Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация
Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.
Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой
Они находились в таком
положении, и вдруг произошла
стычка между жителями одного селения
и проходившими через него воинами.
Шамиль вернулся тогда в то селение
и установил мир между
В том селении нашелся один злой, сильный и грубый мужчина, которого звали Губаш (266). Он разбойничал, убивал людей или же сажал их в темницу, а затем брал с них имущество. Люди потребовали убить его. Шамиль, однако, не захотела) снова вернуться к слову, которое он дал чуумиклинцамб). Поэтому он приказал лишь выколоть глаза Губашу, и их выкололи. Самого же его связанным бросили тогда в один дом. Следует отметить, что у Губаша была столь большая сила, что семеро юношей лишь хитростью, и потащив за ногу, смогли свалить его и уложить для того, чтобы выколоть глаза.
Шамиль и его товарищи еще ранее остановились в доме, расположенном рядом с тем домомв). Когда то дело было закончено, наступил рассвет, и мюриды совершили первый намаз. Шамиль приказал затем, чтобы караульщики были бдительными, осторожными, поставил одного человека у ворот того дома, и лишь после этого мюриды легли, чтобы поспать.
Шамиль лежал на возвышении. Он полудремал, полуспал и вдруг услышал снаружи звуки, подобные лаю дерущейся собаки. Он крикнул своим товарищам, расположившимся во внутренней части дома, чтобы они вышли. И тут перед ними появился из-за дверей мужчина с обнаженным кинжалом в руке. Шамиль прыгнул на него, а те, кто был в доме, выбежали. Дело в том, что там вместе с Шамилем не было его особо верных товарищей.
Шамиль первым делом сжал руку нападавшего, в которой находился кинжал. Они начали бороться, и причем в руках у Шамиля не было никакого оружия. Происходило же все это рано-рано утром. Шамиль кричит своим товарищам: «Этот враг убьет меня.
а) В — «Шамиль не счел, что его
нужно убивать».
б) А — приписка: «то есть нарушить его»;
К — приписка: «Это потому, что было сказано:
«Мы не возьмем у вас имущество и не убьем
ни души». (От него)».
в) А — слово «дом» отсутствует.
[94]
У меня в руках нет оружия», — а враг все исхитряется ударить его кинжалом или воткнуть его в Шамиля; от рук Губаша Шамиль получил около двенадцати ран по корпусу, на животе, ниже пупка у него было тогда около семи царапин, а кости на груди треснули от давления всем весом на голову этого человека. Тут на них двоих бросился кунак Шамиля — Шабан Шатоевский, но проклятый нападающий нанес ему колющий удар, и тот умер. Шамиль закричал, называя имя своего храброго товарища Маата Зумсоевского (Зунси) (267). Тот прыгнул, но нападающий нанес и ему колющий удар. Мааш упал с глубокой раной, и вот тут Шамиль свалил напавшего после долгой взаимной борьбы. Этот человек укусил тогда Шамиля в локоть, а тот укусил его в голову, да так, что воткнул в нее свои зубы. Шамиль своей ногой надавил Губашу на руку, в которой был кинжал. Тут подоспел Зирар ШагадинскиЙ (Шахади) (268), и Шамиль приказал ему вырвать кинжал из руки нападавшего. Зирар сказал: «Для меня это невозможно». Шамиль тогда сказал: «Ты вырви этот кинжал, отрубив ему пальцы». Кинжал был вырван, а тот мужчинаа) смертельно ранен и брошен в угол дома. Он при этом что-то пробормотал. Сказали, что он говорил: «Ну каковым ты почувствовал меня?» Шамиль ответил: «Ты скажи ему: “А я? Каковым он нашел меня, при том, что я был безоружным?”»
Затем Шамиль спросил сельчан про человека, который напал на него. Ответили: «Да это же тот самый человек, которому выкололи глаза». Тогда Шамиль сказал: «Вы посмотрите на него хорошенько, он ли это?» Оказалось, что это именно он, и тогда Шамиль сказал: «Если бы я знал это, то не стал бы его обхватывать. Убить его было бы намного легче по-другому».
Жители того округа (махала)б) (269) вознам
Глава об ишкартынском и других сражениях
[1840 г.]
Из-за тех ран Шамиль пролежал около двадцати дней. Ревностные мюриды в большинстве своем чиркеевцы начали подталкивать Шамиля к проведению в жизнь шариата и войне против
а) К — здесь и выше вместо «мужчина»
написано «проклятый».
б) Можно иначе «квартал».
в) А — «мужчина».
[95]
враждебных элементов. Они заявляли: «Если для тебя невозможно сейчас сидеть верхом, мы понесем тебя на носилках, положив их на плечи». Шамиль тогда встал, хотя его раны еще не зажили и оставил своих близких и детей в селении Дашмирза (271) у одного благородного кунака; затем известный храбрец Шуаиб перевел их в Инди-юрт (Андивурт) (272), а оттуда в Старое Дарго.
