Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября
1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В
1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса
тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных
издержек. Открывалась потенциальная возможность
перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
Сталиным Системы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Восстановление экономики
1.1 Состояние экономики СССР после окончания войны.
1.2 Восстановление промышленности, перевооружение армии.
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г.
1.4 Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли.
1.5 Проблемы и трудности аграрного сектора.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством.
Глава 2. Изменения в структурах власти
Глава 3. Идеология и культура
Глава 4. Ужесточение внешней политики
4.1 У истоков «холодной войны».
4.2 Внешняя разведка в послевоенный период.
4.3 Экспорт сталинской модели.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

информация.docx

— 152.14 Кб (Скачать)

основной формы  организации труда в колхозе. [2, c.409-410]

Сельское хозяйство  развивалось очень медленно. Даже в относительно

благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 года, а

урожайность в 1949-1953 годах составила всего 7,7 ц/га (в 1913 году - 8,2

ц/га). В 1953 году поголовье крупного рогатого скота было меньше, чем в 1916

году, а население  за эти годы выросло на 30-40 млн. человек, т.е.

продовольственная проблема оставалась очень острой. Население крупных

городов снабжалось с перебоями. [8, с.296]

После смены политического  руководства страны одной из самых  главных задач

оставалось решение  продовольственной проблемы и вывод  сельского хозяйства из

глубокого и затяжного  кризиса. А поскольку все резервы  народного энтузиазма

были уже исчерпаны, надо было использовать материальные стимулы. Проходивший

вслед за сессией  Верховного Совета Пленум ЦК КПСС в  сентябре 1953 года принял

постановление о  неотложных мерах по подъему сельского  хозяйства. Еще нельзя

было открыто  признаться в полной неэффективности  полукрепостной колхозной

системы. Поэтому  было решено ослабить государственное  давление на работников

сельского хозяйства, найти пути повышения рентабельности колхозного

производства.

Одним из первых мероприятий  нового руководства страны было снижение

сельскохозяйственного налога (на 1954 год - в 2,5 раза по сравнению с 1952

годом), списание недоимок по налогам за прошлые годы, увеличение размеров

личных подсобных  хозяйств колхозников и приусадебных участков рабочих и

служащих в городах  и поселках. Были снижены нормы  обязательных поставок

государству продукции  животноводства, увеличены закупочные цены на продукцию

колхозов и совхозов, расширены возможности развития колхозных рынков. Так,

заготовительные и закупочные цены на основные сельскохозяйственные продукты к

концу 1950-х годов  выросли в три раза. С середины 1950-х годов сельское

хозяйство впервые  за долгие годы стало рентабельным. Заметно увеличились

государственные ассигнования на развитие аграрного  сектора. Доля расходов

государственного  бюджета на сельское хозяйство увеличилась  с 7,6% в 1950 году

до 18% в 1955 году. А  всего за 1953-1954 годы капиталовложения в сельское

хозяйство увеличились  в четыре раза.

Увеличился поток  тракторов, комбайнов, автомашин, отправляемых на село. Из

различных учреждений и научных институтов в колхозы  и совхозы было направлено

120 тысяч специалистов-аграрников для оказания реальной помощи сельскому

хозяйству. Была отменена практика проведения сельскохозяйственных работ по

указанию “сверху”, из центра. Теперь решение о том, где, когда и что сеять

принимали в районах, но все же не сами хозяйства. Разрешенное государством

право увеличивать  личные подсобные хозяйства, держать  в них домашний скот и

птицу значительно улучшило материальное положение не только крестьян, но и

жителей городов. Несмотря на то, что личные подсобные  хозяйства были совсем

небольшими, их продуктивность была довольно высокой. Количество коров в личном

владении составляло в 1959-1965 годах 42-55% общего поголовья в стране, свиней

- 31-37%, овец - 20-22%[4].

На Пленуме ЦК в феврале - марте 1954 года программа  поднятия целинных и залежных

земель была принята, и в том же году началось массовое освоение целины.

Первыми туда были отправлены заключенные из многочисленных лагерей, а вслед за

ними прибыли  по комсомольским путевкам отряды молодежи. На целинных землях

стали создавать  совхозы. К середине 1956 года распахано  и засеяно 33 млн. га

новых земель в  Заволжье, Оренбургской области, в Северном Казахстане, Западной

Сибири, на Алтае  и в других районах страны. А  всего в сельскохозяйственный

оборот было вовлечено  почти 42 млн. га пашни. Это позволило  в значительной

степени решить продовольственную  проблему. Так, если в 1954 году в Советском

Союзе всего было собрано 85,5 млн. т. зерна, из них 27,1 млн. т. - на целинных

землях, то в 1960 году - соответственно 125,5 и 58,7 млн. т.

[5]

Однако это новое  грандиозное начинание в первые же годы столкнулось с обычной

бесхозяйственностью, беспечностью. Не были построены зернохранилища, не было

железных дорог, не хватало автомашин, чтобы вывозить хлеб на элеваторы. Все

это требовало  значительных расходов, и стоимость  зерна на целине в 1954-1964

годы была на 20% выше, чем в основных зерносеющих  районах. На освоение новых

земель были направлены огромные государственные ресурсы, которые забирались

у традиционных зерновых районов, оказавшихся из-за этого  в тяжелом

положении.

В области колхозного права в марте 1955 г. новым постановлением правительства

“Об изменении практики планирования сельского хозяйства” отменялся старый

порядок детализированного планирования в колхозах (МТС, райисполком,

колхоз). По новым  правилам райисполкомы стали доводить до колхозов только

общие показатели по объему заготовок и натурой, конкретное планирование

своего производства стали осуществлять сами колхозы.

В марте 1956 г. Совет  Министров СССР и ЦК КПСС приняли  постановление “Об

Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы

колхозников в  организации колхозного производства и управления делами

артели”. Сами колхозы  теперь могли определять размеры  приусадебных участков,

количество скота, находящегося в личной собственности, устанавливать минимум

трудодней, принимать  в артель и исключать из нее. При  этом общие принципы

Устава (не делимость  земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С

1958 г. (после реорганизации  МТС) были отменены обязательные  поставки

сельхозпродукции  и натуроплаты, вместо них был  установлен порядок закупки

сельхозпродукции  государством. Одновременно с этим были изменены принципы

оплаты труда  в колхозе: вводились ежемесячное  авансирование колхозников и

форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда. [2, c.409-410]

Желание Хрущева  побыстрее догнать Америку вело к авантюризму в центре и на

местах. Повсюду создавалась видимость небывалых успехов, широко

практиковались  приписки, рождались “рекорды” и “почины”. В каждой области,

крае, республике появились “маяки”: образцовые хозяйства (колхозы, бригады,

звенья) и отдельные  работники (доярки, комбайнеры), на которых  следовало

равняться остальным. При этом все понимали, что для  таких “маяков” созданы

особые условия, что их достижения не что иное, как  показуха.

Исходя из тезиса о временном, преходящем характере  колхозно-кооперативной

собственности, во второй половине 1950-х годов руководство страны начало

проводить политику массового преобразования колхозов в совхозы, превращения

колхозников-крестьян в сельскохозяйственных рабочих. Число совхозов

увеличилось с 4857 (1953) до 10078 (1964). [8, c.314-315]

Одновременно стал изживаться достаточно своеобразный сектор экономики,

оставшийся еще со времен нэпа - промысловая кооперация, на долю которой в

1955 году приходилось  8% всей промышленной продукции.  Промартели выпускали

разнообразные изделия  повседневного быта, выполняли различные  услуги. В 1956

году в государственную  собственность переведены наиболее крупные промартели.

В 1958 году было принято  решение ликвидировать МТС, а  технику продать

колхозам. Но так  как в это же время резко  поднялись оптовые цены на технику,

МТС стали распродавать ее по возросшим ценам. Однако у колхозов не было

средств для приобретения этой техники. Многие механизаторы, работавшие в МТС,

не хотели вступать в те колхозы, чьи поля они обрабатывали, и стремились

найти работу в  других местах. Сельское хозяйство  сразу потеряло половину

квалифицированных рабочих кадров. Эксплуатация техники в колхозах ухудшилась

из-за низкого уровня обслуживания.

Поскольку поспешные  “шараханья” чаще всего не давали быстрых положительных

результатов, то государственные руководители частенько возвращались к

прежним, привычным  для них методам управления. При  этом никто не хотел

признаться, что  все провалы советской экономики  зависят не от конкретных

исполнителей, а  заложены внутри самой командной  системы.

Всего через несколько  лет после начала реформы стали  “буксовать”,

откатываться назад. Уже к 1959 году были изъяты многие объявленные  ранее

льготы. Горожанам  снова запрещалось иметь в  своих хозяйствах скот, который

следовало продать  в колхозы и совхозы. Были введены  ограничения на продажу и

заготовку кормов для личных подсобных хозяйств, началась кампания против

“спекулянтов” на колхозных рынках.

     1.6           Недостатки административно-командных методов управления

народным  хозяйством .

Этапы развития советской  экономики - это этапы развития административно-

командной системы  управления народным хозяйством (АКС). Элементы АКС

появились еще  в Первую мировую войну. Можно выделить следующие этапы:

1913-1928 гг. - переход  от рыночной экономики к планово-централизованной

модели (АКС);

1928-1940 гг. - период  становления основ АКС;

1950-1970 гг. - расцвет  АКС;

1970-1989 гг. - период  упадка АКС;

1990-93 гг. - период  ликвидации АКС.

Административно-командная  система - это способ организации  экономики и

общественной жизни, характерный для прошедших через пролетарские революции

стран с запоздалой индустриализацией. Основные черты:

жестко-централизованное управление на базе государственной  собственности;

использование в  управлении не столько экономических, сколько политических и

идеологических регуляторов.

По мнению многих экономистов альтернативы АКС не было в тот исторический

период развития нашей страны. Дело в том, что, одним  из факторов является

преобладающий тип  работника. Сама система приспосабливается к типу

работника, формирует его, но в то же время тип работника в значительной мере

определяет характер системы. Работник при АКС - это по преимуществу,

работник, для которого характерен дотоварный индивидуализм. Бывает

индивидуализм буржуазный, мелкобуржуазный, товарный, когда человек хочет

Информация о работе Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953