Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:26, реферат
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Фэндом и возникновение молодежных субкультур
Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.
Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).
Субкультуры могут
в своей основе содержать различные
интересы: от музыкальных стилей и
направлений искусства до политических
убеждений и сексуальных
Чаще всего
субкультуры носят замкнутый
характер и стремятся к изоляции
от массовой культуры.[5]. Это вызвано как происхождением
субкультур (замкнутые сообщества по интересам),
так и стремлением отделиться от основной
культуры, противопоставить ее субкультуре.
Входя в конфликт с основной культурой,
субкультуры могут носить агрессивный
и иногда даже экстремистский характер.
Такие движения, вступающие в конфликт
с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[3] В молодёжных субкультурах
характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности),
что является одной из фаз самоопределения.
Анкх- традиционный символ готов
Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.
Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.
У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.
С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.
Примеры субкультур
] Музыкальные субкультуры
Одной из самых
ярких и известных
Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.
В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.
В 90-е годы сильными
молодежными субкультурами
Арт-субкультуры
Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби.
Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.
Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.
Также в последнее время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.
Интернет-сообщество и интернет-культуры
С середины 90-х
годов 20-го века, с распространением
повсеместно Интернет-
Понятие личности. Личность и общество
Проблемы личности,
личности и общества всегда затрагивали
умы
выдающихся ученых разных эпох, которые
пытались определить место личности в
человеческом обществе и рассмотреть
человеческую личность, как обособленную
индивидуальность вне общества, так как
каждая личность представляет собой
обособленный духовный мир.
Личность - это человеческий индивид в
аспекте его социальных
качеств, формирующихся в процессе исторических
конкретных видов
деятельности и общественных отношений.
Сущность “особой личности”
составляет не ее борода, не ее кровь, не
ее абстрактная природа, а ее
социальное качество. Человеческий индивид
- это единичный представитель
человеческого рода, отдельно взятый человек,
безотносительно к его реальным
антропологическим и социальным особенностям.
Родившийся ребенок - индивид,
но он еще не есть человеческая индивидуальность,
так как человеческая
индивидуальность - это неповторимый самобытный
способ бытия конкретной
личности в качестве субъекта самостоятельной
деятельности, это
индивидуальная форма общественной жизни
человека.
Индивид становится
индивидуальностью по мере того, как
перестает быть “единицей” человеческого
рода и приобретает относительную
самостоятельность своего бытия
в обществе, становится личностью. Личность
социальна по своей сущности и
индивидуальна
по способу своего существования, индивидуальность
выражает собственный мир
индивида, его особый жизненный путь, который
по своему содержанию
определяется социальными условиями,
а по происхождению, структуре и форме
носит индивидуальный характер. Сущность
индивидуальности раскрывается в
самостоятельности конкретного индивида,
его самобытности, способности быть
самим собой в рамках социальной системы.
Важная роль
природных задатков, врожденных особенностей
в
развитии индивида опосредована социальными
факторами. Способ существования
индивидуальной жизни есть проявление
более особенное или более общее,
родовой жизни человека. Индивидуальность
- это единство уникальных и
универсальных свойств человека, целостная
система, формирующаяся в процессе
динамического взаимодействия его качеств,
общих, типичных -
общечеловеческих, природных и социальных
признаков, особенных - конкретно-
исторических и единичных - неповторимых
телесных и духовно-этических
характеристик. По мере исторического
развития деятельности человека все
более развивается индивидуализация его
самого и его отношений в различных
областях жизни.