Когда мюриды подошли к селению зубутлинцев (цубут), обнаружили, что последние с примкнувшими к ним преступными старшинами из Эндирея и других сел изготовились оказать сопротивление и даже сражаться. Шамиль с группой мюридов пошел на них тогда с одной стороны, его ученик Амирхан Чиркеевский с группой — с другой стороны, а Маммадхан Андийский с группой — с третьей стороны. В результате чужаки оттудаа) бежали, а жители Зубутля подчинились.
Шамиль остановился затем на горе Чиркея. Чиркеевцы начали тут спор и ссору между собой, длившиеся до тех пор, пока один мюрид из числа их не сказал кадию Чиркея: «Эй, кадий! Тебе не следует стараться обмануть всевышнего Аллаха, а нам, видимо, не следует стараться обмануть тебя. Тот, кто хочет Шамиля, пусть садится с этой стороны, а тот, кто хочет кого-либо другого, пусть садится с той стороны». Все чиркеевцы пошли на сторону желающих Шамиля и подчинились ему (273).
После этого Шамиль повел чиркеевцев и других людей к селению Ишкарты (Ишкатали) (274). В нем мюриды застали шамхалаб) и Ахматхана с теми, кто бывает вместе с нимив), а также русских, укрепившихся в усадьбе Алисултана — старшины ишкартинцев. Мюриды сразились с врагами. Чиркеевские юноши при этом напали на них со стен, как птицы на ток с зерном. Мюриды перебили тогда большинство врагов. Оставшиеся же в живых обратились в бегство.
Затем Шамиль пошел к Эрпели. Он попортил и сжег усадьбу Уллубия; так ему и надо! Дело в том, что Уллубий два раза направлял людей с заданием отравить Шамиля.
Один раз это было во время правления Хамзата, когда Шамиль находился в селении Гимра. Уллубий отправил тогда одного недоразвитого харачинца, чтобы тот отравил Хамзата и Шамиля. Гимринские дозорные пленили, однако, этого харачинца. Бартихан приказал проверить его одежду, и в ней нашли яд. Харачинец, впрочем, заявлял, что это лекарство, и тогда по знаку одного
а) А — отмеченное слово отсутствует.
б) К — «сын Муслим-хана-шамхала»; чит. «Абумуслим-хан-шамхал»
(Т. А.)
в) А — «... с ними из числа жителей Равнины».
[96]
еврея решили покормить харачинца этим «лекарством». Тут он покорился, признался во всем и сообщил имя того, кто вручил ему яд.
Другой раз Уллубий послал с ядом племянника Шамиля — Ибрахима, сына Бартихана, с двумя товарищами — родственниками Ибрахима и Шамиля. Тогда Уллубий был правителем еще и Гимр, назначенным туда русскими, после ухода Шамиля с Ахульго, когда последний находился в селении Ведено Чеченского вилаята (275). Уллубий от имени русских пообещал при этом: награды, подарки и полную мерку (кайл) серебра. Он заявил: «Русские построят одну крепость в Анди, другую крепость в Ботлихе (276) и третью крепость в области гидатлинцев. Они наберут затем солдат со всего Дагестана для выступления против турецкого султанаа). Вы же будете освобождены тогда от необходимости выступать в поход вместе с ними. Русские, кроме того, возвратят вам ваши земли; утверждали, что земли Бартихана и Шамиля были записаны в пользу государства (пашалих)б). Люди изъявили тогда Уллубию полное повиновение в том вопросе. Уллубий обрадовался этому, развеселился и постоянно рекомендовал им, чтобы они, если вспотеют, не прикасались ядом к своему телу.
Когда посланные прибыли затем в Ведено, с Шамилем им встретиться не пришлось, ибо он ушел к тому времени в Шатой. Так ни с чем они и вернулись назад; как же все таки туп и глуп был этот проклятый Уллубийв), когда подумал, что его красивые слова обманут племянника Шамиляг), он даст ему яд и этим убьетд).
Затем Шамиль пошел было
к Каранаю, но тут чиркеевцы возвратились
домой на жатву. Из-за этого андийцы
возвратили оттуда Шамиля (277). Тогда он пошел со своими товарищами
к чеберлоевцам (тадбутри) (278)
В Тлайлухе (281) и других местах Шамиль уничтожил тогда посевы Ахматхана. Тот при этом смотрел на мюридов сверху и был не в силах помешать этому. Когда затем Шамиль прибыл в селение Игали, к нему явился Тидуриль Мухаммад Мушулинский (282) — товарищ Ахматхана. Он утверждал, что бежал от последнего, похитив у него при этом отличного коня и прекрасное ружье. Тидуриль Мухаммад заявил затем, что и конь и ружье — это его подарок Шамилю. Он явно показывал, что хочет быть сопровождающим
а) А — «падишах ислама».
б) Б, В — «(пашалух)».
в) А — «Как же туп этот мулла».
г) А — «племянник Шамиля и его родственники».
д) А — «...яд, чтобы он умер».
