Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 22:21, курсовая работа
Одной из самых трудных задач в деле восстановления хозяйства страны было возрождение системы образования, культуры на селе, т.к. именно сельские территории понесли наибольший урон в годы войны. Эту проблему осветил доктор исторических наук, профессор Алексей Иванович Манаенков. В своей работе «Культурное строительство в послевоенной деревне (1946 – 1950 гг.)» автор раскрывает процессы культурного строительства в советской деревне тех лет, напряженной работы по воссозданию материальной базы культуры, повышения образовательного, культурного уровня сельского населения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 5
ОБРАЗОВАНИЕ 5
§1. Высшее и среднее образование 5
§2. Особенности культурно просветительской работы на селе 5
§3. Сельская школа 7
ГЛАВА 2 8
ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО 8
§1. Развитие послевоенной литературы и государственная политика в области художественного творчества 8
§2. Искусство в послевоенное время 9
§3. Театр 10
§4. Архитектура и строительство 10
§5. Литература и искусство на селе 11
§6. Средства массовой информации и кино 12
ГЛАВА 3 15
ИДЕОЛОГИЯ И НАУКА 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
Огромную популярность в нашей стране и за рубежом приобрела «Повесть о настоящем человеке» (1946) Б. Полевого. Фильм, поставленный по ней, пользовался постоянной любовью у советских людей.
Например, в романе Фадеева «Молодая гвардия» (1945 г.) раскрывается самоотверженная борьба советской молодежи против немецких захватчиков. Однако в «Правде» (дек. 1947 г.) отмечалось, что Фадеев недостаточно показал руководящую роль партии в организации патриотического подполья.
Военной теме посвящены повести «Звезда» Э.Казакевича, «Зеленый луч» Л. Соболева.
Своеобразным лирическим гимном послевоенному времени стала песня М. Исаковского «Летят перелетные птицы». В те же годы Исаковский создал одно из самых искренних, самых скорбных произведений советской поэзии – «Враги сожгли родную хату».
Исстрадавшимся людям после войны было нужно то, ради чего они боролись и страдали долгие четыре года, ради чего ковали победу над врагом. «Радость наша больше горя, а жизнь сильнее смерти и громче любой тишины людская песня», - писал Л. Леонов в майские дни 1945 г.
В 1952 г. в журнале «Новый мир» появился очерк В. Овечкина «Районные будни», который стал заметным явлением в советской литературе о колхозной деревне.
Значительное место в
В послевоенные годы было создано много полотен, изображающих события трагических лет: «Письмо с фронта (1947) А. Лактионова, «Возвращение» (1947) В. Костецкого, «Отдых после боя» (1951 г.) Ю. Непринцева.
Труд и быт русской деревни – родная стихия художника А. Пластова. Его картины «Весна» (1945), «Колхозный ток» (1949), «Ужин трактористов» (1951) – спокойные, повествовательные, без излишнего внутреннего драматизма полотна.
Заметно обогащается после войны и «лениниана». Появляются «Ходоки у Ленина» (1950) в. Серова и др.
В портретной живописи послевоенных лет наряду с образом героя-победителя все большее место занимает образ человека мирного труда. Значительные успехи достигает в этой области Коринский «Портрет скульптора С.Т. Коненкова» 1947 г. и др.
На одно из первых мест среди других жанров советской живописи в послевоенные годы – пейзаж. Здесь – свои достижения, оригинальность, свежесть, например: «Начало апреля», «Ранняя весна» (1952) С. Герасимова, эпические полотна В. Мешкова «Сказ об Урале» (1949) и т.д.7
В послевоенные годы советский театр продолжил работу над спектаклями, отражающими жизнь и борьбу народов СССР. Создание образа советского патриота – участника Великой Отечественной войны определило пафос таких произведений театрального искусства, как героико-эпическая постановка «Молодой гвардии» по одноимённому роману А.А. Фадеева (1947), «За тех, кто в море!» Б.А. Лавренева (1947), «Макар Дубрава» А.Е. Корнейчука (1948). Работая над современной тематикой, театры ставили также исторические и историко-революционные пьесы: «Ярослав Мудрый» И.А. Кочерги (1947), «Утро Востока» Э. Мамедханлы (1947).
В конце 40-х – начале 50-х в развитии театра особенно резко сказались тенденции, связанные с воздействием на искусство культа личности Сталина. Они проявлялись в искусственном сглаживании жизненных противоречий, в поверхностном изображении советской действительности, обеднении выразительных средств. Партия призывала деятелей искусства к упрочнению связи с жизнью, к усилению борьбы за художественное мастерство. Борьба против узкого, догматического понимания социалистического реализма, за богатство художественных школ и направлений, стилей и жанров, форм и приёмов проходит особенно плодотворно с середины 50-х, определяя подъём и развитие советского театра, новый, высший его этап.
