Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция
В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.
Директора кадетских корпусов почитали за честь иметь в корпусе специальные классы и после того, как корпуса набирали силу и приобретали определенный авторитет, начинали выступать с ходатайствами о введении в корпусе специальных классов. В конце сороковых годов ХIХ столетия было принято решение учредить специальные классы в Оренбургском Неплюевском, Сибирском, Александровском сиротском, Константиновском, Владимирском Киевском кадетских корпусах.
В служебной записке, поданной на имя Александра II, военный министр Милютин отметил, что, по его мнению, “соединение в одном заведении общего образования и воспитания детей с образованием специально-военным юношей — противно как педагогическим началам, так и требованиям военной службы. Вести вместе воспитание детей с 10-летнего возраста и юношей до 20-летнего крайне неудобно в общем нравственном отношении; но всего важнее то, что подчинение тех и других общему строевому расчету и военной обстановке ведет неизбежно к двойной невыгоде: с одной стороны, условия педагогические не дозволяют в деле воспитания малолетних детей применять к ним военную дисциплину и формы военной службы; с другой же стороны, допускаемые по необходимости в воспитательном заведении отступления от настоящих требований военной службы приучают юношей до самого выхода в офицеры смотреть на эти требования слегка как на игрушку. Из этого соображения я выводил необходимость совершенного отделения общевоспитательных заведений от специально-военных, которые должны быть устроены для юношеского возраста с непременным условием строгого соблюдения всех действительных требований военной службы”.
Все существовавшие к этому
времени кадетские корпуса были
переименованы в военные гимназии
или расформированы. Во вновь созданных
общеобразовательных военно-
Воспитанники каждой военной
гимназии с интернатом делились на
возрасты, помещаемые в здании отдельно
один от другого; каждый возраст был
подразделен на 4 — 5 отделений, составленных
из воспитанников одних лет и
одного класса, до 35 человек в классе.
Отделенные воспитатели, назначаемые
директорами гимназий как из лиц,
состоящих на военной, так и гражданской
службе и получивших основательное
образование, утверждались в должности
главным начальником военно-
В основу воспитательного процесса в военных гимназиях легли следующие положения:
1) Каждый воспитатель лично несет ответственность за воспитание находящегося в его подчинении воспитанника.
2) Необходимое знакомство
со всей деятельностью
3) Воспитатель следит
за опрятностью воспитанников,
исправностью их одежды, помещения
и продовольствия, за всеми физическими
их упражнениями, за всем образом
жизни порученных ему
4) Дежурный воспитатель
неотлучно остается в
5) На собраниях педагогического
комитета всесторонне
В военные гимназии были превращены следующие кадетские корпуса:
1-й кадетский
2-й кадетский
1-й Московский императрицы Екатерины II
Нижегородский графа Аракчеева
Орловский Бахтина
Полоцкий
Петровский Полтавский
2-й Московский императора Николая I
Михайловский Воронежский
Оренбургский Неплюевский
Сибирский
Владимирский Киевский.
Расформированы следующие корпуса:
Павловский
Константиновский
Александровский малолетний.
Реформа не коснулась Пажеского и Финляндского корпусов.
Императору Александру III (1881-1894 гг.) в определенной степени пришлось ликвидировать те промахи, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. Уже к началу 80-х гг. проявились негативные черты нововведений, предпринятых по инициативе военного министра Милютина. Будучи непривычными к строгости и суровости военного распорядка и не имея необходимых знаний, выпускники военных гимназий не соответствовали в полной мере требованиям ни гражданской, ни военной службы.
22 июля 1882 года по военному ведомству было объявлено, что “принимая во внимание заслуги бывших в Империи кадетских корпусов, питомцы которых, “прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались на различных поприщах полезного служения Престолу и Отечеству”, император повелел:
1) все военные гимназии именовать впредь кадетскими корпусами;
2) в память того, что
военно-учебные заведения в
Вследствие переименования военных гимназий в кадетские корпуса было решено:
а) сохранив установившийся
в этих заведениях общеобразовательный
учебный курс и общие основы воспитания,
уравнять их в средствах содержания
и придать всему строю
б) замещать впредь должности воспитателей исключительно офицерами, назначаемыми с самой строгой разборчивостью;
в) оставив по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоить им наименование рот с восстановлением вновь должности ротных командиров, назначаемых из наиболее опытных и надежных воспитателей.
Летом 1885 г. старшие роты кадетских корпусов впервые были выведены для строевых и тактических занятий в лагеря. В 1887 году Александровский кадетский корпус был преобразован в интернат, а 3-й Московский закрыт. В этом же году учрежден был 2-й Оренбургский кадетский корпус; 1-й кадетский корпус в Петербурге был перемещен в его историческое здание на Васильевском острове, где к этому времени находилось Павловское военное училище, которое переведено в здание, построенное в 1837 г. для бывшего Дворянского полка, занятое 1-м корпусом. Вследствие закрытия 3-го Московского кадетского корпуса 4-й корпус переименован в 3-й.
При императоре Александре III было вновь сформировано 9 кадетских корпусов:
1) 1882 г. — Александровский
императора Александра II кадетский
корпус на базе 3-й Санкт-Петербургской
военной гимназии, основанной в
1873 г. Первый директор — генерал-
2) 1882 г. — Симбирский
кадетский корпус на базе
3) 1882 г. — 3-й Московский кадетский корпус на базе 3-й Московской военной гимназии, сформированной в 1874 г. Расформирован в 1893 году.
4) 1882 г. — Тифлисский
великого князя Михаила
5) 1882 г. - Псковский
кадетский корпус на базе
6) 1882 г. — 4-й Московский
кадетский корпус на базе 4-й
Московской военной гимназии, сформированной
в 1874 г. С 1893 г. — 3-й Московский
кадетский корпус. С 1908 г. —
3-й Московский императора
7) 1882 г. — Николаевский
кадетский корпус на базе
8) 30 августа 1883 г. — Донской кадетский корпус. Город Новочеркасск. Первый директор — полковник И. М. Левачев. 18 февраля 1898 г. — Донской императора Александра III кадетский корпус. Прекратил существование на территории России в 1920 г.
9) 29 мая 1887 г. — 2-й
Оренбургский кадетский корпус.
Первый директор — генерал-
В царствование императора Николая II были учреждены 9 кадетских корпусов:
1) 1896 г. — Ярославский
кадетский корпус. Основан из
Ярославской военной школы,
2) Суворовский кадетский корпус в Варшаве.
3) В 1889 г. — Одесский
кадетский корпус. В 1915 г. —
Одесский великого князя
4) В 1900 г. — Сумский кадетский корпус.
5) В 1900 г. — Хабаровский
кадетский корпус. В 1908 г. —
Хабаровский графа Муравьева-
6) В 1902 г. — Владикавказский кадетский корпус.
7) В 1904 г. — Ташкентский наследника цесаревича Алексея Николаевича кадетский корпус.
8) В 1908 г. — Вольский кадетский корпус.
9) В 1913 г. — Иркутский кадетский корпус.
Организация и обучение
Восстановленные в 1882 г. и основанные впоследствии кадетские корпуса являлись средними военно-учебными заведениями; в них были только общеобразовательные классы и велась предварительная подготовка к военной службе.
Корпуса имели военную организацию и строгие нормы поведения кадетов, во многом определявшие формирование личности будущего офицера российской армии.
Каждому кадету надлежит быть благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.
Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.
В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.
По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.
Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения,
Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. Соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести.
Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.
Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.
Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие, состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.
Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении следующие правила:
• встав утром, убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться, затем, помолившись Богу, вполне исправным явиться к утреннему осмотру;
• ходить в баню не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю;