Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
В отношении границ своих владений в Центральной Азии
китайское правительство однозначно объявило себя полным правопреемником разгромленной Джунгарии. В августе 1760 г.
император Цяньлун писал в указе: «Все кочевья, которыми пре-
жде владели джунгары, находятся в наших границах» [37].
С конца 1760 г. китайские власти фактически вели необъяв-
ленную войну против казахов, «нарушающих границу». При этом
открытым остается вопрос о том, подданные какого государства
и чью границу «нарушали».
Дело в том, что уже к середине X�III в. в этом регионе X�III в. в этом регионе в. в этом регионе
Центральной Азии возникла весьма парадоксальная ситуация
нелегитимного российско-китайско-казахского противостоя-
ния. С одной стороны, отсутствовали четкие границы, а, с
другой – подданство народов как бы обеспечивало и прина-
длежность территорий.
Процесс постепенного территориального сближения преде-
лов Российской и Цинской империй происходил в сложной и
противоречивой международной обстановке, будучи неравно-
мерным как во времени, так и в пространстве. Находясь в силь-
ной зависимости от складывающейся исторической ситуации,
он затянулся почти на полтора столетия. Первыми признали подданство России казахи Киши-жуза
(Младший жуз), кочевья
которого располагались в
ных районах Казахстана. Указом императрицы Анны Иоановны от
10 июня 1734 г. произошло
формальное присоединение
Улы-жуза (Старший жуз). В начале 40-х гг. X�III в. подданство Рос-
сии признала большая часть казахов Орта-жуза (Средний жуз).
Таким образом, к середине XIX в. в казахстанском Семиречье XIX в. в казахстанском Семиречье в. в казахстанском Семиречье
сложилась парадоксальная ситуация четверовластия. На данную
территорию, помимо местных жителей-казахов, претендовали:
Кокандское ханство (аргумент – реальное обладание местнос-
тью); Китай (аргументация – исторические права в 1756–1758 гг.,
как победителей и правопреемников Джунгарии); Россия (аргу-
ментация – присяга на русское подданство различных владетелей
Большой орды, начиная от султана Тугума (в 1793 г.) и заканчивая
сыном Аблай хана – султаном Сюка Аблайханулы (в 1819 г.) [38]. В практическую плоскость перешел вопрос об установлении
западного участка русско-китайской границы.
Начало договорному
но в ноябре 1860 г. – подписанием Пекинского дополнительного
договора и связанного с ним Чугучакского протокола 1864 г.
[39], закрепивших фактическое положение, которое сложилось
в результате присоединения к России Казахстана и ряда районов
Киргизии [40].
Пекинский дополнительный договор 1860 г. устанавливал
лишь приблизительное соответствие будущей границы с лини-
ей действующих аванпостов китайских войск. Согласно второй
статье Пекинского дополнительного договора, российско-китай-
ская граница, «доселе неопределенная», должна была пройти,
«…следуя направлениям гор, течению больших рек и линии ныне
существующих китайских пограничных пикетов» [41].
Цинские чиновники настойчиво добивались признания грани-
цей линии, проходившей не только через постоянные (чанчжу),
но и через передвижные и временные китайские пикеты (калунь),
которые, как писал советский историк М.С. Сладковский, «…ус-
танавливались во время эпизодических вторжений цинских войск
в казахские и киргизские земли» [42]. Однако российской дипломатии удалось одержать победу. Во
время переговоров в Чугучаке при сличении текстов Пекинского
дополнительного договора обнаружилось, что в российском ва-
рианте (на русском языке) фраза о следовании границы именно
линии «постоянных пикетов» отсутствовала. Упоминалась просто
«линия пикетов», однако члены китайской делегации по причине
недостаточного знания русского языка «зацепки» не заметили.
В китайском и маньчжурском текстах член русской делегации
синолог И.И. Захаров быстро отыскал ключевую фразу – «чанчжу
калунь» (постоянные пикеты), и сдвинуть российских дипломатов
с выгодной им позиции китайцам так и не удалось [43].
