Кадетские корпуса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 13:12, лекция

Краткое описание

В царской России с момента учреждения Анной Иоанновной в 1731 г. “Корпуса кадет шляхетских” и до закрытия осенью 1920 г. последнего кадетского корпуса в разные годы в общей сложности существовало около пятидесяти кадетских корпусов или военно-учебных заведений, схожих по своей сути с кадетскими корпусами. За пределами России после Октябрьской революции в разное время функционировало до пяти русских кадетских корпусов.

Файлы: 1 файл

Кадетские корпуса России 1.docx

— 106.95 Кб (Скачать)

     Директора кадетских корпусов почитали за честь иметь в корпусе  специальные классы и после того, как корпуса набирали силу и приобретали определенный авторитет, начинали выступать с ходатайствами о введении в корпусе специальных классов. В конце сороковых годов ХIХ столетия было принято решение учредить специальные классы в Оренбургском Неплюевском, Сибирском, Александровском сиротском, Константиновском, Владимирском Киевском кадетских корпусах.

В служебной записке, поданной на имя Александра II, военный министр  Милютин отметил, что, по его мнению,  “соединение в одном заведении общего образования и воспитания детей с образованием специально-военным юношей — противно как педагогическим началам, так и требованиям военной службы. Вести вместе воспитание детей с 10-летнего возраста и юношей до 20-летнего крайне неудобно в общем нравственном отношении; но всего важнее то, что подчинение тех и других общему строевому расчету и военной обстановке ведет неизбежно к двойной невыгоде: с одной стороны, условия педагогические не дозволяют в деле воспитания малолетних детей применять к ним военную дисциплину и формы военной службы; с другой же стороны, допускаемые по необходимости в воспитательном заведении отступления от настоящих требований военной службы приучают юношей до самого выхода в офицеры смотреть на эти требования слегка как на игрушку. Из этого соображения я выводил необходимость совершенного отделения общевоспитательных заведений от специально-военных, которые должны быть устроены для юношеского возраста с непременным условием строгого соблюдения всех действительных требований военной службы”.

Все существовавшие к этому  времени кадетские корпуса были переименованы в  военные гимназии или расформированы. Во вновь созданных  общеобразовательных военно-учебных  заведениях вместо воинской дисциплины было введено правильное, согласно тогдашним требованиям педагогики, воспитание под руководством воспитателей, без участия унтер-офицеров из старших  кадетов. До реформы военно-учебных  заведений в 1863 году кадетские корпуса  имели чисто военную организацию  — были подразделены на роты, и им дарованы были знамена. В учебном  отношении корпуса имели 10 классов: 2 приготовительных, 6 общих и 2 специальных, по окончании которых кадеты производились  в офицеры.

Воспитанники каждой военной  гимназии с интернатом делились на возрасты, помещаемые в здании отдельно один от другого; каждый возраст был  подразделен на 4 — 5 отделений, составленных из воспитанников одних лет и  одного класса, до 35 человек в классе. Отделенные воспитатели, назначаемые  директорами гимназий как из лиц, состоящих на военной, так и гражданской  службе и получивших основательное  образование, утверждались в должности  главным начальником военно-учебных  заведений. Каждый воспитатель был  обязан пристально наблюдать за своим  отделением по всем вопросам воспитания нравственного, умственного и физического.

В основу  воспитательного  процесса в военных гимназиях  легли следующие положения:

1) Каждый воспитатель  лично несет ответственность  за воспитание находящегося в  его подчинении воспитанника.

2) Необходимое знакомство  со всей деятельностью воспитанников,  с их нуждами, понятиями и  убеждениями может быть достигнуто  только частым пребыванием воспитателя  в среде воспитанников его  отделения; во время приготовления  ими уроков воспитатель прямо  исполняет обязанности репетитора  или же организует во всей  подробности учебные занятия  своих воспитанников вне класса.

3) Воспитатель следит  за опрятностью воспитанников,  исправностью их одежды, помещения  и продовольствия, за всеми физическими  их упражнениями, за всем образом  жизни порученных ему воспитанников  как в заведении, так по возможности  и вне его.

4) Дежурный воспитатель  неотлучно остается в заведении  в течение суток и наблюдает  как за поведением воспитанников  своего возраста, так и за своевременным  исполнением всех назначенных  по расписанию дневных занятий.

