Музыка эпохи Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Для раскрытия темы определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы дадим общую характеристику музыки Средневековья и ее исторические периоды появления в различных странах. Вторая глава будет посвящена музыкальному образованию средних веков. В третьей главе мы более подробно познакомимся с развлекательной музыкой эпохи Средневековья - рыцарской лирикой трубадуров. В четвертой затронем тему литературы о музыке.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Музыка Средних веков 5
Глава 2. Музыкальное образование эпохи Средневековья 14
Глава 3. Лирика трубадуров 17
Глава 4. Литература о музыке в Средневековье 37
Заключение 42
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Музыка Эпохи Средневековья - курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение Высшего  профессионального  образования "Московский государственный  гуманитарный университет  им. М. А. Шолохова" 

Факультет культуры и музыкального искусства 
 
 
 

Курсовая  работа  
 
 

Тема - Музыка эпохи Средневековья 
 
 
 

Выполнила:

студентка 3 курса

 заочного  отделения

 Дмитриева  Наталья Сергеевна

 по  направлению "Художественное  образование" 
 
 
 
 

Научный руководитель:

кандидат  педагогических наук,

доцент  Литвиненко О. С. 
 
 
 
 
 

Москва 2009

 

Содержание 

 

Введение

К эпохе  Средневековья относится период с 6 по 15 века:      6-9 в.   «темное»

                                                                                                  9-11 в.    «зрелое»

                                                                                                  11-15 в. «позднее»

     Общая характеристика эпохи.

1.Питание - однообразное, голод, много алкоголя.

2.Демография - средний возраст- 23 года. Поэтому были очень ранние браки (Ромео и Джульетта). Очень высокая смертность – болезни, эпидемии. В 1349 году «черная чума» унесла 25 % жителей Европы.

3. Социальная характеристика: Народ любит кровавые зрелища – коррида, турниры, эшафот.

     Музыка  эпохи представлена двумя типами:

1- релаксирующая  (григорианский хорал в церкви).

2- развлекательная  (рыцарская лирика обращена к культу дамы – красивой, знатной и недоступной).

     Современные названия нот ввел в употребление итальянский монах Гвидо Аретинский. Он закрепил слоги каждой новой строки  теми звуками, которые мы сегодня называем гаммой. Он же и изобрел способ записи звуков на четырех линейках, которую мы называем нотным станом. (Только в 18 веке появились 5 линеек).

     Именно  в эпоху средневековья фольклор стал естественной необходимостью. Песни  французские, русские, ирландские имели  между собой связь - благодаря  крестовым походам, религиозным паломничествам, иноземным нашествиям происходил «круговорот» традиций. Рыцари – крестоносцы, отправляясь в поход, брали с собой арфу для аккомпанирования  мелодиям напевам. Услышанным в далеких, чужих краях, возвратившись, домой, в свой замок, они слагали в честь дамы сердца баллады о воинских подвигах и доблестных сражениях. Так сложился рыцарский обычай устраивать не только конные и военные турниры, но и состязания поэтов и певцов.

     Бродячие  музыканты Средневековья – трубадуры, труверы, менестрели должны были во всем блеске  продемонстрировать свое искусство и мастерство. Вначале это были музыканты – любители. Но регулярная организация поэтических турниров, а также братство менестрелей способствовало появлению профессиональных музыкантов. Они переходили от замка к замку и исполняли свои песни  без сопровождения или под арфу и виолу. Репертуар трубадуров  11 века - это песни о подвигах, плачи, баллады. Для большего количества людей – это  были «мистерии» - сценические представления.

     Актуальность данной работы заключается в том, что именно эту эпоху можно считать рождением музыки.

    Для раскрытия темы определена следующая  структура исследования: работа состоит из введения, четырех глав,  заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы дадим общую характеристику музыки Средневековья и ее исторические периоды появления в различных странах. Вторая глава будет посвящена музыкальному образованию средних веков. В третьей главе мы более подробно познакомимся с развлекательной музыкой эпохи Средневековья -  рыцарской лирикой трубадуров. В четвертой затронем тему литературы о музыке. 

 

Глава 1. Музыка Средних веков

     Истоки  музыки средних веков - как и многого другого в европейской культуре - лежат в древней Греции. Пифагор, много занимавшийся теорией и практикой музыки, открыл музыкальные интервалы, прислушавшись - как сообщает легенда - к бою молотов в кузнице. Вдобавок к известным много тысяч лет духовым и струнным, греки изобрели орган. Из Палестины в Европу пришла традиция церковного пения. А достижения Греции перешли по наследству к Римской империи.

     Собственно, Европа, как мы ее знаем, это и  есть территория, окультуренная Римом; недаром, латынь оставалась языком церкви и учености вплоть до XVI-XVII веков. Когда  Римская Империя перестала существовать в 476 году, Европу объединяло только христианство. Религиозным центром остался Рим, но теперь вместо цезарей там находился Папа Римский, глава христианства и прямой наследник Святого Петра.

     Политическим  и культурным центром Европы стал Париж. А рассеянные по всей Европе крепости-монастыри были очагами и хранилищами культуры.

     История известной нам европейской музыки началась с появления нот, которые  приобрели более или менее  современный вид благодаря монаху Гвидо Аретинскому где-то в XI веке.

     В полном соответствии с матриархатом, первый композитор, о жизни которого нам что-то известно - женщина; а не просто женщина, а святая - Хильдегарда  фон Бинген (1098-1179).

     Родилась  она одновременно с началом первого  Крестового похода в большой аристократической семье; но ребенком была болезненным, и когда ей исполнилось восемь лет, ее - от греха подальше - отдали в монастырь. Там она и провела всю оставшуюся жизнь.

     Жизнь в монастыре пошла ей на пользу; она стала неформальной настоятельницей, написала массу книг по биологии, теологии, ботанике, медицине, писала литургические тексты, поэмы и музыку; более того - ездила в гастроли с проповедями и стала настолько известной, что с ней переписывались аж два римских папы и наставник тамплиеров Бернар Клервосский. А поскольку она с детства видела видения, в которых ей открывались тайны горнего мира, то и музыку она писала, напрямую имея в виду гармонию надзвездных сфер. В итоге она была заслуженно названа Хильдегардой Благословенной и причислена к лику святых.

     Но  Хильдегарда фон Бинген - исключение. Мы знаем о ней не потому, что  она композитор, а потому что она  святая - а святым тогда уделялось  значительно больше внимания.

     Времечко  вообще было веселое. Один за другим бойко  шли крестовые походы - а по всей Европе строились огромные готические соборы, и одним из первых и величайших был Нотр-Дам, естестественно, в Париже. Его называли "приходской церковью всех королей Европы".

     Он  строился во второй половине XII века, и  был еще недостроен, а музыка в  нем уже звучала - и какая! Такой раньше не было - под титаническими сводами готических соборов музыка звучала по-другому, и писать ее нужно было как-то по-новому.

     И первыми, кто писал музыку для  Нотр-Дама, были два композитора: одного звали Леонен, а другого - Перотен.

     Конечно и музыка, и композиторы существовали и до Хильгарды с Леоненом-Перотеном - просто мы не знаем их имен и не можем расшифровать их ноты. Более  того, мы говорим о церковной музыке - а существовала же и просто музыка, вне церкви. Но получилось так, что именно церковь записывала и собирала нотные манускрипты, поэтому нот нецерковной музыки сохранилось не так уж много.

     Тысячу  лет назад и сама Европа была немного  другой. Там, где сейчас юг Франции  и север Испании, располагалась  страна Окситания (чудесное название, оно происходит от слова "Ок", то есть по-местному - "да"), со своим языком и культурой, и эта страна была значительно цивилизована северян.

     В начале XIV века, воспользовавшись религиозным  поводом - альбигойской ересью - северные бароны, сильно завидовавшие преуспеянию своих южных соседей, учинили крестовый поход против своих же, и Окситания формально перестала существовать - хотя жители тех краев до сих считают себя отдельной нацией. Так вот, именно там, в Окситании, процветала традиция трубадуров и труверов, идущая из совсем древних времен.

     Трубадуры воспевали рыцарские идеалы, честь  и идеальную любовь; и ребята они  были непростые - к их цеху принадлежал  алхимик Раймон Луллий, автор первого  романа о Граале Вольфрам фон Эшенбах, короли и князья. Большинство трубадуров было, конечно родом попроще - зимой они учились, а теплое время проводили при дворе своих высокородных покровителей.

     Одним из первых известных нам трубадуров был Маркабрю из Гаскони, живший в  начале XII века; Тип был специфический, он писал песни на особом языке, понятном только посвященным, мрачно отзывался о женщинах и любви, путешествовал от двора к двору, нигде надолго не задерживаясь; в общем, прообраз всех романтиков.

  Но вернемся на север. Жеан де Лескурэль, сын парижского купца, учился музыке в том же Нотр-Дам де Пари, но, несмотря на всю свою музыкальность, был повешен в самом начале XIV века вместе с еще тремя клериками за "разгул и преступления против женщин". Правосудие, правда, тогда было специфическим - через три года после казни де Лескуреля, король Франции Филипп Красивый безо всякого повода, кроме желания немного поправить свои финансовые дела, сначала арестовал, а потом и сжег всех тамплиеров, до которых сумел добраться.

     Так что сложно сказать - за что именно повесили популярного композитора; но современники его ценили настолько высоко, что включили его музыку в главный нотный манускрипт той эпохи.

     И Филиппа де Витри (1291-1361), жившего  в первой половине XIV века, считали  величайшим музыкантом своего времени. Он родился в Париже, окончил университет, и как многие образованные люди занимался всем сразу - был и композитором, и политическим деятелем, и солдатом, а под конец жизни - даже епископом. Но более всего он известен тем, что написал трактат о музыке "Арс Нова" ("Новое Искусство"), давший название целой эпохе - и, в частности, в нем изобрел современную нотную запись.

Петрарка  сказал нем: "Великий философ и  искатель истины".

     Девятью годами позже Филиппа де Витри  родился другой гений Средневековья - Гийом де Машо. Гийом де Машо был одновременно гениальным музыкантом и гениальным поэтом; о нем говорили: "последний великий поэт, писавший музыку". Поэты, вплоть до Чосера, восхищались им и подражали ему, а репутация его как композитора внушала восхищение и через сто лет. Попросту говоря, де Машо - самый известный композитор XIV века; и, кстати, он считается последним представителем традиции труверов.

Будучи  секретарем Иоанна I, графа Люксембурга  и короля Богемии, де Машо объездил всю Европу, а в преклонные года, уже заработав себе славу великого композитора, вернулся к себе на родину, в город Реймс, сочинять музыку и приводить в порядок свои манускрипты.

     В конце средневековья катастрофы заставили людей по-иному посмотреть на жизнь; они присмотрелись к этой самой жизни - и решили, что она все-таки хороша. Вспомнили древнегреческих философов; а художники, во главе с Леонардо и Микеланжело, перевели взгляд с застывше-духовного на вполне материальное, и оно оказалось неожиданно прекрасным.

     Вдобавок  к этому, английские бароны, которые владели большой частью Франции, частенько выезжали проветриться в свои континентальные угодья, а музыканты ездили вместе с ними - и в прежде суровой европейской музыке появились жизнелюбивые британские гармонии.

     Центр культуры переместился в Италию и Фландрию, и почти все композиторы проводили большую часть жизни при дворах знатных семей Италии или в Риме - а потом возвращались домой и делились новыми созвучиями.

     Этим  путем пошел и Гийом Дюфэ, как  следует из его фамилии - "из рода фей". Из незаконнорожденного сына священника в пригороде теперешнего Брюсселя он стал величайшим композитором средних веков.

Информация о работе Музыка эпохи Средневековья