Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

Данная работа опирается  на информацию следующих групп источников: договоры и соглашения между Казахстаном  и Китаем, статистические материалы, документы текущего делопроизводства МИД России, сообщения российских и зарубежных информационных агентств, а также официальные заявления  глав государств и министров иностранных  дел.

Договорную базу можно  подразделить на два уровня:

Двусторонние договоры и  соглашения между Казахстаном и  Китаем: Соглашение о проверке качества импортных товаров, 1997 год, Совместная декларация о дальнейшем развитии и  углублении дружественных отношений  между Республикой Казахстан  и Китайской Народной республикой, 1998 год, Соглашение о казахстанско-китайской  государственной границе и ряд  других.

Многосторонние договоры и соглашения с участием Китая  и Казахстана: Душанбинская Декларация 2000 года, Соглашение о мерах доверия  в военной области и сокращении вооруженных сил в районе совместной границы, 1996 год, Декларация о принципах  решения пограничных проблем, 1997 год и др.

Статистические материалы  включают в себя:

статистические сборники КНР (Таможенная статистика КНР за 1999 г., Статистический ежегодник Китая, Синьцзян няньцзянь (Ежегодник Синьцзяна), 1998 год),

статистические сборники Казахстана (Краткий статистический ежегодник Казахстана, 1992 – 1999, Казахстан: цифры и факты).

Необходимо отметить, что  в работе не ставилось специальной  задачи оценки их достоверности. Все  сборники являются официальными ежегодными изданиями КНР и РК, и основные данные, публикуемые там, совпадают  с данными ежегодных статистических сборников ООН.

Документы текущего делопроизводства МИД России хранятся как в письменном варианте в досье соответствующего отдела, так и в электронном  виде, в частности, в базе данных Lotus Notes и локальной системе Дипломат, которую постоянно пополняют  свежей информацией из различных  информационных агенств: ИТАР-ТАСС, ИНОТАСС, ИНФО-ПРЕСС, РИА (ГУИР), “Президентский вестник” (ГУИР), СИНЬХУА и др.

Материалы письменного делопроизводства Министерства иностранных дел РФ получены из досье 3 Департамента СНГ  Отдел Казахстана, 1 Департамента Отдел  Китая, 1 Департамента СНГ. Это:

Отчеты посольств России в Казахстане и Китае,

Переписка отдела с МИД  Китая и Казахстана,

Информационно-справочные материалы  для проведения встреч на высшем и  высоком уровнях.

Развитие сотрудничества Китая и Казахстана освещается в  следующих периодических изданиях. Это издания, посвященные широкому спектру проблем и специальным  исследованиям, например: “Проблемы  Дальнего Востока”, “Восток”, “Азия  и Африка сегодня”, “Родина”, “Экономика и жизнь”, “Саясат”, Евразийское  сообщество: экономика, политика, безопасность”, “Journal of Asian Studies”, “Компас”, “Asian Affairs: An American review”, “Energy policy” “Сяньдай гоцзи  гуаньси” (Современные международные  отношения), “Гоцзи маои” (Международная  торговля) и др.

Среди газет можно отметить следующие: “Казахстанская правда”  “Независимая газета”, “Российская  газета”, “Панорама”, “South China morning post”  и др.

В работе использованы периодические  издания за 1991 - 2001 гг.

Значение имеют также  официальные заявления первых лиц  государств как выражающие официальную  позицию страны по тому или иному  вопросу, эти материалы можно  найти в электронной базе данных МИД России, а также в базе данных Синологической библиотеки ИДВ РАН.

При написании дипломной  работы были использованы информационные ресурсы Интернет. В первую очередь  заслуживают внимания официальные  сайты МИДов Китая и Казахстана, откуда было получено большинство двусторонних документов и соглашений.

Следует также отметить значение Информационно – аналитического сервера APR, в рамках которого стали  доступными работы ряда казахстанских  исследователей, сайты некоторых  периодических изданий.

В целом, информацию, использованную при написании дипломной работы можно охарактеризовать как достоверную  и полную.

Материалы дипломной работы использовались при подготовке юбилейного компакт-диска о работе Департаментов  МИД России, а также при выработке  информационно-аналитической справки  по казахстанско-китайским отношениям для подготовки к будущей встрече  “Шанхайской пятерки” в июне 2001 года. 

 

ГЛАВА 1. Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК

    1. Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем

Необходимо отметить, что  на современном этапе первые контакты между КНР и Казахстаном начались еще до обретения РК независимости, так как уже в декабре 1991 года китайская правительственная делегация  прибыла в Казахстан. Затем контакты на уровне глав государств стали осуществляться регулярно.

В течение первых нескольких лет отношения между странами развивались очень динамично. Были подписаны соглашения по развитию сотрудничества во всех областях экономики и политики.

