Музейное дело в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:03, реферат

Краткое описание

Актуальность исследования истории музейного дела определяется:

- методологической значимостью вопроса, поскольку в жизни каждой науки и практики ее важный характерный феномен - осознание ее истории;

- потребностью определения дальнейших путей развития музееведения и преподавания истории музейного дела как учебной дисциплины, имеющей большое значение для теории и практики музееведения и подготовки квалифицированных специалистов, информационно обеспеченных знаниями прошлого музейного дела на современном уровне;

- назревшей необходимостью конституирования источниковедения и историографии всеобщей истории музейного дела.

Современный человек обитает в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.

Оглавление

Введение
1. История музейного дела как понятие ..............................................4
2. Музейное дело в России .................................................................11
3. Из истории коллекционирования ………………………………………...22
4. Виды коллекций ………………………………………...…………………….23
5. Аукционы в России ........................................................................31
6. Антиквариат...................................................................................32
4. Перспективы развития музейного дела .........................................33
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

музейное дело в россии.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

     Содержание

 

      Введение

 

     Музеи занимают определенное место среди  социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

     Ускорение эволюционной динамики знаний и представлений  о реальной среде человека постоянно  увеличивает объем элементов  действительности, становящейся не пригодной  для современного использования. На опасность естественной при этом утраты ясности самопонимания общество реагирует поисками социальной стабильности и исторического обоснования современности с помощью культивирования музейных предметов как материализованных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры. Как социокультурный институт, развивающийся современным обществом для предотвращения потери предметов, накопленных им в связи со своей культурной ценностью, музеи производят с этими предметами те же процедуры, что библиотеки с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками. Общество не способно спасти эти предметы только одним их коллекционированием.

     Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

     Сегодняшнее музееведение ввиду появления перед  ним новых усложняющихся задач  вынуждено в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку оно представляет собой оптимальную модель для изучения тенденций развития современного музейного дела с его противоречиями, с такими его неоднозначными слагаемыми, как нарастающая специализация музеев, «технизация» их деятельности.

     Использовать  повышение интереса общества к предметно  реализованным в музеях ценностям  можно только с учетом и полезного  многовекового опыта коллекционирования и музейной работы.

     Это допустимо только при наличии  построенного по проблемно-хронологическому принципу реконструктивно-аналитического обзора развития музейного дела, включающего  предмузейные формы коллекционирования с момента их зарождения, и этапов развития источниковедения и историографии истории музейного дела.

     Актуальность  исследования истории музейного  дела определяется:

     - методологической значимостью вопроса,  поскольку в жизни каждой науки  и практики ее важный характерный  феномен - осознание ее истории;

     - потребностью определения дальнейших  путей развития музееведения  и преподавания истории музейного  дела как учебной дисциплины, имеющей большое значение для  теории и практики музееведения  и подготовки квалифицированных  специалистов, информационно обеспеченных знаниями прошлого музейного дела на современном уровне;

     - назревшей необходимостью конституирования  источниковедения и историографии  всеобщей истории музейного дела.

     Современный человек обитает в окружении  естественных, преобразованных и  созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.

1. История музейного  дела как понятие

     Понятие «история музейного дела» многозначно. Группа отечественных музееведов, составившая  словарь «Музейные термины», предложила называть историей музейного дела научную дисциплину, которая изучает возникновение, развитие, практику работы музеев, музейной сети и организации музейного дела на различных этапах исторического развития.

     Понятие «история музейного дела» по мнению этих авторов, является частью музейного дела, которое они трактуют как область культуры, объединяющую:

     - музейное законодательство, строительство,  организацию управления музеями;

     - музееведение, то есть научную  дисциплину, которая изучает закономерности  развития музеев, их социальные функции и способы реализации этих функций;

     - музейную практику, то есть научно-фондовую, экспозиционную и научно-популяризационную  работу.1

     По  мнению отечественного музееведа A.M.Разгона  история музейного дела изучает  причины возникновения «музейной потребности, происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников».

     Более лаконично характеризует историю  музейного дела дал чешский музеевед И. Шпет. По его мнению, эта отрасль  знания включает в себя историю музея  как учреждения и предшествующих ему форм, историю развития музейных функций и операций, историю музейной теории и ее отражения в практике, то есть историю музееведения.

     Среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации, музеи занимают одно из наиболее фундаментальных мест. Они сохраняют, фиксируют и представляют в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, являясь важным для него каналом ретроспективной информации.

     Социальная  эволюция, вызывает, с одной стороны, рост жизненного уровня и расширение пространства свободы человека, с  другой - естественную при этом утрату ясности его самопонимания. В  этих условиях общество с целью компенсации  цивилизационной динамики, социальной стабильности и исторического обоснования современности обращается к культивированию предметов и памятников прошлого как материализированных предметных сред, реализующих ценности уходящей культуры.

     Этим  люди стремятся сохранить свою идентичность, генетически прослеживая связь истоков с современностью.

     Музей, как социокультурный институт, развивающийся  современным обществом для предотвращения утраты реликтов цивилизации и природы, накопленных в связи с их культурной значимостью, производит с этими предметами процедуры тезаврирования, сходные с теми, которые библиотеки проделывают с печатными изданиями, а архивы с историческими источниками, подлежащими хранению в них.2

     Музеефикация  культуры восполняет сокращение настоящего и компенсирует утрату чувства знакомого в культуре, обусловленную темпом изменений.

