Музыка эпохи Средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:59, курсовая работа

Краткое описание

Для раскрытия темы определена следующая структура исследования: работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы дадим общую характеристику музыки Средневековья и ее исторические периоды появления в различных странах. Вторая глава будет посвящена музыкальному образованию средних веков. В третьей главе мы более подробно познакомимся с развлекательной музыкой эпохи Средневековья - рыцарской лирикой трубадуров. В четвертой затронем тему литературы о музыке.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Музыка Средних веков 5
Глава 2. Музыкальное образование эпохи Средневековья 14
Глава 3. Лирика трубадуров 17
Глава 4. Литература о музыке в Средневековье 37
Заключение 42
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Музыка Эпохи Средневековья - курсовая.doc

— 207.50 Кб (Скачать)

     Это деление также нашло своих  сторонников и последователей. Его почти буквально повторяют Исидор Севильский, Рабан Мавр. Особенное распростра­нение получило высказывание Кассиодора о различии «естественных» и «искусственных» ритмов. На этой основе музыкальный теоретик X века Регино из Прюма выдвигает новую классификацию музыки, основанную на делении ее на «естественную» (naturalis) и «искусственную» (artificialis). Под первой Регино понимал музыку, вызываемую движением небесных сфер и производимую музыкальными инструментами. Во второй же он видел музыку, «изобретенную искусством и человеческим умом». Это деление музыки в известной степени отличалось от классификации Боэция и в последующем послужило теоретической основой для новых музыкальных концепций.

     На  музыкальную эстетику средневековья  большое влияние оказало проникновение арабской литературы по вопросам музыки, которое особенно ярко сказалось в XII веке.

     В 1150 году ученый монах Гундисальв переводит  на латынь музыкальные трактаты арабского  ученого Аль-Фараби «Большая книга о музыке» и «Рассуждения о музыке». Многое в этих трактатах шло от древнегреческой музыкальной теории, которая была совершенно неизвестна европейским ученым, воспитанным на эллинистической традиции Августина и Боэция.

     Арабское  влияние проявляется и у другого  крупного представителя музыкальной  теории в Англии — Вальтера Одингтона. В вопросе о классификации музыки Одингтон следует за Исидором. Музыка делится у него на органику, ритмику или Метрику и гармонику, причем musica organica — это не только духовые, но и все музыкальные инструменты, ритмика и метрика связаны у него с танцем и, наконец, musica harmonica — с пением и театром. Так же как и Роджер Бэкон, он включает в свою классификацию театр и танец, возвращаясь под влиянием арабской литературы к синтетическому греко-античному пониманию музыки.

     Таким образом, вы видим, что развитие музыкальной  эстетики средневековья идет по линии  «втягивания» в музыкальную сферу  других областей художе­ственного творчества: театра, пения, народной музыки и т. д. В соответствии с этим происходит дифференциация понятия музыки, приближение систем клас­сификации к практике художественной жизни.

     Bce это подготовило новое понимание  музыки, о котором свидетельствует  один из самых замечательных  памятников западноевропейского  средневековья — трактат парижского  магистра музыки Иоанна де Грохео.

     Трактат Грохео — исключительное явление  в средневековой музыкальной  эстетике. В условиях почти полного  подчинения науки и искусства  теологии и церкви Грохео выступил с резкой критикой метафизического  и теологического понимания музыки, одним из первых в европейской эстетике выдвинул и обосновал принцип социального подхода к ней.

     В противоположность чисто умозрительной  эстетике неоплатонизма и неопифагореизма, древнегреческая теория музыки основывалась на единстве теории и практики, разума и чувства, рационального познания и чувственного наслаждения. Поэтому в арабских и среднеазиатских трактатах музыка рассматривается как проявление естественных чувств человека, как средство общения между людьми. В соответствии с этим в них отвергаются попытки построить музыку на математической основе и подчинить ее авторитету прежних мыслителей.

     Концепция Грохео была смелой попыткой выработать в рамках средневекового миросозерцания совершенно новые критерии оценки, понимания и классификации музыки. Однако развитие новых эстетических представлений происходило довольно медленно, противоречиво сочетаясь с устаревшими концепциями и воззрениями. Об этом убедительно свидетельствует появившееся в начале XIV века энциклопедическое сочинение «Зеркало музыки» Иоанна де Муриса. На первый взгляд, Мурис не вносит ничего принципиально нового в вопрос о классификации музыки. Также как и Боэций, он делит музыку на три вида: мировую, человеческую и инструментальную, — прибавляя затем к ним еще один вид — небесную, или божественную музыку.

       Таким образом, мы видим, как наиболее выдающиеся представители средневековой эстетики разрушили господствующую в течение многих веков традиционную схему, согласно которой музыка включалась в теологически понимаемую систему мира. Однако выработать новые теоретические принципы классификации музыки они были не в состоянии. Единственное, что они могли сделать, — это стать на точку зрения современной им практики и таким образом теоретически санкционировать утвердившееся разделение музыки между различными общественными слоями или институтами. Именно такую позицию заняли Иоанн де Грохео, Иоанн де Мурис и др. Новая классификация музыки были выработана только в эпоху Возрождения, когда утвердилось новое эстетическое сознание, новая эстетическая система.

 

     

Заключение

     Сначала от Великого Голода вымерла одна десятая  населения Северной Европы, потом  в 1333 началась Столетняя война (продлившаяся в итоге сто пятьдесят лет), а через несколько лет началась чудовищная эпидемия чумы, Черная Смерть, унесшая жизни почти 70% населения Европы. И если что-то и поддерживало страсть к жизни, то это была музыка.

     Народная  мудрость гласит: "все хорошее  когда-нибудь да кончается"; подошло  к концу и средневековье.

     Музыка, танец создали для нас яркий  художественный образ эпохи Средневековья, помогающий глубоко прочувствовать одну из страниц истории.

 

Список  используемой литературы

  1. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Москва 1984 г.
  2. Гнедич.П. П. Всемирная история искусств. М.: Современник, 1997 г.
  3. Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  4. Культурология. История мировой культуры. Под редакцией проф. А.Н.Марковой. М.:ЮНИТИ,2005.
  5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987
  6. Конен В. Д. «История зарубежной музыки».
  7. Михайлов А. Д. Вступительная статья. Средневековый роман и повесть. М., 1974
  8. Прохорова И. «Музыкальная литература зарубежных стран».

Информация о работе Музыка эпохи Средневековья