Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
Одной из самых трудных задач в деле восстановления хозяйства страны было возрождение системы образования, культуры на селе, т.к. именно сельские территории понесли наибольший урон в годы войны. Эту проблему осветил доктор исторических наук, профессор Алексей Иванович Манаенков. В своей работе «Культурное строительство в послевоенной деревне (1946 – 1950 гг.)» автор раскрывает процессы культурного строительства в советской деревне тех лет, напряженной работы по воссозданию материальной базы культуры, повышения образовательного, культурного уровня сельского населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ОБРАЗОВАНИЕ 5
§1. Высшее и среднее образование 5
§2. Особенности культурно просветительской работы на селе 5
§3. Сельская школа 7
ГЛАВА 2 8
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 8
§1. Развитие послевоенной литературы и государственная политика в области художественного творчества 8
§2. Искусство в послевоенное время 9
§3. Театр 10
§4. Архитектура и строительство 10
§5. Литература и искусство на селе 11
§6. Средства массовой информации и кино 12
ГЛАВА 3 15
ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ
Исторический факультет
Кафедра архивоведения и
специальных исторических дисциплин
Калачева Софья Дмитриевна
Соломенникова Елена Игоревна
РЕФЕРАТ ПО ИСТОРИИ РОССИИ
На тему: «Культурная жизнь СССР в 1945 – 1953 гг.»
Студенток 3 курса дневного отделения
Преподаватель:
Петрозаводск
2007
Данная работа посвящена истории развития советской культуры в 1946 – 1953 гг. Культура СССР в рассматриваемый период представляет наибольший интерес, т.к. в это время она развивалась в сочетании с культом личности Сталина, достигшего в 1946 – 1953 гг. апогея.
Основная цель данного реферата – осветить вкратце все аспекты культуры (образование, наука, литература, искусство, архитектура и строительство, идеология) в послевоенный период.
Одержав победу в Великой отечественной
войне, народ приступил к
Возрождение хозяйственной и культурной жизни страны началось еще в годы войны, по мере изгнания врага с временно оккупированной территории. Учитывая реальные материальные возможности, конкретные задачи момента и перспективы дальнейшего развития, Советское правительство разработало программу экономического и культурного строительства на четвертую пятилетку, которая была изложена в Законе «О пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 – 1950 гг.», принятом на первой сессии Верховного Совета 18 марта 1946 г.
Историография культуры советского общества прошла в целом тот же путь развития, что и историческая наука, посвященная данному периоду. В то же время истории изучения этой темы были свойственны и собственные черты, вытекающие из специфики данной отрасли знания.
Первые работы по историографии советской культуры появились в начале 1960-х годов. Как справедливо считает В.Т. Ермаков, одна из причин этого заключается в том, что до конца 1940-х годов история советской культуры еще не успела вычлениться из общей истории советского общества. Начавшийся со второй половины 1950-х годов в разработке истории советской культуры заметный подъем способствовал оживлению собственно историографических исследований в этой области. Историография советской культуры стала предметом самостоятельного изучения. Пионером здесь выступила Л.М. Зак. Вопросы истории культуры обсуждались во второй половине 1970-х и самом начале 1980-х годов на научных конференциях и страницах специальных изданий. Этой проблемой занимались М.П. Ким, Б.И. Краснобаев, В.Т. Ермаков и другие.
Первые работы были посвящены по преимуществу обоснованию необходимости создания обобщающих трудов по истории культуры, не ограничиваясь, изучением отдельных ее отраслей.
