Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября
1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В
1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса
тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных
издержек. Открывалась потенциальная возможность
перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
Сталиным Системы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Восстановление экономики
1.1 Состояние экономики СССР после окончания войны.
1.2 Восстановление промышленности, перевооружение армии.
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г.
1.4 Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли.
1.5 Проблемы и трудности аграрного сектора.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством.
Глава 2. Изменения в структурах власти
Глава 3. Идеология и культура
Глава 4. Ужесточение внешней политики
4.1 У истоков «холодной войны».
4.2 Внешняя разведка в послевоенный период.
4.3 Экспорт сталинской модели.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

информация.docx

— 152.14 Кб (Скачать)

образом: если принять  уровень заработной платы 1928 года за 1, то в 1937 году

она равнялась 0,86; в 1940 - 0,78; в 1944 - 0,64; в 1948 - 0,59; в 1952 - 0,94;

в 1954 - 1,19.[2]

С 1947 по 1954 г. было проведено семь снижений розничных  цен (первое – вместе с

денежной реформой). Но секрет понижения цен следует искать в том огромном их

скачке, который  произошел после начала коллективизации. Так, розничные цены на

печеный ржаной хлеб выросли за 1928-1952 годы почти в 19 раз; на говядину - в

17; на свинину  - в 20,5; на сахар - в 15; на подсолнечное масло в 34; на яйца

- в 19,3; на картофель  - в 11 раз[3].

Поэтому ежегодное  снижение цен (на несколько процентов) на основные

продовольственные товары (да еще с большим пропагандистским эффектом)

осуществить было несложно. К тому же данное снижение цен происходило за счет

фактического ограбления колхозников, поскольку, как указывалось  выше, темпы

роста закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию  были гораздо ниже, чем

рост розничных  цен. И, наконец, большинство сельского  населения почти не

ощущало этого  понижения цен, т.к. государственное  снабжение в сельской

местности было очень  плохим, в магазины годами не завозили основные продукты

питания.

     1.5           Проблемы и трудности аграрного сектора.

Одной из самых  главных послевоенных задач было решение продовольственной

проблемы и вывод  сельского хозяйства из глубокого  и затяжного кризиса. Еще

более ослабленным  из войны вышло сельское хозяйство  страны, валовая продукция

которого в 1945 г. не превышала 60% от довоенного уровня. Оно не могло в

полной мере обеспечить продуктами питания население и  сырьем для легкой

промышленности  Страшная засуха 1946 года поразила Украину, Молдавию, юг

России. Гибли люди. Основной причиной высокой смертности являлась дистрофия.

Но трагедия послевоенного  голода, как часто бывало, тщательно  замалчивалась.

После тяжелейшей засухи в последующие два года был получен высокий урожай

зерновых. Это в  какой-то мере способствовало укреплению в целом

сельскохозяйственного производства и некоторого его роста.

В сельском хозяйстве  особенно болезненно сказалось утверждение  прежних

порядков, нежелание  идти на какие-либо реформы, которые  бы ослабляли жесткий

контроль со стороны  государства. В целом оно держалось  не столько на личной

заинтересованности  крестьянина в результатах своего труда, сколько на

внеэкономическом  принуждении. Каждый крестьянин обязан был выполнить

определенный объем  работ в колхозе. За невыполнение этой нормы грозило

судебное преследование, в результате которого колхозник  мог лишиться свободы

или, как мера наказания, у него отбирался приусадебный участок. Надо учесть,

что именно этот участок  и был основным источником существования  для

колхозника, с этого  участка он получал продукты питания  для себя и семьи,

реализация их излишков на рынке была единственным путем получения денежных

средств. Член колхоза  не имел права свободного перемещения  по стране, он не

мог покинуть место  проживания без согласия руководителя колхоза.

Правительственными  указами 1946 г. были установлены жесткие  размеры

приусадебных участков, которые несколько расширились  в годы войны за счет

освоения пустующих  земель. В первые послевоенные годы была проведена строгая

кампания по изъятию  всех «излишков» приусадебных участков. Эта мера сильно

ударила по сельским жителям, резко снижая уровень их материального

благосостояния.

Объявленная борьба с «нарушениями устава сельскохозяйственной артели»

обернулась в конечном счете резким сокращением площадей под приусадебными

участками сельских жителей. Был взят курс на превращение колхозов (формально

— «сельскохозяйственных  кооперативов) в государственные  предприятия. В конце

40-х годов была  развернута кампания по укрупнению  колхозов, что вначале

казалось обоснованной и разумной мерой, но на деле вылилось лишь в этап на

пути превращения  колхозов в государственные сельскохозяйственные предприятия.

Положение в сельском хозяйстве значительно затрудняло снабжение населения

продуктами питания, сырьем для легкой промышленности. При крайне ограниченном

рационе питания  населения Советского Союза правительство  экспортировало за

рубеж зерно и  другую сельскохозяйственную продукцию, особенно в страны

центральной и  юго-восточной Европы, начавшие «строить социализм».

Безусловно, существовали и зажиточные колхозы. Но обычно это  было следствием

поддержки вышестоящих  органов, для создания искусственных «маяков», либо же,

в редких случаях, ими руководили уникально предприимчивые и отчаянно смелые

люди.

При планировании сдачи сельскохозяйственной продукции  исходили из

потребностей государства, а не из возможностей деревни. Техническая

оснащенность сельского  хозяйства оставалась низкой.

Несмотря на все  попытки исправить положение, техники  не хватало. К началу 50-

х гг. во многих российских деревнях крестьяне пахали на коровах. Производство

мяса было ниже, чем в 1916 г. Больше всего упадок ощущался в деревнях

российского Нечерноземья.

Деревне требовались  значительные капитальные вложения, но средств для этого

государство не имело. Однако можно было ослабить финансовый пресс, под

бременем которого находилось как личное, так и общественное хозяйство. Налог

на все, что содержал колхозник на своем подворье, был  настолько велик, что

держать скот, выращивать фруктовые деревья оказывалось  попросту невыгодным.

Крестьяне вырубали сады, чтобы избавиться от бремени  налога. Всему этому

имелось теоретическое  обоснование: крестьянин должен большую  часть времени

отдавать общественному  производству. Закупочные же цены на продукцию  колхозов

и совхозов были столь  низки, что подчас расплатиться с  колхозниками за труд

не оказывалось  возможным.

Сохранялись нормы  довоенного времени, ограничивавшие свободу  передвижения

колхозников: они  были фактически лишены возможности  иметь паспорта, на них не

распространялись  оплата по временной нетрудоспособности, пенсионное

обеспечение. Оргнаборы  деревенского населения на стройки  и заводы усиливали

отток крестьян в  город.

Но несмотря на выкачивание сил и средств из деревни, крестьяне продолжали

кормить страну как  могли. У многих из них сохранялась  любовь к земле, тяга к

труду, унаследованная от многих поколений предков.

Поразительная цепкость, жизнелюбие многонационального крестьянства давали

себя знать. Это  был подвиг, на котором лежал отпечаток  трагедии.

После страшной засухи 1946 г. следовали неплохие по погодным условиям 1947 и

1948 гг. В руководстве  возникло убеждение, что стоит  провести комплекс работ,

которые бы снизили  воздействие природно-климатических  условий на сборы

урожаев, и значительная часть проблем окажется решенной. Так в 1948 г.

возник широко разрекламированный «сталинский план преобразования природы».

Предусматривалось провести лесозащитные мероприятия, развивать  оросительные

системы, строить  пруды и водоемы. В дальнейшем этот план дополнился решениями

правительства о  строительстве крупных каналов. В начале 50-х гг. выдвигаются

грандиозные проекты  строительства гигантских гидроэлектростанций  на Волге и

Днепре, каналов в пустыне Кара-Кум и между Волгой и Доном, план создания

лесозащитных насаждений на многих сотнях тысяч гектаров. Эти  проекты

отвлекали огромные ресурсы, истощая и без того скудную  казну государства,

привнося новое  напряжение в жизнь общества, снижая жизненный уровень простых

людей. И в это  же время не хватало средств на минимальные капиталовложения,

которых требовало сельское хозяйство средней полосы. Российский крестьянин

всеми правдами и  неправдами старался покинуть деревню, устремляясь в города

на новостройки.

По-прежнему основное бремя по формированию средств для тяжелой промышленности

несло сельское хозяйство, которое вышло из войны крайне ослабленным. В 1945

году производство сельскохозяйственной продукции сократилось по сравнению с

1940 годом почти  на 50%. Руководство страны старалось  не замечать глубокого

кризиса в аграрном секторе экономики, и даже осторожные рекомендации по

смягчению командного давления на деревню неизменно отвергались. Вновь

усилился контроль над хозяйствами со стороны МТС  и их политотделов. МТС

опять получили право  распределять плановые задания между  колхозами.

Вышестоящие организации  через систему МТС диктовали  хозяйствам сроки посева,

уборки и других агротехнических работ. А председатели колхозов, которые

нарушали эти  сроки, исходя, например, из погодных условий, могли получить

строгое наказание. МТС также производили обязательные заготовки

сельскохозяйственной  продукции, взимали с колхозов натуральную  плату за

выполнение механизированных работ и т.д. Более того, в начале 1950-х годов

было проведено  укрупнение колхозов под тем же предлогом  усиления процесса

механизации сельскохозяйственного  производства. В действительности,

укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через

МТС. Количество колхозов в стране сократилось с 237 тыс. в 1950 году до 93

тыс. в 1953 году.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом  стало сентябрьское

1946 года постановление  “О мерах по ликвидации нарушений  Устава

сельскохозяйственной  артели в колхозах”, направленное на закрепление за

колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих

земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава

сельхозартели при  правительстве был создан Совет  по делам колхозов. В апреле

1948 года принимается  другое постановление правительства  “О мерах по

улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты

труда в колхозах”, упразднившее такую структурную производственную единицу

колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве

Информация о работе Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953