Кадетские корпуса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция

Краткое описание

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

Файлы: 1 файл

Кадетские корпуса России 1.docx

— 106.95 Кб (Скачать)

     В апреле  1830 г. указом императора восстанавливается в своих правах, но с новым названием —  Совет о военно-учебных заведениях. В обязанность совета входило наблюдение за всей деятельностью, касающейся благоустройства всех подведомственных ему заведений, наблюдение за точным исполнением всех издаваемых для них постановлений. Рассмотрению совета подлежали все предложения по совершенствованию учебного процесса в заведениях, контроль за соблюдением сметы расходов. На проводимых советом заседаниях председательствовал его председатель граф П. А. Толстой. О принятых решениях непосредственно информировался цесаревич Константин Павлович.

     После смерти Константина Павловича в 1831 г. главным начальником Пажеского, всех сухопутных кадетских корпусов и Дворянского полка, руководителем Совета о военно-учебных заведениях назначается брат Николая I великий князь  Михаил Павлович. При Михаиле Павловиче значительно изменилось влияние Главного управления военно-учебных заведений на процесс формирования кадетских корпусов, разработку и утверждение программ обучения, издание учебников и учебных пособий, на осуществление контроля за процессом обучения в кадетских корпусах. Михаил Павлович, приступив к своим обязанностям, первым делом занялся созданием централизованного управления вновь порученным ему обширным ведомством.

     В  1832 г. началось формирование штаба Его Высочества по управлению военно-учебными заведениями. Первым начальником штаба был назначен генерал-лейтенант  А. И. Кривцов, а дежурным штаб-офицером полковник Я. И. Ростовцев. С 1835 г. штаб по военно-учебным заведениям возглавил  Я. И. Ростовцев, внесший исключительно большой вклад в создание и развитие кадетских корпусов. Штаб состоял из пяти отделений: первого — прием, перевод, исключение, выпуск воспитанников; второго — контроль за прохождением службы всех служащих ведомства; третьего — воспитательной работы; четвертого — хозяйственного; пятого — отчетности. Одновременно вводится институт инспекторов военно-учебных заведений.

     В течение всего срока пребывания  Михаила Павловича на посту главного начальника военно-учебных заведений постоянно разрабатывалась во всех подробностях новая система военного воспитания и устанавливался тот строго определенный порядок во внутренней жизни кадетских корпусов, который, по признанию исследователей, практически сохранился в главных чертах до того времени, когда в начале 20-х гг. прошлого столетия корпуса прекратили свое существование.

     Цель, которую преследовал при этом Михаил Павлович, была сформулирована в  “Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений”, составленном под непосредственным контролем великого князя: “Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, исполнительный, терпеливый и расторопный офицер — вот качества, с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды армии с чистым желанием отплатить Государю за его благодеяния честной службой, честной жизнью и честной смертью”. Сообразно с этою целью преимущественное внимание в кадетских корпусах обращалось на нравственное воспитание, краеугольным камнем всего обучения и воспитания была религия как надежная основа нравственности.

     Вскоре после вступления в должность главного начальника Михаил Павлович ввел в  обязанность директоров кадетских корпусов “строго наблюдать за тем, чтобы только люди истинно достойные, с чистой нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию допускались в должность воспитателей”. Как и в период создания 1-го кадетского корпуса, в 30-е годы XIX столетия в России ощущалась нехватка квалифицированных педагогических кадров. Тяжелые обязанности, сравнительно небольшое материальное вознаграждение, отсутствие возможности создать на этом поприще какую-либо заметную карьеру — все это заставляло избегать этой службы; попавшие же на нее по тем или иным обстоятельствам педагоги часто относились нерадиво к своим обязанностям, вели себя несоответственно своему призванию руководить воспитанием юношества и “нередко обретались в пьянство”. В военно-учебных заведениях постоянных преподавателей почти совсем не было, кроме учителей из кантонистов и корпусных офицеров. Большинство квалифицированных преподавателей числилось на службе в других ведомствах.

     По указанию Михаила Павловича были приняты решительные меры и в корпусах радикально улучшено  положение педагогического персонала. В 1836 г. было утверждено составленное по указанию великого князя “Положение о службе по учебной части в военно-учебных заведениях”, в основных чертах сохранившее силу до роспуска кадетских корпусов. Была создана возможность для привлечения на преподавательскую службу лучших педагогических сил, что способствовало практическому успеху тех мер, которые были приняты для надлежащей постановки учебного процесса в корпусах и для улучшения в них системы воспитания кадетов.

