Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
границе с Синьцзяном площадью около 60 кв. км, именуемый
на картах урочищем Кызыл-Уй-Енке. Операция захвата была
осуществлена путем покупки этого участка у военного комиссара
Зайсанского уезда Короткова, бежавшего затем в Китай [58]. Однако главные «подарки» Китаю в первые годы советской
власти были сделаны руководством молодого государства рабо-
чих и крестьян. 25 июля 1919 г. СНК РСФСР обратился с Декла-
рацией к народу и правительствам Южного и Северного Китая.
В этом документе было сказано, что правительство РСФСР
«...объявляет уничтоженными все тайные договоры, заключенные
с Японией, Китаем и бывшими союзниками, договоры, которы-
ми царское правительство вместе с его союзниками насилием
и подкупами закабалило народы Востока, и, главным образом,
китайский народ, для доставления выгод русским капиталистам,
русским помещикам, русским генералам». Тогда же советское правительство предложило правительству
Китая вступить в переговоры об аннулировании договора 1896 г.
Пекинского протокола 1901 г. и всех соглашений с Японией с
1907 по 1916 г.
Эта декларация была подтверждена в ноте НКИД от 27 сен-
тября 1920 г., врученной главе военно-дипломатической миссии
Чжан Сылиню, прибывшему из Пекина в Москву. Нота содержала
намеченную правительством примерную схему договора между
РСФСР и Китаем, первый пункт которой гласил: «Правительство
Российской Советской Федеративной Социалистической Респуб-
лики объявляет не имеющими силы все договоры, заключенные
прежним правительством России с Китаем, отказывается от всех
захватов китайской территории, от всех русских концессий в
Китае и возвращает безвозмездно и на вечные времена все, что
было хищнически у него
захвачено царским
русской буржуазией» [59].
31 мая 1924 г. состоялось подписание договора, который был
назван Соглашением об
общих принципах для
вопросов между Советским Союзом и Китайской Республикой
В статье 3-й соглашения оба правительства условились со-
звать конференцию, на которой предполагалось аннулировать
все конвенции, договоры, соглашения, протоколы, контракты
и т. д., заключенные между правительством Китая и царским правительством, и заменить их новыми, на основе равенства,
взаимности и справедливости – в духе деклараций советского
правительства от 1919 и 1920 гг.
Статья 7-я соглашения фиксировала договоренность сто-
рон: проверить на конференции свои национальные границы и
впредь, до указанной проверки, поддерживать существующие
границы.
Таким образом, уже в 1924 г. китайская сторона фактически
заняла позицию, которая означала, что она не согласна с су-
ществующими договорами о границе, ставит их под сомнение,
намерена все их рассмотреть заново, а также заново выработать новый договор о границе. С точки зрения китайской стороны,
существующие договоры о
границе оказывались «
ными», «несправедливыми», а потому в перспективе возникал и
вопрос о территориальных претензиях, о новом территориальном
размежевании и о новой границе [60].
15 марта 1926 г. Л.М. Карахан вручил главе китайской деле-
гации Ван Чжэнтину проект, имевший название: «Принципы
соглашения о вопросах, касающихся границ», в котором указы-
валось, как представляет
себе советская делегация
(курсив мой – К.С.) границ. Было отмечено, что пограничная
линия между СССР и Китаем неоднократно и незаконно пере-
двигалась – как местным населением, так и местными властями
той или другой стороны.
