Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
(192) Сел. Моксох (МокIсохъ; макIсал — «моксобцы») расположено в Унцукульском районе.
(193) Сел. Цатаних (ЦIатIанихъ, цIетIен — «цатанихцы») расположено в Унцукульском районе.
(194) Сел. Зирани («зиранинцы» — зерен) расположено в Унцукульском районе.
(195) В русских документах 2-й половины 1837–1838 годов упоминаются крепости, построенные царскими войсками в Хунзахе и Зирани — «стены (того сделаны из сырого кирпича на каменном фундаменте», а также деревянный блокгауз на каменном фундаменте в урочище Бурундук-кала, в верховьях Ирганайской речки.
(196) Проистекающее из геоморфологии местности, стратегическое положение территории Сулакского бассейна таково, что те, кто контролирует Хунзахское плато, по сути дела, контролируют и весь бассейн. В первую очередь именно в этом заключались, думается, побудительные мотивы к уходу мюридов с территории Аваристана, после того как царские войска закрепились на территории Хунзахского плато.
(197) В русских документах, относящихся к весне 1838 г., сообщается, что в Чирката проходило «сборище из 100 мюридов, продолжавшееся 3 дня, в коем находился и Шамиль со своими приверженцами». Проводилось оно с целью выбора «безопасного места для жительства Шамиля».
(198) По сообщению русских документов, уже в мае 1838 г. «Шамиль с 200 чел. преданных мюридов» пребывал в замке, построенном при содействии чиркатинцев и других на месте, «замка, разоренного в 1837 году». В конце лета 1838 г. Шамиль «с семейством своим» находился в Чирката, «а замок Ахульго занят преданными ему мюридами, устроившими там свои жилища в подземелье».
(199) Сел. Гацалух (ГьацIалухъ; гьецIел — «гацалухцы») — расположено в Хунзахском районе.
(200) В русских документах сообщается, что в начале июля 1838 г. главные «силы отряда» царских войск, прибывших в Аварию, расположились «близ сел. Ингирдах, дабы удобнее наблюдать за обществами, обитающими, между Кахетию» и Хунзахским плато.
(201) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Бахзана».
(202) Аят (с араб.) — «наименьшая самостоятельная часть Корана» (Ислам, 41).
(203) В переводе с арабского: «Скажи: «Он — Аллах — един» (Коран).
(204) «Тарада Инхело» (ТIарада Инхело) в переводе с аварского — «Верхнее Инхело». Этот населенный пункт расположен в Ахвахском районе.
(205) В переводе с аварского «Хусайн — сын Салиха».
(206) Сел. Буртунай («буртунайцы» — буртинал/буртаби) расположено в Казбековском районе.
(207) Традиционно считают, что здесь речь идет о генерал-майоре Пантелееве, но, судя по документам, Пантелеев в этих событиях не участвовал.
(208) Произношение: Гъули.
(209) Оход — гора неподалеку от Медины, где язычники-корейшиты разбили мусульман и причем был ранен пророк.
(210) Сел. Хварши расположено в Цумадинском районе.
Этот ученый больше известен как «Загалав».
(211) Сел. Тлох (Кьохъ) расположено в Ботлихском районе.
В русских документах говорится, что в сильно укрепленном (дома из «толстых каменных стен и огромные завалы») сел. Аргвани собралось до 16 тыс. бойцов нз «разных лезгинских и чеченских обществ». Из них при взятии Аргвани, имевшем место в последние дни мая 1839 г., было убито якобы 600 чел. и 1500 ранено.
(212) Эта местность (Саду-майдан) расположена между Аргвани и Чирката.
(213) «Шулатлюл гох» (Щулалъул гохI) в переводе с аварского «Холм с укреплением».
(214) Лицо, многократно упоминаемое в анналах Кавказской войны, полковник, а с 1839 г. генерал-майор.
(215) Слово это является, возможно, производным от персидского калантар — «комендант»; у А. М. Барабанова — «штаб-офицер».
(216) Местный вариант произношения персидского падишах.
(217) В переводе с аварского «Хусайн — сын Ибрахима».
(218) Командир отряда царских войск, осаждавших Ахульго, в то время генерал-лейтенант.
(219) Сел. Уриб (ГIуриб) расположено в Советском районе.
(220) Дылым (Дилим) — селение в Казбековском районе.
(221) Аварский вариант произношения имени «Иса-хаджи».