В качестве объективных предпосылок  развития связей между Казахстаном  и Китаем обычно называют общность исторического развития, географическую близость и протяженную общую границу, уйгурскую проблему, геополитический фактор, сходные задачи экономического развития, уменьшение влияния России в регионе Центральной Азии. Однако анализ этих факторов показывает, что не всегда они играют однозначно положительную роль для развития двустороннего сотрудничества.

Общность  исторического развития

Центральная Азия традиционно  являлась сферой геополитических интересов  Китая. В эпоху Хань, Китай осуществлял  контакты с Западным миром посредством  торгового пути, проходившего через  ряд поселений Туркестана (на территории современного Казахстана). Через Шелковый путь в Европу поставлялись такие  товары, как китайский шелк, фарфор, в обмен на металлические изделия, шерстяную одежду. Множество элементов  западно-азиатской культуры было разнесено  по всем странам, через которые проходил Шелковый путь. Сейчас идея транснационального пути реанимируется в более современном  виде, представленном двумя проектами: ТРАСЕКА и идеей строительства  Транс - Европейской и Азиатской  телекоммуникационной магистрали. По многим оценкам эти проекты будут  иметь не меньшее значение, чем  Суэцкий и Панамский каналы, выводя республики, через которые проходит магистраль, на мировые рынки.

Между странами существует историческая общность экономических  связей, религиозных верований, Китаю  и Казахстану легче понимать культуру и обычаи друг друга.

Однако наряду с положительными сторонами существуют и отрицательные, в частности, проблема уйгурского сепаратизма  и казахов, проживающих на территории СУАР КНР, имеет глубокие исторические корни.

Диаспоры этнических казахов  за рубежом возникли, главным образом, в результате нескольких эмиграционных  волн. Первая и самая многочисленная прошла в первые послереволюционные годы в нескольких направлениях: из Восточного Казахстана в Китай, Индию, Афганистан и Турцию.

В Синьцзяне их пытались насильственно ассимилировать, растворить среди местного населения. В силу этого обстоятельства в Синьцзяне  в 1932 году имели место достаточно крупные этнические конфликты, которые  привели к массовому исходу казахов  из этого региона Китая. Он продолжался  почти десять лет.

В результате остатки казахских  родов в 1943 году попали в Турцию, где лишь десять лет спустя правительство  этой страны приняло решение об оказании помощи переселенцам. После этого  поток этнических казахов из Синьцзяна  значительно усилился. На сегодняшний  день на территории Китая проживают  около 2 млн. человек казахского населения.

В первые годы независимости  Казахстан поощрял возвращение  проживающих в СУАР казахов на родину. Однако дальнейшее развитие ситуации показало, что государство не готово к приему возвращающихся. Сейчас Астана внимательно следит за процессом  “вытеснения” мусульманского, прежде всего казахского и уйгурского населения  в соседнем с Казахстаном районе СУАР КНР. Китай использует вопрос о  существовании подпольных уйгурских  организаций в Казахстане в качестве рычага политического давления на Астану по некоторым вопросам. Кроме того, постоянная миграция казахстанского и  китайского населения не способствует порядку на границе, ведет к росту  преступности и нарушениям закона.

Таким образом, общность исторического  развития не всегда имеет однозначно положительное значение для развития отношений между странами.

Рассмотрим следующий  фактор, который должен способствовать сотрудничеству - географическую близость и протяженную общую границу.

Как известно, граница между  Китаем и Казахстаном не была полностью  определена в течение двух с половиной  веков. Специалисты выделяют несколько  этапов ее определения: с точки зрения международного права: преддоговорной (1755 - 1863) и договорной (1864 - 1999), в политическом аспекте: суверенный (1755 - 1822, 1991 - 1999), царский (1822 - 1916), советский (1917 - 1991). Решение  вопроса определения границы  долгое время являлось одной из проблем  во взаимоотношениях между странами, но, несмотря на многочисленные попытки, ни в царское, ни в советское время  проблема не была урегулирована. Граница  была определена еще в эпоху Цин  Пекинским дополнительным договором  от 1860 г., Чугучакским протоколом от 1864 г., и Санкт-Петербургским договором  от 1881 г. Однако в ходе дальнейшего  исторического развития граница  постоянно нарушалась, и стоял  вопрос о ее пересмотре. В советское  время СССР и КНР удобнее было оставлять вопрос открытым, используя  его в качестве политического  рычага внешней политики. СССР, по одной  из версий, даже оказывал поддержку  уйгурским восстаниям с целью  осложнить ситуацию на границе.

В Казахстане в период с 1917 – 1922 гг. государственная граница  почти не охранялась. В 1914 г. граница  была смещена на 2 км в сторону  Китая и подобная ситуация продолжалась до 60-х гг., после чего переговоры были возобновлены, но согласия стороны  не достигли.

