей  точки зрения, оптимальным был  бы вариант разработки совместной российско-китайско-казахстанской  Схемы комплексного использования  водных ресурсов (КИВР) реки Иртыш, а  правовой базой могло бы стать  межправительственное соглашение с  Китаем по охране трансграничных водных ресурсов (проекты передавались китайской  стороне трижды - в 1992, 1997 и 2000 гг.). Однако положительного ответа на предложения  России с китайской стороны не поступило.

В соответствии с основными  принципами своей внешней политики Китай настаивает на проведении только двусторонних переговоров с Казахстаном. Вот один из примеров. В связи  с озабоченностью последствиями  выполняемых в Китае работ  в 1997 году были проведены консультации российских, казахских и киргизских экспертов, в результате чего был  подготовлен текст памятной записки, которая 22.05.97. была передана китайской  стороне. Предлагалось провести многосторонние консультации экспертов России, Казахстана, Киргизии и Китая. Однако, китайская  сторона ответила что согласна проводить  консультации только на двусторонней основе.

В складывающихся обстоятельствах  необходимо усилить сотрудничество с казахстанской стороной по проблеме Иртыша, включая использование начавшихся консультаций между Казахстаном  и КНР как для получения  более развернутой информации о  намерениях китайской стороны, так  и в целях продвижения идеи о предпочтительности налаживания  взаимодействия на трехсторонней основе. Вместе с тем, видимо, речь должна идти о создании отдельного переговорного  механизма, а не о подключении  России к казахстанско-китайским  консультациям, поскольку они охватывают более широкий круг водных отношений  между Казахстаном и Китаем, чем  проблема Иртыша.

Проблема трансграничных рек рассматривается и решается Китаем в соответствии с одним  из ведущих принципов своей внешней  политики – “принципом регионализма” (то есть Китай должен сосредоточить  своё внимание не на решении мировых  проблем, а на проблемах приграничных регионов).

Китай использует современную  экономическую ситуацию в странах  – бывших республиках СССР для  последовательного продвижения  курса на неформальное лидерство  в регионе. Например, политика “территории  в обмен на инвестиции” в нефтяную отрасль Казахстана;

Проблема трансграничных рек решается Китаем преимущественно  на основе двусторонних отношений Китай-Казахстан, Китай-Киргизия, Китай-Таджикистан, что  также является выражением принципа регионализма во внешней политике Китая;

Китай стремится исключить  из переговорного процесса совместное выступление России и Казахстана по проблеме трансграничных рек, что  позволяет ему максимально выгодно  использовать свои геополитические  ресурсы (сооружение канала “Чёрный  Иртыш-Карамай”, ирригационные проекты  для Или и т.д.);

Представляется недальновидной пассивная позиция России по проблемам  трансграничных рек, так как в  течение ближайших десятилетий  принимаемые сегодня решения  могут привести к нарушению системы  экологического равновесия в бассейнах  рек Иртыш-Обь, к дестабилизации экономической жизни крупных  промышленных зон Западной Сибири (Омской области).

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения