Кадетские корпуса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция

Краткое описание

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

Файлы: 1 файл

Кадетские корпуса России 1.docx

— 106.95 Кб (Скачать)

• летом купаться только в отведенных местах и с разрешения начальников;

• ноги содержать в чистоте  и чаще менять носки. Ногти на руках  и ногах иметь остриженными;

• волосы на голове иметь  коротко остриженными; ежедневно расчесывать их расческой;

• белье не занашивать; сырого белья или носков не надевать. Не сушить белье в жилом (спальном) помещении  и не развешивать его где попало;

• одежду носить бережно. Чинить ее своевременно. Крючки и пуговицы должны быть надежно и крепко пришиты. Обувь всегда должна быть исправна и почищена;

• подушки и постель  кадет обязан сам заправлять и  содержать опрятно, проветривая  и выколачивая их не реже одного раза в неделю (обычно по субботам). Под матрацем и подушкой не держать  никаких вещей. Под кроватью не иметь сора.

Обмундирование кадетов  кадетских корпусов

Форма одежды в кадетских  корпусах менялась много раз, в зависимости  от перемен в одежде войск и  из других соображений. Кадеты в свое время носили фраки, камзолы (сюртуки), мундиры, штиблеты, панталоны с крагами, шаровары; имели косы, пудрили волосы; головной убор составляли шляпа с перьями, картузик, кивер, каска, кепи, фуражка, картуз.

     Обмундирование кадетов всех корпусов в конце XIX в., за исключением Николаевского и Донского императора Александра III, было почти одинаково, и корпуса отличались лишь цветом погон с их кантами и верхней цветной выпушкой на тулье фуражки.

     Мундир из черного сукна однобортный с 8 медными пуговицами по борту и 2 у воротника для пристегивания погон. Воротник из черного сукна с красной петлицей, с нашитым на ней на парадном мундире золотым галуном и погонами разных цветов, присвоенных каждому корпусу. Пуговицы с изображением двуглавого орла с сиянием.

1) Брюки из черного  сукна навыпуск.

2) Шинель из черного  сукна с черным отложным воротником  и хлястиком с 5 пуговицами  в один ряд вдоль борта по середине шинели, 2 пуговицами у погон и 2 сзади у хлястика, погоны как на мундире.

3) Фуражка с черным  козырьком, красным околышем с  солдатской кокардой на околыше,  с цветной выпушкой вверху  у тульи, цвета, присвоенного  каждому корпусу.

4) Пояс из черной кожи  с медной бляхой с изображением  двуглавого орла на щите с  сиянием.

5) Кадеты 1-й строевой роты  носили штык в ножнах у левого  бедра.

     Верхняя выпушка на фуражке была по цвету погон, но при черных погонах — по цвету их кантов: в Ярославском — синяя, в Псковском и Хабаровском — белая, в Орловском — желтая, во 2-м Оренбургском — желтая.

     Погоны вице-унтер-офицеров обшивались вокруг золотым галуном, как у юнкеров, у вице-фельдфебелей сверх того нашивался галун продольно посреди погона, который сохранялся на юнкерских погонах.

     В Николаевском кадетском корпусе была присвоена особая форма „бывших воспитанников приготовительного класса Николаевского кавалерийского училища: погоны красного цвета с темно-синим кантом, брюки — темно-синие, пояс из белой лосиной кожи, орлы на пуговицах и бляха, без сияний. Кадеты 1-й роты носили штыки драгунского образца на лосиной портупее.

     В Донском императора Александра III корпусе форма донских казаков: погоны темно-синие с красным кантом и вензелем, брюки с красными казачьими лампасами. Кадеты старших классов носили шашки казачьего образца.

     В 1910 г. распорядок дня в кадетских корпусах был следующим (расписание 3-го Московского императора Александра II кадетского корпуса):

6.00 — подъем;

6.00 — 7.00 — умывание, молитва,  утренний чай; 

7.00 — 7. 45 — утренний  воспитательский осмотр, утренние  занятия; 

7.45 — 8.00 — отдых и  прогулка;

8.00 — 14.40 — уроки (шесть  уроков, по 50 мин. с переменами  по 10 мин.);

10.50 — 11.50 — большая  перемена, во время которой —  завтрак и прогулка;

15.00 — 16.00 — обед;

16.00 — 18.00 — свободное  время, музыка, ручной труд, пение,  фехтование и другие необязательные  занятия; 

18.00 — 20.00 — самоподготовка, приготовление уроков;

20.00 — вечерний чай,  чистка, умывание;

21.00 — отход ко сну  младших кадетов (1, 2, 3, 4 и 5-е  классы);

22.00 — отход ко сну  кадетов старших классов (6 и  7-е классы).

