Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция
В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.
Для разработки нового положения о военно-учебных заведениях по указанию императора 11 мая 1826 г. был образован комитет под председательством инженер-генерала Оппермана. Комитет должен был подробно рассмотреть организацию учебного процесса и воспитательной работы во всех тогдашних военно-учебных заведениях и внести свои предложения по дальнейшему развитию военного образования в России. Результатом четырехлетней работы явился проект “Общего положения и Устава для военно-учебных заведений”. По новому положению все военно-учебные заведения делились на три класса:
к первому из них были отнесены кадетские корпуса и Дворянский полк,
ко второму — Пажеский и столичные 1-й и 2-й кадетские корпуса,
к третьему — Морской кадетский корпус и Инженерное и Артиллерийское училища.
Цель всех учебных заведений состояла в подготовке сыновей дворян к военной службе. Николай I решил вернуться к проекту, представленному Платоном Зубовым Александру I в 1801 г. Однако практическая реализация предложений П. Зубова приняла несколько иное направление. Зубовым предлагалось создать 17 “военных училищ” — подготовительных учебных заведений, выпускники которых, согласно установленным квотам, направлялись бы после выпуска либо в кадетские корпуса, либо в университет. Восемь крупных училищ предполагалось создать в Дерпте, Гродно, на Волыни, в Киеве, Нижнем Новгороде, Казани, Вологде и Смоленске. Еще девять должны были появиться в Твери, Владимире, Ярославле, Рязани, Орле, Харькове, Саратове, Оренбурге и Тобольске.
Николай I пошел по пути создания новых кадетских корпусов. В начале 1830 г. императором был утвержден проект учреждения губернских кадетских корпусов. Первоначально было предложено учредить корпуса в Новгороде, Туле, Тамбове, Полоцке, Полтаве и Елизаветграде, каждый на 400 воспитанников. В кадетские корпуса в этих городах могли поступать дети из близлежащих губерний. При этом было специально расписано, какая губерния приписана к тому или иному корпусу.
Всего в годы царствования Николая I было сформировано 17 новых кадетских корпусов, десять из которых просуществовали до Октябрьской революции. Из-за финансовых и организационных вопросов некоторые кадетские корпуса закрывались, не успев приступить к нормальному функционированию.
1) 1829 г. — на базе
Императорского военно-
2) 1829 г. — учреждается
Александровский малолетний
3) 1830 г. — учреждается
Тамбовский кадетский корпус
из основанного в 1802 г. Тамбовского
дворянского училища. В 1846 г.
корпус преобразуется в
4) 1830 г. — Тульское
Александровское военное
5) 13 марта 1834 г. — Новгородский графа Аракчеева кадетский корпус. Первый директор — генерал-майор Бородин А. И. С 1864 г. Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус.
С 1866 г. — военная гимназия, с 1882 г. — Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. Расформирован в 1918 г.
6) 1834 г. — Казанский кадетский корпус. В скором времени расформирован.
7) 1834 г. — предпринимается
попытка создать в Грузино
(имение графа Аракчеева) Грузинский
кадетский корпус из
8) 25 июня 1835 г. открыт
Полоцкий кадетский корпус. Первый
директор — генерал-майор
9) В 1836 г. принимается
решение о создании кадетского
корпуса в Полтаве. В этом
же году корпус получает
10) 16 апреля 1841 г. принимается решение об учреждении Александровского Брестского кадетского корпуса в Брест-Литовске. 30 августа 1842 г. состоялось открытие корпуса. Первый директор — генерал-майор Гельмерсен. В 1854 г. корпус переводится в Москву, в 1860 г. — в Вильно (Вильнюс). 25 августа 1863 г. корпус расформирован.
11) В 1843 г. создается Орловский Бахтина кадетский корпус. Первый директор корпуса — полковник Тиньков. С 1864 г. — военная гимназия, с 1882 г. — Орловский Бахтина кадетский корпус. Прекратил существование в 1918 г.
