Казахстанско-китайские отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа

Краткое описание

После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.

Оглавление

Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Казахстан-Китай.docx

— 224.80 Кб (Скачать)

С образованием независимых  государств к ним возрос интерес  со стороны стран Запада, так как  Центральная Азия выгодный как в  экономическом (рынок сбыта, ресурсы), так и в геостратегическом (расположен между Европой, Азией и Ближним  Востоком) плане.

Повлияла также известная  русофобия в политике независимых  государств. Они опасались возможности  возврата к старой системе отношений  и стремились всячески избавиться от влияния России.

Безусловно, Россия остается ведущим партнером стран Центральной  Азии (в частности, Казахстана), но нехватка средств на развитие собственной  экономики, а также исторически  обусловленная русофобия в ряде стран, боязнь опять попасть под  влияние России, подтолкнули Казахстан  к более активному сотрудничеству с западными странами, что существенно  укрепляет их влияние в регионе.  

 

1.2. Норотивно-правовая  основа сотрудничества

Между Казахстаном и Китаем на регулярной основе поддерживаются политические контакты, включая встречи  на высшем и высоком уровнях. Председатель КНР Цзян Цземинь дважды (в 1996 и 1998 гг.) посетил РК, а Президент Казахстана Н.А. Назарбаев совершил четыре официальных  визита в Китай. В общей сложности  к концу 2000 года между РК и КНР  подписано около 80 различных межправительственных и межведомственных соглашений, среди  которых основополагающими документами  являются Декларация об основах дружественных  взаимоотношений между РК и КНР  от 1995 года, в которой стороны  договорились проводить диалоги  по проблемам укрепления безопасности и сотрудничества со странами АТР, Совместная декларация от 5 июля 1996 года и Соглашение о казахстанско-китайской государственной  границе.

Как известно, экономические  отношения занимают важное место  во внешних связях государств. Развитость договорно-правовой базы в этой области  является важным условием углубления сотрудничества двух государств. Поэтому  представляется необходимым анализ в первую очередь договорно-правовой базы и механизмов, регулирующих отношения  в этой области.

Начиная с 1991 г. на межгосударственном, межправительственном и межведомственном уровне был подписан ряд важных документов, определивших правовые рамки и направления  развития торгово-экономических связей. Таким образом, в основном сформировалась договорно-правовая база казахстанско-китайского торгово-экономического сотрудничества.

В январе 1992 года были открыты  торговые представительства на территориях  двух стран, 28 февраля подписано  межправительственное Соглашение о  создании Комитета по внешнеэкономическому, торговому, научному и техническому сотрудничеству, а также Торгово-экономическое  соглашение между правительствами  двух государств на 5 лет. В августе  Соглашение о стимулировании и взаимной защите инвестиций. Другие соглашения и договора (их более 50), такие как  Соглашение о научно-техническом  сотрудничестве, совместная Декларация о дальнейшем развитии и углублении взаимоотношений, Конвенция об избежании  двойного налогообложения и т.д. расширили и конкретизировали отдельные  направления экономического сотрудничества. Основополагающим документом является Торгово-экономическое соглашение между правительствами двух стран  от 1998 г.

Приоритетные направления  сотрудничества были определены в Совместной декларации о дальнейшем развитии и  углублении дружественных отношений  между Республикой Казахстан  и Китайской Народной республикой, подписанной в Пекине в 1995 году. В  ней заявляется, что стороны будут  осуществлять переход к формам хозяйственных  связей, соответствующим международным  стандартам, уделяя приоритетное внимание сотрудничеству в областях энергетики, металлургии, нефтехимической промышленности, производства минеральных удобрений, транспорта, текстильной промышленности.

В 1997 году Китайская национальная нефтегазовая компания (КННК) приобрела  контрольный пакет акций АО “Актюбинскнефть”, эта сделка была названа “контрактом  века”.

Казахстанско-китайские  межбанковские связи строятся на основе двух межведомственных соглашений, в апреле 1993 г. был открыт Филиал Банка Китая в Алмате.

В области регулирования  въезда и выезда на территорию государств их граждан также подписан ряд  договоренностей, среди которых  можно отметить Соглашение о шоп-туризме  и Соглашение о взаимных посещениях Китая и Казахстана (1991 - 1992 гг.).

В феврале 1997 г. вступило в  силу Соглашение о проверке качества импортных товаров.

В целом, можно констатировать, что в области создания договорно-правовой базы сотрудничества двух стран уже  многое сделано. Представляется, что  теперь, когда такая база уже заложена, усилия должны быть направлены на принятие документов, которые бы решали конкретные вопросы экономического сотрудничества, улучшали его инфраструктуру.

Проблемы, которые надо в  первую очередь решать в двусторонних торговых отношениях, связаны с улучшением системы взаиморасчетов, повышением ответственности партнеров путем  действенной арбитражной практики, созданием системы страхования  внешнеторговых сделок. Безусловно, эти  вопросы могут быть урегулированы  только при наличии соответствующей  договорно-правовой базы.

