Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:49, реферат
После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября
1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В
1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса
тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных
издержек. Открывалась потенциальная возможность
перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
Сталиным Системы.
Введение
Глава 1. Восстановление экономики
1.1 Состояние экономики СССР после окончания войны.
1.2 Восстановление промышленности, перевооружение армии.
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г.
1.4 Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли.
1.5 Проблемы и трудности аграрного сектора.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством.
Глава 2. Изменения в структурах власти
Глава 3. Идеология и культура
Глава 4. Ужесточение внешней политики
4.1 У истоков «холодной войны».
4.2 Внешняя разведка в послевоенный период.
4.3 Экспорт сталинской модели.
Заключение
Библиография
сетью резидентур и многочисленным центральным аппаратом. Он включал пять
управлений и шесть самостоятельных отделов. С созданием Комитета информации
в разведку,наряду с сотрудниками органов госбезопасности, стали приниматься
работники внешнеполитических органов МИД, МВТ), выпускники высших учебных
заведений, прошедших войну. К концу второй мировой войны
внешняя разведка сумела создать мощный агентурный аппарат, превративший ее в
самую эффективную разведывательную службу мира. Она была способна
выполнять задачи, которые ставило политическое руководство страны
по получению важной секретной информации. Агентурный аппарат в
основном состоял из лиц, завербованных на идейно-политической или
патриотической основе. По занимаемому положению агенты в подавляющем
большинстве принадлежали к средним слоям общества ( чиновники, партийные
функционеры, ученые круги). Лишь некоторые из них принадлежали к
высшим правящим кругам. Важную роль в послевоенный период
играли т.н. "агенты-документалисты", т.е. лица, способные добывать ценную
документальную информацию. Их вклад в деятельность разведки был определяющим.
Поток информации от этих агентов был настолько велик, что не вся она
оперативно обрабатывалась из-за недостатка опытных кадров.
4.3 Экспорт сталинской модели.
В 1945 г. коммунистические режимы были установлены в Югославии и Северном
Вьетнаме, а в 1946 г. - в Албании. С 1947 г. в новую фазу вступил и процесс
создания просоветского
блока восточноевропейских
1944-1948 гг. коалиционным
правительствам к власти приходили коммунисты. Еще в ноябре 1946 г. в Болгарии
Г. Димитровым было сформировано коммунистическое правительство, а летом 1947
г. принята почти скопированная с советской Конституция. В январе 1947 г.
президентом Польши стал ко
ммунист Б. Берут. В августе 1947 г. коммунисты победили на выборах в Венгрии.
В декабре того же года румынский король Михай под давлением со стороны
советского военного командования отрекся от престола и передал власть
коммунистам. В феврале 1948 г. комм
унистический режим был установлен в Чехословакии. В 1948 г. просоветский
режим был установлен в Северной Корее. В 1949 г. коммунисты пришли к власти в
Китае.
Эти страны были отгорожены от остального мира все тем же "железным
занавесом". Опираясь на военную силу, Сталин диктовал лидерам этих стран
линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней
политике. Однако их послушность объяснялась н
е только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства
социализма, но также огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945-
1952 гг. сумма только
долгосрочных льготных
15 млрд. руб. (3 млрд. долла
ров). Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с
образованием Совета Экономической Взаимопомощи, а военно-политическое
единство было достигнуто уже после смерти Сталина - в мае 1955 г. с созданием
Организации Варшавского Догово
ра.
В рамках этого содружества не допускалось никакой "самодеятельности". Так, по
причине "излишней самостоятельности" югославского руководства (маршал И. Броз
Тито), предлагавшего, в частности, идею создания балканской федерации и ее
собственного пути к соц
иализму, в 1948 г. последовал громкий советско-югославский разрыв. И. Броз
Тито был назван "гитлеровско-троцкистским агентом" и изображался в советской
печати неизменно в карикатурном виде, обагренный кровью коммунистов. В
октябре 1949 г. Сталин разорвал
дипломатические отношения с Югославией и способствовал ее изоляции среди
стран социализма.
С 1949 по 1952 г. в "социалистическом лагере", по инициативе и при прямом
участии сталинских "советников", прошли две волны чисток, в ходе которых к
власти пришло новое поколение лидеров, безоговорочно преданных Сталину.
Прежние руководители во всех стра
нах народной демократии были посажены в тюрьмы или расстреляны.
Воспроизведение в этих странах сталинской модели развития социализма во всем
многообразии ее проявлений (включая репрессии) еще более сплотило их
руководство вокруг кремля. О различных путях к социализму (о чем писал в свое
время Г. Димитров) больше никт
о не вспоминал. Оставался реальным только советский вариант.
Сладкая эйфория победы не требовала принуждения к тяжелому труду по
восстановлению разрушенной страны. Энергия войны была столь велика и имела
такую инерцию, что ее необходимо было «переключить» на мирное строительство.
По напряженности оно было сходно с войной: в 1948 г. страна достигла и
превзошла довоенный
уровень промышленного
меркам немыслимо. А в 1952 г. объем промышленного производства в 2,5 раза
превысил уровень 1940 г. Сделано было много - возрождались к жизни
разрушенные города, восстанавливались и строились новые предприятия.
Но нельзя забывать о том, какой ценой достигался этот рост. Война усилила
контроль над всеми сферами жизни. Снижение цен в городах проводилось за счет
ухудшения жизни сельского населения. Неадекватная оплата за напряженный
производительный труд не давала возможности поднять уровень благосостояния
народа. В ответ, как бы в вознаграждение народу за перегрузки двух
десятилетий, принципом государственной политики было сделано постоянное, хотя
бы и скромное, улучшение жизни населения. Именно тогда возникли закрепленные
в государственной идеологии (и укрепляющие государство) специфические
стереотипы советского массового сознания: уверенность в завтрашнем дне и
убеждение, что жизнь может только улучшаться. Народ же со своей стороны, в
очередной раз предоставил государству, власти огромный кредит доверия -
мирился с теми невзгодами, которыми была отмечена их жизнь, их быт, верил в
«светлое будущее».
Библиография
Кара-Мурза С. История советского государства и права.
Хоскинг Джеффри. История Советского Союза. 1917-1991. – М., 1994.
Хрущев Н. С. Воспоминания. Любое издание.
История СССР. Под редакцией Островского В. П. – М., 1990.
История Отечества. Краткий очерк. - М., 1992.
История Отечества: люди, идеи, решения. – 1991.
Россия и мир. Под редакцией Данилова А. А. – М., 1994.
[1] Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2 – М., 1991, с.427
[2] Шмелев Н.П., Попов В.В. На переломе.
Экономическая перестройка в СССР. – М., 1989, с.81
[3] Геллер М., Некрич А. Утопия у власти.
История Советского Союза от 1917 г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.35
[4] Геллер М, Некрич А. Утопия у власти.
История Советского Союза от 1917 г. до наших дней. Кн. 2. – М., 1995, с.120
[5] Там же, с.114-115
Информация о работе Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953