Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
В конце октября 1992 г. в
Пекине состоялась первая встреча совместной
делегации четырех государств во
главе с Г.Ф. Кунадзе с делегацией
правительства КНР, возглавлявшейся
заместителем министра иностранных
дел Тянь Цзэнпэем. Стороны подтвердили
принципы урегулирования пограничных
вопросов, согласованные между СССР
и КНР, а именно: решать оставшиеся
от истории пограничные вопросы
на основе прежних российско-китайских
договоров о границе, руководствуясь
общепризнанными нормами
Стороны подтвердили также,
что достигнутые в 1987-1991 гг. советско-китайские
договоренности о прохождении линии
границы в принципе остаются в
силе. Они пришли к согласию о
необходимости скорейшего юридического
оформления согласованных участков
границы и продолжения
24 октября 1992 г. в ходе
переговоров по пограничным
В ноябре 1992 г. с официальным визитом в Казахстане находился министр иностранных дел КНР Цянь Цичэнь. В беседе с ним президент Н. Назарбаев предложил превратить всю границу Казахстана с Китаем в свободную экономическую зону с возможным участием капитала третьих стран.
В 1992-1996 гг. объединенная делегация РФ, Казахстана, Киргизии и Таджикистана продолжала вести переговоры по урегулированию пограничных вопросов с КНР на уровне рабочих групп.
5-15 апреля 1993 г. в Пекине
состоялось первое заседание
рабочей группы в новом
В дальнейшем переговоры на уровне рабочих групп пошли по пути подготовки и заключения отдельных соглашений КНР с каждой из стран СНГ, граничащих с Китаем. Эти переговоры привели к конкретным результатам.
3 сентября 1994 г. в Москве
министром иностранных дел
Стороны согласились, что линия государственной границы между Россией и Китаем на этом участке протяженностью около 55 км будет проходить от западного стыка границ России, Китая и Монголии (точка стыка определена межправительственным соглашением от 27 января 1994 г.) по водоразделу хребта Южный Алтай в западном направлении до стыка границ России, Китая и Казахстана.
Соглашение между РФ и
КНР было ратифицировано обеими сторонами
и вступило в силу 17 октября 1995 г.
после обмена ратификационными грамотами.
В 1998 г. стороны завершили демаркацию
границы на этом участке и подписали
совместное заявление о российско-
В апреле 1994 г. было подписано,
а в сентябре 1995 г. вступило в силу
Соглашение между Республикой Казахстан
и КНР о делимитации
В соответствии с упомянутым выше соглашением между РФ и КНР от 3 сентября 1994 г. и соглашением между Казахстаном и КНР о государственной границе от 26 апреля 1994 г., спустя пять лет, 5 мая 1999 г. в Алма-Ате было подписано соглашение между Россией, Китаем и Казахстаном об определении точки стыка границ трех государств.
Точка стыка государственных границ Российской Федерации, Республики Казахстан и Китайской Народной Республики расположена на водоразделе хребта Южный Алтай (хребет Алтай) приблизительно в 300 км к юго-западу от высоты с отметкой 3086, находящейся на территории Российской Федерации, приблизительно в 2,90 км к юго-юго-востоку от высоты с отметкой 3339, находящейся на территории Республики Казахстан, приблизительно в 2,81 км к северо-северо-востоку от высоты с отметкой 2988, находящейся на территории Китайской Народной Республики. В связи с тем, что эта точка стыка государственных границ трех государств находится на вершине хребта, покрытой вечными снегами, в труднодоступном месте, стороны условились не устанавливать здесь пограничного знака.
Во время визита премьера
Госсовета КНР в Казахстан
в сентябре 1997 г. Н. Назарбаев и
Ли Пэн скрепили своими подписями
соглашение о прохождении казахстаяо-
Дополнительным соглашением
о казахстано-китайской
В декабре 1999 г. во время визита
в КНР президента Казахстана Н. Назарбаева,
в Пекине был подписан Договор
о китайско-казахстанской
Соглашение о делимитации
границы явилось серьезным
Принципиально важное значение в позитивном решении сложных пограничных вопросов в Центральноазиатском регионе имели многосторонние соглашения. 26 апреля 1996 г. главы пяти государств-соседей - президент России Б. Ельцин, председатель КНР Цзян Цзэминь, президент Казахстана Н. Назарбаев, президент Киргизии А. Акаев и президент Таджикистана Э. Рахмонов подписали в Шанхае Соглашение об укрепления доверия в военной области в районе границы. В нем предусматривается, что вооруженные силы сторон, дислоцированные вблизи границы, не будут вести военных маневров, направленных против другой стороны. Оно ограничивает масштабы, зоны и число военных учений, предусматривает уведомление участниками друг друга о важных военных мероприятиях в 100-километровой приграничной полосе. снимает военную опасность.
Спустя год 4 апреля 1997 г. на следующем саммите “шанхайской пятерки” в Москве этими же участниками было подписано Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, которое в Пекине называли “новой моделью обеспечения региональной безопасности” и важнейшим международным событие года.
3 июля 1998 г. в Алма-Ате
министры иностранных дел пяти
стран подписали совместное
Итогом четвертой встречи “Шанхайской пятерки” в августе 1999 г. явилось подписание Бишкекской декларации. В документе провозглашалось, что участники форума будут осуществлять меры для развития практического взаимодействия по проблемам борьбы с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия, а также с нелегальной эмиграцией и другими формами трансграничной преступной деятельности.
На пятом саммите “шанхайской
пятерки”, состоявшемся 5 июля 2000 г. в
Душанбе, в качестве гостя участвовал
президент Узбекистана И. Каримов.
“Пятерка” и Узбекистан образовали
“шанхайский форум” и договорились
о создании регионального
Эти и другие соглашения
России и центрально-азиатских
Проблема границ
Наиболее сложный и болезненный для данного этапа казах-
станско-китайских отношений вопрос касался урегулирования
пограничных проблем. И это – неслучайно. Во-первых, вокруг
него сложилось много
мифов, подкрепляемых как
высоким уровнем секретности, окружавшим переговоры по погра-
ничным проблемам, так и опасениями по поводу территориальных
уступок Китаю. Во-вторых, этот вопрос вызвал наиболее активную
дискуссию в казахстанском обществе [35].
Наконец, несмотря на довольно подробное (хотя и несколько
запоздалое) разъяснение официальной позиции Казахстана по дан-
ному вопросу [36], «белых пятен» по-прежнему остается довольно
много. Последнее, по-видимому, связано как с деликатностью
проблемы, так и с определенной закрытостью данной темы.
Существенную сложность представляет и то обстоятельство,
что проблему границ нельзя
рассматривать вне
обусловлена тем, что специфика решения пограничной проблемы
между КНР и Республикой Казахстан во многом, если не во всем,
была связана с историческим прошлым, вопросами вхождения в
состав Российской империи в X�III–XIX вв. казахских ханств и X�III–XIX вв. казахских ханств и –XIX вв. казахских ханств и XIX вв. казахских ханств и вв. казахских ханств и
дальнейшего российско-китайского разграничения.
Первый договор, который описывал так называемый «запад-
ный участок» российско-китайской границы, – Буринский, от
20 августа 1727 г. Этот
договор обозначал линию
госграницы применительно к крайнему северо-востоку современ-
ного Казахстана – Восточно-Казахстанской области, но, обозна-
чал достаточно условно, поскольку в тот исторический период
эти земли фактически находились под контролем джунгар. Тем
не менее, Буринское соглашение целиком вошло в Кяхтинский
мирный договор (1728 г.), на основе которого была осуществлена
демаркация границы и сооружено около сотни так называемых
«пограничных маяков».
По понятным причинам, определить точную границу китайс-
ких владений в Центральной Азии в то время было невозможно.
Это была не строго определенная черта, а, своего рода, линия
фронта с еще незавоеванными кочевниками, односторонне
определяемая подвижными конными аванпостами и редкими
заставами. Очерчивались рубежи, скорее, географически – крупными
труднопроходимыми для войск преградами, в данном случае –
горами Алтая, Джунгарского Алатау и Тянь-Шаня. Между гор,
в долинах, складывалось шаткое равновесие, с обеих сторон не
прекращались бои местного значения, дальние разведывательные
экспедиции. Китай готовился к новому прыжку в Центральную
Азию и только изменение исторической ситуации, а именно – ан-
тикитайское восстание, вспыхнувшее в Восточном Туркестане,
уберегло казахские ханства от окончательного завоевания.