В целях ускорения развития торгово-экономического сотрудничества в декабре 1995 г. запущен механизм регулярных встреч глав правительств двух стран, которые в соответствии с межправительственным соглашением  проводятся не реже одного раза в год  поочередно в Астане и в Пекине.

На уровне вице-премьеров  действует Комиссия по подготовке регулярных встреч премьеров, в составе которой  имеется несколько подкомиссий (по торгово-экономическому сотрудничеству, по научно-техническому сотрудничеству, по сотрудничеству в области энергетики, по сотрудничеству в области транспорта) и рабочие группы по конкретным темам  сотрудничества.

Межгосударственный механизм играет важную роль в деле развития торгово-экономического сотрудничества. Однако в его рамках ведется в  основном обсуждение крупных, наиболее важных проектов двусторонних связей. Вместе с тем, на сегодняшний день реальность такова, что торгово-экономические  отношения с КНР развиваются  во многом за счет межрегиональной, приграничной, “челночной” и других форм децентрализованной торговли, на которую, по некоторым  оценкам, в 90-е годы в среднем приходилось  не менее 80 % взаимного товарооборота.

При этом значительную массу  торговых операций на китайском рынке  осуществляют многочисленные самостоятельные  разобщенные фирмы, не располагающие  ни сколько-нибудь значительной товарной номенклатурой, ни компетенцией в области  специфики рынка КНР. Такого рода экспортеры нередко руководствуются  краткосрочными интересами получения  сиюминутной выгоды, конкурируют  друг с другом, ведя торговлю по демпинговым  ценам явно ниже мирового уровня. Подобная практика наносит существенный финансовый и моральный ущерб Казахстану, порождает у китайской стороны  с одной стороны недоверие  к казахстанским партнерам, с  другой стороны - желание воспользоваться  их слабостью.

На практике массе казахстанских  субъектов внешнеэкономической  деятельности противостоит регулируемая государством система хорошо организованных провинциальных и межпровинциальных  компаний, включая экспортно-ориентированные  предприятия всех форм собственности. Данные компании контролируют свыше 80 % экспортно-импортных операций КНР. Функции общего государственного регулирования  выполняет Министерство внешнеэкономических  связей и внешней торговли КНР. В  ближайшие десять с небольшим  лет, согласно известной китайской  “Программе - 2010 г., “тенденция усовершенствования госрегулирования внешнеэкономической  деятельности и координации функционирования ее субъектов должна получить в Китае  дальнейшее развитие. Так, предполагается создать систему крупных суперкорпораций, ведущих экспортно-импортные операции с наукоемкой продукцией и конкурентоспособных  на мировом рынке.

Таким образом, налицо явное  несоответствие административно-организационных  механизмов регулирования и координации  внешнеэкономических связей в Казахстане и Китае. Причем от этого несоответствия (т.е. фактического дисбаланса и нестыковки инфраструктур внешнеэкономических  связей) в первую очередь проигрывает  Казахстан. В этом плане стоит  указать на неадекватность обмена невосполнимых  природных ресурсов на “ширпотреб”, перенасыщенность казахстанского рынка  китайскими потребительскими товарами низкого качества, на незагруженность  простаивающих казахстанских предприятий  вполне возможными китайскими заказами и т.д.

Имеет место некоторый  разрыв в организационных усилиях  по налаживанию торгово-экономических  связей с Китаем на макро- и микроуровнях. Если по линии налаживания межправительственных связей, в области реализации крупных  межгосударственных проектов сделано  действительно немало (но многое еще  и предстоит сделать), то структура  внешнеэкономической деятельности на уровне ее конкретных субъектов  не соответствует задачам развития казахстанско-китайских экономических  связей.

В области интеграционных процессов Казахстана и Китая  в экономической сфере пока нет  значимых документов, однако осуществляются регулярные контакты и обмен опытом по созданию “открытых экономических  районов в СУАР КНР.

Основополагающим документом в области совместного обеспечения  безопасности является “Декларация  о принципах решения пограничных  проблем” 1996 года (принята в ходе первой встречи “Шанхайской пятерки”), на основе которой был урегулирован вопрос о казахстанско-китайской  границе. Кроме того, необходимо отметить дополнившие “Соглашение о мерах  доверия в военной области  и сокращении вооруженных сил  в районе совместной границы” Шанхайское и Московское соглашения.

Двусторонние документы  в этой области включают в себя Соглашение о прекращении ядерных  испытаний на полигоне Лобнор и предоставление гарантии ядерной безопасности Казахстану 1994 года. Кроме того ряд соглашений между Министерствами обороны КНР  и РК и недавно заключенное  Соглашение о привлечении граничащих с СУАР КНР стран к проектам экономического развития западных территорий Китая 2000 года между Казахстаном  и Китаем (в рамках “Шанхайского форума”). Реализация этих документов успешно реализовывается, в том  числе, в рамках “Шанхайского форума”.

В целом эта сфера взаимоотношений  достаточно урегулирована и является одним из условий дальнейшего  развития сотрудничества между Китаем и Казахстаном. Требует разработки договорно-правовая база в сфере  экономической интеграции. 

