Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция
В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.
В первые годы существования учебно-воспитательный процесс в корпусе налаживался с большими трудностями. В корпус принимались кадеты разного возраста, без экзаменов, большинство из них плохо знало иностранные языки или не знало их вовсе, а учебников на русском языке не было. В рапорте директора корпуса Тетау в Правительствующий Сенат от 27 августа 1737 г. говорилось, что почти четвертая часть обучавшихся в корпусе кадетов, как русских, так и иностранных, были в возрасте свыше 20 лет. Великовозрастные кадеты не знали никаких наук, и основная цель состояла в том, чтобы научить их элементарной грамоте и правилам арифметики, а также строевой подготовке, фехтованию, танцам и верховой езде, чтобы их можно было после выпуска из корпуса определить в армию.
К моменту учреждения кадетского корпуса в России не существовало как таковой педагогической науки, теоретических и практических разработок по преподаванию большинства предметов, определенных к изучению в кадетском корпусе, учебников также не было. Программы обучения не существовало. В Петербурге нельзя было достать большинства книг и приборов, необходимых кадетам для обучения. Приходилось просить военных инженеров в Нарве, Ревеле, Риге направить в кадетский корпус книги, математические инструменты, особенно циркули, различную амуницию и другие предметы, необходимые для кадетов. Опыта обучения одновременно гражданским и военным дисциплинам не было. Все приходилось делать впервые. Вот почему выстраданная в первые годы существования кадетского корпуса система обучения кадетов в дальнейшем по своему значению вышла далеко за рамки этого учебного заведения и стала служить определенным примером для программ вновь создаваемых кадетских корпусов и других учебных заведений.
В годы становления первого кадетского корпуса в России не было достаточного количества преподавателей, которые могли бы обучать кадетов предметам, обозначенным в учебной программе. Первые преподаватели были приняты на работу без всяких проверок, их подготовка в большинстве случаев не соответствовала необходимым критериям. В первую очередь на работу в корпус принимались учителя, имевшие жилье недалеко от кадетского корпуса. Необеспеченность преподавательского состава жильем долгие годы ограничивала круг желающих преподавать в корпусе. Впоследствии рядом с учебными корпусами одновременно закладывались жилые корпуса для офицерского и преподавательского состава.
Преподаватель латинского языка некий И. Магницкий в прошении, поданном в 1733 г. на имя директора кадетского корпуса, честно признавался, что “латинскому языку не искусен и затем положение должное не отправляет, токмо обучал кадетов по-российски писать, а потому и желал освобождения от этих, столь обременительных для него обязанностей”. В особенности плохим являлся состав учителей иностранных языков, приглашавшихся из-за границы. Не было какого-либо представления об имеющемся у них опыте преподавания. К тому же преподавательская работа в корпусе не считалась особенно почетной и приносила весьма скромные доходы. При этом русские учителя получали значительно меньше иностранцев. Многие учителя (особенно младших классов) были бедны и ходили на занятия в поношенной одежде. Не редки были случаи, когда для преподавания в младших классах направлялись талантливые кадеты старших классов, успешно освоившие азы преподаваемых дисциплин. Когда число обучавшихся в корпусе математическим наукам превысило 200 человек, по приказу директора корпуса Тетау кадеты Иван Ремизов и Дмитрий Яхонтов были повышены в звании до капрала и каптенармуса соответственно и определены преподавать в корпусе арифметику, геометрию и фортификацию. Для характеристики нравов, гоподствовавших среди учителей, может служить пример, когда учитель корпуса Конрад Тревин променял свою должность на место лакея при одном из сенаторов.
Вместе с тем в кадетском корпусе работали и преподаватели исключительной высокой квалификации. Об уровне преподавания обязательной латыни можно судить по тому, что некоторое время ее преподавал переводчик Синода Филипп Анохин, который еще при Петре I получил задание перевести на русский язык «французскую с латинским диалектом грамматику в пользу к обучению российскому шляхетству».
В январе 1735 г. в корпус назначается капитан Рудольф фон Дамм с единственной целью — надзирать над качеством преподавания всех математических наук и определения наиболее способных к этим наукам кадетов. С наиболее способными кадетами он лично должен был проводить занятия по 30 часов в неделю по фортификации, гражданской и военной архитектуре, по конструированию различных моделей, приборов в оптике и механике, по созданию новых математических инструментов. При содействии Дамма кадет Унковский перевел геометрию с немецкого на русский, а несколько кадетов перевели на русский известное в то время сочинение Вобана об основах наступательного боя. Со временем граф Миних начинает использовать кадетов для подготовки и копирования необходимых ему и русской армии инженерных чертежей. В 1739 г. наиболее подготовленные кадеты были командированы в войсковые части Москвы и Выборга для оказания помощи в проведении съемок местности и ведении инженерных работ.
Заботой о подготовке в корпусе лиц для гражданской службы был вызван указ Правительствующего Сената от 12 августа 1740 г., которым предписывалось определить в корпусе 24 кадета для подготовки к гражданской службе и организовать обучение их юриспруденции, арифметике и другим нужным для гражданских учреждений дисциплинам. Эти кадеты освобождались от строевой подготовки и несения караульной службы.
