Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 21:03, реферат
Актуальность исследования истории музейного дела определяется:
- методологической значимостью вопроса, поскольку в жизни каждой науки и практики ее важный характерный феномен - осознание ее истории;
- потребностью определения дальнейших путей развития музееведения и преподавания истории музейного дела как учебной дисциплины, имеющей большое значение для теории и практики музееведения и подготовки квалифицированных специалистов, информационно обеспеченных знаниями прошлого музейного дела на современном уровне;
- назревшей необходимостью конституирования источниковедения и историографии всеобщей истории музейного дела.
Современный человек обитает в окружении естественных, преобразованных и созданных им материальных предметов. Ускорившееся в наше время развитие знаний как основной фактор цивилизации побуждает общество сохранять подобные предметы, утрачивающие свое утилитарное значение как реальные признаки уходящей культуры, связывающие нас с предками. Для хранения, исследования и представления таких предметов существуют музеи.
Введение
1. История музейного дела как понятие ..............................................4
2. Музейное дело в России .................................................................11
3. Из истории коллекционирования ………………………………………...22
4. Виды коллекций ………………………………………...…………………….23
5. Аукционы в России ........................................................................31
6. Антиквариат...................................................................................32
4. Перспективы развития музейного дела .........................................33
Заключение
Список литературы
В
настоящее время музеи при
формировании Ф.к. широко используют целенаправленную
фиксацию событий, воспоминаний, выступлений
на звуковые и видео-носители, создавая
т.о. базу документальных источников; запись
приобретает значение подлинного музейного
предмета. В музеях естественнонаучного
профиля записи имеют значение вспомогательного
материала (аудио-записи голосов зверей
и птиц, фотофиксация природных процессов).
Соответственно, предметы из фоно- и фото-коллекций
могут быть как основными предметами экспозиционных
комплексов, так и выступать в роли научно-вспомогательного
материала. Особую ценность имеют монографические
аудио-коллекции (например, коллекция
записей Ф.И. Шаляпина в Театральном Музее
им. А.А. Бахрушина), личные архивы фотографов
(фонд А.О. Карелина в Нижегородском краеведческом
музее).
5. Аукционы в России
В
России формирование системы аукционных
торгов проходило достаточно медленно.
Известны и более интересны отечественным
коллекционерам были европейские аукционы,
где на протяжении 18-19 вв. ими было приобретено
значительное количество произведений
искусства. Так, в 1716 г. по распоряжению
Петра I на аукционе в Амстердаме приобретено
полотно Рембрандта "Давид и Ионафан",
помещенное в первую художественную галерею
России, расположенную в Монплезире. При
помощи русского посла Д.А. Голицына для
Екатерины II был куплен на аукционе шедевр
Рембрандта "Возвращение блудного сына"
и десятки других шедевров западноевропейских
мастеров. Первые художественные аукционы
в России проходят в конце 1760-х гг., преимущественно
в Петербурге. В основных чертах система
торговли художественными произведениями
в России сформировалась в начале 19 в.,
когда после европейских революций в Россию
хлынул поток художественных ценностей,
а в торговый оборот страны стали включаться
произведения отечественного искусства.
Аукционы становятся более насыщенными
и специализированными, что отражало изменения
в развитии исторических наук и искусствознания.
К началу 20 в. в Петербурге существовало
несколько аукционных домов.
6. Антиквариат
Антиквариатом называют подлинные предметы старины, обладающие историко-культурной, художественной ценностью.
Состав антикварных предметов необычайно широк и включает в себя все сферы коллекционирования (книги, рукописи, живопись, нумизматику, мебель и т.д.) Стоимость антиквариата зависит от потребительской моды, художественной и мемориальной ценности, а также от временного статуса антикварной вещи.
Понятие антиквариата как неотъемлемой области коллекционирования начинает формироваться в 18 в.; оно тесно связано с ценностной маркировкой мирового историко-культурного наследия и памятников, с формированием художественного рынка. Антикварной становилась вещь, которая в значительной степени утрачивала свое утилитарное назначение и приобретала новую функцию (произведения искусства, исторического символа, памятного знака). Во второй половине 19 в. началась систематика антиквариата, который стал важной частью аукционов.
В
настоящее время в Москве проводятся
Российские антикварные салоны, на
которых демонстрируется
Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду и бытовой уклад. Технический прогресс, опережая гуманистическое развитие, определяет динамику процессов глобализации. На протяжении всего лишь одной жизни сменяется несколько культурных эпох, глобальный мир требует поиска новых подходов к решению задач сохранения культурной идентичности. На рубеже 20-21-го вв. изменения, произошедшие в мире, определили обращение к институтам, традиционно являющихся хранителями культурных ценностей человечества. Важнейшей задачей этих институтов стал поиск возможностей активного участия в решении проблем глобального мира, поиск путей быстрой реакции на его изменения.
Определяя перспективы развития грядущего столетия, Д.С.Лихачев отмечал, что 21-й век будет веком гуманитарной культуры; сегодня - уже в новом столетии - все более очевидно значение духовной составляющей человека и человечества. Одним из каналов гуманитарной культуры является музей, развитие которого в последние десятилетия связано с обретением своего места в глобальном мире, дальнейшим укреплением его статуса в культуре.