При этом китайцы торопились скорее завершить перего-
воры – в Синьцзяне было неспокойно, русские же медлили, понимая, что в любой момент ситуация может кардинально
измениться. Так и случилось, в 1864 г. в Восточном Туркестане
началось мощное антикитайское восстание под руководством
кокандца Якуб-бека. Китайские войска и посты частью были
перебиты, частью – просто бежали, и, по мнению китайской сто-
роны, Чугучакский протокол, подписанный 25 сентября 1864 г.,
«…не соответствовал реальному положению дел».
Не вдаваясь в «тонкости» подобной оценки, нельзя не при-
знать того факта, что «под шумок» нестабильности в Синьц-
зяне Россия действительно продвинулась за пределы прежних
договоренностей. По утверждению русского исследователя
В.М. Флоринского, в 1864–1869 гг., когда, собственно, и осу-
ществлялись описание западного участка границы и ее делими-
тация [44], Россия присоединила «некоторые степные участки
земли» около озера Зайсан на Алтае, в результате чего китайская
сторона вообще лишилась доступа к побережью этого крупного
высокогорного водоема [45].
Весной 1871 г. Россия ввела войска в Илийскую долину,
захватив территорию самопровозглашенного Таранчинского
ханства. Данная акция была вызвана совершенно обоснованным гео-
политическим опасением
распространения «
сепаратизма на земли, подвластные Российской империи. Как
писал полковник Российского Генштаба Белявский: «…пред-
ставлялось необходимым предупредить возможность соединения
дунган и среднеазиатцев для взаимных противу нас действий,
как против неверных». По словам Белявского, таранчинский
султан, «находившийся первоначально в дружественных с нами
отношениях», «начал обнаруживать враждебные нам намерения»,
а именно: «оказывал покровительство хищническим шайкам»,
«стеснял торговлю», допустил «оскорбления посланных к нему
казаков» [46].
Цинское правительство во время и после подавления уйгуро-
дунганского восстания настойчиво
требовало вывести русские
Переговоры по этому поводу, состоявшиеся весной 1872 г. в
Сергиополе (Аягуз), ничего не дали.
*
Заключенный 20 сентября 1879 г. Ливадийский договор [48],
по которому России отходили Музартский проход, значительный
западный участок долины реки Или и долина реки Текес, под-
писанный представителем китайской стороны Чун Хоу, цинским
императором ратифицирован не был.
По настоянию воинственно настроенной части китайских
сановников, в январе 1880 г. Чун Хоу был смещен со всех постов,
брошен в тюрьму и приговорен к отсечению головы. Цинское пра-
вительство, надеясь на помощь Великобритании, начало открыто
готовиться к войне с Россией. Проводила военные приготовления
и Россия: ее флот под командованием С.С. Лисовского «…появил-
ся у китайских берегов; значительный отряд российских войск
спешно сосредоточился в Кульдже».
Однако ни цинское, ни российское правительство не решились
довести дело до военного столкновения. Цинское правительство
под влиянием мер, предпринятых русским правительством, ре-
шило пойти на компромисс, тем более, что уступчивость была
проявлена и в Петербурге. Чун Хоу был помилован – «чтобы не
затрагивать престижа русского правительства», а в Петербург
для новых переговоров выехал маркиз Цзэн Цзицзэ [49]. Русско-китайские переговоры, начавшиеся в 1880 г., завер-
шились подписанием 12 февраля 1881 г. Санкт-Петербургского
договора, который стал приемлемым для обеих сторон [50].
По условиям договора, Китаю возвращался почти весь Илийс-
кий край (в том числе город Кульджа). В отличие от Ливадийского
договора, по которому линия границы от гор Узун-тау должна
была идти на восток, в Санкт-Петербургском договоре предус-
матривалось, что граница от гор Узун-тау направляется на юг, «…следуя по черте, определенной в Протоколе, подписанном в
Чугучаке в 1864 году».
Россия оставила за собой лишь небольшую западную
область – районы, прилегающие к современному городу Жар-
кенту, для «…поселения в оной тех жителей края, которые примут
российское подданство и, вследствие этого, должны будут поки-
нуть земли, которыми владели там». В качестве компенсации по 7-й
статье Петербургского договора она получила взамен значительно
меньшие по площади территории в районе озера Зайсан и верх-
него течения реки Черный Иртыш, а также 9 млн. металлических
рублей – за издержки по управлению Илийским краем.
Статья 3 договора предоставляла жителям Илийского края
право «…остаться на нынешних местах жительства их, в ки-
тайском подданстве, или же выселиться в пределы Российской
империи и принять российское подданство». Аналогичная статья
имелась и в Ливадийском договоре. Однако откровенно большого
желания принимать у себя
новых переселенцев-мусульман
тная царская администрация не испытывала. Именно поэтому
Ливадийский договор предусматривал сохранение части Илий-
ского края в составе Российской империи, где и предполагалось
расселить новых переселенцев [51]. После подписания Санкт-Петербургского договора, по ко-
торому почти весь Илийский край переходил под юрисдикцию
Цинской империи, последовало прямое указание Туркестанского
генерал-губернатора К. Кауфмана и генерал-лейтенанта Г. Кол-
паковского «…употребить все усилия, убедить мусульманское
население оставаться на своих местах даже в случае вступления
китайцев в права хозяев страны» [52].
Тем не менее, в 1881–1883 гг. из Джунгарии и Восточного
Туркестана перешло примерно 70 тыс. человек (уйгуры, дунга-
не, казахи), пожелавших принять российское подданство. Это
число составляло более половины производительного, главным
образом, земледельческого населения Илийского края, что отри-
цательно сказалось на его экономике. Беженцы были расселены в приграничной полосе и во внутренних районах Южного Ка-
захстана [53]. В дальнейшем часть из них эмигрировала обратно
в Китай [54].
Подробное описание и документальное закрепление западно-
го участка российско-
ветствующих протоколах о демаркации границы, подписанных в
1882–1884 гг. [55]. Согласно этим документам, на всем западном
участке границы было выставлено 70 пограничных знаков: 33 – в
Илийском округе, 21 – на границе с Тарбагатаем и 16 – на границе
с Кашгарией. Линия государственной границы, демаркированная
этими пограничными знаками, и стала основной, сохранившись
в практически неизменном виде до новых пограничных догово-
ренностей между КНР и Республикой Казахстан.
Серьезным недостатком русско-китайского разграничения
явилась поспешность, с которой оно было проведено. В результате
«…интересы русского пограничного населения не были достаточно
соблюдены, вследствие отсутствия подробных карт пограничного
пространства и малого знакомства с местными условиями и зе-
мельными интересами русско-подданных кочевников. Неудобства
существующей границы заключались, главным образом, в том, что
при проведении ее были раздроблены на части казахские роды, при
этом часть земельных угодий казахов, присоединенных к России,
осталась за границей, т. е. в пределах Китая». Данное обстоятельство в 1894 г. послужило основанием
для ходатайства бывшего Степного генерал-губернатора перед
Министерством иностранных дел об исправлении русской госу-
дарственной границы между Западным Китаем и Семиреченской
и Семипалатинской областями [56].
Однако этот запрос во внимание принят не был. Последний
дополнительный протокол, уточняющий хоргосский участок
границы, был подписан в 1915 г. – в связи с очередным измене-
нием русла р. Хоргос. После 1917 г., в силу известных событий,
имевших место в Китае и России, ни о каких претензиях не могло
быть и речи. В годы существования СССР пограничная проблематика
складывалась по-разному, во многом – в зависимости от междуна-
родной ситуации и конъюнктуры советско-китайских отношений.
И хотя, несмотря на ожесточенную внутреннюю политическую
борьбу как в Средней Азии и на Дальнем Востоке, так и в Китае,
линия границы сохранялась, тем не менее, наблюдались само-
вольные ее изменения.
В 1911–1914 гг. в верховьях р. Хоргос царские власти в одно-
стороннем порядке сменили деревянные пограничные столбы
на каменные. При этом граница без оформления договорными
документами была смещена в сторону Китая на два километра.
В годы Гражданской войны в Маканчинском и Алакольском
районах Семипалатинской и Талды-Курганской областей было
уничтожено свыше 20 пограничных знаков, а в районе р. Сары-
чильды этого участка граница якобы была смещена в сторону
Китая на расстояние от 10 до 15 км [57].
Имели место и обратные ситуации. Так, в 1920 г. местные
китайские власти присвоили участок советской территории на