Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

В исторической перспективе  географическая близость Казахстана и  Китая может сыграть и положительную, и отрицательную роль для Казахстана. Положительные тенденции связаны  с развитием взаимовыгодного  экономического сотрудничества с учетом взаимных интересов, а в перспективе  – экономическая интеграция отдельных  регионов. Негативные перспективы предстоят  для экономики Казахстана в случае окончательного превращения его  в сырьевую державу и продолжения  бесконтрольного въезда на его территорию китайских эмигрантов.

Уйгурская проблема

Процесс дальнейшего наращивания  и использования промышленного, научно-технического, культурно-исторического  потенциала СУАР во многом будет зависеть от социально-политической обстановки в этом районе, которая исторически  всегда оставалась напряженной, нестабильной, и в которой постоянно присутствовал  религиозно-этнический фактор.

Крайне болезненной как  для Пекина, так и для руководства  Казахстана является проблема сепаратизма  в СУАР. Вопреки многократным официальным  заявлениям властей КНР об этнической гармонии, в Синьцзяне прочно укоренилось  неприятие местным мусульманским  населением их соседей - ханьцев. Особенно напряженная ситуация царит в  центре автономного района - Урумчи, а также в Инине (Кульдже), городе с населением 400 тыс. человек, вблизи границы с Казахстаном. Уйгуры и  казахи перед окончанием 2-й мировой  войны провозгласили здесь недолго  просуществовавшую Республику Восточный  Туркестан. Жесткая национальная политика КHP, противостояние уйгуров и ханьцев, воинствующий ислам, торговля героином и оружием являются питательной  средой для сепаратистских настроений и ответных актов насилия в  этом пограничном с Казахстаном  стратегическом буфере Китая.

К 1999 году население Синьцзяна  выросло до 19 млн. человек и представлено уйгурами (около 8 млн. человек), ханьцами, казахами, монголами, дунганами и  другими этническими группами, среди  которых казахи занимают третье место  по численности приблизительно 2 млн. человек).

Вместе с тем, около 250 тыс. уйгуров проживают в РК, что  укрепляет подозрения руководства  КНР по поводу существования на территории РК подпольных организаций в поддержку  синьцзянских сепаратистов. Казахстан, в свою очередь, сильно обеспокоен такой  версией, ибо реально опасается  недовольства со стороны Китая. Именно поэтому в 1997 г. власти РК официально объявили о полном запрете на ведение  в республике деятельности в поддержку  сепаратизма в СУАР. В Казахстане понимают, что поощрение уйгурского национализма может принести вред интересам  Казахстана, так как, во-первых, это  осложняет отношения между двумя  государствами, а, во-вторых - претензии  сепаратистов могут распространиться и на территорию Казахстана. Исходя из этих соображений, в феврале 2000 года несколько уйгуров - политических беженцев из Китая, несмотря на возмущение местной  общественности, были депортированы  из РК в КНР.

Главным политическим аспектом и одним из самых важных для  китайской стороны обстоятельств  стало подтверждение жесткости  казахстанской стороны по поводу неприятия внутрикитайского сепаратизма  и признание только одного Китая.

Отвечая на пресс-конференции  на вопрос одного из западных агентств о причинах того, почему Казахстан  закрыл в прошлом году уйгурские  сепаратистские организации, а раньше не делал этого, Премьер-министр  отрицал как факт закрытия, так  и само существование таких организаций  на территории Казахстана. Уйгурская  проблема является одним из инструментов “тайной дипломатии” Китая. Так  во время проведения сложных переговоров  по подписанию соглашения о межгосударственной границе, по мнению экспертов, было договорено о включении в документы закрытых статей, в которых Казахстан обязался пресекать на своей территории деятельность уйгурских сепаратистов.

В настоящее время на территории Казахстана самыми многочисленными  и влиятельными уйгурскими общественными  организациями являются Ассоциация уйгуров (президент - Кахарман Кожамбердиев), Ассоциация уйгурских предпринимателей и сельхозработников (коммерческая организация, председатель - Рабик Исмаилов), Региональный уйгурский культурный центр (руководитель - Фархад Хасанов) и, официально незарегистрированный Революционный  фронт освобождения Восточного Туркестана (в свою очередь расколовшийся  на два крыла: более радикальное, под руководством Юсупбека Мухлиси  и умеренное (руководитель - Амирбек). Согласно информации, полученной из местных источников, финансовая подпитка этих организаций осуществляется из Турции и Саудовской Аравии. Определенную помощь оказывают также представительство ООН, "Международная амнистия", другие правозащитные организации.

