Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

(68) Туман//тумен — золотая монета.

(69) Согласно русским документам, Газимухаммад со «скопищами, простирающимися до 8 тыс.» осадил Дербент 20-го августа 1831 г. Мюриды предприняли несколько попыток захватить город, но в ночь с 26-го на 27-е августа, узнав о приближении войск генерала Каханова, отступили «к горам». Остановились они вблизи табасаранского в политическом аспекте сел. Рукель (Дербентский район), а затем перебазировались «в Табасаран в местечко Гимейды» (Дербентский район). За время осады Дербента мюридами их противники понесли следующий ущерб: в царских войсках 1 рядовой убит и 13 ранено, а кроме того, убито 2 дербентца и 3 ранено.

(70) Это же говорится в биографии Мухаммада Ярагского, которую обнаружил недавно А. Р. Шихсаидов.

(71) Гельбах (Гелбахъ) — традиционное название селения Верхний Чирюрт Кизилюртовского района ДАССР; в начале XIX в. там было порядка 300 дворов.

По сообщению русских  документов, в октябре 1831 г. генерал-лейтенант Вельяминов «взял селение Чир-Юрт».

(72) Город на территории современной ДАССР.

(73) В русских документах отмечается, что Газимухаммад действовал среди чеченцев, проживающих «между Сунжей и Тереком», а в начале ноября 1831 г. он со своей конницей «успел ворваться» в Кизляр. Ему удалось таким образом совершить «удачный набег».

(74) В Дагестане черкесами называли кабардинцев и прочих адыгов.

(75) Сардал — аварское произношение персидского сардар — «военачальник, главнокомандующий».

Речь идет о начальнике штаба Кавказского корпуса Н. П. Панкратьеве.

(76) Сел. Игали (Игьали; игьел — «игалинцы») расположено в Гумбетовском районе.

Согласно русским документам, когда в октябре 1831 г. отряд во главе с Панкратьевым подошел к Чиркею, там вместе с чиркеевцами находились чеченцы. В царских войсках было тогда 12 орудий. После артиллерийского обстрела чиркеевцы, выразив покорность, обязались: никогда в будущем не допускать в свою среду Газимухаммада и возвратить пушку, принадлежавшую отряду Эммануеля. Семейство Газимухаммада «принуждено было» тогда «бежать» к андийцам.

Под Чиркеем в отряде царских  войск было убито 10 чел. и 73 ранено, а  среди их противников — горцев было убито и ранено якобы до 300 чел.

(77) В русских документах говорится, что в 20-х числах января 1832 г. генерал-лейтенант Вельяминов обязал «беглых андреевцев» возвратиться «в их селения».

(78) Старики утверждают, что традиционным аварским названием г. Владикавказа было Бурав-кала. В данной связи нельзя не отметить, что согласно русским документам, Газимухаммад «собрал большую толпу из андийцев и других горцев» и 22 марта 1832 г. «приблизился к Владикавказу».

(79) Русские документы сообщают, что неподалеку от Эрпели, в урочище Эльсют мюриды соорудили защитный комплекс, главное укрепление которого представляло собой четырехугольник (20x16 сажень, а высотой 1,5 сажени) из толстых бревен, «сколоченных деревянными кольями и болтами», имевшее 2 яруса бойниц. Вход в укрепление запирался особым срубом. «Вдоль стен, с внутренней стороны были сделаны навесы для защиты от непогоды и выстрелов». В русских документах говорится, что Газимухаммад прибыл туда якобы с 1200 воинов, «в числе которых находилось 300 конных». 21-го июня 1832 г. отряд во главе с Клюки фон Клюгенау оставил 2 роты в сел. Эрпели, подошел к укреплению мюридов — 9 рот пехоты, 120 казаков и 3 пушки. В 16 часов, пользуясь туманом, русские начали наступление, а тем временем артиллерия «производила сильную пальбу по укреплению и картечью очищала деревья от хищников». Один раз дело дошло до рукопашной, в ходе которой «несколько» солдат были «заколоты» кинжалами. С наступлением ночи военные действия прекратились, и «отряд остановился ночевать на месте сражений». 21-го «мятежники... сделали вылазку, но, будучи удачно встречены картечными выстрелами, обратились в бегство» 22-го рано утром оказалось, что «укрепление оставлено неприятелем».

(80) По условиям соглашения с Панкратьевым (октябрь 1831 г.), чиркеевцы обязались впредь не помогать Газимухаммаду. Судя по некоторым русским документам, весной 1832 г. они еще придерживались этого соглашения.

(81) В Чечено-Ингушской АССР.

(82) Чеченское сел. Беной (Бена) дагестанцы называли Баян; часть аварцев — Баини. В тексте речь идет, по-видимому, о том Беное, который расположен в Ножайюртовском районе ЧИАССР. Этот ножайюртовский Беной считали в прошлом «главным селением» Ичкерии.

