Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

В конце октября 1992 г. в  Пекине состоялась первая встреча совместной делегации четырех государств во главе с Г.Ф. Кунадзе с делегацией правительства КНР, возглавлявшейся  заместителем министра иностранных  дел Тянь Цзэнпэем. Стороны подтвердили  принципы урегулирования пограничных  вопросов, согласованные между СССР и КНР, а именно: решать оставшиеся от истории пограничные вопросы  на основе прежних российско-китайских  договоров о границе, руководствуясь общепризнанными нормами международного права, в духе равноправных консультации. взаимопонимания и взаимной уступчивости.

Стороны подтвердили также, что достигнутые в 1987-1991 гг. советско-китайские  договоренности о прохождении линии  границы в принципе остаются в  силе. Они пришли к согласию о  необходимости скорейшего юридического оформления согласованных участков границы и продолжения обсуждения оставшихся несогласованными участков границы для нахождения приемлемых решений. Было решено создать рабочую группу для подготовки соглашений о границе, а также возобновить работу рабочей группы по обсуждению вопросов о прохождении границы и топографической группы.

24 октября 1992 г. в ходе  переговоров по пограничным вопросам  заместители министров иностранных  дел РФ и КНР подписали документы  об основных принципах создания  топографической карты участков  местности на границах Китая  с Россией (западный участок), Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

В ноябре 1992 г. с официальным  визитом в Казахстане находился  министр иностранных дел КНР  Цянь Цичэнь. В беседе с ним президент  Н. Назарбаев предложил превратить всю границу Казахстана с Китаем в свободную экономическую зону с возможным участием капитала третьих  стран.

В 1992-1996 гг. объединенная делегация  РФ, Казахстана, Киргизии и Таджикистана продолжала вести переговоры по урегулированию пограничных вопросов с КНР на уровне рабочих групп.

5-15 апреля 1993 г. в Пекине  состоялось первое заседание  рабочей группы в новом составе  по разработке соглашений о  границах Китая с Россией, Казахстаном,  Киргизией и Таджикистаном. Стороны  пришли к согласию по вопросам, связанным с юридическим установлением  пограничной линии. Они условились  и дальше вести переговоры  в конструктивном плане.

В дальнейшем переговоры на уровне рабочих групп пошли по пути подготовки и заключения отдельных  соглашений КНР с каждой из стран  СНГ, граничащих с Китаем. Эти переговоры привели к конкретным результатам.

3 сентября 1994 г. в Москве  министром иностранных дел России  А.В. Козыревым и министром  иностранных дел КНР Цянь Цичэнем  было подписано Соглашение между  Российской Федерацией и Китайской  Народной Республикой о российско-китайской  государственной границе на ее  Западной части. Договаривающиеся  стороны согласились на основе  договоров о российско-китайской  границе, в соответствии с нормами  международного права, в духе  равноправных консультаций, взаимного  понимания и взаимной уступчивости, а также на основе договоренностей,  достигнутых в ходе переговоров  по пограничным вопросам, справедливо  и рационально разрешить оставшиеся  от истории пограничные вопросы  между Россией и Китаем, уточнить  и определить прохождение линии  границы между обоими государствами.

Стороны согласились, что  линия государственной границы  между Россией и Китаем на этом участке протяженностью около 55 км будет проходить от западного  стыка границ России, Китая и Монголии (точка стыка определена межправительственным соглашением от 27 января 1994 г.) по водоразделу  хребта Южный Алтай в западном направлении до стыка границ России, Китая и Казахстана.

Соглашение между РФ и  КНР было ратифицировано обеими сторонами  и вступило в силу 17 октября 1995 г. после обмена ратификационными грамотами. В 1998 г. стороны завершили демаркацию границы на этом участке и подписали  совместное заявление о российско-китайских  пограничных вопросах.

В апреле 1994 г. было подписано, а в сентябре 1995 г. вступило в силу Соглашение между Республикой Казахстан  и КНР о делимитации казахстано-китайской  госдарственной границы протяженностью около 1700 к.м. Соглашение охватывало всю  границу за исключением двух участков (район р. Сарычильды и район перевала Ча-ган-Обо). По этим двум участкам переговоры были продолжены.

В соответствии с упомянутым выше соглашением между РФ и КНР  от 3 сентября 1994 г. и соглашением  между Казахстаном и КНР о  государственной границе от 26 апреля 1994 г., спустя пять лет, 5 мая 1999 г. в Алма-Ате  было подписано соглашение между  Россией, Китаем и Казахстаном об определении точки стыка границ трех государств.