Процессы
гуманизации культуры и гуманитаризации
образования, определившие поиск инструментов
для осуществления новой
Можно выделить две сферы реализации функций музея: историческую и актуальную. Оба «лика» музея должны найти себя в 21-м веке, должны быть осмыслены. Исторически присущие музею функции становятся «питательной средой» для реализации инновационных программ, актуальных данному этапу форм работы.15
При анализе такого взаимодействия наиболее эффективным является признанный в современном музееведении коммуникационный подход. Исходным пунктом подобного осмысления феномена современного музея является выработка четких коммуникационных стратегий. В этой связи особенно важно то, что в современном мире сама коммуникативная проблематика предельно обострена.
Для
того чтобы выявить коммуникационные
стратегии, необходимо определить два
положения, два аспекта статуса
музея. Во-первых, музей является культурным
институтом, обладающими уникальными,
специфическими инструментами, то есть
культурно-коммуникативной
Одной из черт современного глобального мира является его изменчивость, высокая подвижность. Музей стремится постоянно реагировать на эту изменяющуюся динамику жизни.
Отвечая выставками, акциями, изданиями на острую проблему современного мира, музей предлагает ее историческую перспективу, помогает глубоко осмыслить тему или постигнуть ее новые ракурсы.
В заключение автор хотел бы затронуть еще одну тему, которая сейчас часто обсуждается в отечественном музееведении. Это музейный менеджмент и маркетинг. Освещение данного вопроса стало обязательно в учебной литературе конца 1990-х – начала 2000-х гг. На наш взгляд, такая практика носит явно надуманный характер, причина этому – неправильное понимание того, что практика отечественного музейного дела имеет явные отличия от зарубежных аналогов, а также своеобразная «путаница» терминов.
«Путаница» связана со своеобразием понимания термина «менеджмент». Достаточно открыть любое зарубежное издание, чтобы обнаружить, что под «музейным менеджментом» понимается вся совокупность мер по управлению музеем: и политика формирования коллекций (тезаврирование), и политика управления фондами (режим хранения и система хранения, организация научных исследований и т.д.), и политика управления персоналом, и изучение музейной аудитории, и политика музейных продаж (выставочных проектов, различных образовательных программ, музейных и научных изданий и т.п.). В общем, все, что в нашем понимании включает в себя курс «Музееведение» («Музеология»). Современные отечественные учебники по соответствующим курсам ограничивают понятие «музейный менеджмент» только управлением персоналом и фандрейзингом (с англ. fundraising – fund – денежные фонды и raising – увеличение) – совокупностью действий, направленных на привлечение и аккумуляцию финансовых поступлений из различных источников.
Что касается фандрейзинга, то особенности отечественного законодательства значительно сужают возможности изыскания средств в российских условиях. Среди форм благотворительности в Российской Федерации наибольшее развитие получили некоммерческие фонды и ассоциации. В России активно действуют не только отечественные, но и зарубежные фонды: Фонд Сороса, Международный научный фонд, Фонд Принца Уэльского и др. Получение грантов на различные проекты становится в последние годы все более ощутимым источников средств для российских музеев, в том числе приморских (уже приводился в качестве примера полученный Приморским государственным объединенным музеем им. В.К. Арсеньева грант Фонда дикой природы на развитие Музейного экологического центра).
Что же касается получения средств от коммерческих и государственных структур, то здесь музеи, как и прочие учреждения культуры, сталкиваются с рядом проблем. Законодательство не предусматривает обязательного предоставления налоговых льгот «жертвователям» на отечественную культуру. Отсюда и минимальный набор средств привлечения дополнительных фондов, в том числе и для музеев.
Например, пункт 21 статьи 255 главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает отнесение к расходам на оплату труда (а значит отнесение к расходной части бюджета компаний) затрат, связанных с оплатой труда работников, не числящихся в штате организации и выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера. Это позволяет и музеям по договорам с государственными и коммерческими организациями оказывать им услуги (консультации и т.п.), а значит получать дополнительные средства. Это создает «скрытые» условия оказания спонсорской помощи.
Минимальные
(по нашей оценке) меры поддержки
деятельности музеев и других некоммерческих
организаций предусматривают
В то же время отдельные положения этих законодательных актов делают фандрейзинг практически нереализуемым направлением деятельности музеев, например: пункт 2 статьи 31 главы 6 Закона «О некоммерческих организациях» прямо запрещает государственным органам предоставлять «льготы по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку».
Это
не говорит о том, что такие
направления деятельности не стоит
обсуждать, но вряд ли они могут обсуждаться
без указания на специфику отечественных
условий их реализации, а, следовательно,
это сфера обсуждения скорее специалистов:
бухгалтеров, менеджеров, маркетологов,
юристов и т.п. Создание соответствующих
проектов предполагает их разработку
именно на этом уровне с привлечением
музейных работников (а не «дилетантскую
возню» самих работников музеев). Следовательно,
и обучение этим формам деятельности предполагает
особую подготовку, специальные программы
и курсы, а также издание учебников.
Список литературы
1 Гулыга А.В. Эстетика истории, М., 1994.