Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 20:26, реферат
Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами[1][2]. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.
История термина
В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.
Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».
В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».
Развитие индивидуальности
играет важную роль в истории
человечества как одно из необходимых
условий его прогресса.
Индивидуализация и совершенствование
личности неразрывно связаны с
преобразованием общества, с ликвидацией
отчуждения, с борьбой против
индивидуализма и созданием условий сотрудничества
и взаимопомощи в
обществе. Хотя природная основа личности,
ее биологические особенности
определяются факторами развития, ее сущностным
основанием являются не ее
природные качества, а качества социально-значимые
- взгляды, способности,
потребности, интересы, моральные убеждения.
Личность - это
динамическая, относительно устойчивая
целостная
система интеллектуально-культурных,
морально-волевых качеств человека,
выраженных в индивидуальных способностях
его сознания и деятельности.
Личность представляет
собой диалектическое единство общего
социально-
этического, особенного классового, национального
и отдельно-
индивидуального. В конкретно-исторических
обстоятельствах личность
выступает как целостность, которая задана
определенной социальной системой.
Личность - это
действительность индивида, как социального
феномена и
субъекта, реализующего себя в различных
видах социального общения.
Социальные качества личности проявляются
в ее действиях, поступках,
отношениях между людьми. По этим поступкам
можно в известной степени судить
о внутреннем мире человека, его духовных
и нравственных качествах как
положительных, так и отрицательных.
Познание структуры личности возможно
как в общеисторическом
плане, так и в плане исследований тех
или иных аспектов этой структуры
отдельными науками - биологией, психологией,
социологией, педагогикой.
Определяющее воздействие социальных
и природных факторов на формирование
и
развитие личности происходит через ее
субъективность. Внутреннее содержание
личности, ее субъективный мир - это не
результат механического внедрения, в
ее сознание многообразных внешних воздействий,
а итог той внутренней работы
самой личности, в процессе которой внешнее,
пройдя через субъективность
личности, перерабатывается, осваивается
и применяется в практической
деятельности.
В зависимости
от характера общественных отношений,
уровня
знаний и силы воли индивид обретает возможность
оказывать большее или
меньшее влияние на факторы его развития.
Понятие “личность” характеризует
человека как активного субъекта социальных
отношений. В то же время человек
- это не только субъект, но и объект деятельности,
совокупность функций,
которые он выполняет в силу сложившегося
разделения труда, принадлежность к
тому или иному классу или социальной
группе с их идеологией и психологией.
Одним из важнейших качеств, стержнем
личности является характер
мировоззрения личности, которое в значительной
мере предопределяет
направленность и особенность всех социально-значимых
ее решений и
проступков. Социальная структура личности
формируется в производственной
деятельности и во внепроизводственных
отношениях. Степень развития личности
прямо зависит от богатства реальных общественных
отношений, в которые она
включена. Эта закономерность лежит в
основе разработок типологии личности.
Индивид и общество находятся в диалектических
взаимоотношениях,
их нельзя противопоставлять, ибо индивид
есть общественное существо и
всякое проявление его жизни, даже если
оно и не выступает в
непосредственной форме коллективного
ее проявления, обладая общеродовыми
признаками, может выступать и как самобытная
индивидуальность.
В современных
условиях и условиях ускоренного
развития
цивилизации роль личности в обществе
становится все значительнее, в связи
с
этим все чаще возникает проблема свободы
и ответственности личности перед
оществом.
Первая попытка
обоснования точки зрения объяснения
взаимосвязи
свободы и необходимости ее признания
их органической взаимосвязи
принадлежит Спинозе, который определил
свободу, как осознанную
необходимость.
Развернутая концепция
диалектического единства свободы
и
необходимости с идеалистических позиций
была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение
проблемы свободы и необходимости
исходит из признания объективной необходимости
как первичного, а воли и
сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода
личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания
и интересы не всегда совпадают с
интересами общества. В этом случае личность
под воздействием общественных
законов должна поступать в отдельных
случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае
ему грозит наказание от имени
общества.