 

ГЛАВА 2. Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК

2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном

Как было отмечено ранее, территориально-пограничные  проблемы в Центральной Азии, доставшиеся  новым независимым государствам в наследство от бывшего СССР, уходят своими корнями вглубь веков. После  включения Центральной Азии в  состав Российской империи политико-административная карта региона не раз подвергалась серьезным изменениям. Еще большие  изменения произошли после установления Советской власти. В 1924 году, в ходе национально-территориального размежевания Средней Азии, границы созданных  советских республик были установлены  исходя из административных, экономических  и этнических факторов. Положение  осложнилось в ходе развития единой социалистической системы народного  хозяйства, когда границы Казахстана и республик Средней Азии неоднократно перекраивались в угоду тем или  иным субъективным, а порой и волюнтаристским  целям и задачам.

Еще в октябре 1988 г. в Москве состоялось третье пленарное заседание  правительственных делегаций СССР и КНР, на котором стороны приступили к рассмотрению западной части советско-китайской  границы. В то время она отделяла от Китая территории четырех союзных республик СССР - РСФСР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Ее общая протяженность от стыка границ СССР, МНР и КНР до стыка границ СССР. КНР и Афганистана составляла 3145 км. Линия границы здесь шла по сухопутным рубежам, определенным русско-китайскими договорными документами в XIX веке. по горным хребтам и рекам, а также по прямым линиям между ранее установленными пограничными знаками. Обмен географическими картами в 1964 г. показал, что позиции сторон в отношении прохождения линии границы на целом ряде участков (в обшей сложности 17) значительно расходятся. Китайской стороной оспаривалось 1260 км границы с общей площадью спорных участков на ней более 30 тыс. кв. км.Самый крупный из них южнее перевала Уз-Бель на Памире площадью свыше 25 тыс. кв. км вообще не был окончательно определен в договорном порядке, а фактическая граница здесь, соблюдение которой было договорено в обменных нотах российской и китайской сторон в апреле 1894 г., проходила по Сарыкольскому хребту, где соприкасались позиции, занятые войсками обеих сторон. Определение пограничной линии на местности и обозначение ее погранзнаками здесь не проводились.

Правительственная делегация  СССР к переговорам по западной части  советско-китайской границы (включая  Казахстан, Киргизию и Таджикистан) приступила со второй половины 1988 г. Однако в состав союзной делегации представители  указанных республик были введены  лишь в начале 1991 г., когда ряд  участков на западной части границы  СССР был уже согласован, а другие еще обсуждались с китайской  стороной.

На последнем в союзном  статусе, пятом раунде переговоров  правительственных делегаций СССР и КНР в 1991 г. рабочей группе по рассмотрению несогласованных участков границы удалось достичь понимания  о прохождении всей советско-китайской  границы на 90% ее общей протяженности  в 7,5 тыс. км. На заседаниях пятого раунда участвовали также представители  Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Еще в ходе очередного тура заседаний  рабочей группы в конце июля - начале августа 1990 г. удалось согласовать  прохождение границы на территории Киргизии в районе пика Хан-Тенгри, в результате чего к КНР отходила примерно одна треть спорного участка, общая площадь которого составляла около 450 кв. км. Несогласованными оставались шесть участков: два в Казахстане (район р. Сарычильды и перевала Ча-ган-Обо), один в Киргизии (район перевала Бедель) и три в Таджикистане (крупный  район южнее перевала Уз-Бель на Памире, районы перевала Каразак и  р. Маркансу).

После распада СССР в декабре 1991 г. образовались новые суверенные государства на границах Китая, с  которыми он не замедлил установить дипломатические  отношения уже в январе 1992 г.: с  Казахстаном - 3 января, с Таджикистаном - 4 января, с Киргизией - 6 января. Вопрос о границах новообразованных республик  с Китаем стал еще более актуальным; Заключение Соглашения между СССР и  КНР о советско-китайской государственной  границе на ее Восточной части, вступившего  в силу 16 марта 1992 г., дало возможность  сторонам перейти к более активным переговорам о центральноазиатском  участке границ Китая с сопредельными  государствами. Собственно говоря, такие  переговоры велись и раньше, активизируясь  по мере завершения обсуждения восточной  части российско-китайской границы.

В 1992 г. рассмотрение западного  участка бывшей советско-китайской  границы продолжалось в рамках переговоров  по пограничным вопросам, начатых  еще в 1964 г. на уровне правительственных  делегаций СССР и КНР, хотя протяженность  собственно границы РФ с КНР составляла всего 55 км в Горном Алтае.

8 сентября 1992 г. на встрече  в Минске Россия, Казахстан, Киргизия  и Таджикистан заключили официальное  соглашение о совместном продолжении  пограничных переговоров с КНР  и уведомили об этом китайское  правительство. Было решено, что  совместную делегацию возглавит  заместитель министра иностранных  дел РФ, а членами делегации  на уровне заместителей ее  главы будут заместители министров  иностранных дел Казахстана, Киргизии  и Таджикистана.

Информация о работе Казахстанско-китайские отношения