5) На собраниях педагогического  комитета всесторонне обсуждаются  вытекающие из жизни заведения  вопросы учебно-воспитательной практики  с целью установления единства  во взглядах и действиях всех  наставников каждой гимназии.

В  военные гимназии были превращены следующие кадетские  корпуса: 

1-й кадетский 

2-й кадетский  

1-й Московский императрицы Екатерины II  

 Нижегородский графа Аракчеева  

 Орловский Бахтина   

 Полоцкий 

 Петровский Полтавский   

2-й Московский императора Николая I  

 Михайловский Воронежский   

 Оренбургский Неплюевский  

 Сибирский  

 Владимирский Киевский.

 Расформированы следующие корпуса: 

Павловский  

Константиновский  

Александровский малолетний.

Реформа не коснулась Пажеского  и Финляндского корпусов.

Императору  Александру III  (1881-1894 гг.) в определенной степени  пришлось ликвидировать те промахи, которые были допущены его предшественником в области военного образования, в подготовке офицерских кадров. Уже  к началу 80-х гг. проявились негативные черты нововведений, предпринятых по инициативе военного министра Милютина. Будучи непривычными к строгости  и суровости военного распорядка и не имея необходимых знаний, выпускники военных гимназий не соответствовали  в полной мере требованиям ни гражданской, ни военной службы.

     22 июля 1882 года по военному ведомству было объявлено, что “принимая во внимание заслуги бывших в Империи кадетских корпусов, питомцы которых, “прославив русское оружие в достопамятных войнах прошлого и текущего столетий, доблестно подвизались на различных поприщах полезного служения Престолу и Отечеству”, император повелел:

1) все военные гимназии  именовать впредь кадетскими  корпусами; 

2) в память того, что  военно-учебные заведения в империи  более всего обязаны своим  развитием заботам императоров  Николая I и Александра II, именовать:  приготовительный пансион Николаевского  кавалерийского училища — Николаевским, а 3-ю Петербургскую военную  гимназию — Александровским кадетскими  корпусами.

Вследствие переименования военных гимназий в кадетские  корпуса было решено:

а) сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный  учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней жизни корпусов такой характер, который  вполне отвечал бы цели учреждения этих военно-учебных заведений;

б) замещать впредь должности  воспитателей исключительно офицерами, назначаемыми с самой строгой  разборчивостью;

в) оставив по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам  и классам, присвоить им наименование рот с восстановлением вновь  должности ротных командиров, назначаемых  из наиболее опытных и надежных воспитателей.

     Летом 1885 г. старшие роты кадетских корпусов впервые были выведены для строевых и тактических занятий в лагеря. В 1887 году Александровский кадетский корпус был преобразован в интернат, а 3-й Московский закрыт. В этом же году учрежден был 2-й Оренбургский кадетский корпус; 1-й кадетский корпус в Петербурге был перемещен в его историческое здание на Васильевском острове, где к этому времени находилось Павловское военное училище, которое переведено в здание, построенное в 1837 г. для бывшего Дворянского полка, занятое 1-м корпусом. Вследствие закрытия 3-го Московского кадетского корпуса 4-й корпус переименован в 3-й.

При императоре  Александре III было вновь сформировано  9 кадетских  корпусов:

1)  1882 г. —  Александровский  императора Александра II кадетский  корпус на базе 3-й Санкт-Петербургской  военной гимназии, основанной в  1873 г. Первый директор — генерал-майор  Рудановский К. В. 11 февраля 1903 г. — императора Александра II кадетский корпус. Расформирован в 1917 г.

2)  1882 г. —  Симбирский  кадетский корпус на базе Симбирской  военной гимназии, сформированной  в 1873 г.

3)  1882 г. —  3-й Московский  кадетский корпус на базе 3-й  Московской военной гимназии, сформированной  в 1874 г. Расформирован в 1893 году.

4)  1882 г. —  Тифлисский  великого князя Михаила Николаевича  кадетский корпус на базе Тифлисской  военной гимназии, сформированной  в 1874 г. С 1909 г. — Тифлисский  великого князя Михаила Николаевича  кадетский корпус.

5)  1882 г. -  Псковский  кадетский корпус на базе Псковской  военной гимназии, сформированной  в 1874 г.

6)  1882 г. —  4-й Московский  кадетский корпус на базе 4-й  Московской военной гимназии, сформированной  в 1874 г. С 1893 г. — 3-й Московский  кадетский корпус. С 1908 г. —  3-й Московский императора Александра II кадетский корпус.