(222) Сел. Дарго (ДаьргIа; в дагестанской графике Даьргъа) рясположено в Веденском районе ЧИАССР, в верховьях р. Аксайки.
(223) Произношение: Хъази.
(224) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Бала».
(225) Произношение: Гьирак.
(226) Произношение: Ханахъай.
(227) Сел. Мачада (МачIада) расположено в Советском районе.
(228) Сел. Хотода (ХIотода) расположено в Советском районе.
(229) Сел. Тинди (ТIинди; тIиндал — «тиндинцы») расположено в Цумадинском районе; в первой половине XIX в. там было порядка 400 дворов.
(230) В переводе с аварского: «Мухаммад — сын Аличу».
(231) В переводе с аварского: «Мухаммад — сын Силико».
(232) Сел. Бетли (Бекьилъ: бекь — «жители Бетля») располагалось в прошлом на территории Унцукульского района.
(233) Произношение: ХIизкъил.
(234) По-аварски «Белое село» (ХъахIаб росо) называют сел. Кахабросо Унцукульского района и сел. Ахкент Левашинского района.
(235) Сел. Хелетури (Хелекьури; хелкьал — «хелетуринцы») расположено в Ботлихском районе.
(236) Он, как видно, был родом из сел. Султан-Янги-Юрт нынешнего Кизилюртовского района; в начале XIX в. там было порядка 150 дворов.
(237) Произношение: ДегIенгIали — «Козел-Али» (с авар.)
(238) Сел. Артлух (Гьаркьухъ; гьаркьхъал — «артлухцы») расположено в Гумбетовском районе.
(239) Произношение: Иманкъулав.
(240) Произношение: ГьитIин — «Малыш» (с авар.).
Сел. Данух (Данухъ; данхъал — «данухцы») расположено в Гумбетовском районе.
(241) Сел. Алмак (Алмахъ; алмахъал — «алмакцы») расположено в Казбековском районе; в начале XIX в. там было порядка 80 дворов.
(242) Сел. Зандак (Зандакъа) расположено в Ножайюртовском районе ЧИАССР.
(243) Сел. Даттых (Даттах) расположено в Ножайюртовском районе ЧИАССР.
(244) Сел. Ведено (Ведана) расположено в ЧИАССР.
(245) Сел. Гуш-Керт (ГIуш-корта/ГIуруш-Корта; в дагестанской графике Гьурушкорта) расположено в Шатоевском районе ЧИАССР, в Памятоевском сельсовете.
(246) Речь идет об «обществе» Шатой (чечен. Шуйта; в языках дагестанцев Шубут/Щубутиб).
(247) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Худаната».
(248) Произношение: Гьиммат.
(249) Сел. Центорой (ЦIонтара) расположено в Ножайюртовском районе ЧИАССР.
(250) «Маарух» (МагIарухъ) в переводе с аварского «В горах, в стране, где говорят на аварском языке».
(251) В русских документах в связи с Ахульго говорится следующее. Шамиль имел «план» закрепиться в «замке» Ахульго, где он «собирал все возможные средства к упорной обороне убежища своего». Второй же из «главных возмутителей» Ташав-хаджи, имевший свое местопребывание в Чечне (выше Старого Аксая, близ сел. Мескиты, в урочище Ахмат-тала), опираясь на «составленный ими план для противодействия войскам» императора «должен был отвлекать» эти войска от Ахульго «посредством диверсий и набегов на линию». Состоявший из двух «замков» оборонительный комплекс Ахульго, где Шамиль собрал «до 800 человек», а также «почти насильственно» переселенные туда «знатнейшие чиркатовские семейства» плюс «семейства мюридов» и заложники (от койсубулинцев, гумбетовцев, андийцев и салатавцев, которые «вполне ему подчинились»), был прекрасно укреплен. Согласно рапорту генерал-адъютанта Граббе и генерал-майора Пулло на имя военного министра Чернышева, названный комплекс был воздвигнут «с большой тщательностью и с таким соображением, которое принесло бы честь и не лезгинскому инженеру: действие русской артиллерии научило горцев весьма скоро инженерному искусству, вместо высоких и скоро разрушаемых башен, которые они возводили во времена» Газимухаммада и даже в 1837 г., «они начали врываться в землю, устроили крытые ходы, глубокие траншеи, углубленные каменные сакли, в местах, не подверженных выстрелам артиллерии, заложили крепкие завалы в несколько рядов, все отлогие покатости были срезаны», а ряд мест усилены «всеми фортификационными средствами, все подступы обстреливались сильнейшим перекрестным огнем, а горцы, невидимые в своих пещерах и подземельях, предохраняли себя от ядер и гранат». Отряду царских войск, двигавшемуся в горы, противостояло якобы «от 12 т. до 15 т. вооруженных людей, частью пеших, частью конных», находившихся под общим командованием Шамиля. Первую «встречу» царским войскам Шамиль приготовил у «неприступного» сел. Буртунай, прикрытого «со всех сторон» пропастью Теренгул, где имам собирался, «удержать» наступающих «из своей фланговой позиции» в то время как 3 тыс. чиркеевцев и прочих салатавцев должны были атаковать с тыла. В случае неудачи в первом сражении мюриды «имели за собою другую более сильную позицию» у сел. Аргвани, «которую они считали вернейшим оплотом Чирката и укрепляли в продолжение года». Следующей преградой для царских войск «должна была» служить «переправа через быструю реку Койсу». Последним в этой цепи укреплений стоял «замок Ахульго».
