Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:58, курсовая работа
После распада СССР перед вновь образованными государствами встал вопрос о выборе стратегии дальнейшего развития, о выработке приоритетов во взаимоотношениях с другими государствами. По объективным причинам, например, географическая близость и др. Казахстан и Китай издавна осуществляют контакты, сначала на уровне племен и народностей, затем на уровне государств. После присоединения к России Казахстан и другие среднеазиатские государства были лишены самостоятельных контактов с южными соседями.
Введение
Глава 1 Становление и развитие двустороннего сотрудничества КНР и РК
1.1.Предпосылки возникновения и развития отношений между Казахстаном и Китаем
1.2. Норотивно-правовая основа сотрудничества
Глава 2 Погранично-территориальные взаимоотношения КНР и РК
2.1. Переговоры о границах КНР с Казахстаном
2.2. Проблема трансграничных рек
Глава 3 Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
3.2. Сотрудничество в рамках ШОС
Заключение
Список использованной литературы
заключение соглашения по водоотделению рек Иртыш и Или».
Создается рабочая группа, основной задачей которой становится
определение необходимых для нужд населения, промышленнос-
ти и поддержания
объемов спуска воды по ним из Китая [132].
В первой половине апреля Китай посетил министр иностран-
ных дел Казахстана К. Токаев, который на встрече с премьером
Госсовета КНР Вэнь Цзябао вновь поставил вопрос о транс-
граничных реках. Как подчеркнул Вэнь Цзябао, «…В решении
вопроса о трансграничных реках надо исходить из долгосрочных
интересов двух государств, важности сохранения экологического
баланса и рационального использования водных ресурсов во
благо народов двух стран» [133].
20 декабря 2006 г. в Пекине были подписаны еще два согла-
шения: между Министерством сельского хозяйства РК и Ми-
нистерством водного хозяйства КНР – «Соглашение о развитии
научно-исследовательского сотрудничества на трансграничных
реках»; а между Министерством охраны окружающей среды
РК и Министерством
водного хозяйства КНР – «
взаимном обмене гидрологической и гидрохимической инфор-
мацией (данными) пограничных гидропостов основных транс-
граничных рек». В «Стратегии сотрудничества Республики Казахстан и Ки-
тайской Народной Республики в XXI веке», подписанной в ходе XXI веке», подписанной в ходе веке», подписанной в ходе
этого же визита, подчеркивалось: «Стороны высоко оценивают
результаты, достигнутые
казахстанско-китайской
комиссией по использованию и охране трансграничных рек и,
придерживаясь принципов справедливости и рациональности,
продолжат развивать сотрудничество в рамках действующего
механизма, выработают соответствующие конкретные меры,
гарантирующие рациональное использование и охрану транс-
граничных рек, их биологических ресурсов, а также реальное
обеспечение интересов Сторон» [134]. Совместное коммюнике, подписанное в августе 2007 г., под-
тверждало ранее достигнутые договоренности и призывало к
«обеспечению соблюдения взаимных интересов». Кроме того, в
качестве конкретной меры было заявлено намерение продолжать
тесное сотрудничество по
вопросу строительства
«Достык» на р. Хоргос [135].
Правда, нельзя не отметить того факта, что в 2007 г. власти
СУАР КНР в одностороннем порядке отвели воду из р. Улкен-
Ласты, в связи с чем
три хозяйства в Восточно-
области – Майкапчагай, Досым и Умбетай – остались прак-
тически без воды. Акимат Зайсанского района предпринял
попытки провести переговоры с администрацией Или-Казах-
ской автономной области СУАР КНР, но китайская сторона
отказалась от каких-либо встреч без объяснения причин, что
являлось нарушением межправительственного соглашения от
2002 г. [136].
В начале 2008 г. на переговорах между Казахстаном и Китаем
по взаимному использованию трансграничных водных ресурсов
наметился позитивный сдвиг: делегации Казахстана во главе
с вице-министром сельского хозяйства Дулатом Айтжановым
удалось договориться с партнерами о разработке в перспективе
проекта соглашения по контролю над качеством воды и о предуп-
реждении ее загрязнения.
Китайской стороне был также
вручен текст разработанной
твенному распределению водных ресурсов трансграничных рек
между РК и КНР».