     В летних лагерях кадеты занимались чтением книг, решением задач, повторением пройденного, списыванием с книг, диктантами. Во время экскурсий и прогулок кадеты собирали гербарии, насекомых, минералы. С 1911-1912 годов в кадетских корпусах введена стрельба начиная с 4-го класса. Организуются прогулки-экскурсии применительно к программе «Юных разведчиков (скаутов)» Баден-Пауля во всех классах. Юноши, успешно закончившие корпус, получали право на поступление в военные училища или в случае неспособности к воинской службе — на партикулярный чин 14-го класса.

К 1917 году в России действовал 31 кадетский корпус, включая Морской  и Пажеский. Общее число кадетов  к 1917 году превышало 10 тысяч. После февральской  революции кадетские корпуса  были переименованы в гимназии военного ведомства без изменения программ обучения. В 1918 году в связи с ликвидацией  императорской армии кадетские  корпуса были закрыты.

     К февралю 1917 года в России существовали следующие кадетские корпуса.

Основанные императрицей Анной Иоанновной:

• Первый кадетский корпус. Шеф Его Величество — 1732 г., директор — генерал-майор Федор Алексеевич Григорьев.

Основанный Елизаветой Петровной:

• Морской кадетский корпус — 1752 г.

Основанные императрицей Екатериной II:

• 2-й кадетский императора Петра Великого корпус — 1762 г., старшинство  с 1712 г., директор — генерал-майор  Александр Карлович Линдебергер;

• 1-й Московский императрицы  Екатерины II кадетский корпус — 1778 г., директор — генерал-майор Владимир Валерьянович Римский-Корсаков.

Основанные императором Александром I:

• Пажеский Его Императорского Величества корпус, директор —генерал-майор Владимир Александрович Шильдер — 1802 г., старшинство с 1742 г.

Основанные императором Николаем I:

• Нижегородский графа  Аракчеева — 1834 г., директор — генерал-майор  Леонид Павлович Войшин-Мурдас-Жилинский;

• Полоцкий —1835 г., директор — генерал-майор Модест Григорьевич  Чигирь;

• Петровский-Полтавский кадетский корпус, 1840 г., директор — полковник Николай Петрович Попов;

• Воронежский великого князя Михаила Павловича — 1845 г., директор — генерал-майор Михаил Павлович Бородин;

• Орловский Бахтина — 1843 г., директор — генерал-майор Роберт Карлович Лютер;

• Оренбургский Неплюевский — 1844 г., старшинство с 1825 г., директор — генерал-майор Николай Александрович Пузанов;

• 1-й Сибирский императора Александра I — 1845 г., старшинство с 1813 г., директор — генерал-майор Александр  Ардальенович Медведев;

• 2-й Московский императора Николая I — 1849 г., директор —полковник Владимир Эдуардович Данкварт.

Основанные императором Александром II:

• Владимирский Киевский — 1857 г., старшинство с 1851 г., директор — генерал-майор Евгений Евстафьевич Семагикевич.

Основанные императором Александром III:

• Императора Александра II — 1882 г., старшинство с 1873 г., директор — генерал-лейтенант Александр  Тосифович Малиновский;

• Симбирский — 1882 г., старшинство  с 1873 г., директор — генерал-майор  Карл Вельяминович Шпигель;

• Тифлисский великого князя  Михаила Николаевича кадетский  корпус — 1882 г., старшинство с 1862 г., директор — генерал-майор Иван Петрович Томкеев;

• Псковский кадетский  корпус — 1882 г., старшинство с 1858 г., директор — генерал-майор Владимир Павлович Родионов;

• 3-й Московский императора Александра II кадетский корпус — 1882 г., старшинство с 1858 г., директор —  генерал-майор Валерьян Лукич Лобачевский;

• Николаевский — 1882 г., старшинство  с 1833 г., директор — генерал-майор  Владимир Викторович Квадри;

• Донской императора Александра II — 1882 г., директор —генерал-майор Павел Николаевич Лазарев-Станищев;

• 2-й Оренбургский — 1887 г., директор — генерал-майор Василий  Васильевич Григоров.

Основанные императором Николаем II:

• Ярославский — 1896 г., старшинство  с 1858 г., директор — генерал-майор  Иосиф Ануфриевич Латур;

• Суворовский — 1899 г., директор — генерал-майор Александр Николаевич Ватлин;

• Одесский великого князя  Константина Константиновича — 1899 г., директор — генерал-майор Николай  Александрович Родкевич;

• Сумский — 1900 г., директор — генерал-майор Андрей Михайлович Саранчов;

• Хабаровский графа Муравьева-Амурского  — 1900 г., директор — генерал-майор  Константин Николаевич Гришков;

• Владикавказский — 1900 г., директор — генерал-майор Иван Гаврилович Соймонов;

• Ташкентский наследника цесаревича — 1901 г., директор — полковник  Владимир Матвеевич Кох;

• Вольский кадетский корпус — 1908 г., старшинство с 1858 г., директор — генерал-майор Петр Викторович Моралевский;

• Иркутский — 1913 г.