Царские войска после взятия Аргвани двинулись 4-го июня в сторону Чирката. На следующий день сел. Чирката, покинутое местными жителями, было занято «почти без выстрела». 6-го июня царские войска увидели подходящих со стороны Хунзаха своих союзников — Ахмадхана Мехтулинского с «милицией». Тогда же было «предписано» Абумуслим-хан-шамхалу Тарковскому «обеспечить» продвижение транспорта из Темир-Хан-Шуры через Зирани, и вскоре он появился со стороны Унцукуля.
Отряд царских войск под
командованием флигель-
Касательно устройства лагеря в покинутом людьми Чирката говорится, что туда было послано 4-го августа 2 батальона с 2-мя пушками во главе с генерал-майором Лабинцевым, который после слабой перестрелки «занял Чиркат и предал его огню».
По вопросу выдачи Шамилем
Джамалуддина в заложники в русских
документах говорится, что имам «несколько
раз уже подсылал» к Граббе
«доверенных людей с
После взятия Ахульго 22-го августа 1839 г., когда за два дня погибло еще 150 рядовых и 6 офицеров (ранено 494 солдата и 16 офицеров), царские войска в течение еще недели оставались на Ахульго — разрушали укрепления, обыскивали «пещеры над самым Койсу», в ходе чего было перебито около 40 мюридов, «но Шамиля нигде не найдено». По информации, полученной царским командованием, он с 2-мя или 3-мя «приверженцами успел спастись». Поэтому, с одной стороны, все «общества» Дагестана и Чечни были предуведомлены от имени Граббе «о строгом наказании, которое их ожидает, если они примут возмутителя в свои аулы». С другой стороны — Ахмадхану Мехтулинскому и его милиции было приказано обыскать «по левому берегу Койсу, к стороне» Артлуха и Чиркея, где «глубокие балки и перелески дают средство скрываться».
К началу сентября царское командование получило информацию, что Шамиль находится в Ведено и при этом из «3 т. чел., находившихся при нем под Ахульго, спаслись только 3». Сам Шамиль ранен «навылет пулей», у него убиты: жена, сестра, дядя и один из сыновей, другой сын в русском плену, третий ранен». Шамиль якобы просил «с унижением, чтобы русское правительство приняло его покорность» и обещал дать в заложники «раненого своего сына» и «заставить покориться» Шуаиба и Ташав-хаджи. Граббе, однако, по его словам, потребовал от Шамиля «переселиться в один из мирных Сунженских аулов».
(252) В декабре 1839 г., по сообщению русских документов, Шамиль ушел от ичкеринцев, так как «усматривал явные признаки недоброжелательства» и готовность «исполнять приказания русского начальства» и находился в Аргунском ущелье, где располагалось «общество» Шатой/Шубут. Его политическое и религиозное «влияние в крае совершенно» уничтожено. Опасаясь «пули или кинжала тайного врага» Шамиль не выходит «из своей сакли без 4-х вооруженных мюридов». Население якобы бежит «от него, как от заразы».
(253) Еще в августе 1839 г. Граббе писал, что будет требовать с чеченцев: аманатов, «по одному хорошему ружью с каждой 10-ти сакель» и подчинения русскому приставу.