В 1947-1951 гг. началось строительство Московского и первых станций Ленинградского метрополитенов. Многие из них украшались смальтовыми и мраморными мозаиками, фресками, витражами, например, цикл мозаичных композиций П. Корина на сводах подземного зала станции «Комсомольская – кольцевая» (1951), которую архитектор А. Щусев задумал как радостный гимн во славу русского народа.
В послевоенные годы большое внимание уделялось развитию монументальной скульптуры, особенно созданию памятников воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом (1946-1949 гг.) Один из таких памятников сооружен скульптором Е. Вучетичем совместно с архитектором Я. Белопольским в Трептов-парке (Берлин). Символом памятника является простой солдат в походной одежде; одной рукой он прижимает к себе спасенную им маленькую девочку, в другой – тяжелый меч, разрубивший свастику.
В 1947 г. специальным постановлением Совмина СССР принимается решение о строительстве в Москве 7 высотных зданий в 26-32 этажа по единому архитектурному замыслу. Новые здания радикально изменили исторически сложившийся пространственный облик Москвы. Строительство их оказалось очень дорогим, порой сооружение поглощало «электрический рацион» целого крупного города.
В целом положение в области литературного творчества было тяжелым. Ряд талантливых писателей были преданы забвению. Произведение, которые выходили за рамки узкопонимаемого реализма как бытового правдоподобия, не доходили до читателя.
Для критики нередко были характерны приемы грубого окрика и разноса. Иногда захваливали серые, посредственные произведения ввиду только «важности» темы. По этому признаку, поднимались на щит произведения, изображавшие Сталина, хотя многие из них были далеки от совершенства.
В 1946 – 1951 гг. в Москве прошли декады национальной литературы и искусства союзных и автономных республик. Активно развивалось культурное шефство писателей, поэтов над сельскими районами.
Значительную работу по культурному обслуживанию сельской местности проводил Государственный национальный драматический театр Карелии. С 1 января по 15 сентября 1948 г. в колхозах, в поселках рабочих лесной и бумажной промышленности и райцентрах республики было дано 89 спектаклей. Репертуар театра состоял из следующих спектаклей: «На сплавной реке» Паккала, «Великая сила» Ромашова, «За Камо-рекой» Тихонова и т.д. Актеры театра Н. Томашевская и А.Высоцкий во втором квартале 1948 г. прочитали в районах республики 25 лекций; при этом лекции «А.Н. Островский», «ВГ. Белинский», «Карело-Финская земля» сопровождались демонстрацией кинофильмов.8
В послевоенные годы люди, пережившие военное лихолетье, как-то по-особому тянулись друг к другу, жаждали духовного общения. В ту пору во многих сельских районах существовали многочисленные хоровые коллективы. Характерно, что послевоенная деревня пела уже те же песни, что и город. Популярными и любимыми народом стали песни «Вечер на рейде» и «На солнечной поляночке» В.Соловьева-Седого, «Темная ночь» Н.Богословского, «В лесу прифронтовом» М.Блантера, «Смуглянка» А.Новикова. Яркое отражение в репертуаре хоровой самодеятельности нашла тема борьбы за мир.9
В области изобразительного искусства в послевоенные годы жизнь в деревне, созидательный труд народа нашли художественное воплощение в картинах живописцев А.Пластова «Весна» и «Ужин тракториста», А. Мыльникова «На мирных полях» и т.д.
В июле 1950 г. Союз художников Карелии организовал первую передвижную выставку 11 художников республики. За 2 недели ее посетило более 2 тысяч человек. Хорошее впечатление оставили картины В.Н. Попова, Г.А. Стронка, К.А. Буторова, О.П. Бородкина.10
Все содержание официальной информации было направлено на пропаганду «исключительных успехов» Советской страны, ее экономики и культуры, достигнутых под мудрым руководством «гениального вождя и учителя всех народов». Образ «процветающей державы», народ которой наслаждается всеми благами социалистической демократии, представал со страниц газет и журналов тех лет, звучал по радио, получил отражение в лакировочных книгах, кинофильмах. Правда о жизни народа, о прошедшей войне с трудом пробивала себе дорогу, глушилась высокопарной словесной трескотней, которая насаждалась в органах массовой информации сталинско-ждановским идеологическим и культурным аппаратом
Увеличение тиража газет и журналов позволило в первую очередь обеспечивать ими сельские культурно-просветительные учреждения. К примеру, в 1948 г. все клубные учреждения Карелии в достатке получали газеты и журналы, как местные, так и центральные.