[97]
Шамиля. Шамиль, однако, ответил Тидуриль Мухаммаду: «Весьма вероятно, что ты прибыл по совету Ахматхана, который желает проявления вероломства с твоей стороны по отношению к нам. Что такое для Ахматхана конь и ружье? Пусть они останутся у тебя. Мы не возьмем тебя в число сопровождающих, пока не убедимся в твоей искренности. Вот если ты проявишь старание в деле нанесения вреда нашим врагам, будешь убивать из числа их каждого, кого встретишь, чтобы наши сомнения и подозрения отошли от тебя, то тогда сделаем тебя одним из наших особо близких приятелей и товарищей».
Тидуриль Мухаммад повел себя не так, чтобы им были довольны мюриды, а тут прибыл в качестве мухаджира Хаджимурад. Он то и известил, что прибытие Тидуриль Мухаммада произошло именно потому, как думал Шамиль. Затем Хаджимурад убил его из-за какого-то дела, произошедшего между ними обоими.
Шамиль пошел затем дальше. Остановились мюриды в Гельбахе и Янгиюрте (Янгивурт) (283). Он подверг их население дрессировке, а их юношей направил в Чиркей в качестве заложников. Остановив в тех двух селениях пехоту, Шамиль двинулся затем с конницей на овечьи кутаны жителей Равнины. То, что там было тогда, пожгли. Овец же не застали.
Русские двинулись на пехотинцев. При этом те заложники и люди, отправленные вместе с ними [случайно] попали к ним в руки. Тем временем пехотинцы ушли из тех селений. Затем они встретили русских в одном месте, но тогда обе стороны без боя ушли оттуда. После этого русские вступили в Гельбах и Янгиюрт. Вскоре, однако, возвратился Шамиль с конными. Соединившись с пехотинцами, они пошли дальше. На горе Пиравуз мюриды простояли около двух или трех дней. Затем они совершили движение на Янгиюрт. Янгиюртовцы, как оказалось, убежали из селения и тогда мюриды забрали то принадлежащее им имущество, которое было найдено там. Жителей же Гельбаха мюриды переселили тогда в одно крепкое место. Потом они сожгли оба эти селения.
Шамиль вернулся затем назад и отправил каранайцев и чиркейцев на гимринцев. Те смягчили их и подвергли дрессировке. Сам же Шамиль с теми, кто был вместе с ним, ушел (284).
Мюриды остановились в местностях Мухита (285) и Тасса Ашильта (286). Затем Шамиль пошел оттуда на Ахульго и тогда похоронил там свою жену Джавхарат, как то было уже рассказано. С Ахульго же он пошел в свое селение Гимры.
Когда унцукульцы узнали, что среди тех, кто остановился на Мухита, отсутствуют Шамиль и его товарищи, они двинулись на них. Унцукульцы сразились с мюридами. Были раненые.
[98]
Унцукульцы захватили тогда часть лошадей, принадлежавших мюридам и возвратились назад.
Дополнение. Всякие злые дела и всякие мерзости, которые имели место со стороны унцукульцев, происходили обязательно под руководством муллы Шабана. Мудрый Аллах — устроитель и судья, которого я прославляю, не убил егоа), однако, саблей имама Шамиля.
Затем, против Гимр, когда там находился Шамиль, двинулись русские. Шамиль сидел в мечети, и вдруг юноши из числа тех, которые были вместе с ним, страстно бросились навстречу врагу. Там-то и пал мучеником за веру наш умелый брат Тахир Унцукульский, — да помилует его всевышний Аллах!
Говорят, что Тахир оставался мертвым среди врагов до их ухода из Гимр. Когда Тахира нашли, оказалось, что его одежды не были сняты с него. Лишь одна из двух сандалий была содрана, но и та оставлена рядом с Тахиром; да и в кармане его плаща находилось при этом небольшое количество серебра.
Говорят также, что мать Тахира Унцукульского подошла к его телу, однако не заплакала, не выказала печали, а, напротив, проявила радость. Она сказала, обращаясь к Тахиру, примерно следующее: «Сынок! Я довольна тем, что всевышний Аллах одарил тебя тем, что ты искал. Ты ведь давно искал это. Слава тебе!» Да будет всевышний Аллах доволен ими обоими и нами!
Юноши разбежались тогда, забыв об имаме. Тут, однако, подошел один его товарищ и сказал: «Люди вышли и убежали. Остались лишь те, кто здесь». В это время подошел Муса Балаханский и принудил Шамиля согласиться выйти. Мюриды вывели Шамиля босым из мечети, к которой русские уже приблизились. Мюриды увидели тут своих воинов. Они находились вдалеке и при этом убегали. Тогда Шамиль приказал своим товарищам поторопиться, чтобы враг не достиг узкого входа в ущелье раньше их. Когда же мюриды вышли из ущелья, они пошли уже спокойно. Затем Шамиль остановился на мосту Сагри (287) и тут он сбросил в реку ружья многих мужчин в качестве наказания (288).