Первоначально преподавание в корпусе велось по так называемой индивидуально-типовой системе обучения, взятой за образец из стран Запада. При этой системе ученик двенадцати или тринадцати лет изучал тот или иной раздел учебного предмета по индивидуальному плану и персональному расписанию занятий. Каждый кадет на текущий месяц получал от своего офицера-воспитателя расписание занятий с указанием, в котором часу, какой предмет и у какого преподавателя ему надлежит изучать. Устанавливался порядок прохождения учебных предметов. Кадету определялось число предметов, которыми он должен был заниматься. Обычно кадет занимался одновременно двумя-тремя предметами, посещая классы по расписанию и самостоятельно изучая заданный ему материал. Преподаватель следил за тем, чтобы воспитанники не отвлекались, не мешали разговорами, смехом и хождениями. Ежемесячно преподаватели представляли директору корпуса рапорты об успеваемости. Материал на уроках объяснялся довольно редко, запоминать изучаемый материал требовалось путем зубрежки. Преподаватели, живо объяснявшие учебный материал, демонстрировавшие опыты, схемы, рисунки, были в первое время большой редкостью. Следует отметить, что с особым рвением в корпусе преподавали строевую подготовку, которая, по сути дела, являлась самой настоящей муштрой, а зачастую использовалась для “воспитания” особо нерадивых. Об этом стало известно императрице, и она, отметив, что “ежедневная военная экзерциция может вредно отразиться на прохождении наук”, повелела обучать кадетов строю не более одного дня в неделю, а вновь поступивших в корпус — не чаще двух раз в неделю.
На качестве обучения сказывалось пребывание кадетов в многочисленных командировках в посольства России, в отпусках по различным причинам. Для устройства домашних дел, свидания с престарелыми родителями отпускали на срок от 2-х до 3-х месяцев. Часто кадеты, прикидываясь больными, удлиняли свой отпуск. В таких отпусках бывало одновременно до 40-50 человек .
В основном только на занятиях “по фронту”, иначе говоря, на занятиях по строевой подготовке, собирались целиком учебные отделения. Методы обучения были несовершенными, пребывание в каждом классе не ограничивалось определенным сроком. Как только кадет усваивал изучаемую им программу по какому-либо из предметов, он переходил к следующему предмету и изучал его, пока преподаватели не находили его знания достаточными. В зависимости от успехов каждый кадет в любое время мог быть переведен в следующий класс.
Указом императрицы от 30 марта 1737 г. было поведено подвергать кадетов экзаменам по достижении ими 12- и 16-летнего возраста. Кадеты, достигшие 16-летнего возраста, но не усвоившие в должной мере Закон Божий, арифметику и геометрию, отсылались в адмиралтейскую коллегию для определения в матросы. Этим же указом было определено, что проект правил экзаменов для кадетских корпусов должна готовить Российская академия наук. Первый генеральный экзамен в кадетском корпусе состоялся 21 сентября 1737 г. К этому экзамену учителями корпуса были представлены ведомости по предметам обучения, а кадеты расставлены по годам поступления в корпус.
Исследователи и историки, анализировавшие деятельность корпуса кадетов в первые годы его существования, пришли к выводу, что при наличии отмеченных выше серьезных недостатков в организации учебного процесса корпус не мог дать всем молодым людям, поступившим в него на учебу, полного и разностороннего общего образования. Это касалось как подготовки к службе в российской армии, так и к гражданской службе. Однако постепенно усилиями главных директоров корпуса качество обучения и воспитания было приведено в соответствие с теми высокими требованиями, которые закладывались при его создании. К преподаванию в корпусе стали широко привлекаться профессора Академии наук и учителя с университетским образованием. Более тщательным стал отбор преподавателей и корпусных офицеров.
С первых дней своего существования
корпус находился под пристальным
вниманием и опекой царствующих
особ России. Ни один из кадетских корпусов
не подвергался внедрению такого
количества новаций и столь частому
корректированию учебных
Высшим проявлением благосклонности к корпусу считалось принятие царствующей особой на себя звания шефа корпуса. Екатерина II приняла корпус в свое непосредственное ведение. С воцарением Александра I в практику вошло направление в корпус для обучения “фронту” (строевой подготовке), на летние лагерные сборы сыновей, внуков и других родственников российских императоров. При этом считалось, что кадетский корпус должен сформировать хорошего будущего императора, помочь ему получить надлежащее воспитание и образование. Александр I поместил в ряды кадетов наследника цесаревича, а затем и других сыновей и внука. При Николае I в корпусе обучались цесаревич великий князь Александр Николаевич, великие князья Константин Николаевич (1837), Николай Николаевич (1839), Михаил Николаевич (1840). В списках корпуса было повелено числить великого князя Николая Александровича — внука императора (1843). В 1845 г. Николай I пожертвовал корпусу портреты своих предков. Император Александр II по вступлении на престол принял на себя звание шефа корпуса и повелел на погонах и эполетах роты Его Величества оставить изображение императора Николая I. В ряды кадетов влились великие князья Александр Александрович, Владимир Александрович и Сергей Александрович.
