Субкультура в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:26, реферат

Краткое описание

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Файлы: 1 файл

Субкультура.docx

— 32.79 Кб (Скачать)

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения  членов молодёжных субкультур использовался  термин «Неформальные объединения  молодёжи», отсюда жаргонное слово  «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Фэндом  и возникновение  молодежных субкультур

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство  чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные  исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных  или символических лидеров, и  на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим  хобби (геймеры, хакеры, и т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут  в своей основе содержать различные  интересы: от музыкальных стилей и  направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Чаще всего  субкультуры носят замкнутый  характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.[5]. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[3] В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения. 

Анкх- традиционный символ готов

Развиваясь, субкультуры  вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для  своих членов. Характерный имидж  и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется  сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому  методы изучения субкультур схожи с  методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический  анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм  являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного  произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

Примеры субкультур

] Музыкальные субкультуры

Одной из самых  ярких и известных субкультурных  общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами  музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности  были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны.

В 1970-80-е вслед  за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо-киды и Кибер-панки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений  определенным видом искусства или Хобби.

Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

Также в последнее  время появилось такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х  годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

        Понятие личности. Личность и общество

Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали  умы 
выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в 
человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную 
индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой 
обособленный духовный мир. 
 
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных 
качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов 
деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности” 
составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее 
социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель 
человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным 
антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, 
но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая 
индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной 
личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это 
индивидуальная форма общественной жизни человека.

Индивид становится индивидуальностью по мере того, как  перестает быть “единицей” человеческого  рода и приобретает относительную  самостоятельность своего бытия  в обществе, становится личностью. Личность социальна по своей сущности и  индивидуальна 
по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир 
индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию 
определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме 
носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в 
самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть 
самим собой в рамках социальной системы.

Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в 
развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования 
индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее, 
родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и 
универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе 
динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных - 
общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно- 
исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических 
характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все 
более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных 
областях жизни.

Информация о работе Субкультура в России