Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
С образованием независимых государств к ним возрос интерес со стороны стран Запада, так как Центральная Азия выгодный как в экономическом (рынок сбыта, ресурсы), так и в геостратегическом (расположен между Европой, Азией и Ближним Востоком) плане.
Повлияла также известная русофобия в политике независимых государств. Они опасались возможности возврата к старой системе отношений и стремились всячески избавиться от влияния России.
Безусловно, Россия остается
ведущим партнером стран
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Между Казахстаном и Китаем
на регулярной основе поддерживаются
политические контакты, включая встречи
на высшем и высоком уровнях. Председатель
КНР Цзян Цземинь дважды (в 1996 и 1998
гг.) посетил РК, а Президент Казахстана
Н.А. Назарбаев совершил четыре официальных
визита в Китай. В общей сложности
к концу 2000 года между РК и КНР
подписано около 80 различных межправительственных
и межведомственных соглашений, среди
которых основополагающими
Как известно, экономические отношения занимают важное место во внешних связях государств. Развитость договорно-правовой базы в этой области является важным условием углубления сотрудничества двух государств. Поэтому представляется необходимым анализ в первую очередь договорно-правовой базы и механизмов, регулирующих отношения в этой области.
Начиная с 1991 г. на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровне был подписан ряд важных документов, определивших правовые рамки и направления развития торгово-экономических связей. Таким образом, в основном сформировалась договорно-правовая база казахстанско-китайского торгово-экономического сотрудничества.
В январе 1992 года были открыты
торговые представительства на территориях
двух стран, 28 февраля подписано
межправительственное Соглашение о
создании Комитета по внешнеэкономическому,
торговому, научному и техническому
сотрудничеству, а также Торгово-экономическое
соглашение между правительствами
двух государств на 5 лет. В августе
Соглашение о стимулировании и взаимной
защите инвестиций. Другие соглашения
и договора (их более 50), такие как
Соглашение о научно-техническом
сотрудничестве, совместная Декларация
о дальнейшем развитии и углублении
взаимоотношений, Конвенция об избежании
двойного налогообложения и т.д.
расширили и конкретизировали отдельные
направления экономического сотрудничества.
Основополагающим документом является
Торгово-экономическое
Приоритетные направления
сотрудничества были определены в Совместной
декларации о дальнейшем развитии и
углублении дружественных отношений
между Республикой Казахстан
и Китайской Народной республикой,
подписанной в Пекине в 1995 году. В
ней заявляется, что стороны будут
осуществлять переход к формам хозяйственных
связей, соответствующим международным
стандартам, уделяя приоритетное внимание
сотрудничеству в областях энергетики,
металлургии, нефтехимической
В 1997 году Китайская национальная нефтегазовая компания (КННК) приобрела контрольный пакет акций АО “Актюбинскнефть”, эта сделка была названа “контрактом века”.
Казахстанско-китайские межбанковские связи строятся на основе двух межведомственных соглашений, в апреле 1993 г. был открыт Филиал Банка Китая в Алмате.
В области регулирования въезда и выезда на территорию государств их граждан также подписан ряд договоренностей, среди которых можно отметить Соглашение о шоп-туризме и Соглашение о взаимных посещениях Китая и Казахстана (1991 - 1992 гг.).
В феврале 1997 г. вступило в силу Соглашение о проверке качества импортных товаров.
В целом, можно констатировать, что в области создания договорно-правовой базы сотрудничества двух стран уже многое сделано. Представляется, что теперь, когда такая база уже заложена, усилия должны быть направлены на принятие документов, которые бы решали конкретные вопросы экономического сотрудничества, улучшали его инфраструктуру.
Проблемы, которые надо в
первую очередь решать в двусторонних
торговых отношениях, связаны с улучшением
системы взаиморасчетов, повышением
ответственности партнеров
В целях ускорения развития торгово-экономического сотрудничества в декабре 1995 г. запущен механизм регулярных встреч глав правительств двух стран, которые в соответствии с межправительственным соглашением проводятся не реже одного раза в год поочередно в Астане и в Пекине.