Кроме того, казахстанская делегация смогла настоять на том,
чтобы следующее заседание
рабочих групп экспертов
в Синьцзяне, а не в городе Далянь, как предлагала китайская
сторона. В протокол заседания также были внесены пункты о
взаимном осмотре
ничных реках в июле-августе 2008 г., продолжении организации
взаимных посещений
нии технического обмена [137]. В октябре 2008 г. по итогам визита в Астану премьера Гос-
совета КНР Вэнь Цзябао было принято решение «…в целях
дальнейшего углубления сотрудничества в области трансгра-
ничного водопользования» включить Совместную комиссию
по использованию и охране трансграничных рек в состав казах-
станско-китайского Комитета по сотрудничеству. В подписанном
сторонами совместном коммюнике подчеркивалось, что в буду-
щем «…стороны продолжат практику согласованного решения
соответствующих вопросов в сфере использования и охраны
трансграничных рек на основе принципов высокой ответствен-
ности и взаимной выгоды» [138].
Дальше этого решение вопроса пока не пошло, хотя подпи-
сание всех вышеперечисленных документов, а также договорен-
ности по новому пакету можно рассматривать как определенный
прогресс. Некоторый оптимизм внушают и последние заявления
китайского руководства.
Так, в ходе своего визита в Казахстан 12 декабря 2009 г. Ху
Цзиньтао, касаясь проблемы трансграничных рек, в очередной
раз подтвердил, что в данном вопросе «…Китай никогда не пой-
дет на меры, ущемляющие интересы Казахстана». Более того
он выразил надежду, что обсуждение вопросов совместного
использования трансграничных водных ресурсов в рамках двус- торонней комиссии позволит «…в скорейшее время подписать
соответствующий документ по этим вопросам» [139].
Все это говорит о том, что сегодня КНР (во всяком случае,
ее центральное руководство) в принципе демонстрирует готов-
ность постепенно продвигать подготовку и обсуждение про-
ектов соглашений, представленных казахстанской стороной, и
уж, тем более, не помышляет о том, чтобы намеренно нанести
экологический вред Казахстану. Возможно, что в ближайшей
перспективе Китай даже пойдет на подписание (безусловно, со
своими поправками) переданного ему проекта «Концепции по
межгосударственному распределению водных ресурсов транс-
граничных рек между РК и КНР». Чего нельзя ожидать, так это, во-первых, того, что Китай пой-
дет на серьезные уступки Казахстану и свернет ведущееся в СУАР
КНР ирригационное строительство. Логика экономического
развития Синьцзяна требует иных подходов, Казахстану вряд ли
удастся убедить руководство автономного района в обратном.
Во-вторых, конструктивизма в диалоге с Китаем по проблеме
трансграничных рек вряд ли добавит и создание в правительстве
Казахстана (а, точнее – при Министерстве сельского хозяйства)
специальной рабочей группы по данной проблеме [140]. Безу-
словно, проблема заслуживает самого пристального внимания,
однако, решать ее необходимо все-таки на двусторонней, а луч-
ше – на трехсторонней (с участием России) основе, поскольку
в противном случае вся наша аргументация будет для китайской
стороны всего лишь «информацией к размышлению».
Однако почти со стопроцентной уверенностью можно пред-
положить, что обсуждать проблему трансграничных рек в трех-
стороннем (с участием России) или многостороннем (в рамках
ШОС) форматах Китай не согласится. Логика китайской сторо-
ны вполне вписывается в традиционную китайскую диплома-
тию – «проблема спорных участков» решена, ну, а «…проблема
трансграничных рек – вопрос международного права и требует
детальных консультаций на двусторонней основе».
Во всяком случае, в ответ на предложения Казахстана о при- влечении к переговорному процессу российской стороны руко-
водство Китая заявило, что предпочитает вести переговоры лишь
в двустороннем формате, поскольку «в каждом случае необходим
индивидуальный подход». На сегодняшний день все «козырные
карты» уже разыграны, и Казахстану остается уповать только на
«добрую волю» китайской стороны.
Наконец, подписание даже полноценной концепции вряд ли
позволит решить проблему трансграничных рек. И в этом пови-
нен не только Китай. Часто проблема кроется в нас самих.