Как заявляют представители  уйгурских организаций в Казахстане, "борцов за свободу Уйгурстана" китайские власти по сей день подвергают средневековым пыткам, выбивают показания. Все тюрьмы СУАР переполнены, около 90 тыс. человек отправлены в трудовые лагеря. Смертные казни стали обычным  явлением в Синьцзяне. 5 - 6 февраля 1999 г. вновь вспыхнули массовые волнения в Инине (Кульдже), с 12 - 16 февраля - в  Урумчи, все они были жестоко подавлены. По словам уйгурских представителей, в СУАР продолжаются судебные процессы и репрессии против участников выступлений  двухлетний давности, когда в феврале 1997 г. в Кульдже произошли известные  столкновения. Усилены пограничные  наряды. Люди, живущие близ границы  с Казахстаном, жалуются на ограничение  их свободы передвижения.

В руководстве СУАР (компартия, исполнительная власть, прокуратура) преобладают представители ханьцев и этнических казахов. Казахам-прокурорам приходится подписывать решения об арестах и расстрелах уйгуров. Коренное население Синьцзяна сильно обеспокоено массовым переездом китайцев из внутренних районов страны в СУАР.

Значительно урезаны программы  по гуманитарному сотрудничеству между  уйгурами Казахстана и СУАР КНР. В  плачевном состоянии находятся  связи между уйгурскими научными и писательскими организациями  Казахстана и СУАР.

В целом следует отметить, что практически невозможно дать прогноз относительно уровня и разрешения противоречий между политикой Китая  и сопротивлением ей со стороны тюрко-мусульманских  народностей СУАР. При разрешении этой проблемы Пекин оказался перед  дилеммой: при ослаблении контроля в Синьцзяне может возникнуть действительная угроза со стороны религиозного национализма, а ужесточение режима способно "подлить масла в огонь", что незамедлительно вызовет  новые волнения и негативную реакцию  мусульманских государств.

Руководство Казахстана, со своей стороны, не может игнорировать казахское население в Китае, поскольку это ощутимый этнический резерв, который способен существенно  изменить национальный баланс в республике. В свою очередь, власти КНР проводят в отношении неханьских народностей  СУАР политику "кнута и пряника" - жесткая национальная политика в  отношении уйгуров, "пряник" - казахам, которые занимают самую большую  территорию среди национальных меньшинств в Синьцзяне, однако, не склонны к  сепаратизму. Китай вовсе не заинтересован  в сделке с Казахстаном по репатриации  лояльных к властям этнических казахов  из Синьцзяна.

Несмотря на наличие полной культурной автономии уйгуров в  РК, здесь также имеется целый  ряд проблем. Существенно сокращен выпуск учебной и художественной литературы на родном языке. Практически  не функционирует Центр уйгуроведения  при Институте востоковедения Академии наук РК. Эфирное время уйгурских  программ на казахстанском телевидении  сокращено до 30 минут в неделю. Издававшаяся ранее ежедневная газета "Уйгур авазн" лишена госфинансирования  и выпускается раз в неделю на средства уйгурских предпринимателей. Практически прекратил свою деятельность известный в Казахстане уйгурский театр.

В то же время на территории РК действуют 14 уйгурских средних  школ (+ 30 учебных заведений с уйгурскими классами). 23 тыс. человек получают среднее  образование на уйгурском языке. При АГУ им. Абая существует кафедра  уйгурского языка и литературы. Периодически издаются книги уйгурских писателей (в прошлом году большой резонанс вызвала публикация избранных сочинений  классика уйгурской литературы Зия  Самади).

В целом Казахстан и  Китай признают, что долгосрочная стабильность и экономическое развитие, неразрывно связанные с обстановкой  в СУАР, отвечают интересам обеих  сторон и являются одной из важнейших  составляющих дальнейшего сотрудничества этих стран. В то же время, следует  признать, что "кровоточащая" уйгурская  проблема еще долго будет оказывать  негативное влияние на отношения  РК и КНР. Очевидно, что в случае полного подчинения "непокорного" Синьцзяна власти ханьцев Казахстан  один на один останется с могущественным и агрессивным соседом.

Еще один фактор, который  может помогать сотрудничеству - сходные задачи экономического развития.

Китайская экономика создавалась  в 50-е годы по образу и подобию  советской, при значительной советской  помощи, а казахстанская экономика  являлась частью советской. СССР в то время принимал участие в возведении в Китае более 250 промышленных объектов, которые составили основу китайской  экономики, поставлял передовое  по тем временам оборудование. Однако как использовать этот потенциал  в современных условиях? Сами китайские  руководители говорят о низком техническом  уровне, отсталости старых государственных  предприятий. При их реконструкции, как и при создании новых производств, Китай, как и Казахстан, обычно ориентируется  на результаты международных тендеров.