После образования независимого Казахстана, наступил новый этап в  урегулировании спора о границе  между государствами, и оба стремились к этому. Для Казахстана необходимость  развития внешнеэкономических связей, возникшие проблемы в обеспечении  национальной безопасности (в том  числе защита от России) и др. способствовали изменению взаимоотношений с  Китаем и стимулировали разрешение территориальных споров.

Руководство КНР, в свою очередь, также было заинтересовано в согласовании спорных участков границы в силу следующих обстоятельств:

- неравноправное положение  Казахстана (экономическая зависимость,  низкий жизненный уровень, нехватка  средств на развитие, наличие  подпольных уйгурских организаций  и т.п.) позволяло урегулировать  вопрос с максимальной выгодой  для Китая;

- сохранение нестабильной  обстановки на границе (уйгурские  волнения, рост преступности, нелегальная  миграция), препятствующие осуществлению  стратегии освоения западных  регионов Китая;

- мирное урегулирование  пограничной проблемы обеспечило  бы, по прогнозам китайской дипломатии, укрепление позиций КНР в мире  и регионе;

- стабильная граница - необходимое условие начала процесса  экономической и политической  интеграции региона;

- продолжающаяся конфронтация  лишила бы Китай возможности  оказывать влияние на процессы, происходящие в регионе Центральной  Азии, доступа к энергоносителям  и перспективному рынку сбыта.

В сентябре 1992 года была создана  делегация правительств Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана, которая  занялась ведением переговоров о  границе. В 1994 – 1997 гг. проводилась демаркация границы, документация которой окончательно будет завершена и представлена правительствам обеих стран в 2001 г.. 26 апреля 1994 года было согласовано 90 % протяженности границы, однако оставались спорные участки (Сарычильды (Алма-атинская область), около 315 кв. км и участок  в районе перевалов Чоган-обо  и Баймурзы, около 629 кв. км). В общей  сложности Казахстан имеет границу  с КНР около 1700 км, на сегодняшний  день можно говорить о том, что  вопрос о спорных территориях  решен с подписанием 4 июля 1998 года дополнительного соглашения о казахстанско-китайской  границе. Из общей площади несогласованных  участков (около 944 кв. км) 56,9 % территории принадлежит Казахстану, 43,1 % территории - Китаю.

Министр иностранных дел  Казахстана заявил, что в результате делимитации границы страна ничего не потеряла и ничего не приобрела. Однако, казахстанская общественность утверждает, что Казахстан отдал  Китаю территории угольных и рудных месторождений, и многие независимые  эксперты критикуют руководство  Казахстана, обвиняя его в уступках КНР. На основании вышесказанного делается вывод о том, что несправедливое разрешение пограничной проблемы является еще одним источником китаефобии, что может сказаться на двусторонних отношениях и на политике Китая в  Центральной Азии в будущем. Представляется, однако, что такое решение проблемы не является препятствием для развития отношений в будущем.

Установление казахстанско-китайской  границы еще раз подтвердило  статус Китая в регионе, как одного из сильных, способных диктовать  свою политику. И государства более  слабые вынуждены подчиниться, потому что существуют реалии сегодняшнего времени: необходимость защиты границ от проявления религиозного экстремизма, признания власти того или иного лидера, интеграция государств региона, развитие инфраструктуры и т.п. А главное – низкий уровень жизни в Китае и нищета населения, требующие расширения жизненного пространства для китайцев. Многие политологи говорят о скорой вероятности возникновения социального конфликта в КНР. Представляется возможным, что маленькие победы в межгосударственных отношениях, будь то передача Гонконга, островов Спратли или определение казахстанско-китайской границы, способствуют стабилизации обстановки внутри Китая и сохранению статус-кво. Препятствовать этому среднеазиатские государства не могут, им остается только подчиниться.

Исходя из процесса установления казахстанско-китайской границы  в исторической перспективе, нельзя утверждать, что Казахстан потерял  территории, когда-то ему принадлежавшие, так как пограничные столбы не раз передвигались и не в пользу Китая. Так было, например, в 1798 году во время постройки Бухтарминского укрепления или в 1881 году в результате Санкт-Петербургского договора.

Необходимо также учитывать, что, имея такого пограничного соседа, как Китай, государство неизбежно  сталкивается с проблемой незаконной миграции, контрабандным ввозом и  вывозом товаров, высоким уровнем  преступности и т.д.

Серьезную озабоченность  у Казахстана вызывает массовый нелегальный  въезд в страну китайцев, число  которых, по некоторым сведениям, составляет около полмиллиона человек. Процесс  демографического насыщения территории Китая вызывает определенный страх  у казахстанцев хотя бы даже потому, что население соседнего Китая  увеличивается ежегодно на 16 млн. человек, то есть столько, сколько составляет все население Казахстана.

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения