Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 16:49, реферат

Краткое описание

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября
1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В
1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса
тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных
издержек. Открывалась потенциальная возможность
перемен в политическом режиме, экономике, культуре.
Сталиным Системы.

Оглавление

Введение
Глава 1. Восстановление экономики
1.1 Состояние экономики СССР после окончания войны.
1.2 Восстановление промышленности, перевооружение армии.
1.3 Экономические дискуссии 1945-1946 г.
1.4 Денежная реформа 1947 года и развитие внутренней торговли.
1.5 Проблемы и трудности аграрного сектора.
1.6 Недостатки административно-командных методов управления народным хозяйством.
Глава 2. Изменения в структурах власти
Глава 3. Идеология и культура
Глава 4. Ужесточение внешней политики
4.1 У истоков «холодной войны».
4.2 Внешняя разведка в послевоенный период.
4.3 Экспорт сталинской модели.
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

информация.docx

— 152.14 Кб (Скачать)

о использовало в своей внешней политике сталинское руководство. Начались

мирные переговоры, в результате которых 27 июля 1953 г. было подписано

соглашение о  перемирии.

Центральное место  во внешней политике СССР по-прежнему занимали европейские

проблемы. Летом 1948 г. разразился первый берлинский кризис, когда советские

войска полностью  блокировали западные зоны в Берлине. США и их союзники были

вынуждены снабжать Запад

ный Берлин при помощи "воздушного моста" в течении года. В мае 1949 г. была

создана ФРГ, после  чего советская сторона не возражала  против образования ГДР

(7 октября 1949 г.), передав ей все гражданские  правомочия. После срыва

парижских переговоров  о закл

ючении мирного договора с Германией (март-июнь 1951 г.) лидеры НАТО приняли

план перевооружения Европы, в первую очередь ФРГ (1952 г.).

В этих условиях обе  стороны проявили неуступчивость в  поисках шагов, ведущих

к ослаблению противостояния в Европе.

К концу жизни  Сталина наметилась некоторая эволюция его позиции в оценке

международной обстановки. Если раньше он исходил из идеи непримиримости

противоречий между  социализмом и капитализмом, то теперь (возможно, из

тактических соображений) заявил, что и

ногда межимпериалистические противоречия могут оказаться сильнее и привести к

острому конфликту  между капиталистическими странами.

Что это означало, какой ход намечал Сталин, осталось неясным - он вскоре

умер. Правда, в  одном из своих последних интервью - в декабре 1952 г. - он

заявил, что СССР желает прекращения войны в Корее, а сам он готов встретиться

с новым президентом  США Д. Э

йзенхауэром для налаживания советско-американских отношений.

Главным уроком корейского противостояния, как и в целом  отношений Восток-

Запад в 1945-1952 гг., стало осознание того факта, что  от жесткой внешней

политики не выиграет никто, а в случае ее продолжения "холодная война" может

перерасти в "горячую". Пониман

ие этого закладывало предпосылки корректировки внешнеполитической доктрины

наследниками Сталина.

     4.2Внешняяя разведка.

После победоносного  окончания Великой Отечественной  войны для

Советского Союза  сложилась новая политическая ситуация на

международной арене. СССР вышел из войны политически  окрепшим

государством. В  Европе и Азии сложилась система  дружественных СССР

социалистических  государств, которые являлись своего рода буфером

между нашей страной  и странами Запада. Были ликвидированы  очаги

военной угрозы в  Европе и Азии. Однако США, обладавшие к окончанию войны

монополией на атомное оружие, и их союзники не могли мириться с возросшим

авторитетом и  влиянием СССР на международной арене. Президент США Г. Трумен

заявил о необходимости  проведения в отношении СССР политики с "позиции

силы". Курс Запада на "холодную войну" в отношении  СССР и его

союзников был  открыто провозглашен в речи У. Черчилля в Фултоне в

1946 г.

Следует отметить, что подобный поворот событий  не был сюрпризом

для советской  внешней разведки, которая еще  в годы военного лихолетья

информировала политическое руководство страны о планах Запада в отношении

послевоенного устройства в Европе и Азии. В частности, Центру было известно,

что США, проводившие  в довоенные годы политику самоизоляции, выйдя из войны

практически не пострадавшими, получившие в свое распоряжение атомное оружие,

стремятся навязать всему миру свою гегемонию и рассматривают  СССР

как потенциального противника.

Великобритания, значительно  ослабленная в результате войны,

стремилась восстановить утраченные позиции в Европе и  любой ценой

сохранить свою колониальную империю. Поэтому все разговоры  западных

политических деятелей о свободе и демократии были лишь данью

риторике.

Главные задачи и  направления деятельности внешней  разведки

Коренные изменения, происшедшие после Второй мировой войны на

международной арене, поставили перед внешней разведкой  новые задачи.

среди них наиболее важными были задачи по вскрытию секретных  военно-

политических планов США и их союзников в отношении  СССР, особенно в военной

области.

Разведку, в частности, интересовали:

- возможные действия  США и Англии в случае военного             столкновения

с СССР,

- планы перевооружения  армий США и Великобритании, в  том числе             по

их оснащению  ядерным оружием,

- планы создания  НАТО и других антисоветских  агрессивных

группировок,

- планы послевоенного  устройства в Европе, в том  числе             германская

проблема,

- проблемы мирного  договора с бывшими союзниками  гитлеровской  Германии,

- будущее государственное  устройство в Польше, Чехословакии,

- устремления США  в Китае и Корее, а также  другие задачи.

Структура внешней  разведки в послевоенный период. В 1947 году внешняя

разведка подверглась  в очередной раз реорганизации, которая диктовалась не

соображениями  целесообразности, а скорее желанием Сталина в очередной раз

перетасовать "колоду КГБ". Постановлением Совета министров  СССР от 30 мая

1947 года был  создан Комитет информации при  СМ СССР, на который возлагалось

осуществление политической, военной и научно-технической  разведки. Он

объединил 1 Управление бывшего МГБ, созданное в марте 1946 года, или внешнюю

разведку органов  безопасности, и Главное             разведывательное

управление Генштаба Советской армии. Внешняя             контрразведка

оставалась в  руках МГБ и подчинялась Л.Берии.                  Фактически

внешняя разведка стала подчиняться МИД СССР, а  в   1949 году она была

подчинена ему напрямую и во главе КИ стал Молотов. В систему функционирования

внешней разведки был введен   институт главных  резидентов, которыми

назначались послы  и  посланники.  Комитет информации при СМ СССР в

послевоенный период состоял из линейных подразделений (американский,

английский, французский, германский отделы, отдел Скандинавских  стран,

китайский отдел  и т.п.), отдела научно-технической  разведки, управления

стратегической  разведки, а также подразделений  по обеспечению

разведывательной  деятельности (отдел оперативной  техники, связи, шифровальный

и т.п.)

Во главе Комитета информации стоял его Председатель (Молотов,

Зорин) , а фактически работой КИ руководил его заместитель.

Руководители разведки.  В 1946 - 1949 г.г. во главе 1 Управления МГБ  СССР, а

затем    Комитета информации при СМ СССР стоял Федотов Петр Васильевич.

В 1949 - 1952 г.г. внешней  разведкой руководил Савченко Сергей

Романович. В январе 1952 Комитет информации, показавший нецелесообразность

соединения под  одной крышей политической и военно-стратегической  разведок,

был расформирован. Военная разведка вновь возвратилась в  Генштаб, который не

мог обходиться в  своей деятельности без             стратегической

информации.   Во главе Первого Главного управления МГБ СССР встал Рясной

Василий Степанович. В 1953 г. внешнюю разведку органов  безопасности возглавил

профессиональный  разведчик Питовранов Евгений Петрович.

Организация разведывательной работы.  В довоенный период в  разведке не

существовало понятие "главный противник". Разведка работала против тех стран,

со стороны которых исходила угроза непосредственного военного нападения. Во

время войны  главным  противником считалась Германия и ее союзники.

После войны стала  прорисовываться картина возможного ядерного

нападения со стороны  США, которые ежегодно обновляли  планы нанесения

ядерных ударов по СССР, увеличивая количество бомб, необходимых  для

уничтожения экономического и военного потенциала нашей страны.  В феврале и

сентябре 1950 года Комитет информации принимает принципиально важное решение

"считать разведку  против США одной из  главных  задач всех оперативных

управлений".  В марте 1951 г., в новом решении, США рассматриваются как

главный противник  СССР, а разведка против США - как  важнейшая задача

внешнеполитической  разведки. Разработка американских учреждений с   целью

агентурного проникновения  в них вменялась в обязанность  всех  резидентур, а

не только в  США.

В связи с обострением  агентурно-оперативной обстановки в   странах Запада,

вызванной "холодной войной" США и их союзников    против СССР и

социалистических  стран, разведывательная деятельность "легальных" резидентур

в Европе и особенно на американском континенте была серьезно затруднена. К

тому же из-за предательства  источника американской резидентуры Элизабет

Бентли агентурная сеть  внешней разведки в этой стране в послевоенный период

была разгромлена  ФБР США. С большинством источников информации связь была

прекращена. Многие из них были арестованы и заключены  в тюрьму.

В апреле 1951 г. Коллегия Комитета информации приняла решение             об

усилении нелегальной разведки против США с учетом ужесточения

контрразведывательного  режима в этой стране. Поскольку  наряду с резидентурами

КИ за рубежом  одновременно действовали контрразведывательные  резидентуры

министерства  госбезопасности, что приводило  к ненужному параллелизму в

работе, 1 ноября 1951 г. в зарубежных странах были воссозданы единые

резидентуры. Комитет информации как разведывательное подразделение прекратил

существование.

Кадры внешней  разведки. В послевоенный период и  до 1947 г. аппарат внешней

разведки в численном  отношении практически оставался  прежним. В некоторых

странах, например, Англии и США, количество оперработников даже

снизилось в связи  с необходимостью комплектования резидентур в ряде

других стран  и нехваткой подготовленных кадров.  После объединения с военной

разведкой Комитет  информации превратился в мощную организацию с разветвленной

Информация о работе Экономические перемены послевоенной эпохи 1945-1953