12) 8 ноября 1845 г. открыт
Михайловский Воронежский
13) 8 ноября 1845 г. состоялось
открытие корпуса
14) 22 декабря 1845 г. создается
1-й Сибирский императора
15) 6 декабря 1849 г. —
2-й Московский кадетский Его
Императорского Величества
16) 6 декабря 1851 г. Александринский
сиротский институт
17) 1 января 1852 г. создается Неранжированный Владимирский Киевский кадетский корпус. Первый директор — полковник Вольский А. В. В 1857 г. расформирован. С 30 августа 1857 г. на его базе создается Владимирский Киевский кадетский корпус. С 1865 г. — военная гимназия, с 1882 г. — Владимирский Киевский кадетский корпус.
Кадетские корпуса, подведомственные Главному начальнику военно-учебных заведений, распределялись по трем военно-учебным округам. К Петербургскому округу были причислены: Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков, Дворянский полк, 1-й, 2-й, Павловский, Новгородский графа Аракчеева, Финляндский, Александровский (для малолетних). К Московскому: 1-й и 2-й Московские, Александринский сиротский, Орловский Бахтина с Тульским Александровским, Михайловский Воронежский с Тамбовским, Оренбургский Неплюевский и Сибирский. К Западному: Полоцкий, Петровский Полтавский, Александровский Брестский, Неранжированный Владимирский Киевский.
Все кадетские корпуса того времени представляли собой интернаты со штатной численностью от 100 до 1000 воспитанников разделенных на роты (гренадерскую, мушкетерскую, неранжированную). Каждая рота состояла из 100-120 кадетов, приблизительно одного возраста и непосредственно подчинялась ротному командиру. Неранжированная рота полагалась для вновь поступивших малолетних воспитанников. Кадетская рота состояла из четырех отделений по 25-30 воспитанников в отделении. 4 младших офицера были ближайшими воспитателями кадетов. Для поддержания строгого порядка в помощь им назначались во все роты из числа лучших старших кадетов фельдфебель, унтер-офицеры, которые не только присматривали за вверенными им отделениями и ротами, но и имели право наказывать кадетов. Строевые роты составляли батальон; кадеты вооружались ружьями и получали всю солдатскую амуницию. Директор имел ближайших помощников: по строевой и воспитательной части — батальонного командира и младшего штаб-офицера, а по учебной части — инспектора классов и его помощника, по хозяйственной части — полицмейстера и других лиц.
Каждая рота для своего размещения имела классные комнаты для занятий, рекреационный зал, дортуары (спальни) и другие помещения. На лето кадеты выводились в лагерь и жили в больших палатках, по 50 человек в каждой. Для петербургских кадетских корпусов лагерь располагался до 1829 г. в Красном Селе, а затем под Петергофом. Московские корпуса с 1832 г. располагались лагерем близ села Коломенское. Главнейшими лагерными занятиями были строевые учения (ротное, батальонное.
В кадетских корпусах было расширено преподавание математики с тем, чтобы выпускаемые в артиллерию и инженерные войска имели достаточную общую подготовку. В 1834 г. впервые в программы включается преподавание гимнастики. В помещениях рот надлежало иметь красные доски для показа на них фамилий отлично учившихся кадетов и черные — для нерадивых, или, как тогда любили говорить, “дурных кадет”. На каждого кадета была заведена аттестационная тетрадь, куда вносились хорошие и дурные поступки кадетов, их характеристика и меры для исправления плохих наклонностей. Бланки для аттестационных тетрадей выдавались штабом на каждого кадета поименно, были прошнурованы и скреплены печатью. Аттестационные тетради рассматривались три раза в год воспитательным комитетом корпуса. Среди наиболее строгих наказаний практиковались снятие погон, запись на черную доску, надевание серой куртки, розги (с разрешения директора), перевод в батальон военных кантонистов, назначение на службу нижними чинами. Мерами для поощрения воспитанников служили: похвальные листы, книги в подарок, помещение на красные доски имен наиболее отличившихся кадетов, производство в ефрейторы, в младшие и старшие унтер-офицеры, в фельдфебели, предоставление различных преимуществ при выпуске на службу. Руководство кадетских корпусов обязано было ежемесячно представлять в штаб ведомости о всех воспитанниках корпуса и их успеваемости.