     В 1840 г. были впервые изданы подробные  программы по всем учебным предметам, преподаваемым в кадетских корпусах. По представлению Михаила Павловича один из наиболее просвещенных в то время генералов, барон Н. В. Медем, был командирован на продолжительное время за границу с поручением “следить за ходом усовершенствования в Европе военных наук и тем способствовать развитию преподавания их в русских военно-учебных заведениях”. Программы 1840 г. вскоре после поступивших сообщений Медема тщательно пересмотрены и изданы в исправленном и значительно обновленном виде. В 1848 г. было составлено упомянутое выше “Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений”, утвержденное императором 24 декабря 1848 года.

     Большое внимание обращалось на привитие кадетам любви к  внеклассному чтению. С этой целью при Главном управлении военно-учебных заведений было начато с 1836 года издание  “Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений”. Журнал выходил два раза в месяц и издавался в течение почти тридцати лет, он рассылался во все заведения по одному экземпляру на каждых пять воспитанников. В 1848 г. штабом военно-учебных заведений был издан каталог книг, руководствуясь которым, каждый из корпусов обязан был систематически пополнять свою библиотеку по всем разделам знаний.

     Значительное внимание в программе обучения уделялось строевой подготовке будущих офицеров. Помимо обычных смотров главный начальник лично принимал участие в строевой подготовке кадетов, производя петербургским кадетам частые, общие и так называемые восьмирядные ученья, при которых выпускные кадеты занимали места взводных командиров. Несколько раз в течение лета он поднимал лагерный сбор по ночной тревоге для тактических учений. Особенно строгим испытаниям в верховой езде по кавалерийской подготовке подвергались те из кадетов, которые, предназначаясь на службу в кавалерию, прикомандировывались к соответствующим образцовым войсковым подразделениям и производились в офицеры не иначе, как по непосредственному указанию великого князя. Однако по указанию князя директорам кадетских корпусов было категорически запрещено злоупотреблять. занятиями по строевой подготовке. В начале своего руководства военно-учебным ведомством великий князь усмотрел в отчетах, что многие воспитанники, предназначавшиеся к исключению из корпусов по болезни, оказывались неспособными к военной службе “из-за учащенного сердцебиения и аневризмы”, признавая, что “подобные болезни нередко рождаются и укореняются от не соответствующих силам молодых людей частых и продолжительных занятий строевой подготовкой”. Директорам всех военно-учебных заведений было предписано соразмерять занятия по строевой подготовке воспитанников с их физическими силами.

     Великий князь многое сделал для улучшения  быта кадетских корпусов. При нем было начато строительство новых зданий кадетских корпусов, производилась реконструкция зданий, в которых кадетские корпуса уже располагались. Для летних лагерей было велено подыскивать соответствующую местность и ставить в известность Главное управление с целью закрепления загородных участков за кадетскими корпусами.

     Для лечения хронически больных воспитанников великий князь устроил больницу в своем Ораниенбаумском имении, а потом в г. Старая Русса. При своих личных инспекциях кадетских корпусов Михаил Павлович входил во все подробности жизни воспитанников, тщательно осматривая все их помещения, одежду и белье, и строго взыскивал за замеченные упущения. На кадетов, отличавшихся своими успехами и поведением, великий князь обращал особое внимание, нередко приглашал их в свой дворец, присылал для кадетов билеты на театральные представления, устраивал для них концерты и увеселительные прогулки на своей Каменно-Островской даче, в Павловском и Ораниенбаумском парке. К этому времени относится начало проведения в кадетских корпусах домашних спектаклей, танцевальных вечеров, гимнастических упражнений на открытом воздухе и различных подвижных игр. Начальству корпусов предписывалось поощрять занятия воспитанников музыкой.

     Император по достоинству оценивал деятельность брата на посту главного начальника военно-учебных заведений, неоднократно выказывая ему свое расположение. Николай I лично часто посещал кадетские корпуса и неизменно подчеркивал, что великий князь сделал исключительно много для улучшения всей системы подготовки офицеров для российской армии. Император отмечал, что “заведения эти, совершенствуясь с каждым годом, успели достигнуть во всех отношениях цели своего учреждения и что до столь отличного состояния они были доведены неусыпной заботой Его Высочества”.

