Молодежные субкультуры в современной России: скинхеды

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:58, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата показать отношение населения России к скинхедам и аспекты их возникновения и быстрого численного роста, показать культурные и идеологические основы скинхедов, к кому они относятся: к субкультуре или контркультуре.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….................3
Как это начиналось…………………………………………………………………4
Культ насилия и его создатели…………………………………………………….5
Арийская идеология и идентичность скинхедов………………………………....9
Заключение………………………………………………………………………...20
Библиографический список………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………….................3

 

Как это начиналось…………………………………………………………………4

 

Культ насилия и его создатели…………………………………………………….5

 

Арийская идеология и идентичность скинхедов………………………………....9

 

Заключение………………………………………………………………………...20

 

Библиографический список………………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Субкультура (англ. subculture, от лат. sub — под и cultura — культура) - система ценностей, моделей поведения, жизненный стиль какой-либо социальной группы, представляющий собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура имеет свои ценности, обычаи и стереотипы, обычно идущие вразрез с ценностными установками общепризнанной культуры (конфессиональная, профессиональная, молодежная субкультуры).

Скинхеды (англ. skin-head — бритоголовый, от skin — кожа и head — голова) - представители радикального националистического молодежного движения, отличающиеся агрессивным поведением.

Цель данного реферата показать отношение населения России к скинхедам и аспекты их возникновения и быстрого численного роста, показать культурные и идеологические основы скинхедов, к кому они относятся: к субкультуре или контркультуре.

По мнению автора работы, данная тема актуальна, т.к. стремительный рост числа скинхедов в России, государственная политическая поддержка и небрежное отношение правоохранительных органов способствует росту преступности, наркомании и алкоголизму, так же это снижает положение государства на международной арене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как это начиналось

 

В ноябре 2005 г., когда парижские пригороды полыхали от беспорядков, устроенных иммигрантами, в России активно обсуждался вопрос о том, возможно ли и здесь такое. Тогда газета «Комсомольская правда» организовала опрос по Интернету. Его результаты оказались неожиданными: 30% из 400 его участников были убеждены в том, что, если в России и начнутся погромы, то их устроят не иммигранты, а скинхеды. Иными словами, в первые годы нового века скинхеды стали заметной силой, игнорировать которую было уже невозможно.

Парадокс состоит в том, что называющие себя патриотами и защитниками русской культуры скинхеды многое заимствовали у западных праворадикальных движений. Это касается как идеологии, так символики и атрибутики. Ведь движение скинхедов берет свое начало в Великобритании 1960-х гг. Тогда это были молодые парни из бедных кварталов, подчеркивавшие свое неприятие сытого буржуазного общества. Они культивировали свою контркультуру, важным элементом которой являлись музыкальные ритмы «регги» (reggae) или «ска» (ska), привезенные чернокожими иммигрантами с Ямайки. В 1970-х гг. некоторые группы скинхедов превратились в фанатов «арийской» рок-музыки «Ой» (Oi) и стали исповедовать свойственную ей расовую идеологию. Их кумиром сделался создатель этой музыки, руководитель рок-группы Skrewdriver («Отвертка») Ян Стюарт Дональдсон, или просто Ян Стюарт (1958-1993), большой поклонник Гитлера и один из активных участников движения «Белая сила», отказавшийся участвовать в движении «Рок против расизма» и назвавший свой стиль «Роком против коммунизма». В начале 1980-х гг. в Англии и Германии в контексте праворадикальной культуры скинхедов сложилось широкое неонацистское музыкальное рок-движение, в котором почетное место заняли языческие мотивы. Установив тесные связи с германскими правыми радикалами, Ян Стюарт культивировал у своих поклонников нацистскую символику, включая увлечение «нордической мифологией». По примеру англичан подобные расистские «арийские» рок-группы возникли в начале 1980-х гг. и в Германии, где они выступали за чистоту крови и активно вели антииммигрантскую пропаганду. Они воспевали мифических арийских предков, преклонялись перед «Асгардом», представляли викингов «защитниками белой расы» и использовали эвфемизм «одинизм» как маску для «гитлеризма». Это движение достигло своего пика в 1992-1993 гг., когда со словами популярной рок-песни на устах немецкие скинхеды принялись убивать африканцев.

Сегодня общепризнано, что наибольшей жестокостью и бескомпромиссностью отличается скин-движение Восточной Европы. Если в Западной Европе среди скинхедов встречаются левые, анархисты и даже геи, то в странах Восточной Европы скин-движение приняло откровенно неонацистский и расистский облик и в его идеологии странным образом сочетаются радикальный национализм и лозунги «Белой силы». Жертвами восточноевропейских скинхедов чаще всего становятся цыгане. 