В русских документах говорится, что Газимухаммад, отойдя в конце  марта 1832 г. от Владикавказа, «направился к Грозной», но удачная вылазка, предпринятая «из сей крепости заставила его поспешно удалиться в горы». При этом сообщается, что «тесть Кази-муллы», то есть Газимухаммада — Мухаммад Ярагский, «присланный им для вооружения против нас чеченцев» продолжал действовать в так называемой Малой Чечне (Ачхой-Мартановский и Урус-Мартановский районы ЧИАССР) и был «принужден отправиться назад» лишь в первых числах августа 1832 г.

(83) Сел. Ирганай (авар. Рихьуни; рихьун — «ирганайцы»; кум. Иргьанай) расположено в Унцукульском районе.

(84) «Переселенец; эмигрант» (с араб.).

В эпоху Кавказской войны  горцы называли так мусульман-кавказцев, которые покидали родные места, попавшие под власть царизма и переселялись на территорию имамата.

(85) Это русское слово (в значении «военная экспедиция; отряд») употреблено в арабском тексте сочинения Мухаммадтахира.

(86) Сын Махди-шамхала II; правил Абумуслим-шамхал с 1836 г. по 1860 г.

(87) Аварский вариант произношения имени «Хаджи».

(88) Орота (ГIорутIа) — селение в Хунзахском районе; в первой половине XIX в. там было примерно 300–400 дворов.

(89) Согласно догмам ислама, Мухаммад последний из пророков.

(90) 1245/1829–30 г.

(91) Цулда (ЦIулда) — селение в Чародинском районе, входившее в прошлом в «общество» Карах (Къарахъ; къаралал — «карахцы»), в котором было в начале XIX в. порядка 2700 дворов; на 1839/40 г. дается иная цифра — 1074 двора.

(92) «Мощь и сила принадлежат только Аллаху» (с араб.).

(93) По-видимому, месхетинские турки.

(94) В Дагестане так называют шиитов.

(95) Сын Адильхана-уцмия (1809–1819); с 1838 г. этот Джамав был назначен русскими правителем Верхнего Кайтага.

(96) Старшина; одно время этот Джамал (1832 г.) был с русскими и даже имел чин прапорщика, затем перешел к Шамилю (1844 г.), а когда ситуация изменилась, опять переметнулся на сторону царизма (1857 г.).

(97) «Нет божества, кроме Аллаха» (с араб.).

(98) Согласно биографии Мухаммада Ярагского, в Гимринской битве вместе с имамом Газимухаммадом пали героями и лезгины, пришедшие в Аварию вместе с Ярагским. Это были: мулла Ахмед Кубинский, Нурмухаммед Кахский, а также, по-видимому, Хаджиали-эфенди и Сулейман-эфенди.

(99) Ракаат — «комплекс религиозных формул и положений тела, являющийся элементом мусульманской молитвы» (Ислам. С. 96.).

(100) В русских документах говорится, что в походе на Гимры участвовали сам командующий Кавказским корпусом Г. В. Розен, генерал-лейтенант Вельяминов и генерал-майор Вольховский. Под их командованием, кроме «неустрашимой пехоты» русской находились: грузины, армяне, а также «музульманы разных племен и народов». В Гимринском ущелье, перегороженном тремя линиями завалов, царские войска встречали якобы 3 тыс. горцев, а кроме того 1 тыс. воинов во главе с Хамзатом должна была действовать «в тыл» со стороны Ирганая. Газимухаммад был убит 17 октября 1832 г. «в первом каменном завале, взятом штыками. Исколотый труп его остался в башне, защищавшей каменную стену». На следующий день — 18-го октября «неприступные Гимри заняты без выстрела», а 19-го гимринцы «явились из горных убежищ своих для испрошения пощады и принесения покорности»; позднее, правда, (1834 г.) стали писать, что генерал Розен «взял приступом Гимри».

(101) На месте захоронения Газимухаммада над сел. Тарки до сих пор стоит каменная плита с надписью.

(102) Не позднее 22 января 1833 г.; таким образом, Шамиль проболел около 3-х месяцев.

(103) Сел. Балаханы (авар. Балахьуниб; белехь — «балаханцы»; кум. Балакан) расположено в Унцукульском районе; в первой половине XIX в. там было порядка 300 дворов.

(104) Хариколо (ХIариколо) — селение в Хунзахском районе.

«Хасаниль Мухаммад» — в переводе с аварского «Мухаммад — сын Хасана».

(105) Под «очередными поступлениями (навба)» подразумеваются, видимо, повинности.

(106) Известно, что в жилах Шамиля текла дворянская кровь; он был, например, родственником казикумухских ханов.

(107) По-аварски: Къебед-хIажияв.

(108) С араб. муртазика — «получающие паек; наемники».

В северокавказском имамате  «муртазиками» называли отборных профессиональных воинов, получающих содержание от имама  и его наибов. Они являлись военной  опорой государства и костяком его  секретной службы.

(109) Мущули (Мущули: мущул — «мущулинцы») — селение в Хунзахском районе; в первой половине XIX в. там было порядка 120 дворов.

(110) Речь идет о той части членов хунзахской «общины», которые были тесно связаны с ханским домом. В те же годы немало потомственных хунзахцев (хунз) находилось в рядах мюридов (друг имама Хамзата — Хаджиясул Мухаммад, Ахбердиль Мухаммад, Хириясул Алибек, Алимчул Хусайн и т. д.).

(111) Арадерих (Гьарадерихъ) — селение в Гумбетовском районе.

(112) В русских документах говорится, что в 1836 г. мюриды во главе с Шамилем двинулись против жителей Арадериха, которые «отказались от последования» шариату и «вспомоществуемые хунзахцами под начальством старшины хунзахского Эмир-хана решились защищаться против мятежников». Мюриды, однако, «с ожесточением атаковав» арадерихцев и хунзахцев, «овладели деревней». Потери Шамиля — 15 убитых и 30 раненых. Потери его противников — 127 убитых и в числе их Амирхан Хунзахский.

Скорее всего именно об этом событии рассказывает Мухаммадтахир Карахский под 1833 г.

(113) Гергебиль (Хьаргаби) — селение в ДАССР; в первой половине XIX в. там было примерно 300–400 дворов.

В русских документах от 1833 г. отмечается, что имам Хамзат распространил свою власть на Гергебиль.

Гоцатль (ГьоцIалъ; гъоцIал — «гоцатлинцы») — селение в Хунзахском районе, родина имама Хамзата; в первой половине XIX в. там было порядка 300–400 дворов.

(114) Корода (Къорода) — селение в Гунибском районе.

(115) Сел. Гоготль (Гъогъолъ; гъагъал — «гоготлинцы») расположено в Советском районе.

(116) Голотль (Гьолокь; гьакьал — «голотлинцы») — селение в Советском районе.

(117) Куяда (КIуяда; кIувал — «куядинцы») — крупная сельская община, состоявшая из целого ряда мелких населенных пунктов; ныне Тлогобский сельсовет Гунибского района; на 1828 г. — 2380 дворов.

(118) Телетль (ТIелекь; тIекьал — «телетлинцы») — селение в Советском районе; на 1828 г. — 800 дворов, более же поздние материалы дают меньшие цифры: 400–500 дворов.

(119) Князек (эмир), происходивший из рода казикумухских шамхалов.

(120) Кулла (Кула; кулассел — «куллабцы») и Бацада (БацIада; бецI — «бацадинцы») — селения в Гунибском районе. Традиционно они входили в Карахское «общество». В первой половине XIX в. в них насчитывалось порядка 260 дворов (82 и 179).

(121) Келеб (Къелеб; къел — «келебцы») — «общество» примерно соответствующее территории Ругельдинского сельсовета Советского района; на 1828 г. — 1360 дворов.

(122) Ругуджа (Ругъжаб; ругъеж — «ругуджинцы») — селение в Гунибском районе; в первой половине XIX в. там было порядка 600 дворов.

(123) Андалальцы (гIандалал) — население территории примерно соответствующей большей части современного Гунибского района; русские считали, что в первой половине XIX в. андалальцев было порядка 12 тыс. душ.

(124) Дворянин, выходец из рода казикумухских шамхалов, наследственный глава (раис) андалальцев.

(125) Согратль (Сугъралъ; сугъур//сугъул — «согратлинцы») — селение в Гунибском районе; в первой половине XIX в. там было порядка 400 дворов, хотя иногда приводились и значительно большие цифры.

Главными населенными  пунктами Андалальского «общества» были Ругуджа, Согратль, Чох.

(126) Гидатль (Гьидалъ; гьид — «гидатлинцы») — крупное «общество», занимавшее большую часть Советского района ДАССР; на 1828 г. — 3870 дворов. Ядром этого «общества» служили села, занимавшие территорию нынешних Тидибского и Урадинского сельсоветов.

(127) Багвалальцами (багвалал) называли жителей сел. Хуштада и соседних населенных пунктов Цумадинского района, расположенных на правом берегу Андийского Койсу, к северу от бассейна Тиндинской речки.

(128) Судя по контексту, термином «чернь» (араб. — авбаш, ахлат) в сочинении Мухаммадтахира обозначаются плохо вооруженные и плохо обученные толпы ополченцев.

(129) Это был мальчик примерно 12 лет.

(130) Сел. Харачи (ХарачIи; харачI — «харачинцы») расположено в Унцукульском районе.

(131) Первому из них (его полное и правильное имя «Абусултан-нуцал-хан») было тогда примерно 21 год, а второму — 18 лет.

(132) Цудахар (ЦIудахъар) — селение в Левашинском районе, являвшееся центром общества, состоявшего примерно из 1500–2000 дворов.

Информация о работе Иудаизм в Дагестане