Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

(307) Бухты (Бухти; бухтал — бухтынцы») — селение в Гунибском районе.

(308) Дженгутай — селение в Буйнакском районе.

(309) В русских документах, относящихся к весне 1842 г., отмечается, что управляющий Казикумухским ханством Махмуд — сын Тахира «призвав Шамиля с мюридами, передался ему». Его примеру последовал брат Харун — правитель Кюринского ханства. Оба брата «надели белые чалмы в знак мюридизма». В «беспрепятственно» занятом Казикумухе были взяты в плен подполковник Снаксарев — управляющий Самурским округом, прапорщик Илья Орбелиани — представитель высшей грузинской знати, а также «несколько русских и азиатцев», среди которых были ахтынцы-нукеры. Некоторые «азиатцы изрублены».

(310) В начале 1843 г. «по научению» этого «Магомет-кадия Андалальского» население Андалала «приняло шариат».

(311) Сыновья этого Омар-бека (в числе их известный Агалар) придерживались и тогда российской ориентации.

(312) Русские документы это подтверждают.

(313) Кивиди (лак. Кьивиди, авар. Къибуди) — та верхняя часть сел. Казикумух, где жили в прошлом ханы и знать.

(314) Сел. Унчукатль (ГьунчIукьатIи) расположено в Лакском районе.

(315) Селения Хури (Хьур) и Хирукра (ХьурукIул) расположены на территории Лакского района.

(316) Даниил-бек Елисуйский, будущий наиб Шамиля.

(317) Сел. Елису расположено в Кахском районе Аз. ССР. Жители его по происхождению в основном цахурцы.

(318) Кули (Ккул) и Хосрех (Хъусращи) — селение в Кулинском районе.

(319) Шовкра (ШавкIул) — селение в Лакском районе. Там находился мост через глубокий овраг, защищающий Казикумух от врагов, наступающих с юга.

(320) Магар (Магъар) — селение в Чародинском районе.

(321) Сел. Арчи (авар. Рочиб) расположено в Чародинском районе. Население его говорит на особом языке и считалось в прошлом раятами казикумухских ханов.

(322) Весной 1843 г. этот ханский родственник находился в Согратле и помогал «взаимным сношениям Шамиля с казикумухцами».

(323) В русских документах начала 1842 г. отмечается, что Шамиль собрал 80 дезертиров из царской армии и «составил при себе из этих людей стражу, дал им оружие и отвел им землю в Даргах для поселения».

(324) Эти события, произошедшие в мае 1842 г., нашли отражение в русских источниках.

(325) Территория современных Веденского и Ножайюртовского районов ЧИАССР.

(326) Это происходило в конце мая — начале июня 1842 г.

(327) «Хасаиль Муса» в переводе с аварского — «Муса — сын Хасая»; из рода аксайских князей.

Аксай (кум. Яхсай; авар. Яхси) — селение в ДАССР.

(328) Из сел. Эрсеной (Веденский район); в 1843 г.— наиб Большой Чечни.

(329) Сел. Белгатой (БелгIата; в дагестанской графике Белгъата) расположено в Веденском районе ЧИАССР.

(330) Сел. Гордали (ГIоьрдала; в дагестанской графике Гъоьрдала) расположено в Ножайюртовском районе ЧИАССР.

(331) Речь идет о покойном к тому времени Асланхусайн-хане Казикумухском, часть вещей которого была добровольно передана его родственниками в казну имамата.

(332) В этом походе в Ичкерию, проходившем под командованием известного генерала Граббе, участвовало 12 батальонов пехоты, рота саперов, 350 казаков и 24 пушки. Им противостояло, по сообщению Зиссермана, «по самым щедрым расчетам до полутора тысяч» горцев.

(333) Годы правления: 1839–1861.

(334) Известный хаджи Юсуп Сафаров родом из чеченского сел. Алда; в русских документах от 1843 г. он именуется «турецким чиновником родом из дагестанцев» и «родом татарином», чей отец «долго торговал в Кизляре». С 1843 г. хаджи Юсуп был назначен наибом части Малой Чечни, но «на этом участке» он «скорее вреден, чем полезен Шамилю», ибо как истинный выкормыш турецкой административной системы выделялся «разного рода несправедливостями и взятками», чем заслужил «ненависть чеченцев».

(335) Правитель Египта.

(336) Территория по берегам р. Белой (Адыгейская АО), где проживало огромное черкесское «племя» абадзехов (150–200 тыс. душ).

(337) Благодаря говорливости хаджи Юсупа, которая отмечалась и русскими, последние были хорошо осведомлены о посольстве Шамиля в Турцию от 1843 г.

(338) По мнению командующего Кавказским корпусом генерал-лейтенанта фон Нейдгардта, датированному началом декабря 1842 г., все «эти правила заимствовал Шамиль из арабских книг о военном искусстве и других учреждениях халифов». Существует, однако, тенденция приписывать все это влиянию хаджи Юсупа, который, между прочим, ко времени составления записки генерала Нейдгардта находился еще в Закубанье.

(339) В русских документах за январь–февраль 1843 г. отмечено, что хаджи Юсуп с двумя посланцами Шамиля к турецкому султану проехали «из Закубани через Кабарду в Чечню».

(340) В русских документах от 1843 г. говорится, что хаджи Джабраиль Унцукульский приехал «будто из Константинополя».

(341) В русских документах март–апрель 1843 г. отмечается, что «в сел. Дарго льют уже орудия и, что три уже отлиты каким-то мастером азиатцем, обучившимся этому искусству в Эрзеруме». Русскими были, кроме того, перехвачены письма Шамиля Ибрахиму-паше Египетскому (с просьбой прислать «двух людей, искусных в делании оружия, военных снарядов и в извлечении железа, серебра и прочих материалов из земли») и султану Абд ал-Маджиду (дагестанцы умеют делать «большие ружья» и нечто вроде конгревых ракет) от 1843 г., имеющие отношение к указанному вопросу.

(342) До царских генералов дошел в марте 1843 г. слух, что Шамиль собирается совершить поход «на Татбуринское общество (также Чаргбели), не признающее его шариата».

____________

 
Текст воспроизведен по изданию: 
Мухаммед Тахир аль-Карахи. «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». 
Издатель: Общество книголюбов Дагестана, 219-ж. 
Ответственный за выпуск Х. И. Ильясов. 
Научный редактор А. Р. Шихсаидов. 
Техредактор Д. Б. Таиров. 
Махачкала, 1990 
 
© Текст — Мухаммед Тахир аль-Карахи (перевод Т. Айтберова) 
© Scan — A.U.L. 2008 
© OCR — A.U.L. 2008 
© Сетевая версия — A.U.L. 08.2009. a-u-l.narod.ru 
© Махачкала, 1990


Информация о работе Иудаизм в Дагестане