В СССР первые скинхеды появились в конце 1980-х гг. в Прибалтике, где они считали своей целью «борьбу с оккупационным режимом». Многие из них гордились родственниками, воевавшими против СССР в рядах Ваффен-СС, и, как бы подчеркивая связь поколений, носили особые кепки из джинсовой ткани, напоминавшие фуражки эсэсовцев. Но с распадом СССР и образованием в Прибалтике самостоятельных государств ничто уже не подпитывало их энтузиазм, и он быстро сошел на нет[1].

 

 

Культ насилия и его создатели

 

Считается, что в России первые скинхеды появились в самом начале 1990-х гг., однако, переломным в их истории стал 1994 г. По словам признанного эксперта по движению скинхедов А. Тарасова, побудительными мотивами для этого стали расстрел парламента осенью 1993 г. и начало войны в Чечне, создавшие культ насилия, густо сдобренный патриотической риторикой и направленный против «кавказцев». Более глубокими причинами он считает экономический кризис, распад прежней системы образования и отказ властей от какой-либо работы с молодежью[2]. К этому следует добавить утрату привлекательных для молодежи общественных идеалов, не нашедших в постсоветской России адекватной замены. Зато место советской социальности заступила этничность, очерчивающая группу «своих», где молодежь рассчитывала найти защиту и опору. Такая установка позволяла также с легкостью находить «врага», который оказывался человеком «чужой крови».

По мнению московских юристов, изучавших молодежную преступность 1990-х гг., ее причины следует искать в социальной и семейной сферах. Первый блок причин включает массовое обнищание и безработицу, недоверие людей к власти, ухудшение положения в социальной сфере (в образовании, здравоохранении и пр.) и психический дискомфорт в условиях мегаполисов. Ко второй группе причин относятся недостатки семейного воспитания и неблагоприятная обстановка в семьях, что создавало у подростков психологический стресс и стремление преодолеть его в компании себе подобных. Все это подтверждает С. Беликов, озвучивающий настроения, популярные среди скинхедов: «У нас в России огромное количество молодых людей, не вошедших в число тех, кто преуспевает, с ужасом осознают, что они обречены на прозябание, никому не нужны, что они будут жить гораздо хуже родителей. Они понимают, что неопределенность ситуации будет длиться еще неизвестно сколько, а значит, перед ними нет будущего». Это и придает привлекательность скинхедской контркультуре[3].

Как показывают московские социологи, дело усугубляется особенностями переходного возраста, для которого характерно острое чувство неуверенности и неопределенности. У значительной части подростков это ведет к тем или иным формам девиантного поведения, связанного со стремлением к самоутверждению. Специалисты обнаруживают тесную связь между степенью участия в подростковых драках, с одной стороны, и курением, потреблением горячительных напитков и использованием наркотиков, с другой. Такое стремление к самоутверждению, принимающее форму агрессии, становится социально опасным, если не находит возможностей позитивной самореализации. Тогда из созидательной силы оно превращается в разрушительную, и не случайно основу многих радикальных социальных движений составляла неопытная молодежь.  

Как правило, первое поколение скинхедов состояло из молодежи из депрессивных районов и с городских окраин с неразвитой инфраструктурой. Но со временем среди скинхедов стали встречаться не только дети из бедных неблагополучных семей и учащиеся ПТУ, но и студенты вузов. Поэтому неверно думать, как это еще встречается, что скинхеды – это исключительно примитивные, малообразованные подростки. По данным отдела по борьбе с экстремизмом среди несовершеннолетних ГУВД Москвы, во второй половине 1990-х гг. основную массу скинхедов составляли дети, во-первых, бывшего советского среднего класса (квалифицированных рабочих, инженеров, работников НИИ), чье благосостояние в 1990-е гг. резко ухудшилось, а во-вторых, представителей мелкого и среднего бизнеса. Социологический опрос скинхедов показал, что 80% из них относились к первой категории. При этом у 58% подростков родители были заняты в торговле и ресторанном бизнесе, 22% - имели собственное дело, у 21% - отцы служили в охранных структурах, а у 8% - были офицерами вооруженных сил и правоохранительных органов. Обследование, проведенное сотрудниками правоохранительных органов в начале 2000-х гг., показало, что 64% привлеченных к ответственности подростков были выходцами из семей, где официальный совокупный месячный доход составлял от 2 до 5 тыс. руб., хотя реальный доход мог быть и выше. В любом случае такие семьи трудно было назвать благополучными. Правда, неблагополучие далеко не всегда было связано с материальным фактором: подросткам явно не хватало внимания родителей.