В начале 1980-х гг. Ермаков предложил периодизацию историографии культуры. Ранее подобная попытка предпринималась Зак. Эта периодизация в общем соответствовала общепринятой в советской исторической науке. Но Ермаков констатировал неприемлемость подомной масштабной периодизации применительно к истории культуры. Взяв за основу внутреннюю логику накопления и развития знаний по истории советской культуры, Ермаков предложил выделить в качестве самостоятельных этапов становления и развития ее историографии следующие периоды: 1918 г. – вторая половина 1940-х годов – период «обществоведческий» (преобладает журнальная периодика, авторы – публицисты, партийно-государственные работники, философы, социологи, литературоведы). Вторая половина 1940-х годов – конец 1950-х – начало 1960 –х годов – переходный этап: от обществоведческого подхода к профессиональной историографии. На рубеже 1950-х – 1960-х годов историография советской культуры «вступает в новый этап своего развития - профессиональной историографии. «Разработка истории советской культуры стала специальной задачей сформировавшегося отряда историков культуры». 1960- е – 1970-е годы характеризуются стремительным развитием как профессиональной историографии советской культуры в целом, так и ее «отраслей». 1
Одной из самых трудных задач в деле восстановления хозяйства страны было возрождение системы образования, культуры на селе, т.к. именно сельские территории понесли наибольший урон в годы войны. Эту проблему осветил доктор исторических наук, профессор Алексей Иванович Манаенков. В своей работе «Культурное строительство в послевоенной деревне (1946 – 1950 гг.)»2 автор раскрывает процессы культурного строительства в советской деревне тех лет, напряженной работы по воссозданию материальной базы культуры, повышения образовательного, культурного уровня сельского населения.
Что касается структуры работы, то реферат состоит из трех глав: образование; литература и искусство; идеология и наука. Кроме того, первая и вторая главы разделены на параграфы, посвященные отдельным аспектам той или иной сферы образования и культуры.
Важнейшей задачей
государства в области
Начиная с 1944 г. во всех республиках Союза стали создаваться особые семилетние и средние школы: в городах и рабочих поселках – школы рабочей молодежи. Это новая форма без отрыва от производства – получила широкое распространение.
К началу 5-ой пятилетки (1951 г.) в СССР в основном завершился переход на всеобщее семилетние обучение. Увеличилось число школ, техникумов, вузов. За период с 1946 по 1950 г. высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов, или в среднем за год 130,4 тыс. чел. Быстрое развитие получило вечернее и заочное высшее образование. На первом месте по числу заочников были вузы просвещения, поскольку многие высшие учебные заведения, особенно на периферии, испытывали острый недостаток в квалифицированных научно-педагогических кадрах.3
Одна из основных задач первого
послевоенного пятилетия
В 1945 – 1946 гг. вначале в РСФСР, а затем и в других союзных республиках при советах министров были образованы комитеты по делам культурно-просветительных учреждений на правах республиканских министерств, а в областях при исполкомах Советов – отделы культурно-просветительной работы.
Был взят курс на постепенное преобразование изб-читален в сельские и колхозные клубы. Сотни таких клубов были созданы в послевоенные годы, но в ряде мест эта реорганизация носила формальный характер и проводилась на прежней материальной основе.
В июне 1946 г. Комитет по делам культурно-
Восстановление и
Принципиально важное значение имело обеспечение сельских культпросветучреждений кадрами работников, повышение их идейно-политической и специальной подготовки. Система подготовки и переподготовки кадров кульпросветработников начала складываться сразу же после войны. В феврале 1945 г. в ведение вновь образованного Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме СССР были переданы Московский и Ленинградский библиотечные институты, Центральный институт повышения квалификации руководящих политпросветработников и 25 техникумов. Наиболее массовой формой подготовки кадров в первые послевоенные годы была курсовая система. Во всех союзных республиках работали постоянные 6-месячные курсы, в областях, краях и автономных республиках при Домах народного творчества действовали месячные и трехмесячные курсы повышения квалификации руководителей клубных учреждений и 5-10-дневные семинары руководителей кружков художественной самодеятельности. Однако не везде курсы и семинары работали регулярно. Порой из-за отсутствия средств они не функционировали, а на местах ограничивались проведением кратковременных семинаров. Активное участие во всей этой работе принимал комсомол. В апреле 1946 г. пленум ЦК ВЛКСМ своим постановлением обязал комсомольские организации оказывать повседневную помощь культпросветучреждениям в подборе и подготовке заведующих клубами, избами-читальнями, руководителей различных самодеятельных кружков. По комсомольским путевкам наиболее подготовленные юноши и девушки направлялись на работу в клубы, избы-читальни.