На уровне вице-премьеров действует Комиссия по подготовке регулярных встреч премьеров, в составе которой имеется несколько подкомиссий (по торгово-экономическому сотрудничеству, по научно-техническому сотрудничеству, по сотрудничеству в области энергетики, по сотрудничеству в области транспорта) и рабочие группы по конкретным темам сотрудничества.
Межгосударственный механизм играет важную роль в деле развития торгово-экономического сотрудничества. Однако в его рамках ведется в основном обсуждение крупных, наиболее важных проектов двусторонних связей. Вместе с тем, на сегодняшний день реальность такова, что торгово-экономические отношения с КНР развиваются во многом за счет межрегиональной, приграничной, “челночной” и других форм децентрализованной торговли, на которую, по некоторым оценкам, в 90-е годы в среднем приходилось не менее 80 % взаимного товарооборота.
При этом значительную массу торговых операций на китайском рынке осуществляют многочисленные самостоятельные разобщенные фирмы, не располагающие ни сколько-нибудь значительной товарной номенклатурой, ни компетенцией в области специфики рынка КНР. Такого рода экспортеры нередко руководствуются краткосрочными интересами получения сиюминутной выгоды, конкурируют друг с другом, ведя торговлю по демпинговым ценам явно ниже мирового уровня. Подобная практика наносит существенный финансовый и моральный ущерб Казахстану, порождает у китайской стороны с одной стороны недоверие к казахстанским партнерам, с другой стороны - желание воспользоваться их слабостью.
На практике массе казахстанских
субъектов внешнеэкономической
деятельности противостоит регулируемая
государством система хорошо организованных
провинциальных и межпровинциальных
компаний, включая экспортно-
Таким образом, налицо явное
несоответствие административно-
Имеет место некоторый
разрыв в организационных усилиях
по налаживанию торгово-
В области интеграционных процессов Казахстана и Китая в экономической сфере пока нет значимых документов, однако осуществляются регулярные контакты и обмен опытом по созданию “открытых экономических районов в СУАР КНР.
Основополагающим документом
в области совместного
Двусторонние документы в этой области включают в себя Соглашение о прекращении ядерных испытаний на полигоне Лобнор и предоставление гарантии ядерной безопасности Казахстану 1994 года. Кроме того ряд соглашений между Министерствами обороны КНР и РК и недавно заключенное Соглашение о привлечении граничащих с СУАР КНР стран к проектам экономического развития западных территорий Китая 2000 года между Казахстаном и Китаем (в рамках “Шанхайского форума”). Реализация этих документов успешно реализовывается, в том числе, в рамках “Шанхайского форума”.
В целом эта сфера
ГЛАВА 2. Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
Как было отмечено ранее, территориально-пограничные
проблемы в Центральной Азии, доставшиеся
новым независимым государствам
в наследство от бывшего СССР, уходят
своими корнями вглубь веков. После
включения Центральной Азии в
состав Российской империи политико-
Еще в октябре 1988 г. в Москве
состоялось третье пленарное заседание
правительственных делегаций
Правительственная делегация
СССР к переговорам по западной части
советско-китайской границы (включая
Казахстан, Киргизию и Таджикистан)
приступила со второй половины 1988 г. Однако
в состав союзной делегации
На последнем в союзном
статусе, пятом раунде переговоров
правительственных делегаций
После распада СССР в декабре
1991 г. образовались новые суверенные
государства на границах Китая, с
которыми он не замедлил установить дипломатические
отношения уже в январе 1992 г.: с
Казахстаном - 3 января, с Таджикистаном
- 4 января, с Киргизией - 6 января. Вопрос
о границах новообразованных республик
с Китаем стал еще более актуальным;
Заключение Соглашения между СССР и
КНР о советско-китайской
В 1992 г. рассмотрение западного участка бывшей советско-китайской границы продолжалось в рамках переговоров по пограничным вопросам, начатых еще в 1964 г. на уровне правительственных делегаций СССР и КНР, хотя протяженность собственно границы РФ с КНР составляла всего 55 км в Горном Алтае.
8 сентября 1992 г. на встрече
в Минске Россия, Казахстан, Киргизия
и Таджикистан заключили