Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
(13) Из переписки Махди-шамхала II и Газимухаммада видно, что шамхал по меньшей мере два раза приглашал того в гости, ибо визиты к нему делали и другие «ученые Дагестана», на что Газимухаммад заявил: ты, Махди-шамхал, если бы знал цену науки, «не вызывал бы ученых к себе, а сам бы посещал их потому, что науку посещают, а не наука посещает». Тогда же Газимухаммад объявил Махди-шамхалу II, что не пойдет «к султанам», а если у них к нему «имеется дело, пусть они сами приходят. Пусть посещают мои мечети или придут ко мне домой». В русских сочинениях содержится указание, что в 1829 г. Махди-шамхал пригласил Газимухаммада приехать и обучить «народ мой и меня святому шариату», причем угрожая ему, в случае отказа, судом Аллаха: «на том свете я укажу на тебя как на виновника, которого просил, но он не хотел наставить на путь истинный». После этого Газимухаммад посетил шамхала.
(14) Шейх накшбандийского тариката. Родился он в лезгинском сел. Яраг (Ярагъ), располагавшемся на территории современного Магарамкентского района ДАССР, в округе Кюрэ; в переводе с азербайджанского Курали — «Кюринский». Умер Мухаммад Ярагский в 1254/1837–38 г. в сел. Согратль, где он и был похоронен.
(15) Шейх накшбандийского тариката, родился в сел. Казикумух (лак. Гъазигъумучи, кум. Гъазикъумукъ) нынешнего Лакского района ДАССР в семье, принадлежавшей к роду местных сейидов — потомков пророка Мухаммеда.
(16) Речь идет о суфийском, ордене накшбандия, который был основан бухарцем Бахауддином Накшбанди (1314–1389).
(17) Первая сура — глава Корана, известная дагестанцам как алхам.
(18) Формула: Ашхаду анна ля иляха илляллах ва ашхаду анна Мухаммад расулюллах — «Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха и что Мухаммад посланник Аллаха».
(19) Сел. Каранай (авар. Хъараниб; хъерен — «каранайцы»; кум. Къарнай) расположено на территории Буйнакского района.
(20) Отмеченное селение расположено на территории Буйнакского района.
(21) Аварский Каранай и кумыкское Эрпели входили в состав одного небольшого княжества, правители которого были родом из Хунзаха.
(22) В арабских текстах, составленных в Дагестане, арабским словом «кади» обозначали как муллу (авар. дибир) — «служителя культа», так и кадия (авар. къади) — «религиозного судью».
(23) Сел. Араканы (авар. ГьаракIуни, гьерекI — «араканцы»; кум. Гьаракан) расположено в Унцукульском районе; традиционно оно считалось подвластным шамхалам; в первой половине XIX в. там было порядка 500 дворов.
В русских документах отмечается, что в феврале 1830 г. Газимухаммад, именующий себя «шейхом», собрав якобы около 6 тысяч воинов — гумбетовцев, койсубулинцев и салатавцев, прибыл в подвластную шамхалу «деревню Аракеновскую», где арестовал «кадиев и князей, не согласившихся подвергнуться шарияту», а от «прочих жителей» взял «присягу».
(24) Известный в Дагестане ученый и преподаватель; этот «Сейит-кадий араканский» явился получателем «всемилостивейше пожалованной ему» царизмом «пенсии».
(25) Унцукуль (Онсоколоб; ансал — «унцукульцы») в XVIII — начале XIX в. входил в число «подведомственных шамхалу» деревень.
(26) Гумбет (авар. Бакълъулал; кум. Гюнбет) — традиционное название группы сел., расположенных в бассейне речки Мехельтинки; в конце XVIII в. в них было порядка 1500 дворов.
(27) Сел. Мехельта (МелъелтIа, мелъел — «мехельтинцы») расположено на территории Гумбетовского района ДАССР, в первой половине XIX в. там было порядка 700 дворов.
(28) Андийцы (гIандал) — название населения Андийского «общества», располагавшегося в Андийской котловине, на территории современного Ботлихского района ДАССР; в первой половине XIX в. это «общество» состояло из примерно 1500 дворов.