В современных
условиях, в эпоху развития демократии
проблема
свободы личности становится все глобальнее.
Она решается на уровне
международных организаций в виде законодательных
актов о правах и свободах
личности, которые в настоящее время становятся
в основу любой политики и
тщательно охраняются. Однако не все проблемы
свободы личности решены в России и во
всем мире, так как это одна из самых тяжелых
задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами
и каждую минуту на земле сталкиваются
их интересы, права и свободы.
Неразделимы и
такие понятия как свобода
и ответственность, так
как свобода не вседозволенность, за нарушение
чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом
по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики
и права, отражающая
особое социальное и морально-правовое
отношение личности к обществу,
человечеству в целом. Построение современного
общества, внедрение
сознательного начала в социальную жизнь,
приобщение народных масс к
самостоятельному управлению обществом
и историческому созиданию резко
увеличивает меру личной свободы и одновременно
социальной и моральной
ответственности каждого.
В праве гражданская,
административная и уголовная
ответственность устанавливается не формальным
путем выяснения состава
преступления, но и с учетом воспитания
правонарушителя, его жизни и
деятельности, степени сознания вины и
возможности исправления в дальнейшем.
Это сближает правовую ответственность
с моральной, то есть осознание
индивидом интересов общества в целом
и в конечном счете понимания законов
поступательного развития истории.
Соблюдение прав и свобод личности и ответственность
перед
законом за совершенное преступление
- является одним из признаков правового
государства. Правовое государство предполагает
закрепление интересов
личности на первом месте, устраняет неравноправие
наций, ставит на одну
линию мужчину и женщину, создает все условия
для абсолютного равенства всех
членов общества перед законом независимо
от происхождения, положения в
обществе. Конституция России поставила
интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных
органов - охрана личного,
государственного и общественного имущества,
установила статус личности,
гарантии прав и свобод. Это подчеркивает
возрастающую роль личности в
современных условиях для ее развития
в обществе.
Возможно, каждый философ понимает личность по-своему, но все они сходятся в одном. Личность – это сформировавшийся человек, который име-ет свою жизнь, свои убеждения, свои взгляды, свой индивидуальный харак-тер , свои принципы и т.д.
Хотелось бы привести несколько
примеров высказываний различных философов
о личности.
Епископ Августин
Блаженный (354 – 430), оказавший сильное
внимание на средневековую философию
решает две важнейшие проблемы: динамику
личности и динамику общечеловеческой
истории. Его работа “Исповедь” –
исследование самосознания личности,
её психологических состояний. Он описывает
внутренний мир личности с младенческих
лет и до утверждения человека
как христианина. Ему претит всякое
насилие над личностью: о на-силия
в школе над ребенком до государственного
насилия. Августин выдви-гает проблему
свободы личности. Он считал, что
субъективно человек дейст-вует
свободно, но все, что он делает, делает
через него Бог. А бытие Бога можно
вывести из самосознания человека,
из самодостоверности человече-
Заслушивают внимания
социально-философские
Важная часть творчества А.И. Герцена – тема личности. Ценность лю-бой личности заключена в разумном и нравственно-свободном “деянии”, в котором человек достигает своего действительного существования. Но лич-ность не только венец природы, но и “вершина исторического мира”. Суще-ствует взаимодействие между личностью и социальной средой: личность создается средой и событиями, но последствия несут на себе её отпечаток.
В центре социально-философской
концепции Михайловского
Леонтьев К. Н. Выступает за яркий тип личности. Для него крайности важнее середины и серости. На однородной почве, на равенстве, на упроще-нии, пишет он, не рождаются гении и оригинальные мыслители.
Кроме этих высказываний существует множество других, ведь каждый философ старается объяснить любой вопрос возникающий у человека. Да и все люди, даже не философы, стараются объяснить для себя все, что так или иначе можно объяснить.
По этому поводу возникает множество споров, разногласий, но ни один философ не придает то, во что он верит.