*
В связи с отмеченными обстоятельствами, советская сторо-
на указывала на необходимость, прежде всего, восстановления
первоначальной линии – в соответствии с документами о русско-
китайской границе. Наряду с этим, требовалось восстановление
всех пограничных знаков, постов и других отличительных при-
знаков, обозначающих пограничную линию – там, где они были
уничтожены или испорчены. Предлагалось также заключить
соглашение об охране и
режиме границы. Позиции китайской
стороны заключались в
заявления советских представителей о том, что соглашение от 31
мая 1924 г. должно являться единственной основой для рассмот-
рения вопросов о границе. При этом китайские представители
требовали коренного пересмотра договоров о границе (курсив
мой – К.С.) – по той причине, что будто бы «…современная
линия границ является результатом военной агрессии бывшего
царского правительства» [61]. В приложенном к памятной записке китайского представите-
ля «Проекте договора о проведении пограничной линии между
Китайской Республикой и Союзом Советских Социалистических
Республик», переданном советскому представителю на четвер-
том заседании пограничной подкомиссии 6 мая 1926 г., уже в
неприкрытой форме выдвигались широкие территориальные
притязания. Границу между СССР и Китайской Республикой
предлагалось установить: на востоке – в соответствии с Нер-
чинским договором 1689 г.; в центральной части – на основе
Кяхтинского договора 1927 г.; на западе – согласно Чугучакскому
протоколу 1864 г.
Это означало выдвижение притязаний на 1,1 млн. кв. км
советских территорий, расположенных на Дальнем Востоке, в
Казахстане и Средней Азии, а также на всю территорию МНР и
Танну – Тувинской Народной Республики [62].
Практической реализации этих намерений помешало измене-
ние политической обстановки в Китае и становление СССР как
мощной державы. Договор о ненападении от 21 августа 1937 г.,
подписанный правительствами Китайской Республики и СССР
не содержал никаких намеков на неурегулированность погранич-
ных вопросов между двумя государствами [63].
Победа КПК над Гоминьданом и та помощь, которая была
оказана КПК Советским
Союзом, казалось бы, должны были поставить
точку в территориальных
и подписанный 14 февраля 1950 г. между СССР и КНР «Договор
о дружбе, союзе и взаимной помощи», содержащий положение о
взаимном уважении территориальной целостности [64].
В первой половине 1950-х гг., когда СССР оказывал КНР ак-
тивную помощь, никаких проблем также не возникало. Более того,
в начале 1950-х гг. СССР по
просьбе китайской стороны
КНР топографические карты с обозначением всей линии границ
между СССР и КНР. Китайские власти не высказали никаких за-
мечаний относительно этих карт, и показанная на них пограничная
линия на практике ими в то время соблюдалась [65]. Однако данные факты не означали того, что новое китайское
руководство окончательно отказалось от концепции территори-
альных притязаний. Напротив, эта концепция была принята им
на вооружение. Еще в 1943 г., задолго до окончательной победы
КПК, орган ЦК КПК – газета «Цзефан жибао» – в статье «Совет-
ский Союз и отмена неравноправных договоров» подчеркивала
«Правительство Советской России по своей инициативе оконча-
тельно разбило цепь несправедливых договоров, которые царская
Россия навязала китайской нации. Советский пролетариат, руко-
водствуясь великим духом интернационализма… ликвидировал
гнет, который правительство царской России навязало нашему
народу… Особенно важно то, что советское правительство не
только отменило царские привилегии в Китае, но и активно по-
могало китайской нации бороться за ликвидацию иностранных
привилегий в Китае» [66].
С обострением советско-
шим в конце 1950-х – середине 1960-х гг., Китай выставил свои
претензии по пограничным счетам XIX в., претендуя на часть XIX в., претендуя на часть в., претендуя на часть
территорий, которые, с точки зрения КНР, принадлежали Китаю
и были отторгнуты у него Россией в результате «неравноправных
договоров». Тем самым была реанимирована концепция «спор-
ных территорий», включающих в себя достаточно обширные
пространства российского Дальнего Востока, Казахстана, Кир- гизии и Таджикистана.
*
При этом в начале 1960-х гг. руководством КНР была взята
на вооружение новая стратегия урегулирования территори-
ально-пограничных вопросов, состоявшая из двух компонент:
предъявление большого «исторического реестра» – притязания
на обширные территории СССР**, а также выдвижение сравни-
тельно ограниченных заявок
на «спорные участки». Факт наличия
на советско-китайской границе «
определенных договорами» участков не отрицался и советским
руководством.
*
По-видимому, именно этим можно объяснить
принятую СССР на вооружение уникальную с точки зрения меж-
дународного права практику охраны государственной границы.