В русских документах говорится, что в 1830 г. после подчинения Аракан «мулла» Газимухаммад якобы с 9 тыс. воинов «завладел силой Андийского владения деревнями Казытлы (Гагатль — ? Т. А.) и Иркуна (Риквани — Т. А.)».
(29) Гагатль (Гъагъалъ; гъагъал — «гагатлинцы») — селение на территории Ботлихского района.
(30) Дочь Уммахана V Аварского (1774–1801), рожденная от некой Кыстаман из рода правителей Кайтага. Эта Бахубике была замужем за Султанахмадом — сыном Алисултана, правителя Мехтулы. Муж Бахубике стал править Аварией с 1802 г. После смерти последнего в 1823 г, власть в государстве, по сути дела, перешла к Бахубике.
В «городе» Хунзах, являвшемся местопребыванием Бахубике и ее предков, в первой половине XIX в. было порядка 700 дворов.
(31) Хиндалал (авар. Хьиндалал; кум. Къойсубоюн) — территории по берегам Аварского и Андийского Койсу и их население, занимавшееся садоводством; в первой половине XIX в. хиндалальцев, или, как их чаще называли, койсубулинцев было порядка 3 тыс. дворов.
(32) В тексте Мухаммадтахира имя героя Кавказа везде подается в форме «Шамуиль» (срав. имя древнееврейского пророка «Шемуэль»), но, когда передается речь русского генерала или Саида — сына имама и т. д., приводится форма «Шамиль»; отметим, что имя собственное — «Шамиль» употреблялось аварцами еще в XVII в.
(33) Дервиш (с перс.) «нищий, бедняк; член суфийского братства»; в авар. дарбиш.
(34) Инхо (инхвал — «инховцы») — селение на территории Гумбетовского района.
(35) На средневековом Востоке арабским словом «рафик» обозначали иногда и бойцов. В тексте Мухаммадтахира слово «рафик» употребляется в основном в значении «дружинник» (авар. чукъа), «нукер, телохранитель».
(36) Согласно материалам, хранящимся в русских архивах, Газимухаммад после взятия Аракан направил в Хунзах мулл и хаджиев с призывом принять шариат и присоединиться к его политической линии, но хунзахская верхушка отказалась от этого. Мало того, от имени мальчика Абусултан-нуцал-хана информация о предложении Газимухаммада и реакции на нее была послана генералу Энгельгардту. Затем, после сражения у Гагатля, Газимухаммад, присоединив вооруженных андийцев к своему войску, в составе которого уже находились гумбетовцы, койсубулинцы и салатавцы, в феврале 1830 г. подошел к Хунзаху якобы с 10 тыс. воинов. Было уже предпринято несколько попыток штурма столицы Аварии, но тут вдруг гумбетовцы и андийцы отделились от Газимухаммада и «стали сражаться на стороне аварского хана». В результате, потеряв до 200 человек убитыми и ранеными, а также «много знамен и оружия», Газимухаммад был вынужден отступить от Хунзаха.
(37) «Мунапик» (мунапикъ) — искаженное произношение арабского слова мунафик — «лицемер». В Дагестане и Чечне в XIX в. мунапиками называли, как то отмечено и в тексте сочинения, горцев — приверженцев власти «неверных», даже если они были правоверными мусульманами.
(38) В русских документах отмечается, что в начале мая 1830 г. Газимухаммад «укрепляет шанцами и завалами селение Гимры, в коем имеет жительство».
(39) В Дагестане встречаются следующие арабоязычные памятные записи: «1245/1829–30 год — дата, землетрясения и разрушения селений на Равнине. 1240/1830–31 год — дата прихода чумы в вилаят Дагестан».
(40) Согласно русским документам, в мае 1830 г. отряд генерала Розена, состоявший из 3656 пехотинцев, 494 казаков и 26 орудий (позднее, правда, в 1834 г., высшее командование на Кавказе сообщало, что в 1830 г. против Газимухаммада «был собран десятитысячный отряд»), через эрпелинскую территорию подошел к Гимрам. После перестрелки, но без серьезного боя «гемринцы дали... аманатов». После этого царское командование возымело даже намерение при участии Абумуслима — брата шамхала «уговорить койсуболинцев выдать возмутителя» Газимухаммада, но из этого ничего не вышло.
(41) Мюридами в 1830 г. было сооружено в урочище «Чум гесген» укрепление из бревен, известное как «Агачкала» (Агъачкъала — с кум.) — «Деревянная крепость». Располагалась Агачкала на территории нынешнего Буйнакского района недалеко от сел. Казанище.
(42) Джар — (ЧIар) — огромная сельская община с аварским языком (на 1826 г. — 1260 дворов), являвшаяся на протяжении XVIII–начала XIX вв. центром независимой Джаро-Белоканской республики. Царские войска подчинили это государство и вблизи сел, Джар построили крепость, рядом с которой вырос со временем г. Закаталы (Аз. ССР).
Неподалеку от Джара на другом берегу речки находится большое (на 1826 г. — 800 дворов) аварско-цахурское сел. Тала. Поэтому названную республику в XVIII–XIX вв. восточная письменная традиция именовала «Джар-Тала».
(43) Голода (Гъолода в переводе с аварского «На склоне») — древнее село, находившееся в Джарском ущелье, выше Джара. Поэтому к началу XIX в. уже не существовавшему сел. Голода все население Джаро-Белокан называлось по-аварски «голодинцами» (гъолодисел).
(44) Речь идет о союзниках джарцев.
(45) По восточной традиции одежда и оружие убитого являлись как бы трофеями победителя.
(46) Бухнада (авар. Бугьнада) — традиционное название группы небольших сел современного Тляратинского района ДАССР — Кардибский и Хадияльский сельсоветы; в 30-е годы XIX в. там было порядка 600 дворов.
Этот Шихшабан — «фанатик» многократно упоминается в русских документах как влиятельный сподвижник всех трех имамов, начиная с Газимухаммада.
(47) Тбилиси.
(48) Согласно русским документам, в «Джарской крепости», которую русские называли обычно «Новые Закаталы», во время пребывания Хамзата в Джаро-Белоканской «провинции было» до 8 тыс. человек царских войск. В восстании, которое, по мнению генерала-фельдмаршала Паскевича, произошло «не иначе как от дурного управления народами или худой дисциплины в войсках там расположенных», кроме собственно джарцев приняли участие жители аварских сел: «Катех, Мацех и частью Тал», а также белоканцы. Восстание закончилось взятием Джара 14 ноября 1830 г., причем в руки царских войск перешли тогда 3 пушки, захваченные «лезгинами» месяц назад — 15 октября. После этого, Джар и прилегающие населенные пункты были подвергнуты разгрому, а часть их жителей было решено переселить в урочище Даначи.
В этих же документах говорится, что находившийся в заключении Хамзат был в начале 1831 г. освобожден от ареста, а потом «получивши по распоряжению» Паскевича «совершенную свободу», выехал из Тифлиса.
(49) Под шамхалом здесь подразумевается Сулайманпаша-шамхал (1830–1836) — сын Махди-шамхала II.
Ахмадхан III Мехтулинский (1824–1843) — сын Хасанхана. С 1836 г. этому Ахмадхану, управлявшему наследием предков — Мехтулой (сс. Охли, Дженгутай, Дургели и т. д.) царская администрация по просьбе хунзахцев передала власть над Аварией.
(50) В переводе с кумыкского «Красивое дерево».
(51) Этот Алисултан Османиляв (с авар. «Османович») Унцукульский упоминается в качестве влиятельного лица — «старшины» в русских документах, например, под 1828 и 1831 гг.
(52) В русских документах о первой битве при Агачкале говорится следующее: в начале 1831 г. в Койсуболу начали свою деятельность Газимухаммад и «унцукульский старшина» Алисултан. Сначала с ними было только 20 воинов, затем их стало 40, затем 100 и затем «до 800 чел.» С «сим скопищем изуверов» Газимухаммад перешел в Буйнакскую котловину и укрепился в урочище Чумгесген. Генерал-майор князь Бекович-Черкасский в сопровождении Сулайман-паши-шамхала Тарковского и Ахмадхана Мехтулинского с их 2 тыс. кавалеристов, а также с 2 пушками и 200 солдат подошел к месту, где «занял позицию в крепких местах» Газимухаммад. По приказу генерала 9-го апреля 1831 г. княжеская конница атаковала мюридов, но вынуждена была откатиться назад «не только без успеха, но и с чувствительной для себя потерею»; 19-го апреля против мюридов двигалось уже 6 рот солдат с 4 пушками и вспомогательными войсками. По мнению командира Кавказского корпуса барона Розена, обе «экспедиции сии были безуспешны».
(53) В Буйнакском районе; кум. Капиркъумукъ, авар. Капургъумек.
(54) Это селение находилось недалеко от Махачкала, точнее выше пос. Ленинкент.
(55) Речь идет о крепости Бурной, построенной русскими на горе Тарки-тау, над сел. Тарки.
(56) Согласно русским документам, по приказу командующего Кавказским корпусом графа Паскевича, генерал-майор Таубе с полком солдат и 200 казаков атаковал Газимухаммада 8-го мая 1831 г., «но был отражен», как пишет барон Розен, «и отступил по направлению к Таркам», после чего большинство шамхальцев и мехтулинцев стали сторонниками Газимухаммада.
(57) В Ленинском районе.
(58) В русских документах говорится, что Газимухаммад и его воины «отретировались к Параулу» в связи с приближением отряда генерал-майора Каханова.
(59) Зубутль (авар. ЦIобокь; кум. Зубут) — селение, располагавшееся на территории нынешнего Казбековского района, на левом берегу Сулака; в начале XIX в. там было порядка 500 дворов.
(60) В русских документах говорится, что Газимухаммад планировал взятие кр. Бурной еще весной 1830 г., а 26-го мая 1831 г., «опрокинув шамхальскую милицию», он вошел в «город» Тарки и сразу же «обложил крепость Бурную», На следующий день «мятежники» сумели «ворваться в отдельное укрепление и завладеть пороховым погребом». До генерала Каханова дошла весть о «затруднительном положении» защитников Бурной, и тогда он, подойдя к месту боев, 29-го мая «атаковал мятежников в самих Тарках и нанес им сильное поражение».
(61) Сел. Ашильта (ГIашилтIа; гIеш — «ашильтинцы) расположено в Унцукульском районе.
В русских документах при описании событий 1830 г. отмечается, что в июле Газимухаммад поехал в Ашильту — «местопребывание Абдуллы-муллы».
(62) Салатавия (Салатав; по-аварски НахъбакI; нахъбакIал — «салатавцы») — территория большой части Казбековского и некоторой (засулакской) части Буйнакского районов. Традиционно Салатавия находилась под властью князей Засулакской Кумыкии; в начале XIX в. салатавцев было порядка 2400 дворов.
(63) Сел. Андрейаул нынешнего Хасавюртовского района; на 1812 г. в Эндирее было 1500 дворов.
(64) Крепость Внезапная, построенная русскими чуть выше Эндирея.
(65) Населенные чеченцами-аккинцами земли по берегам Акташа, Ярыксу и Ямансу (кум. Авух; авар. ГIавухъ); территория нынешних Новолакского и части Казбековского районов; в начале XIX в. ауховцев было порядка 1000 дворов.
(66) Ныне это селение называется Ленинаул (Казбековский район); в начале XIX в. там было порядка 200 дворов.
(67) В русских документах говорится, что 23 июня Газимухаммад осадил кр. Внезапную, причем отмечается присутствие большого количества чеченцев в его войсках, а также то, что «кумыки», за исключением аксаевцев «передались ему». Генерал-майор Бекович-Черкасский сообщал, что у Газимухаммада под Внезапной было якобы более 10 тыс. бойцов. Генерал Эммануэль заставил горцев снять осаду названной крепости, но 1-го июня он «имел с мятежниками известное дело», в котором потерял пушку, доставленную затем в Чиркей.