Согласно принятому в 1836 г. учебному плану в кадетских корпусах тех лет преподавались следующие предметы: в приготовительных классах — начало Закона Божьего, чтение и письмо по-русски, по-французски и по-немецки, начальный курс арифметики, чистописание и рисование; в общих и специальных классах — Закон Божий, русский язык и словесность, французский и немецкий языки, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, механика, естественная история, физика, химия; русская и всеобщая история, география, законоведение, статистика, артиллерия, тактика, военная топография, начертательные искусства, гимнастика, фехтование и танцы. В старших классах проходили дифференциальное и интегральное уравнения для готовящихся в артиллерийское и инженерное училища. Во время летних лагерей и каникул старшие кадеты, остававшиеся в корпусе, занимались топографическими работами. Для чтения издавался специальный литературный журнал, представлявший сборник лучших произведений того времени. Детских книг в то время не издавалось.
Каждому учебному предмету был определен такой объем, чтобы все предметы, сообразно их важности, составили целостную программу курса. Программа была рассчитана на среднего кадета и подлежала обязательному усвоению. Кроме подробных программ были составлены конспекты; учебники для изучения этих программ были заказаны профессорам и выдающимся учителям. Более 50 учебников было составлено известнейшими педагогами того времени. Выпускник 2-го кадетского корпуса генерал М. И. Лелюхин, вспоминая о быте и нравах в корпусе в 1837 — 1845 гг., писал: “Умственное развитие кадет было весьма ограниченно, учились многому, но мало что вполне усваивали себе, главным образом по причине недостатков у наставников, которые могли бы помогать кадетам в приготовлении уроков. В вещах, составлявших одежду, кадеты не имели недостатка, белье было хорошее и в достаточном количестве, наконец, кормили в корпусе довольно хорошо. Я не помню, чтобы кто-нибудь из бывших кадет относился с враждебным чувством к корпусу, напротив, в воспоминаниях офицеров преобладает любовь к корпусу, какое-то родственное к нему чувство”.
Степень поведения и нравственного достоинства воспитанников было принято определять баллами: 12 баллов — поведение отличное, 11 и 10 — очень хорошее, 9, 8, 7 — хорошее, 6, 5, 4 — посредственное, 3, 2, 1 – дурное.
С 1841 года в кадетских корпусах действовал следующий распорядок дня:
6.00 — 7.00 — подъем, умывание, одевание, чистка обуви и одежды, молебен. Завтрак — по утрам кроме булок начали давать сбитень; вообще обращено было внимание на улучшение питания.
7.00 — 8.00 — приготовление уроков;
8.00 — 11.00 — два урока,
между которыми прогулка
11.00 —12.00 — фронтовые (строевые занятия).
12.00 — 13.00 — гимнастика, фехтование, танцы, пение.
13.00 — 13.30 — прогулка на свежем воздухе.
13.30 — 14.00 — обед (из трех блюд).
14.00 — 15.00 — отдых.
15.00 — 18.00 — два урока, между которыми прогулка.
18.00 — 18.30 — отдых.
18.30 — 20.00 — приготовление уроков.
20.30 — 21.00 — ужин, потом поверка и молитва.
21.00 — 21.30 — зоря, умывание, отбой.
При Николае I создается Управление военно-учебных заведений, которое возглавил брат императора великий князь Михаил Павлович. В 1836 г. главным начальником военно-учебных заведений великим князем Михаилом Павловичем был введен новый Устав военно-учебных заведений. Число учебных классов в корпусах было сокращено до 8: 2 приготовительных, 4 общих и 2 специальных. Специальные классы в соответствии с Уставом были предусмотрены только в столичных корпусах: в Санкт-Петербурге в 1-м кадетском, 2-м кадетском и Павловском, в Москве: в 1-м Московском, а также Финляндском. В прочих же корпусах были только общие и приготовительные, а в Александровском малолетнем — 3 приготовительных. По окончании специальных классов кадеты производились в офицеры.