Директора кадетских корпусов и их роль в формировании корпусов и организации учебно-воспитательной работы

Система отношений преподавателей и воспитанников в корпусах определялась прежде всего военным характером учебного заведения. Кадеты подчинялись требованиям военных уставов, в корпусе поддерживалась строгая воинская дисциплина, кадеты регулярно участвовали в строевых смотрах, ходили в караулы. Однако не только этими факторами определялась повседневная жизнь кадетов. Многое зависело от личности и взглядов директора корпуса, который обладал значительной властью и был достаточно автономен в своих решениях и предпочтениях. Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев директор кадетского корпуса был для кадетов в полном смысле слова “бог, царь и воинский начальник”. Особенно это касается того периода, когда не существовало централизованного управления кадетскими корпусами и директору корпуса единолично приходилось принимать решения, касающиеся становления и развития корпуса. В XVIII — начале XIX вв. смена директоров корпуса нередко влекла за собой и полное изменение системы педагогических приемов и подходов.

 

Почти все организационные  меры в кадетских корпусах имели  характер “домашних” распоряжений, которые  принимались и отменялись по личному  усмотрению директора, без предварительного коллегиального обсуждения. Поэтому  правильность организации учебного процесса в кадетских корпусах главным  образом обусловливалась степенью умения и старания директора корпуса. От директора во многом зависел выбор  программ обучения и привлекаемых для  преподавания учебных руководств, так  как обязательных программ, особенно в первые годы, не было.

Руководство военно-учебными заведениями

Впервые вопрос о централизованном руководстве военно-учебными заведениями  России возник в самом начале царствования Александра I при обсуждении проекта  создания новых министерств в  мае  1802 г. Первоначально предполагалось подчинить военно-учебные заведения  Министерству народного просвещения, но вскоре эта идея была отвергнута. В 1805 г. было принято решение поручить управление кадетскими корпусами и военными училищами Совету из директоров столичных кадетских корпусов и других лиц по указанию императора. Под руководством совета должен был функционировать комитет из специалистов для разработки уставов, штатов, инструкций, программ для корпусов и военных училищ. Периодически совет намеревался производить инспекторские проверки во вверенных ему военно-учебных заведениях.

     В конце марта  1805 г. был учрежден Совет о военных училищах под председательством цесаревича Константина Павловича. В совет вошли министр народного просвещения П. В. Завадский, министр военных сухопутных сил С. К. Вязмитинов, инженер-генерал П. К. Сухтелен, инспектор артиллерии А. А. Аракчеев и др. Уже в мае 1805 г. совет представил на рассмотрение императора проект устава и штатов губернских военных училищ. Однако дальнейшая деятельность совета не внесла в жизнь кадетских корпусов каких-либо больших изменений. В архивах имеются документы о работе совета в 1805-1809 гг. В последующие годы совет существовал только номинально. И лишь в 1830 г. коллегиальное управление кадетскими корпусами и военными училищами было возложено на Совет о военно-учебных заведениях.

     Кроме учреждения Совета для высшего надзора за хозяйством, дисциплиной и порядком в кадетских корпусах устанавливается должность  главного директора кадетских корпусов, которым становится цесаревич Константин Павлович. Но так как Константин Павлович большую часть времени проводил в Варшаве как наместник в Польше, в 1819 г. учреждается должность главного директора Пажеского и кадетских корпусов, подчиненного непосредственно цесаревичу. На эту должность назначается выпускник 2-го кадетского корпуса герой войны 1812 г. генерал  П. П. Коновицын. Все дела по управлению военно-учебными заведениями в то время сосредоточились в Варшаве в военной канцелярии цесаревича. В Петербурге в 1820 г. учреждается особое дежурство при главном директоре с канцелярией из трех отделений: инспекторского, учебного и хозяйственного.  Инспекторское отделение заведовало делами по определению и выпуску воспитанников, по личному составу служащих военно-учебных заведений.  Учебное отделение рассматривало вопросы совершенствования учебного процесса в корпусах, контролировало набор преподавателей и воспитателей в кадетские корпуса, следило за пополнением библиотек и музеев. В хозяйственном отделении были сосредоточены все вопросы, связанные с обеспечением корпусов вещевым имуществом, продовольствием, строительством новых зданий и т. д. В 1823 г. в связи со смертью П. П. Коновицына главным директором назначается генерал-адъютант  П. В. Голенищев-Кутузов.

Информация о работе Кадетские корпуса в России