7)  1882 г. —  Николаевский  кадетский корпус на базе приготовительных  классов Николаевского кавалерийского  училища, сформированного в 1864 году из общих классов школы  гвардейских подпрапорщиков.

8)  30 августа 1883 г. —  Донской кадетский корпус. Город  Новочеркасск. Первый директор —  полковник И. М. Левачев. 18 февраля 1898 г. — Донской императора Александра III кадетский корпус. Прекратил существование на территории России в 1920 г.

9)  29 мая 1887 г. —  2-й  Оренбургский кадетский корпус. Первый директор — генерал-майор  Боголюбов. Прекратил существование  в 1920 г.

В царствование императора  Николая II были учреждены  9 кадетских  корпусов:

1)  1896 г. —  Ярославский  кадетский корпус. Основан из  Ярославской военной школы, сформирован  в 1868 г.

2)                Суворовский кадетский корпус  в Варшаве.

3) В  1889 г. —  Одесский  кадетский корпус. В 1915 г. —  Одесский великого князя Константина  Константиновича кадетский корпус.

4) В  1900 г. —  Сумский  кадетский корпус.

5) В  1900 г. —  Хабаровский  кадетский корпус. В 1908 г. —  Хабаровский графа Муравьева-Амурского  кадетский корпус. Основан из  приготовительной школы при Сибирском  кадетском корпусе, сформирован  в 1888 г.

6) В  1902 г. —  Владикавказский  кадетский корпус.

7) В  1904 г. —  Ташкентский  наследника цесаревича Алексея  Николаевича кадетский корпус.

8) В  1908 г. —  Вольский кадетский корпус.

9) В  1913  г. —  Иркутский  кадетский корпус.

Организация и обучение

Восстановленные в 1882 г. и  основанные впоследствии  кадетские  корпуса являлись средними военно-учебными заведениями; в них были только общеобразовательные классы и велась предварительная подготовка к военной службе.

Корпуса имели военную  организацию и строгие нормы  поведения кадетов, во многом определявшие формирование личности будущего офицера  российской армии.

     Каждому кадету надлежит быть благочестивым, беспредельно преданным Отечеству, быть правдивым во всем, беспрекословно повиноваться начальникам, быть храбрым и терпеливо переносить все тяготы, которые подчас бывают неизбежны.

     Кадет обязан строго и точно соблюдать воинскую дисциплину и порядок в корпусе. Он обязан также точно и добросовестно исполнять все служебные обязанности, возложенные на него во внутренней, строевой и хозяйственной службах.

     В течение первого года обучения кадет должен хорошо усвоить основные служебные требования, обязательные в его повседневной жизни.

     По всем надобностям он обязан всегда обращаться только к своему непосредственному начальнику. По делам же личным, до него касающимся и не относящимся к службе, он имеет право обратиться непосредственно к сотенному командиру, но только с разрешения своего непосредственного начальника. О случившемся с ним нездоровье кадет обязан без промедления доложить своему непосредственному начальнику.

     Кадет не имеет права самовольно отлучаться из корпуса, не получив на то разрешения,

     Каждый кадет должен иметь и вне корпуса бодрый и молодцеватый вид. Соблюдать со всей точностью правила отдания воинской чести.

     Кадет обязан вести себя прилично, с посторонними быть вежливым, не вмешиваться в споры, не участвовать в уличных сборищах и беспорядках. Он должен помнить, что по его поведению за пределами корпуса будут судить не только о нем, но и о корпусе в целом и мундире, который он носит.

     Обо всех замечаниях, сделанных ему встретившимися начальниками или переданных приказаниях кадет обязан доложить своему непосредственному начальнику.

     Оружие, снаряжение, обмундирование и прочие, состоящие на нем казенные вещи кадет обязан беречь и содержать всегда в полной исправности. При отправлении в лазарет, в отпуск или в карцер он обязан сдать казенные вещи (указанные в перечне) в цейхгауз.

     Кадет должен быть чистоплотен, опрятен и соблюдать в этом отношении следующие правила:

• встав утром, убрать постель, вычистить одежду, сапоги, починить разорванное, умыть лицо, шею, руки, выполоскать рот, почистить зубы и причесаться, затем, помолившись  Богу, вполне исправным явиться к  утреннему осмотру;

• ходить в баню не менее 2-х раз в месяц, белье менять не менее одного раза в неделю;

Информация о работе Кадетские корпуса в России