Точка стыка государственных  границ Российской Федерации, Республики Казахстан и Китайской Народной Республики расположена на водоразделе  хребта Южный Алтай (хребет Алтай) приблизительно в 300 км к юго-западу от высоты с отметкой 3086, находящейся на территории Российской Федерации, приблизительно в 2,90 км к юго-юго-востоку от высоты с отметкой 3339, находящейся на территории Республики Казахстан, приблизительно в 2,81 км к северо-северо-востоку от высоты с отметкой 2988, находящейся на территории Китайской Народной Республики. В связи с тем, что эта точка стыка государственных границ трех государств находится на вершине хребта, покрытой вечными снегами, в труднодоступном месте, стороны условились не устанавливать здесь пограничного знака.

Во время визита премьера Госсовета КНР в Казахстан  в сентябре 1997 г. Н. Назарбаев и  Ли Пэн скрепили своими подписями  соглашение о прохождении казахстаяо-китайской  границы в районе пика Хан-Тенгри протяженностью 11 км.

Дополнительным соглашением  о казахстано-китайской государственной  границе, подписанным в Алма-Ате 4 июля 1998 г. главами Казахстана и  Китая, были разделены спорные участки  в районе реки Сарычильды и перевалов  Чаган-обо и Баймурза. Из их общей  площади в 944 кв. км Казахстану перешло 537 кв. км, Китаю - 407 кв. км. 4 ноября 1998 г. Постоянный комитет ВСНП ратифицировал  это дополнительное соглашение.

В декабре 1999 г. во время визита в КНР президента Казахстана Н. Назарбаева, в Пекине был подписан Договор  о китайско-казахстанской границе. С подписанием этого документа  фактически завершился длительный переговорный процесс, и казахстанско-китайская  государственная граница получила юридическое оформление на всем ее протяжении. Это, безусловно, способствовало установлению стабильной обстановки на границе и укреплению доверия  между двумя странами. В работе по делимитации границы казахстанская  правительственная делегация исходила из положений Декларации об основах  дружественных взаимоотношений  между РК и КНР, подписанной в 1993 году Н.Назарбаевым и Цзян Цзэминем.

Соглашение о делимитации  границы явилось серьезным успехом  казахстанской дипломатии. Этот документ исключает предъявление каких-либо обоюдных территориальных претензий  друг к другу. Во исполнение данного  соглашения стороны фактически завершили  демаркацию границы.

Принципиально важное значение в позитивном решении сложных  пограничных вопросов в Центральноазиатском  регионе имели многосторонние соглашения. 26 апреля 1996 г. главы пяти государств-соседей - президент России Б. Ельцин, председатель КНР Цзян Цзэминь, президент Казахстана Н. Назарбаев, президент Киргизии А. Акаев и президент Таджикистана Э. Рахмонов подписали в Шанхае Соглашение об укрепления доверия в военной  области в районе границы. В нем  предусматривается, что вооруженные  силы сторон, дислоцированные вблизи границы, не будут вести военных  маневров, направленных против другой стороны. Оно ограничивает масштабы, зоны и число военных учений, предусматривает  уведомление участниками друг друга  о важных военных мероприятиях в 100-километровой приграничной полосе. снимает военную опасность.

Спустя год 4 апреля 1997 г. на следующем саммите “шанхайской  пятерки” в Москве этими же участниками  было подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в  районе границы, которое в Пекине называли “новой моделью обеспечения  региональной безопасности” и важнейшим  международным событие года.

3 июля 1998 г. в Алма-Ате  министры иностранных дел пяти  стран подписали совместное заявление  участников этой встречи - Республики  Казахстан. Китайской Народной  Республики. Киргизской Республики, Российской Федерации и Республики  Таджикистан. Стороны обязались  принимать все необходимые меры  по обеспечению неукоснительного  выполнения соглашении об укреплении  доверия в военной области  и сокращении вооруженных сил  в районе границы, подписанных  ими в Шанхае и Москве соответственно  в 1996 и 1997 годах. Они позитивно  оценили выдвинутую центральноазиатскими  государствами инициативу о создании  в Центральной Азии зоны, свободной  от ядерного оружия. Было выражено  намерение принимать меры по  борьбе с международным терроризмом,  организованной преступностью, незаконным  провозом оружия, наркотиков, психотропных  средств, не допускать использования  территории своих государств  для организации деятельности, наносящей  ущерб государственному суверенитету, безопасности и общественному  порядку какого-либо из пяти государств. В то же время были выражены поощрение и поддержка различных форм межрегионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества.

Итогом четвертой встречи  “Шанхайской пятерки” в августе 1999 г. явилось подписание Бишкекской декларации. В документе провозглашалось, что участники форума будут осуществлять меры для развития практического  взаимодействия по проблемам борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия, а также с нелегальной  эмиграцией и другими формами  трансграничной преступной деятельности.

На пятом саммите “шанхайской  пятерки”, состоявшемся 5 июля 2000 г. в  Душанбе, в качестве гостя участвовал президент Узбекистана И. Каримов. “Пятерка” и Узбекистан образовали “шанхайский форум” и договорились о создании регионального антитеррористического  центра со штаб-квартирой в Бишкеке. Председатель КНР Цзян Цзэминь обсудил  с президентом Таджикистана Э. Рахметовым вопросы безопасности в регионе. В совместной декларации они выразили озабоченность ситуацией в Афганистане  и заявили об общих интересах  в борьбе против сепаратизма и  исламского фундаментализма. На следующем  “шанхайском форуме” стороны  договорились обсудить проекты международных  правовых норм по борьбе с терроризмом, экстремизмом и незаконным оборотом наркотиков. Были продолжены во время  саммита и переговоры по пограничным  вопросам. В частности, представители КНР, Киргизии и Таджикистана согласовали вопрос о точке стыка границ трех стран, и подписали соответствующее соглашение.

Эти и другие соглашения России и центрально-азиатских государств с Китаем создают условия для  установления более спокойной, регулируемой и контролируемой обстановки на границах договаривающихся сторон, недопущения  каких-либо серьезных конфликтов и  тем более вооруженных столкновений, нормальному общению между народами соседних стран. Решение вопросов о  границах Китая с Россией, Казахстаном. Киргизией и Таджикистаном способствует созданию “зоны доверия” в Центральной  Азии, мирному развитию торгово-экономических, научно-технических, культурных, транспортных, хозяйственных и общественных связей между странами этого региона. Укрепление безопасности и правового режима на границах пяти государств стало  важным вкладом в развитие отношений  дружбы и добрососедства в этом регионе, а также в поддержание мира в Азии и во всем мире.

 

 

Проблема границ

Наиболее сложный и  болезненный для данного этапа  казах-

станско-китайских отношений  вопрос касался урегулирования

пограничных проблем. И это  – неслучайно. Во-первых, вокруг

него сложилось много  мифов, подкрепляемых как необоснованно 

высоким уровнем секретности, окружавшим переговоры по погра-

ничным проблемам, так  и опасениями по поводу территориальных 

уступок Китаю. Во-вторых, этот вопрос вызвал наиболее активную

дискуссию в казахстанском  обществе [35].

Наконец, несмотря на довольно подробное (хотя и несколько 

запоздалое) разъяснение  официальной позиции Казахстана по дан-

ному вопросу [36], «белых пятен» по-прежнему остается довольно

много. Последнее, по-видимому, связано как с деликатностью 

проблемы, так и с определенной закрытостью данной темы.

Существенную сложность  представляет и то обстоятельство,

что проблему границ нельзя рассматривать вне исторического  контекста. Необходимость небольшого исторического экскурса

обусловлена тем, что специфика  решения пограничной проблемы

между КНР и Республикой  Казахстан во многом, если не во всем,

была связана с историческим прошлым, вопросами вхождения в 

состав Российской империи  в X�III–XIX вв. казахских ханств и X�III–XIX вв. казахских ханств и –XIX вв. казахских ханств и XIX вв. казахских ханств и вв. казахских ханств и

дальнейшего российско-китайского разграничения.

Первый договор, который  описывал так называемый «запад-

ный участок» российско-китайской  границы, – Буринский, от

20 августа 1727 г. Этот  договор обозначал линию прохождения 

госграницы применительно  к крайнему северо-востоку современ-

ного Казахстана – Восточно-Казахстанской  области, но, обозна-

чал достаточно условно, поскольку  в тот исторический период

эти земли фактически находились под контролем джунгар. Тем 

не менее, Буринское соглашение целиком вошло в Кяхтинский

мирный договор (1728 г.), на основе которого была осуществлена

демаркация границы и  сооружено около сотни так  называемых

«пограничных маяков».

По понятным причинам, определить точную границу китайс-

ких владений в Центральной  Азии в то время было невозможно.

Это была не строго определенная черта, а, своего рода, линия 

фронта с еще незавоеванными кочевниками, односторонне

определяемая подвижными конными аванпостами и редкими 

заставами. Очерчивались рубежи, скорее, географически – крупными

труднопроходимыми для войск  преградами, в данном случае  – 

горами Алтая, Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня. Между гор,

в долинах, складывалось шаткое равновесие, с обеих сторон не

прекращались бои местного значения, дальние разведывательные

экспедиции. Китай готовился  к новому прыжку в Центральную 

Азию и только изменение  исторической ситуации, а именно –  ан-

тикитайское восстание, вспыхнувшее  в Восточном Туркестане,

уберегло казахские ханства  от окончательного завоевания.

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения