Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:59, курсовая работа
Для раскрытия темы определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы дадим общую характеристику музыки Средневековья и ее исторические периоды появления в различных странах. Вторая глава будет посвящена музыкальному образованию средних веков. В третьей главе мы более подробно познакомимся с развлекательной музыкой эпохи Средневековья - рыцарской лирикой трубадуров. В четвертой затронем тему литературы о музыке.
Введение 3
Глава 1. Музыка Средних веков 5
Глава 2. Музыкальное образование эпохи Средневековья 14
Глава 3. Лирика трубадуров 17
Глава 4. Литература о музыке в Средневековье 37
Заключение 42
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию
Государственное
учреждение Высшего
профессионального
образования "Московский
государственный
гуманитарный университет
им. М. А. Шолохова"
Факультет
культуры и музыкального
искусства
Курсовая
работа
Тема
- Музыка эпохи Средневековья
Выполнила:
студентка 3 курса
заочного отделения
Дмитриева Наталья Сергеевна
по
направлению "Художественное
образование"
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Литвиненко О. С.
Москва 2009
Содержание
К эпохе Средневековья относится период с 6 по 15 века: 6-9 в. «темное»
Общая характеристика эпохи.
1.Питание - однообразное, голод, много алкоголя.
2.Демография - средний возраст- 23 года. Поэтому были очень ранние браки (Ромео и Джульетта). Очень высокая смертность – болезни, эпидемии. В 1349 году «черная чума» унесла 25 % жителей Европы.
3. Социальная характеристика: Народ любит кровавые зрелища – коррида, турниры, эшафот.
Музыка эпохи представлена двумя типами:
1- релаксирующая
(григорианский хорал в церкви)
2- развлекательная (рыцарская лирика обращена к культу дамы – красивой, знатной и недоступной).
Современные
названия нот ввел в употребление
итальянский монах Гвидо
Именно в эпоху средневековья фольклор стал естественной необходимостью. Песни французские, русские, ирландские имели между собой связь - благодаря крестовым походам, религиозным паломничествам, иноземным нашествиям происходил «круговорот» традиций. Рыцари – крестоносцы, отправляясь в поход, брали с собой арфу для аккомпанирования мелодиям напевам. Услышанным в далеких, чужих краях, возвратившись, домой, в свой замок, они слагали в честь дамы сердца баллады о воинских подвигах и доблестных сражениях. Так сложился рыцарский обычай устраивать не только конные и военные турниры, но и состязания поэтов и певцов.
Бродячие
музыканты Средневековья –
Актуальность данной работы заключается в том, что именно эту эпоху можно считать рождением музыки.
Для
раскрытия темы определена следующая
структура исследования: работа состоит
из введения, четырех глав, заключения
и списка использованной литературы. В
первой главе мы дадим общую характеристику
музыки Средневековья и ее исторические
периоды появления в различных странах.
Вторая глава будет посвящена музыкальному
образованию средних веков. В третьей
главе мы более подробно познакомимся
с развлекательной музыкой эпохи Средневековья
- рыцарской лирикой трубадуров. В четвертой
затронем тему литературы о музыке.
Истоки музыки средних веков - как и многого другого в европейской культуре - лежат в древней Греции. Пифагор, много занимавшийся теорией и практикой музыки, открыл музыкальные интервалы, прислушавшись - как сообщает легенда - к бою молотов в кузнице. Вдобавок к известным много тысяч лет духовым и струнным, греки изобрели орган. Из Палестины в Европу пришла традиция церковного пения. А достижения Греции перешли по наследству к Римской империи.
Собственно, Европа, как мы ее знаем, это и есть территория, окультуренная Римом; недаром, латынь оставалась языком церкви и учености вплоть до XVI-XVII веков. Когда Римская Империя перестала существовать в 476 году, Европу объединяло только христианство. Религиозным центром остался Рим, но теперь вместо цезарей там находился Папа Римский, глава христианства и прямой наследник Святого Петра.
Политическим и культурным центром Европы стал Париж. А рассеянные по всей Европе крепости-монастыри были очагами и хранилищами культуры.
История
известной нам европейской
В полном соответствии с матриархатом, первый композитор, о жизни которого нам что-то известно - женщина; а не просто женщина, а святая - Хильдегарда фон Бинген (1098-1179).
Родилась она одновременно с началом первого Крестового похода в большой аристократической семье; но ребенком была болезненным, и когда ей исполнилось восемь лет, ее - от греха подальше - отдали в монастырь. Там она и провела всю оставшуюся жизнь.
Жизнь в монастыре пошла ей на пользу; она стала неформальной настоятельницей, написала массу книг по биологии, теологии, ботанике, медицине, писала литургические тексты, поэмы и музыку; более того - ездила в гастроли с проповедями и стала настолько известной, что с ней переписывались аж два римских папы и наставник тамплиеров Бернар Клервосский. А поскольку она с детства видела видения, в которых ей открывались тайны горнего мира, то и музыку она писала, напрямую имея в виду гармонию надзвездных сфер. В итоге она была заслуженно названа Хильдегардой Благословенной и причислена к лику святых.
Но Хильдегарда фон Бинген - исключение. Мы знаем о ней не потому, что она композитор, а потому что она святая - а святым тогда уделялось значительно больше внимания.
Времечко вообще было веселое. Один за другим бойко шли крестовые походы - а по всей Европе строились огромные готические соборы, и одним из первых и величайших был Нотр-Дам, естестественно, в Париже. Его называли "приходской церковью всех королей Европы".
Он строился во второй половине XII века, и был еще недостроен, а музыка в нем уже звучала - и какая! Такой раньше не было - под титаническими сводами готических соборов музыка звучала по-другому, и писать ее нужно было как-то по-новому.
И первыми, кто писал музыку для Нотр-Дама, были два композитора: одного звали Леонен, а другого - Перотен.
Конечно и музыка, и композиторы существовали и до Хильгарды с Леоненом-Перотеном - просто мы не знаем их имен и не можем расшифровать их ноты. Более того, мы говорим о церковной музыке - а существовала же и просто музыка, вне церкви. Но получилось так, что именно церковь записывала и собирала нотные манускрипты, поэтому нот нецерковной музыки сохранилось не так уж много.
Тысячу лет назад и сама Европа была немного другой. Там, где сейчас юг Франции и север Испании, располагалась страна Окситания (чудесное название, оно происходит от слова "Ок", то есть по-местному - "да"), со своим языком и культурой, и эта страна была значительно цивилизована северян.
В начале XIV века, воспользовавшись религиозным поводом - альбигойской ересью - северные бароны, сильно завидовавшие преуспеянию своих южных соседей, учинили крестовый поход против своих же, и Окситания формально перестала существовать - хотя жители тех краев до сих считают себя отдельной нацией. Так вот, именно там, в Окситании, процветала традиция трубадуров и труверов, идущая из совсем древних времен.
Трубадуры воспевали рыцарские идеалы, честь и идеальную любовь; и ребята они были непростые - к их цеху принадлежал алхимик Раймон Луллий, автор первого романа о Граале Вольфрам фон Эшенбах, короли и князья. Большинство трубадуров было, конечно родом попроще - зимой они учились, а теплое время проводили при дворе своих высокородных покровителей.
Одним из первых известных нам трубадуров был Маркабрю из Гаскони, живший в начале XII века; Тип был специфический, он писал песни на особом языке, понятном только посвященным, мрачно отзывался о женщинах и любви, путешествовал от двора к двору, нигде надолго не задерживаясь; в общем, прообраз всех романтиков.
Но вернемся на север. Жеан де Лескурэль, сын парижского купца, учился музыке в том же Нотр-Дам де Пари, но, несмотря на всю свою музыкальность, был повешен в самом начале XIV века вместе с еще тремя клериками за "разгул и преступления против женщин". Правосудие, правда, тогда было специфическим - через три года после казни де Лескуреля, король Франции Филипп Красивый безо всякого повода, кроме желания немного поправить свои финансовые дела, сначала арестовал, а потом и сжег всех тамплиеров, до которых сумел добраться.
Так что сложно сказать - за что именно повесили популярного композитора; но современники его ценили настолько высоко, что включили его музыку в главный нотный манускрипт той эпохи.
И Филиппа де Витри (1291-1361), жившего в первой половине XIV века, считали величайшим музыкантом своего времени. Он родился в Париже, окончил университет, и как многие образованные люди занимался всем сразу - был и композитором, и политическим деятелем, и солдатом, а под конец жизни - даже епископом. Но более всего он известен тем, что написал трактат о музыке "Арс Нова" ("Новое Искусство"), давший название целой эпохе - и, в частности, в нем изобрел современную нотную запись.
Петрарка сказал нем: "Великий философ и искатель истины".
Девятью годами позже Филиппа де Витри родился другой гений Средневековья - Гийом де Машо. Гийом де Машо был одновременно гениальным музыкантом и гениальным поэтом; о нем говорили: "последний великий поэт, писавший музыку". Поэты, вплоть до Чосера, восхищались им и подражали ему, а репутация его как композитора внушала восхищение и через сто лет. Попросту говоря, де Машо - самый известный композитор XIV века; и, кстати, он считается последним представителем традиции труверов.
Будучи секретарем Иоанна I, графа Люксембурга и короля Богемии, де Машо объездил всю Европу, а в преклонные года, уже заработав себе славу великого композитора, вернулся к себе на родину, в город Реймс, сочинять музыку и приводить в порядок свои манускрипты.
В конце средневековья катастрофы заставили людей по-иному посмотреть на жизнь; они присмотрелись к этой самой жизни - и решили, что она все-таки хороша. Вспомнили древнегреческих философов; а художники, во главе с Леонардо и Микеланжело, перевели взгляд с застывше-духовного на вполне материальное, и оно оказалось неожиданно прекрасным.
Вдобавок к этому, английские бароны, которые владели большой частью Франции, частенько выезжали проветриться в свои континентальные угодья, а музыканты ездили вместе с ними - и в прежде суровой европейской музыке появились жизнелюбивые британские гармонии.
Центр культуры переместился в Италию и Фландрию, и почти все композиторы проводили большую часть жизни при дворах знатных семей Италии или в Риме - а потом возвращались домой и делились новыми созвучиями.
Этим путем пошел и Гийом Дюфэ, как следует из его фамилии - "из рода фей". Из незаконнорожденного сына священника в пригороде теперешнего Брюсселя он стал величайшим композитором средних веков.