Так, по мнению Анары Тлеулесовой, «…если китайцы в чем-то
и виноваты, то это – второстепенные причины обмеления водо- емов». Главную причину она видит в нашей бесхозяйственности и
неэкономном использовании воды. У Или есть множество прито-
ков. Однако в реальности этих рек не осталось. «Позаботились» об
этом сами жители Алматинской области. Сельские акимы, словно
боги, распоряжаются реками. Все русла превратили в карьеры,
что категорически запрещено законом. Они делают свой бизнес,
получают дармовой мытый песок, продают строителям. Изуро-
довали все реки – Аксайки нет, Каргалинки, Талгарки, Иссычки,
Бесагашки... Эти реки больше не существуют» [141].
Мы сильно запаздываем
с выполнением достигнутых
ренностей и решений Совместной комиссии по трансграничным
водным ресурсам. Некоторые проекты, согласованные с китайс-
кой стороной еще на заре независимости, до настоящего времени
пылятся в столах чиновников. Более того, договорно-правовая
база, имеющаяся на сегодняшний день, позволяет решать прак-
тически весь комплекс проблем, касающихся контроля качества
и забора воды, а также экологии трансграничных рек.
Вопрос, почему этого не происходит, опять же нужно адресо-
вать нам, а не китайцам. Возможно, главная причина – в том, что
наш «чемоданный чиновник» пока так и не научился ощущать
себя хозяином в собственном доме, полагаясь, главным образом,
на чужое мнение.
Глава 3. Партнерство Китая и Казахстана в контексте региональной стабильности и безопасности
3.1. Экономический вектор сотрудничества Китая и Казахстана
Одним из перспективных направлений сотрудничества является создание в будущем экономических зон, зон интеграции с участием СУАР и восточных областей Казахстана.
Существует также проект создания зоны свободной торговли, которая будет включать СУАР КНР, юго-восток Казахстана и Алтайский край.
Среди объективных предпосылок создания такого рода зон специалисты называют следующие:
На долю этих областей приходится около 80 % экспортных поставок в СУАР.
Потенциальная возможность влияния СУАР на процессы интенсификации производства и районообразования.
Географическая близость.
Характер производственной структуры дает возможность взаимодополнения друг друга.
В задачи данной работы не входит подробный анализ возможностей и перспектив взаимодействия регионов, так как это может являться темой отдельного исследования. Вместе с тем, представляется необходимым общая характеристика экономического развития региона с целью определения степени подготовленности его к интеграции.
Говоря о степени готовности областей и районов к образованию экономической зоны, необходимо учитывать относительно слабое промышленное развитие региона СУАР.
До начала экономической
реформы особенностями
После 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва начала развиваться политика открытых дверей, а базовые отрасли промышленности СУАР: металлургическая, угольная, нефтяная, электроэнергетическая, цветная металлургия, химическая, промстройматериалы, легкая - оформились в современную промышленную систему.
В 1998 г. в СУАР насчитывалось
8500 предприятий, 205 крупных и 13 средних.
Стоимость их валовой продукции
составила 58 % от общей стоимости
валовой продукции
В 1999 г. на долю предприятий государственной собственности приходилось 68,4 %.
В производственной структуре
СУАР, безусловно, ведущее место
принадлежит трем крупным отраслям:
нефтяной, легкой и химической, они
обуславливают развитие других отраслей
(вспомогательных и
С ними связывают стратегию экономического развития СУАР и концепцию формирования нового северного пояса открытости. Первое место занимает нефтяная промышленность – 21,5 %, затем металлургическая, химическая и кожевенная.
С 1949 г. инвестиционная политика КНР была направлена на развитие именно тяжелой промышленности, как основы экспорта КНР. В настоящее время, приоритеты изменились, и руководством КНР оказывается всесторонняя поддержка развитию легкой промышленности. Прирост капиталовложений в тяжелую промышленность по сравнению с легкой ниже, хотя по прежнему сохраняется приоритет тяжелой промышленности. Отсталыми являются электроэнергетика, машиностроение и пищевая промышленность. Предпринимаются попытки увеличения промышленного производства в области электроэнергетики, золотодобычи, нефтяной и металлургической промышленности.
Однако основное место в структуре формирующегося народно-хозяйственного комплекса СУАР по величине валовой продукции занимает легкая промышленность. В СУАР представлено 38 видов легкой промышленности (для сравнения, в КНР всего 44 вида). В Синьцзяне около 1500 специализированных предприятий легкой промышленности, в том числе, 33 крупных и средних.
Таким образом, можно говорить
о том, что в СУАР созданы основы
формирования регионального народно-