     Михаил Павлович скончался в августе 1849 г. Будучи сам всегда образцом неуклонной исполнительности, начиная с точного соблюдения до мельчайших подробностей установленной формы, он был очень требователен и взыскателен в делах службы по отношению к подчиненным и сурово карал за всякие нарушения и упущения. Воспитанники военно-учебных заведений всегда находили в нем заботливого отца. В бумагах скончавшегося великого князя был найден документ, написанный его рукой и озаглавленный: “Прощанье с моими детьми военно-учебных заведений”. Это “Прощанье” тогда же было приказано поместить во всех тогдашних военно-учебных заведениях под бюстом Его Высочества. Свое духовное завещание великий князь закончил следующими словами: “Благодарю всех моих сослуживцев за их усердие и за их ко мне доверенность; если я кого-либо обидел, то от всей души и искренно прошу их простить меня и верить мне, что я никогда не хотел огорчить их с умыслом”.

     19 сентября 1849 года главным начальником военно-учебных заведений был назначен наследник цесаревич Александр Николаевич. Управление военно-учебными заведениями сблизило Александра II с генералом Ростовцевым.

Вступив на престол в 1855 г. после смерти Николая I, Александр II возложил командование над военно-учебными заведениями на генерал-адъютанта  Ростовцева, состоявшего уже на протяжении 25 лет начальником штаба Главного управления военно-учебных заведений.

     6 февраля 1860 года Я. И. Ростовцев скончался, и главным начальником военно-учебных заведений становится великий князь Михаил Николаевич. При нем и под его председательством создается комиссия для реформирования военно-учебных заведений. Вскоре после окончания Крымской войны в обществе стали говорить о недостатках образования и воспитательного процесса в кадетских корпусах. При этом многие ссылались на труды знаменитого врача-педагога Пирогова, который в своей педагогической деятельности и своих произведениях настойчиво проводил мысль, что в подрастающем поколении необходимо прежде всего воспитывать человека. По мнению некоторых высокопоставленных военных, вся организация корпусов якобы перестала соответствовать новым потребностям русской жизни. Как на ненормальность в постановке учебного и воспитательного процесса в кадетских корпусах указывалось на неуместность совместного воспитания почти взрослых молодых людей с детьми и воспитания тех и других одинаково в духе военной дисциплины, а также на увлечение в процессе обучения военными дисциплинами.

     Когда Михаил Николаевич был назначен наместником Кавказа, ведомство военно-учебных заведений было введено в состав Военного министерства и организовано (21 января 1863 года)  Главное управление военно-учебных заведений Военного министерства, во главе которого стал начальник, а с 1867 г. главный начальник военно-учебных заведений генерал-майор  Н. В. Исаков. Военным министром в это время был генерал-адъютант Милютин, по плану которого и велось преобразование военно-учебных заведений. Одновременно с преобразованием кадетских корпусов в военные гимназии были преобразованы и низшие, так называемые училища военного ведомства, в военно-начальные школы (1866 г.), а потом преобразованы в военные прогимназии (1868 г.).

     В августе 1863 г. были изданы Положение и штат Главного управления военно-учебных заведений. В 1864 г. вместо выходившего с 1836 г. “Журнала для чтения воспитанников военно-учебных заведений” начал выходить ежемесячный журнал под названием “Педагогический сборник”, который публиковался до 1917 г. и был предназначен для обсуждения педагогических приемов воспитания и системы преподавания в гимназиях различных предметов. В 1869 г. вышло новое “Положение о военно-учебных заведениях”, а в 1871 г. — их второе издание под названием: “Постановления о военно-учебных заведениях”, заключавшие в себе подробные штаты, табели, описания формы одежды, учебные программы с распределением уроков для каждого предмета.

     Одновременно с образованием Главного управления было положено начало центральной Педагогической библиотеке ведомства с музеем, для которых отведено помещение упраздненной в 1864 г. типографии на набережной Невы, в одном из зданий бывшего 1-го кадетского корпуса. В 1871 году музей с библиотекой были переведены в здание близ Летнего сада.

     Для приготовления учителей для военно-учебных заведений была учреждена в Москве в 1866 году Учительская семинария военного ведомства. До этого же времени учителя для училищ военного ведомства выходили из Учительского отделения при Петербургском училище военного ведомства, преобразованном в Военно-чертежную школу.

В  марте 1900 г. состоялось назначение на должность главного начальника военно-учебных заведений Его  Императорского Высочества великого князя  Константина Константиновича.

     В жизни кадетских корпусов наступила новая эра — возврат к старым славным традициям корпусов времен императора Николая I. Корпусам, превращенным в 1863 г. в военные гимназии и вновь восстановленным в 1882 г., были возвращены их старые знамена, которые хранились в музеях; вновь учрежденным в царствование императоров Александра III и Николая II корпусам были пожалованы новые. Будучи в должности генерал-инспектора военно-учебных заведений, великий князь до самой своей кончины 2 июня 1915 г. энергично руководил делом развития и усовершенствования кадетских корпусов.

Информация о работе Кадетские корпуса в России