В день 175-летия со дня открытия корпуса 17 февраля 1907 года Николай II и принял на себя звание шефа корпуса и повелел 1-ю роту именовать ротою Его Величества. В 1909 году состоялось зачисление в списки корпуса цесаревича Алексея Николаевича. В 1911 году Николай II пожаловал корпусу большой портрет наследника цесаревича в кадетской форме.
При императрице Елизавете Петровне (1747-1761) Шляхетский кадетский корпус был. переименован в Сухопутный Шляхетский кадетский корпус. В корпусе стало меньше муштры, поощрялось увлечение изящной словесностью и искусствами, в корпусе создается Общество любителей российской словесности, одним из основателей которого был кадет А.П. Сумароков, и самодеятельный театр, в котором А.П. Сумароков ставил свои пьесы, а кадет Ф.Г. Волков, один из основателей русского драматического театра, получил первые навыки актерской игры. Советский исследователь деятельности А.В. Суворова Кирилл Пигарев в книге “Солдат-полководец” пишет о том, что воспитанники Сухопутного кадетского корпуса принимали непосредственное участие в выпуске журнала “Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие”. В августовской книжке журнала за 1755 г. помещен прозаический “Разговор в царстве мертвых между Александром Великим и Геростратом”, а в июльской книжке за 1756 г. другой “Разговор” — между Кортецом и Монтецумой. Первый подписан “Сочинения А.С.”, второй — “Сочинил С”. По словам автора, инициалы А.С. раскрываются: Александр Суворов. Суворов не был воспитанником кадетского корпуса, но, будучи солдатом Семеновского полка, он посещал занятия в корпусе. Значение Сухопутного корпуса в культурной жизни Петербурга к середине XVIII столетия значительно возросло. Его библиотека насчитывала до 10 тыс. томов и являлась одной из самых богатых в России.
15 декабря 1752 г. в Санкт-Петербурге
учреждается Морской
С 14 января 1701 г. — Школа математических и навигацких наук. С 15 декабря 1752 г. — Морской шляхетский кадетский корпус. С 1762 г. — Морской кадетский корпус. С 1867 г. — Морское училище. С 1891 г. — Морской кадетский корпус.
В царствование
Петра III (1761-1762) был издан подготовленный
И.И. Шуваловым закон об
25 октября 1762 г. по указу
Екатерины II (1762 — 1796) на базе
Соединенной артиллерийской и
инженерной школы создается
Артиллерийский и Инженерный
шляхетский кадетский корпус (с
1800 г. — 2-й кадетский корпус)
для подготовки офицеров для
артиллерийских и инженерных
частей. Корпус просуществовал до
революции 1917 г. Последнее его
наименование: “2-й кадетский
императора Петра Великого
Благодаря настойчивости П.И. Шувалова в России были созданы различные инженерные и артиллерийские школы. В 1758 г. Шувалов перевел Петербургскую артиллерийскую школу на инженерный двор, где с 1733 г. размещалась инженерная школа. Таким образом он создал Соединенную артиллерийскую и инженерную школу и принял это учебное заведение под свое командование. Непосредственным начальником школы был назначен капитан М.И. Мордвинов, бывший воспитанник Сухопутного кадетского корпуса (выпуск 1750 г.). В школе первоначально обучалось до 135 дворянских детей. От преподавателей школы Шувалов требовал высококачественного преподавания военных наук и математики. По его указанию преподаватель школы Я.П.Козельский составил руководство по преподаванию арифметики и была издана “Практическая геометрия” Назарова. П.И. Шувалов лично утверждал в должности каждого из учителей, для чего сам присутствовал на экзаменах и практических занятиях воспитанников школы. Шувалов был хорошо знаком с М.В. Ломоносовым, и совсем не исключено, что Ломоносов своими советами помогал П.И. Шувалову при составлении программы обучения будущего кадетского корпуса,
Еще в 1758 г. П.И. Шувалов представил Елизавете Петровне проект “учреждения корпуса для артиллерии и инженерства”, основная цель которого заключалась в предоставлении будущим офицерам основательного общего образования, а также теоретических и практических знаний по военной специальности. Предполагалось создать корпус из общих классов с 5-летним курсом обучения и специального офицерского класса с 2-летним курсом обучения. Однако самому П.И. Шувалову не удалось воплотить в жизнь свою идею. В начале 1762 г. он скончался. Устав спроектированного кадетского корпуса был утвержден Екатериной II. А первым директором корпуса стал М.И. Мордвинов. Функционировать корпус начал только в 1763 г., так как для организации учебного процесса не хватало педагогов (а ведь прошло уже 30 лет с момента создания Сухопутного кадетского корпуса, многие выпускники которого достигли значительных высот в военной и гражданской областях, а педагоги в России все еще были в дефиците).