Существовало как бы несколько категорий такой охраны:
«охраняемая линия государственной границы», вдоль которой
располагались соответствующие погрансооружения, – КСП,
заградительные заборы, РЛС, погранзаставы и пограничные
наблюдательные вышки; «заградительная линяя», состоящая
из специально оборудованных фортификационных сооружений
и удаленная от «охраняемой линии государственной границы»
на несколько десятков километров; «фактическая линия госу-
дарственной границы», проходящая по линии, описываемой в
соответствующих российско-китайских договорах и достаточно
удаленная вглубь китайской территории от «охраняемой линии
государственной границы».
При этом необходимо отметить совершенно уникальный факт,
что не только начальник отряда, но и начальник заставы редко
могли точно указать, где же именно находится эта «фактическая
линия государственной границы». Данная практика, действовав-
шая в течение нескольких десятилетий, и послужила причиной
возникновения проблемы так называемых «спорных участков», которые как раз и располагались между «охраняемой» и «фак-
тической линией государственной границы».
Можно назвать много причин возникновения на границе
проблемы «спорных участков». Это и нечеткость описания
линии границы в договорах, заключенных между Россией и Китаем в XIX в., а также разночтения в текстах договоров на XIX в., а также разночтения в текстах договоров на в., а также разночтения в текстах договоров на
русском, китайском и маньчжурском языках. И «вольности»,
допущенные российскими и китайскими чиновниками в период
демаркации границы. И нерешенная в свое время проблема с
заменой деревянных пограничных знаков каменными, в резуль-
тате чего часть базовых ориентиров со временем просто исчезла.
И причины, связанные с вызванными природными условиями
изменениями пограничных ориентиров (например, смещение
русел пограничных рек
и изменение направлений
отсутствие переговоров о делимитации и демаркации границы
в начале – середине XX в. Нельзя отрицать и того факта, что на XX в. Нельзя отрицать и того факта, что на в. Нельзя отрицать и того факта, что на
ряде участков линию государственной границы «подправили»
местное население и пограничники.
В практическую плоскость вопрос о прохождении линии го-
сударственной границы между СССР и КНР перешел в 1960 г.,
когда участились случаи самовольного ведения китайскими граж-
данами хозяйственной деятельности на «спорных участках».
В октябре 1960 г. Президиум ЦК КПСС создал межведомст-
венную комиссию из представителей МИД, КГБ и Министер-
ства обороны – с целью подбора и изучения договорных актов
по границе с КНР, для последующего доклада политическому
руководству страны. В своем заключении межведомственная комиссия отметила,
что вся пограничная линия с Китаем, кроме участка, распо-
ложенного на Памире, южнее перевала Уз-Бель, определена
договорами.
Также было отмечено, что в договорных актах описание
границы нередко носит слишком общий характер, а договорные
карты в большинстве случаев составлены в мелком масштабе и
примитивно. Из 141 погранзнака в первоначальном виде сохра-
нились всего 40, в разрушенном состоянии находились 77, а 24
знака на местности вообще отсутствовали.
Были установлены 26 участков, которые, по мнению межведом-
ственной комиссии, могли стать предметом обсуждения с китай- ской стороной. Из них на 13 участках имелись расхождения на
картах сторон, а на 12 не
было проведено распределение
(на реках Амур и Уссури).
Лучшим путем устранения неясностей в прохождении линии
границы было бы, по мнению комиссии, проведение камеральной
демаркации и редемаркации по имеющимся картам, чтобы свести
к минимуму дорогостоящие полевые работы.
Учитывая, что предлагать проведение демаркации и редемар-
кации границы в то время было нецелесообразно – по полити-
ческим мотивам, комиссия ограничилась представлением мате-
риалов на рассмотрение правительства, на случай проявления
соответствующей инициативы китайской стороной.
В приложенном к записке проекте директив на случай про-
ведения предлагаемых переговоров намечались позиции по 26
участкам, где фактически охраняемая линия границы отклонялась