Открытие новых печатных изданий, рост их тиражности и доведение до массового читателя, в т.ч. и сельского, безусловно, можно было бы считать положительным явлением. Но ограниченность и тенденциозность информации, подчиненность ее жестким указаниям сверху пагубно сказывались на освещении в прессе, по радио, в устной пропаганде общественно-политической тематики, практически целиком посвященной возвеличиванию личности Сталина. В то же время пропаганда в средствах массовой информации идей марксизма-ленинизма велась в урезанном виде, носила следы административного контроля: некоторые произведения классиков были крамольными для сталинского режима и не публиковались и не пропагандировались в печати.
Примечательным явлением послевоенных лет стала широкая радиофикация деревни. Ведущее место в программах Центрального радиовещания занимала оперативная информация (выпуски «Последних известий», «Новости недели»). Программы радиопередач дифференцировались – для рабочих и колхозников, воинов Советской Армии и молодежи т.д. Регулярно транслировались циклы лекций по истории партии, философии, политэкономии, беседы, в которых разъяснялось содержание принимавшихся партийных документов. Радио играло большую роль в пропаганде достижений культуры, воспитании художественных вкусов.
Также приметой послевоенных лет явилось постепенное вхождение в быт людей телевидения. В декабре 1945 г. Московский телецентр возобновил регулярное вещание (2 раза в неделю). В 1947 г. начал работать Ленинградский телецентр. В конце 40-х гг. было налажено массовое производство первых советских телевизоров. В 1951 г. начала работать Центральная студия телевидения.11
Важнейшей составной частью культурной
работы, политического и художественно-
Отход от жизненной правды, искажение истории Великой отечественной войны особенно проявилось в таких фильмах, как «Клятва», «Падение Берлина», «Сталинградская битва». Здесь безмерно возвеличивалась роль Сталина, допускались нарушения, грубые искажения исторической правды, а народ, как творец истории отодвигался на второй план. Наиболее характерно это было для фильма «Падение Берлина», того самого, в котором Сталин в Берлине сходит по трапу самолета, как всевышний, в лучах, перед толпой преклоняющихся перед ним людей.
Исторические художественные киноленты отражали героическую борьбу нашего народа за свободу и независимость нашей Родины, воссоздавали образы государственных деятелей, полководцев, писателей, ученых далекого и недавнего прошлого («Иван Грозный», «Адмирал Нахимов», «Мичурин» и др.). Жизнь колхозного села в послевоенные годы освещается в фильмах «Сельская учительница», «Кубанские казаки».
Реализация идеологических догм сказывалась на всех сторонах жизни советского общества, начиная с быта и кончая генной инженерией. Так, на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ) в августе 1948 г. монопольное положение в агробиологии заняла группа академика Т. Лысенко. Лысенко в своих выкладках обосновывал ложный тезис о существовании СССР двух диаметрально противополеженых биологий: материалистической – советской мичуринской и идеалистической – вейсманистско – менделистской и метафизической. Водоразделом между ними было, по мнению Лысенко, отношение ученых к хромосомной теории наследственности, ученые, признающие эту теорию, объявлялись реакционерами, проводниками буржуазных воззрений в науке. Президиум АН СССР безоговорочно поддержал решение сессии ВАСХНИЛ и постановил закрыть ряд лабораторий, объявленных очагами реакционного морганизма. Были освобождены от работы многие ученые – научные противники Лысенко и Вильямса, независимо от того, были ли они генетиками, физиологами, морфологами, почвоведами или медиками. Изымались и уничтожались учебники, книги, программы, основанные на морганизме-менделизме. Приказом министра сельского хозяйства предписывалось прекратить все работы, связанные с селекцией и животноводчестве.
Вредное влияние лысенковского тезиса распространилось и на другие отрасли науки – медицину, почвоведение, кибернетику. Были объявлены вне закона медицинские исследования, связанные с наследственными заболеваниями; реакционными и идеалистическими были признаны теория относительности Эйнштейна, теория резонанса Полинга и ряд других физических концепций. Немало демагогических статей было включено в сборник «Философские проблемы современной физики», вышедший в 1952 г. Однако И. Курчатов, возглавлявший группу физиков, известил Сталина о том, что вовлечение физиков в «философскую дискуссию» может сорвать график разработки новой бомбы. Только тогда физиков оставили в покое.
История как наука находилась под
полным и безраздельным влиянием
«Краткого курса истории ВКП(б)