     Общество  не способно спасти эти предметы одним  только их коллекционированием. Музей  представляет ценности, исчезающие в  обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры.

     Современное музееведение перед лицом новых  усложняющихся задач в силу внутренних потребностей по логике развития вынуждено повышать внимание к разработке теоретических и методологических проблем, а в их числе и к осмыслению феномена истории музейного дела.3

     Музей(греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa — муза) – научные, научно-просветительные учреждения.

     Музей — сложный  организм, который функционирует  как система взаимодействия и  взаимообусловленности различных  сфер. Качественная и эффективная  работа музея зависит от успешного  развития всех направлений деятельности музея. К основным направлениям музейной деятельности относится фондохранение, экспозиционная, культурно-образовательная деятельность. В последние десятилетия в музеях активно развиваются информационные технологии. Новые технологии, связанные с решением проблем управления, также находят применение в музейной практике.

     Всякое  собрание художественных ценностей  или материальных предметов исторического, познавательного, культового характера  отражает особенности личности самого коллекционера, его вкусы и пристрастия. Эти пристрастия изменялись в различные исторические эпохи.

     Во  вкусах современных коллекционеров наибольшей степени наблюдается  проявление таких мотиваций собирательства, как экономическая, мотивация социального  престижа и эстетической потребности. Экономическая мотивация при этом является доминирующей.

     Благородная деятельность коллекционеров, несомненно, вносит значительный вклад в международное  сотрудничество, во взаимопонимание  и взаимообогащение народов и  государств.

     История музейного здания как самостоятельного архитектурного типа в России связана с Оружейной палатой, возникновение которой восходит к допетровской эпохе, и с личной коллекцией Петра I — Кунсткамерой.

     Построенное в 20-х годах XVIII в. по проекту И. Маттарнови здание Кунсткамеры было первым специальным музейным зданием в России (ил. 97). В здании Кунсткамеры располагались библиотека, обсерватория и лаборатория, а позднее — залы для научных заседаний и специальная «изба» для просушки, примитивной реставрации, изготовления чучел и манекенов. В центре Кунсткамеры был сооружен круглый в плане зал для глобуса. В обоих крыльях здания располагались большие двухсветные залы с галереями, на которых находились шкафы-витрины для экспонатов. Сдержанный архитектурный декор залов был близок декору интерьеров научных учреждений. Кунсткамера имела собрание естественнонаучного характера, а так же и коллекции различного рода исторических реликвий, предметов археологии и этнографии. После передачи Кунсткамеры в ведение Академии наук она превратилась в образцовое научное учреждение и может рассматриваться как прототип современных исторических музеев. Однако строительство Кунсткамеры осталось для XVIII в. явлением уникальным.

     Сооруженное в 1810 г. по проекту архитектора И. В. Еготова новое здание Оружейной палаты в Московском Кремле, специально как музейное, внешне неотличимо от дворцовых и общественных сооружений этого периода. Музейный предмет не получил какого-либо доминирующего значения в его интерьере, скорее наоборот: он был низведен до роли архитектурного декора.

     На  протяжении XIX в. понимание функции  музея не оставалось стабильным и  зависело от господствующих социальных, философских и эстетических идеалов. Доминирующие в первой трети XIX в. идеи просвещения, социального преобразования средствами искусства, морального преображения личности сформировали концепцию музея как просветительно-дидактического учреждения, храма искусства и науки.

     В этом смысле музей в России - порождение XIX в. Музейные помещения выделяются из дворцовых, изменяется функция собирательства — из собрания редкостей коллекция превращается в систематизированное собрание памятников, доступное для более широкой публики. С изменением функций здания музеев формируются и как самостоятельный архитектурный тип.

     В первой половине XIX в. в России один за другим открываются и становятся доступными новые музеи исторического профиля.

     Для целого ряда музеев строятся специальные  здания. В Керчи архитектором Дж. Торичелли в 1865 г. Было спроектировано здание для музея древностей, а  в 1840 г. Закончена перестройка по его проекту здания для музея Одесского общества истории и древностей. Коллекции этих музеев находятся в поле зрения ученых, классифицируются и систематизируются, что сказывается и на характере музейных зданий, построенных с учетом размещения в них конкретных предметов в определенной системе.

     В 1852 г. заканчивается строительство (по проекту Лео Кленца) здания Нового Эрмитажа. Являясь частью дворцового комплекса, оно было задумано как  первый в России доступный для  посетителей историко-художественный музей. Здание строилось для музейных целей, что было предусмотрено в планировке залов и галерей для размещения коллекций, реставрационных мастерских, в заказах на оборудование (специальные витрины, горки, шкафы для хранения и экспонирования предметов). Большое внимание было уделено освещению залов. Однако принцип организации музейной среды оставался неизменным — по-прежнему экспонат включался в среду, родственную ему по эпохе.

     Новый этап в музейном строительстве обусловлен социально-экономическими преобразованиями в России в 60—70-е годы XIX в., общественным движением, интересом широкого круга населения к истории страны и социальной проблематике. Начиная с 70-х годов XIX в. Россия пережила своего рода музейный бум. Во многих губернских и уездных городах открываются музеи широкого профиля, доступные для посещения всеми слоями населения, берущие на себя образовательные функции. Большую роль в их создании сыграли земства, университеты и научные общества. Это определило стремление к научному комплектованию и экспонированию музейных предметов и наложило отпечаток на подход к строительству музейных зданий.

Информация о работе Музейное дело в России