Любопытно, что, по наблюдениям московских социологов, степень участия подростков в драках не обнаруживает связи ни с уровнем образования родителей, ни с материальным достатком семьи. Зато социально-экономический статус семьи прямо влияет на мотивацию подростковых драк. Подростки из малообеспеченных семей чаще всего вступают в драки, защищая групповые ценности, тогда как подростки из зажиточных семей прежде всего защищают свое личное достоинство или же стремятся продемонстрировать свое превосходство. При этом подростки из более образованных и обеспеченных семей проявляют больше нетерпимости к «маргиналам», например, алкоголикам, бомжам, геям, чем подростки из семей более низкого социального статуса. Очевидно, это распространяется и на «чужаков», представленных мигрантами. Вот почему не стоит удивляться тому, что немало «идейных» скинхедов происходят из, на первый взгляд, вполне благополучных семей. Группой «риска» оказываются 16-17-летние подростки, ибо именно среди них отмечается наивысшая доля тех, кто в той или иной степени соприкасается с экстремистскими организациями, а также тех, кто видит в скинхедах и прочих экстремистах «истинных патриотов».  

А. Богомолов указывает на широкую популярность расходившегося в видеокассетах фильма Джеффри Райта «Бритоголовые». После этого в моду у молодежи вошла стрижка «под ноль» по образу и подобию главного героя фильма, блестяще сыгранного Расселом Кроу. В свою очередь, по мнению другого журналиста Г. Нехорошева, толчком к резкой популярности скинхедов среди подростков стало появление музыкальных групп, играющих российский вариант музыки «Ой». Среди них обычно называются «Русское гетто» (с 1997 г. «Коловрат»), «Штурм», «Вандал», «Ультра», «Белые бульдоги», «Радегаст», «Ультиматум» и др. в Москве, Totenkopf в Санкт-Петербурге и Totenkopf (позднее переименованная в Terror National Front, или T.N.F.) в Ярославле. Все эти ансамбли сыграли ключевую роль в становлении и развитии движения скинхедов, которых способны увлечь не столько сложные идеологические построения, сколько высоко эмоциональные ритмы с их незамысловатыми воинственными текстами. Кроме того, такие концерты, происходящие в Москве и Петербурге почти ежемесячно, дают скинхедам возможность общаться, обмениваться новостями, завязывать знакомства.

В середине 1990-х гг. в Москве начали выходить предназначенные для скинхедов журналы «Под ноль» (1995-1998 гг.), «Белое сопротивление», «Отвертка» и «Железный марш». Сегодня к услугам скинхедов предлагаются более двух десятков ультрарадикальных газет и около десятка разнообразных журналов, при этом многие из них неоязыческой направленности. Такие газеты и журналы создавали культ насилия.

Правда, по свидетельству Беликова, «сегодня для многих бритоголовых при определении их групповой принадлежности внешний вид и музыкальные пристрастия имеют гораздо меньшее значение, чем политические взгляды»[4]. Действительно, к середине 1990-х гг. агрессивные подростки уже имели опытных наставников, учивших их представлениям об «арийском человеке» и тому, как обращаться с теми, кто этому образу не соответствует. Это, по Беликову, - «старые скинхеды» (20-30-летнего возраста), имевшие непрерывный стаж пребывания в скиндвижении в течение не менее трех-пяти лет и известные своим опытом и фанатической приверженностью принципам движения (скины «по жизни»)[5]. Побывав в скинхедах, такие убежденные бойцы, взрослея, находят себе место в одной из радикальных партий.

 

 

Арийская идеология и идентичность скинхедов

 

Журналисты не раз задавались вопросом о том, почему у скинхедов в постсоветской России возник столь высокий спрос именно на праворадикальную идеологию, а не леворадикальную, которая на Западе у них не менее популярна. Вероятно, это следует связывать с дискредитацией советского коммунизма, который, в особенности в первые постсоветские годы, принято было рисовать только в черных красках. Такая пропаганда воспринималась неопытной молодежью как легитимация всего того, с чем коммунизм в свое время боролся. В моду вошел радикальный антикоммунизм, а вместе с ним и расизм, который стал рассматриваться как альтернатива коммунизму. Ведь если коммунистическая идеология заставляла сочувствовать этническим меньшинствам, мигрантам и всем эксплуатируемым слоям населения, следовательно, - рассуждали подростки и их наставники, - антикоммунизм требует прямо противоположного. В свою очередь «дикий капитализм» 1990-х гг. благоприятствовал популярности идей социо-дарвинизма. В этом контексте, когда советская героика лишилась своего былого обаяния, стремление к героическому делало притягательными романтизированные образы сверхчеловека и высшей аристократической расы. Это-то и создало благоприятный климат для восприятия и усвоения «арийской идеологии».

Информация о работе Молодежные субкультуры в современной России: скинхеды