Экономические идеи в эпоху средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 08:07, реферат

Краткое описание

Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука – продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже – средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни.

Файлы: 1 файл

Экономические идеи в эпоху Средневековья.doc

— 46.50 Кб (Скачать)

Введение

 

Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука – продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже – средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни.

 

Экономические идеи в эпоху средневековья

 

Экономические идеи средневековья имели существенную особенность. Эта особенность заключалась в том, что основным принципом построения средневековых экономических доктрин был принцип религиозно-этического подхода к экономическим явлениям. Экономические обоснования идеологов средневековья носили ярко выраженный богословский характер, поскольку строились на толковании текстов священного писания и трудов церковных теоретиков. В силу этого экономические учения средневековой эпохи обрели форму канонизма (канонистами в древности называли людей, занимавшихся истолкованием церковных канонов).

Главной направленностью средневековых экономических доктрин было оправдание сословного характера феодального общества, концентрации власти (политической и экономической) в руках феодалов и недопущение утверждения зарождающихся рыночных экономических отношений.

 

Доктрины средневековых схоластов, содержащие и экономические идеи, могут быть поняты, только если рассматривать их как этические учения, излагавшие скорее то, что должно быть (этот метод в науке называется нормативным), а не научные заключения относительно того, что есть (такой метод называется позитивным).

Хозяйственная жизнь в эпоху Средневековья отличалась от античной. Натуральные крестьянские хозяйства были еще доминирующим укладом, но денежное обращение и торговля уже прочно вошли в жизнь, особенно в городах. Доля продукции, предназначенной для рыночного оборота, постоянно увеличивалась. Поэтому, другой особенностью экономической мысли средневековых авторов, является попытка соединить ценности «традиционного общества» с развитием в его недрах товарно-денежных отношений. Попытки соединения римских установлений, христианского вероучения, философских построений Аристотеля с обычаями и традициями крестьянско-помещечьего хозяйства, реалиями формирующегося городского хозяйства с разделением занятий, торговлей и деньгами, наиболее отчетливо проявились в «теориях» справедливой цены и ростовщичества.

 

Теория ценности

 

Теория ценности («справедливой цены»), сформулированная А. Магнусом (1193-1280) и Ф. Аквинским (1225(27)-1274) является экономической и этической одновременно. Здесь мы встречаемся с иным подходом к цене, чем у Аристотеля. Античный философ пытался понять, как формируется цена в свободном торге двух партнеров. В средневековой же теории «справедливой цены» просматривается попытка предписать партнерам по торгу некое правило, сущность которого можно в целом сформулировать как: справедливая цена – это такая, какую можно взимать не беря греха на душу. В основе ценообразования, согласно средневековым авторам, лежат две группы факторов:

первая – справедлива та цена, которая обеспечивает эквивалентность обмена;

вторая – справедлива та цена, которая обеспечивает людям приличиствующее их сословию благосостояние.

Таким образом, первый вид справедливости гарантировал цену «сообразно вещи», то есть это экономический фактор, связанный с покрытием затрат (издержек) на производство. Второй вид справедливости обеспечивал больше благ тому, кто «больше значит для общественной жизни». Это означало, что процесс ценообразования ставился в зависимость от социального статуса участников обмена. Позднее, именно экономическая составляющая теории «справедливой цены» стала еще одним звеном (после Аристотеля) в цепи знаний, приведших к появлению «трудовой теории стоимости» и «теории издержек производства» в экономической науке.

 

Представители

 

Важнейшими представителями средневековой экономической мысли в Европе были лидеры ранней и поздней школ канонизма Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Школа раннего канонизма сформировалась в эпоху раннего средневековья. Одним из ее основателей был Августин Блаженный (354 — 430 гг.) —  епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик, святой католической и православной церквей. Он был одним из первых, кто заложил догматические принципы религиозно-этического подхода к экономическим проблемам.

Экономические воззрения Августина Блаженного были отражением интересов зарождающегося класса феодалов. В своих богословских работах он оправдывал и обосновывал существование имущественного неравенства как неизбежного явления социальной жизни. Само имущественное неравенство он считал вечным, а стремление к упразднению богатств — бессмысленным. Государство Августин Блаженный определял как систему господства одних людей над другими, главным предназначением которой является не достижение людьми счастья и блага, а выживание в этом мире. Справедливым, по его мнению, может быть только христианское государство.

Сторонники раннего канонизма принципиально изменили отношение к физическому, свойственное античной эпохе. В отличие от идеологов античного мира, высказывавших презрительное отношение к физическому труду, сторонники раннего канонизма считали физический труд уважаемым. Они категорически осуждали торговую прибыль и ростовщический процент, считая их результатом неправильного обмена и присвоения чужого труда, и поэтому — явлениями греховными.

Основу методологии раннего канонизма составляли принципы неоспоримой авторитарности доказательств текстов священного писания и трудов церковных теоретиков,  а также морально-этического обоснования экономических категорий.

Основные положения раннего канонизма можно свести к следующему:

 

разделение труда: умственный и физический виды труда равноценны и не должны влиять на положение человека;

богатство: труд создает богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро; нетрудовое накопление последних («искусственного богатства») является грехом;

обмен: осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей;

справедливая цена: ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства по принципу «справедливой цены»;

деньги:  являются искусственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внутренней ценности» монеты;

торговая прибыль и ростовщический капитал: торговая прибыль и ростовщический процент, извлекаемые из крупных торговых и ссудных операций, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как небогоугодные и грешные явления.

 

Достойным продолжателем и в то же время оппонентом Августина Блаженного стал Фома Аквинский (1225—1274 гг.) — авторитетнейший католический религиозный философ и теолог, член ордена доминиканцев, отнесенный католической церковью к лику святых.

Фома Аквинский был одним из основателей школы позднего канонизма, сформировавшейся в эпоху позднего средневековья.  Учитывая реалии своего времени (рост масштабов товарно-денежных отношений, возросшее число и могущество городов) Фома Аквинский  пытался найти новые объяснения социального неравенства в условиях более дифференцированного сословного деления общества. Он не считал греховными и не требовал запрета (в отличие от ранних канонистов) таких явлений, как рост городского промышленного производства, крупных торговых и ростовщических операций. Торговлю он считал делом законным (предусмотренным провидением), а торговую прибыль — не порочной и приносящей пользу.

Методологическую базу раннего канонизма он дополнил еще одним принципом — принципом двойственности оценки. Этот принцип позволял посредством уточнений, оговорок или комментариев диаметрально изменить суть первоначальной трактовки экономической категории или экономического явления. Использование метода двойственной оценки позволило без отрицания основных положений раннего канонизма существенно изменить их трактовки.

Основные положения позднего канонизма:

деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божественным провидением и склонностями людей;

богатство: золото и серебро рассматриваются как источник приумножения частной собственности и «умеренного» богатства;

обмен: обмен как субъективный процесс не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, поскольку в результате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому»;

справедливая цена: затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу соответствующего его положению в обществе количества денег и нанести ущерб;

деньги:  ценность денег (монет) на внутреннем рынке должна устанавливаться не по весу содержащегося в них металла, а по усмотрению государства;

торговая прибыль и ростовщический капитал: крупные доходы купцов и ростовщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском, имеющим место в благопристойной деятельности.

Экономическая мысль средневековья смогла уточнить содержание многих экономических понятий древнего мира, развить логику научного понимания экономических процессов, однако в целом она оставалась под контролем религиозных норм.

 

Однако, по мере приближения к концу средневековья этические нормы все чаще стали вступать в противоречие с реалиями хозяйственной жизни. И все же, несмотря на «уступки», которые делала церковь реальным явлениям экономической жизни, вступая при этом в противоречие с христианской доктриной, позднее средневековье признавало «морализованную экономию», основанную на справедливой цене, справедливом вознаграждении, упразднении конкуренции, в потребительских целях видело назначение богатства.

Коренной пересмотр отношения к ростовщичеству начался в Европе только в ХVI в., в эпоху Реформации. Против запрета на взимание процентов выступал, например, известный реформатор церкви Ж.Кальвин (1509-1564). Законодательная же отмена запрета взимания процентов произошла, например, в Англии в ХVI в., а во Франции – только в конце ХVIII в., во времена Великой французской революции.

Реформация принесла с собой не только изменение по отношению к ссудному проценту, но и в целом новую этику, отличную от этики католического христианства. Именно в этом многие ученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформацией хозяйственного переворота. Одним из первых и наиболее аргументировано эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер (1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).

 

Подводя итоги, можно утверждать, что предметом экономической мысли в эпоху античности и средневековья выступало экономическое (хозяйственное) поведение человека в рамках «традиционного общества», которое определялось представлениями о допустимом и недопустимом в области практической жизни, или, другими словами, представлениями о его соответствии принятым моральным нормам. Об этом наиболее красноречиво говорят идеи Аристотеля об «экономике» и «хрематистике», идея «справедливой цены» Ф. Аквинского, негативное отношение к ростовщичеству и ссудному проценту и др. В этих идеях и нормах повседневной жизни находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления об экономике.

 

 


Информация о работе Экономические идеи в эпоху средневековья