Субкультуры в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:53, реферат

Краткое описание

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов XX века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3
1СУБКУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА, ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ……………………………..4
1.1 Специфика субкультур………………………………………………………………………4
Причины появления субкультур…………………………………………………………....5
2МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………...........................9
2.1 Подростковые субкультуры………………………………………………………………....9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………

Файлы: 1 файл

Субкультуры в россии.docx

— 44.20 Кб (Скачать)

Томский государственный  университет

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по этнологии  на тему

МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ  В РОССИИ

Дорофеева Оксана Владимировна

 

 

 

 

 

                                                                                    Руководитель

                                                                                    __________Максимова И.Е.

                                                                                    Автор работы

                                                                                    __________Дорофеева О.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………3

1СУБКУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА,  ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ……………………………..4

1.1 Специфика субкультур………………………………………………………………………4

    1. Причины появления субкультур…………………………………………………………....5

2МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………...........................9

2.1 Подростковые  субкультуры………………………………………………………………....9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..........................18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Изучение  молодежных субкультур издавна  составляет важное направление  социологии молодежи. С 60-х годов  XX века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

     Сегодня  целый комплекс противоречивых  проблем, неоднозначность процессов,  происходящих в молодежной среде  и в нашем обществе в целом,  вызывают бурные споры. К сожалению,  государственный аппарат в России  продолжает удивлять своим ничтожным  вниманием к молодежным проблемам  или попытками решать их административными  методами. Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе кому-то вряд ли удастся, но в силах каждого россиянина не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодежь требует и чем вызваны подобные требования.

     В  этой работе я предприняла  попытку рассмотреть сущность  молодежной культуры и механику  возникновения ее субкультур, а также рассмотрела некоторую типологию субкультур в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СУБКУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА, ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ

 

    1. Специфика субкультур

 

«Мировоззрение  – это система взглядов на объективный  мир и место в нем человека», включающая также «отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные  этими взглядами основные жизненные  позиции». Мировоззрение играет решающую роль в отношении человека к миру. Определяющим признаком мировоззрения являются не знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения к миру. Глубина же знаний, их характер, определяют научность или ненаучность мировоззрения, его полноту или ограниченность и т.д. Можно сделать вывод, что мировоззрение выступает как часть ценностного отношения к миру, как система принципов этого отношения.

     Неотъемлемый  компонент мировоззрения – убеждения,  существенная черта которых –  приверженность идее, которую человек  признает справедливой и правильной. Характер мировоззрения определяется  в конечном счете уровнем общественного  развития, состоянием науки, просвещением. Решающим условием развития мировоззрения  человека является его активное  участие в жизни общества.

     Под  культурой понимаются убеждения,  ценности и выразительные средства, которые являются общими для  какой-то группы людей и служат  для упорядочения опыта и регулирования  поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации – усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

     Системой  норм и ценностей, отличающих  группу от большинства обществ,  называется субкультурной. Она  формируется под влиянием таких  факторов, как возраст, этническое  происхождение, религия, социальная  группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействую  на формирование личности члена  группы. Они не означают отказа  от национальной культуры, принятой  большинством, но обнаруживают лишь  некоторые отклонения от нее.  Однако большинство, как правило,  относится к субкультуре с  неодобрением или недоверием.

     Иногда  группа активно вырабатывает  нормы или ценности, которые явно  противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На  основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры – хиппи 60-х годов или «система» в России в 80-х годов. Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодежи в России.

     Социализация  – процесс формирования индивидом  на протяжении его жизни социальных  качеств (овладение языком общения, знания норм общения, традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек становится дееспособным участником социальной жизни. Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в 14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью, а сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность. Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида, называют агентами социализации. Для подростков основными агентами социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства массовой информации.

     Особенностью  же нынешней ситуации, в которой  осуществляется формирование духовного  облика подростков, заключается  в том, что этот процесс происходит  в условиях ослабления политического  и идеологического прессинга,  расширения социальной самостоятельности  и инициативы молодежи. Он сопровождается  переоценкой ценностей, критическим  осмыслением опыта предшествующих  поколений, новыми представлениями  о своем профессиональном будущем  и будущем общества.

 

1.2 Причины появления субкультур

 

Субкультура молодежи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и  обусловлена ею даже в своих контркультурных  проявлениях. Формальная молодежная культура базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и роль в формировании мировоззрения молодежи, анализируя следующие специфические черты российской молодежной субкультуры.

  1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной досуг выполняет в основном рекреативную функцию, в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
  2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами – образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей,  «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте. Любимыми героями и, в определенной степени, образцами для подражания становится, по данным опроса,  для девушек – героини «мыльных опер» и бульварных романов о любви, а для юношей – непобедимые супергерои триллеров. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодежи: наблюдается безрассудное презрение таких «устаревших» ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
  3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
  4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера – несогласные сильно рискуют пополнить ряды «лохов» - «отверженных», «не интересных», «не престижных» людей с точки зрения «толпы», обычно равняющейся на некий идеал – «крутого(-ую)». Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.
  5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данный исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.
  6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой конфессии.

    Субъективной  характеристикой молодежной субкультуры  в России является феномен  субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных  ценностей (ценностей большинства).

    Возникновение  такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры  обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т. Лисовскому  наиболее значимыми представляются  следующие:

    1. Молодежь живет в общем социальном и культурном пространстве, и поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежных программ, за исключением социально – адаптационных или профориентационных.  Любые усилия по коррекции процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных институтов российского общества и прежде всего системы образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество – такова и молодежь.
    2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей «взрослого» мира не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой – к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь, самими взрослыми приготовлению к межгенерационнму отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности, независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не подавляемых агентами социализации.
    3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации – семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением – наиболее распространенные виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая лепит под себя удобного зрителя.

Молодежная субкультура  есть искаженное зеркало взрослого  мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения  в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических  групп населения России также  постоянно снижается.

Информация о работе Субкультуры в России