Клубы, избы-читальни являлись центрами всей культурной жизни послевоенного села. Сюда тянулась молодежь, здесь объединялись основные силы сельской интеллигенции, проводилась большая часть всех общественно-политических и культурных мероприятий. Несмотря на все трудности, сельские культурно-просветительные учреждения выполняли огромную работу: вели пропаганду научных знаний, стимулировали самообразование населения, создавали условия для развития народного творчества, художественной самодеятельности, помогали средствами культурно-просветительной работы мобилизовать трудящихся на выполнение важнейших политических и хозяйственных задач. Вся эта работа проводилась по преимуществу с колхозным населением, составлявшим в рассматриваемый период абсолютное большинство сельских жителей.
В колхозных клубах организовывались встречи с передовиками производства, знатными полеводами и животноводами, заслуженными фронтовиками, проводились читательские конференции, диспуты. Создавались кружки, агитбригады. Массовое распространение получают тематические вечера и устные журналы. В послевоенные годы налаживается и развивается дальше работа таких культурно-просветительных учреждений, как сельские музеи, Дома крестьянина, сельские народные университеты и др. Особое место занимают сельские библиотеки. Силами работников сельских библиотек велась пропаганда общественно-политической литературы, произведения, в которых раскрывались нравственные истоки всенародного подвига в Великую отечественную войну, лучшие черты характера советского человека. В числе таких книг можно назвать «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «От всего сердца» Е.Мальцева.5
Важнейшим участком культурного строительства на селе являлось восстановление и развитие сети начальных и средних школ. В мае 1945 г. утверждено положение о золотой и серебряной медалях для окончивших среднюю школу.
Ввиду нехватки строительства материалов строительство школ проходило медленно. Чтобы охватить учебой всех детей школьного возраста, началось строительство школ-интернатов или создание их при действующих школах.
В школах проводились политинформации, вечера, диспуты, конференции на общественно-политические темы. На уроки приглашались знатные люди села, депутаты местных Советов, ветераны революции, герои гражданской и Великой отечественной войн. Проводились экскурсии.
В первые послевоенные годы широкое распространение получили школы сельской молодежи. Существовало два типа вечерних школ сельской молодежи: начальные (1-4 классы) и семилетние (1-7 классы).
В 1946-1948 гг. ЦК ВКП (б) был принят ряд специальных постановлений по вопросам литературы и искусства: «О журналах «Звезда» и «Ленинград», (14 августа 1946 г.), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.), «О журнале «Крокодил» (11 сентября 1948 г.) и др., в которых содержались негативные оценки творчества таких деятелей культуры как А.Ахматова, М. Зощенко, В. Мурадели, творчество которых признавалось аполитичным, безыдейным, буржуазным по идеологии. Мелочная опека, строгая цензура и придирки просто изводили авторов, вынуждая к неоднократным переделки произведений в угоду партийным догмам и боссам. Например, порочным в идейно-политическом отношении был признан фильм режиссера Л.Лукова «Большая жизнь» о восстановлении Донбасса. На заседании Политбюро, где проходила проработка деятелей кино, А. Жданов сказал: «Люди Домбасса в фильме показаны извращенно, как люди малокультурные, пьяницы, ничего не понимающие в механизации. А наши люди не такие. Тема восстановления дана между выпивками и любовными похождениями героев».
Уничтожающей критике подверглись картины «Свет над Россией» С. Юткевича, «Мичурин» А.Довженко, «Молодая гвардия» С. Герасимова.
Политико-идеологические установки советского руководства сказывались и на развитии послевоенной литературы. «Задача советской литературы, - отмечалось в постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г., - состоит в том, чтобы помочь государству правильно воспитать молодежь, ответить на ее запросы, воспитать новое поколение бодрым, верящим в свое дело. Поэтому всякая проповедь безыдейности, аполитичности, «искусства для искусства» чужда советской литературе. А в это время наряду с признанными мастерами слова М.Шолоховым, А. Твардовским, Ф. Гладковым, К. Паустовским, М. Пришвиным в советской литературе начинают появляться новые имена: Э. Казакевич, В. Панова, С.Гудзенко и др.