Сходность решаемых при переходе к рынку задач и проблем, конечно, способствует росту взаимопонимания, делает полезным изучение опыта, однако мало сказывается на реальном сотрудничестве, наоборот, эти проблемы порождают  соперничество между странами за иностранные инвестиции, подталкивают Казахстан и Китай не навстречу  друг другу, а в другую сторону - к  странам с рыночной экономикой и  сильными кредитными возможностями.

Среди положительных моментов для Казахстана, стимулирующих развитие торгово-экономических связей государств можно отметить следующие: позволит более эффективно развивать транспортные коммуникации в регионе, включиться в систему межрегиональных связей, способствует стабилизации экономики, устойчивому экономическому развитию, снижает возможность возникновения  политических, военно-политических конфликтов в стране и в регионе в целом.

В Китае сложная внутригосударственная  обстановка также способствует сближению  двух стран: решение демографической  проблемы путем переселения китайского населения в соседние государства  и повышение таким образом  жизненного уровня населения, Центральная  Азия – прекрасный рынок для сбыта  китайских товаров, потенциальный  ключ к решению энергетической проблемы и т.п.

Итак, рассмотрение даже в  самом общем виде сходных задач  развития казахстанской и китайской  экономики помогает понять, что развитие экономического взаимодействия двух стран  отнюдь не гарантировано объективными предпосылками. Пожалуй, одним из главных  условий реализации возможностей сотрудничества, которые открываются благодаря  сходным задачам, является наличие  инвестиций. В инвестициях остро  нуждаются как Казахстан, так  и Китай. Таким образом, можно  говорить не только о взаимодополняемости, но и о конкуренции.

Выгоды, которые обе стороны  могут извлекать из своего соседства  для развития экономических контактов, достаточно очевидны. Однако на сегодняшний  день выгоды извлекает в основном китайская сторона. Это происходит, прежде всего, благодаря продуманной  внешнеэкономической политике, благодаря  наличию стратегии развития СУАР, которая подкрепляется конкретными  организационными мерами. Это и гибкая, меняющаяся в зависимости от экономической  конъюнктуры политика льгот и  привилегий для приграничной торговли, это и контроль со стороны китайских  государственных органов за внешнеэкономической  деятельностью субъектов хозяйствования.

Наконец, геополитический фактор:

высокий уровень политического  взаимодействия, общие заботы о региональной безопасности, о создании нового международного порядка, ориентированного на многополярность.

Согласно политической теории российского политолога Э. Позднякова существует принцип баланса сил, то есть каждое государство должно быть препятствием для другого отдельного государства в его естественном стремлении к расширению своей власти. Казахстан занимает геостратегическое  пространство между Россией и Китаем. В соответствии с теорией баланса сил, перевес в какую-либо сторону во внешней политике Астаны означал бы перемещение центров сил на всем континенте, а нарушение геополитического равновесия создает реальную угрозу возникновения различных конфликтов. Поэтому Казахстану необходимо проводить политику лавирования между Россией и Китаем.

Стратегическое положение  Китая усилилось после распада  СССР. Китай является одним из крупнейших государств в регионе, через порт которого Ляньюньган будет осуществляться доставка товаров из Европы в Азию и обратно.

Таким образом, можно говорить о том, что такое положение  позволяет выбирать наиболее приемлемый путь поведения для государств и  удобно с точки зрения разрешения региональных проблем. Пример этому  – успешное взаимодействие государств в рамках “Шанхайского форума”. Можно  сказать, что это действительно  в чистом виде положительный фактор, который должен способствовать развитию отношений.

Уменьшение  влияния России в регионе Центральной  Азии

В первые годы после распада  СССР политика России в Центральной  Азии была менее активной, чем до распада. Накануне распада более 30 % расходов бюджета Каз.ССР финансировалось  за счет поступлений из союзных источников. В первые годы Россия вынуждена была предоставить практически всем другим странам СНГ крупные кредиты, в том числе для оплаты поставок энергоносителей. Суммарная задолженность  стран СНГ по госкредитам России достигла к 1994 году 5,7 млрд. $. Казахстан  был одним из наиболее крупных  получателей помощи. В качестве объективных  факторов, оказавших влияние на уменьшение веса России в регионе Центральной  Азии можно назвать следующие:

На фоне углубления дезинтеграционных  процессов среди стран бывшего  СССР, Россия сделала поворот внешней  политики в сторону стран Запада.

После распада страны государства  Центральной Азии, получившие независимость, испытывали острую нехватку денежных средств на развитие экономики, поэтому  вынуждены были переориентировать  свою политику в сторону стран  Запада. На сегодняшний день экономическое  развитие Казахстана происходит в значительной мере благодаря иностранным инвестициям. По данным на 1997 год Китай инвестировал в экономику Казахстана 17 млн. $, что  составляет 1,1 % от общих инвестиций.

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения