Иудаизм в Дагестане

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:04, диссертация

Краткое описание

Среди немногих, известных науке в арабском оригинале источников для истории Северного Кавказа XIX в., хроника Мухаммеда Тахира ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» занимает основное и ведущее место. Довольно значительная по объему, содержащая массу фактического материала, касающегося внешней и, главное, внутренней сторон жизни государства Шамиля, хроника является одним из тех местных первоисточников, без использования которых в наше время вообще нельзя обойтись при детальном и всестороннем изучении данного периода истории.

Оглавление

Введение
Блеск горских сабель в некоторых Шамилевских битвах
Глава о начале деяний Газимухаммада
Глава о начале сбора войск Газимухаммадом
Глава о первой битве в Хунзахе
Глава о битве Хамзата в Джар-Тала
Глава о первой битве в крепости Агач
Глава о битве у Таркинской крепости
Глава об осаде Эндиреевской крепости и сражений в Акташ-Аухе
Глава о взятии крепости Кизляр
Глава о второй битве в крепости Агач
Глава о сборе войска Газимухаммадом и походе в Чечню
Глава о сражении, в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль
Глава о том, что произошло у Шамиля и гимринцев после того
Глава о назначении Хамзата халифом и разъяснение о его битвах
Глава о битве при Ругуджа, из-за которой перепугались мунапики той стороны и увеличилась сила мюридов
Глава об убийстве хунзахских главарей и что тогда произошло
Глава о выступлении Хамзата на Салта и разъяснение о его гибели от рук хунзахцев
Глава о начале халифата Шамиля и о том, что он тогда испытал
Глава о переселении Шамиля в Ашильта и о том. что произошло до и после этого
Глава о сборе войска унцукульцами против Шамиля
Глава о первом захвате Унцукуля в эпоху правления Шамиля
Глава о битве с андалальцами и хунзахцами в Гоцатле
Глава о сборе войска Шамилем для противостояния русским, когда они устремились на Хунзах и о сражении ассабцев против него
Глава о сражении в Телетле и вступлении русских в Ашильта
Глава о том, что произошло у Шамиля с жителями Чирката, когда он находился там
Глава с разъяснением причин подготовки к боям Ахульго
Глава о бое в Тарада Инхело
Глава о сражении в Аргвани
Глава о сражении при Ахульго
Глава о передаче Джамалуддина — сына Шамиля русским в качестве заложника для заключения перемирия
Глава о выходе Шамиля из Ахульго и о том трудном и радостном, что он встретил после этого, пока не дошел до селения Шатой
Глава о приходе к Шамилю шатоевцев и остальных чеченцев
Глава о начале сбора войск Шамилем после того, как он остановился в Шатое
Глава о том, что произошло между Шамилем и тем человеком, у которого он выколол глаза
Глава об ишкартынском и других сражениях
Глава о нападении на Саид-Юрт
Глава о взятии Гельбаха третий раз и нападении на Назрань
Глава о приходе русских в Чиркей и постройке там крепости
Глава о втором захвате Унцукуля, а также Гимр и Балахан
Глава о взятии Куяда войском Джавадхана
Глава о взятии Казикумуха первый раз
Глава о втором сражении в Казикумухе
Глава о нападении на Ичкерию
Глава о нападении на Игали
Отступление от темы
Глава о начале отливки пушек, при помощи которых усилилось могущество имама, и чем из рук неверных были взяты многочисленные крепости
Глава о нападении на Чеберлой

Файлы: 1 файл

Книга Блеск Шамилевских сабель....docx

— 352.29 Кб (Скачать)

(133) Сел. Тануси (ТIануси; тIанус — «танусинцы») расположено в Хунзахском районе.

(134) Скорее всего, речь идет об отце знаменитого хунзахца времен Кавказской войны — «Ахварды Магомы», то есть Ахбердиль Мухаммада.

(135) «Мирзал Хаджияв» (Мирзал ХIажияв) в переводе с аварского означает «Хаджи — сын Мирзы».

(136) Довольно известный ученый, кадий (къади) Хунзахского «общества».

(137) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Дибира».

(138) В письме Асланхусайн-хана Казикумухского генералу Вольховскому утверждается, что с Хамзатом было якобы 30 тыс. бойцов, а взял он Хунзах после 6-дневной осады. В русских же документах говорится: во-первых, что население Хунзахского плато, за исключением собственно хунзахцев, отказалось «действовать против Гамзат-бека»; во-вторых, стычка в лагере имама произошла «впоследствии ссоры» Уммахана «с одним из приверженцев» Хамзата; в-третьих, кроме Бахубике, были казнены «престарелая» ханша Китлилай и все ханские родственники за исключением Булача и жены Нуцалхана. Остальная информация, содержащаяся в русских документах по вопросу истребления Аварских ханов, в целом повторяет текст Мухаммадтахира, причем ряд интересных моментов в этих документах не нашел своего отражения.

(139) Карата (КIаратIа) — селение в Ахвахском районе, являвшееся центром Каратинского «общества», в котором на 1830 г. проживало 5 тыс. душ.

(140) Гиничутль (Геничукь) — селение в Хунзахском районе.

(141) Сын правителя Аварии Гебек-нуцала (1801–1802); этот Сурхай являлся протеже царской администрации на Кавказе.

(142) Сел. Куппа (Къуппа) расположено в Левашинском районе.

(143) Сел. Салта (СалтIа; сулул — «салтинцы») расположено в Гунибском районе.

(144) В русских документах отмечается, что летом 1834 г. имам Хамзат имел бой с акушинцами (их было тогда примерно 2500 дворов), который возглавлял Мухаммад-кади, и цудахарцами во главе с Аслан-кади. Они «разбили Гамзат-бека близ селения Ходжая-меки», то есть, видимо, Хаджалмахи Левашинского района. В этих документах отмечается также, что «при нападении» Хамзата «на селение Зодухары» помощь цудахарцам оказал и Асланхусайн-хан Казикумухский.

(145) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Хаджи».

(146) В русских документах сказано, что имам Хамзат был убит хунзахцами вместе «со всеми его приближенными» 7-го сентября 1834 г. «когда он находился в мечети на молитве». Убийцей был член «тайной партии» хаджи Осман, который затем «пал под ударами приверженцев Гамзата».

(147) На надгробии этого Султанава, стоящем в Ругуджа, написано, что «благородный юноша, потомок благородных господ (сайийд)» Султанав — сын [Андия — ?], сына Алисултана, скончался в 1250/1834–35 г.

(148) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Раджаба».

(149) В русских документах об этом вторжении в Гимры говорится следующее. К началу сентября 1834 г. в Темир-Хан-Шуре был собран отряд под командованием генерал-майора М. Л. Ланского в составе: 13 батальонов пехоты, 40 пушек и 900 казаков. 14-го сентября часть отряда начала движение к Гимрам, ибо генерал Ланской, имея главной целью «восстановить законность владетеля в Аварии», решил для начала «наказать это мятежное гнездо». У входа в селение егерские батальоны «встретили вооруженную толпу гимринцев», завязалась «убийственная перестрелка», но подошедшие «остальные батальоны отряда принудили» горцев «штыками к отступлению в селение». Гимринцы постепенно отступали, чтобы их семьи смогли «перебраться на противолежащий берег Койсу и скрыться в неприступных ущельях». К полудню 15 сентября 1831 г. «грозное Гимри было» в руках царских войск, но перестрелка с жителями продолжалась до ночи. За все это время потери в отряде Ланского «были незначительны». В Гимрах батальоны пробыли более 2-х суток. «Время это было большей частью употреблено на совершенное истребление садов, на разрушение и сожжение строений, так что из 600 домов, находившихся в Гимри, едва 16 уцелело от пожара. Зато отступление отряда в Темир-Хан-Шуру «сопряжено было с немалым затруднением». Гимринцы подвергли отступающих сильному обстрелу «со всех точек», который продолжался вплоть до перехода на восточную сторону Гимринского хребта. 18-го сентября участники похода прибыли в Темир-Хан-Шуру, где соединились с остальными батальонами отряда. «Спустя три дня по возвращении из Гимры, ген. Ланской, не привыкший к опасностям горной войны и к влиянию самого климата, скончался после кратковременной болезни».

(150) Князек из «рода Сураката», то есть из Аварских ханов, являвшийся правителем сел. Эрпели. Осенью 1834 г. Уллубий имел чин прапорщика русской армии. После взятия Ахульго в 1839 г. он был назначен царской администрацией правителем Гимр и Ашильта с «поручением вести наблюдение за койсубулинцами», то есть хиндалальцами.

(151) «Риккил нохо» (РикIкIил нохъо) в переводе с аварского — «Квасцовая пещера»; местность около сел. Гимры.

(152) Известный военачальник эпохи Кавказской войны, преемник Ланского: с 1834 г. генерал-майор.

(153) Основатель принятого на Северо-Восточном Кавказе шафиитского толка (мазхаб) в исламе — Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767–820).

(154) Последователь толка в исламе, основанного Абу Ханифой (699–767), которого придерживаются на Северном Кавказе ногайцы, дагестанские азербайджанцы — терекемейцы, а также все мусульмане, проживающие к западу от ингушей (осетины и т. д.)

(155) Не позднее конца мая 1836 г. Шамиль уже переселился в Ашильта. В русских документах того времени он характеризовался как «мулла Шамиль, гимринский житель, изгнанный своим обществом и проживающий в койсубулинской деревне Ашильта».

(156) Ахмадхан Мехтулинский.

(157) Сел. Кульзеб (КIулзеб) располагалось в прошлом на территории Чародинского района и входило в подчиненное ханам Казикумуха «общество» Мукратль (Мукракь).

(158) Гункар (гъункар) — производное от хункяр — «турецкий султан».

(159) «Фетва» (с араб. — «официальное суждение по поводу какого-либо правового или культового вопроса», выносимое религиозным авторитетом на основании принципов ислама (Ислам, стр. 110).

(160) По-видимому, в первые десятилетия XIX в. говоры аварского языка, на которых говорили жители Гимр и Унцукуля, расходились значительно больше, чем это имеет место в настоящее время.

(161) В письме Шамиля генералу Клюки фон Клюгенау, относящемся ко времени не позднее конца 1836 г., говорится, что клеветники постоянно делали наговоры на Шамиля Махди-шамхалу и его наследнику. Они «просили шамхала дозволить им поднять противу» Шамиля «оружие», что тот и «позволил». В результате этого, пишет Шамиль: я подвергся нападениям два раза «по переселении моем в Ашильту». Вероятно, это как раз то, о чем говорится в данной части труда Мухаммадтахира Карахского.

(162) В русских документах этот Ташав-хаджи упоминается как соратник еще имама Хамзата (1834 г.) и причем он именуется «беглецом Андреевской деревни» (1835, 1836 гг.), то есть выходцем из Эндирея/Андрей-аула.

(163) Произношение: Бис ГIалилав.

Сел. Чирката (ЧIиркъатIа; чIеркъ — «чиркатинцы») расположено в Гумбетовском районе. Чирката была традиционно «подведомственна тарковскому шамхалу»; в первой половине XIX в. там было порядка 300 дворов.

(164) В русских документах отмечено, что Шамиль, «соединясь с мятежниками чеченскими: Ташовом-Хаджи, муллой Уди», создал отряд бойцов («партию») числом до 2-х тыс. человек. В конце весны 1836 г. мюриды начали «увещаниями и угрозами принуждать койсубулинские и другие соседние общества деревни к принятию учения» Газимухаммада.

(165) «Аликул Хусайн» (ГIаликIул ХIусайн) в переводе с аварского — «Хусайн — сын Алико» (аварское уменьшительное от «Али»).

(166) В русском документе, датированном 19 марта 1836 г., названные события излагаются следующим образом. По соглашению с Шамилем, проживавшим в Ашильта, к нему прибыл с отрядом из более чем 200 чеченцев «беглец Андреевской деревни Ташав-Хаджи». Встреча его с Шамилем состоялась в Чирката. Затем Шамиль со своей «партию из мюридов» и Ташав-хаджи направились в Игали, где имели бой с игалинцами и «одержали верх». Затем Ташав-хаджи «со скопищем своим» двинулся через Инхо к сел. Орота, куда должен был прибыть телетлинский «мулла» Кебедмухаммад «с собранной им партией», чтобы затем идти на Унцукуль.

(167) Харахи (Харахьи; херехь — «харахинцы») — селение в Хунзахском районе.

(168) «Технуцал» (ТIехIнуцал) — название жителей нескольких селений нынешнего Ботлихского района, расположенных по течению Андийского Койсу.

(169) Чеберлой (чечен. ЧIебирла/ЧIарбила; авар. ЧIарбилъ, «чеберлойцы» — чIарбилъал) — населенное чеченцами «общество», занимавшее часть территории нынешнего Веденского района ЧИАССР — сел. Макаджой и прилегающие земли; в первой половине XIX в. там проживало примерно 6 тыс. душ.

(170) В прошлом «чеченцами» называли в Дагестане ту часть чеченоязычного этноса, которая была, расселена в нынешнем Шалинском районе.

(171) В русских документах указано, что не позднее июля 1836 г. мюриды имели бой с хунзахцами в сел. Арадерих, затем Шамиль совершил неудачную попытку захвата Хунзаха с целью «отомстить жителям за убиение Гамзат-бека», после чего не позднее 8-го июля того же года имам «напал на селение Унцукуль». Шамиль принудил унцукульцев к выдаче заложников, а затем «воспользовался беспечностью жителей, ночью скрыто овладел Унцукулем». При этом отмечается, что мюриды угрожали унцукульцам «истребить их хлеба и сады».

(172) Этот Сурхай был то ли из сел. Коло Хунзахского района (Хиндахский сельсовет), то ли из сел. Колоб Унцукульского района (Иштибуринский сельсовет) .

(173) Сел. Буцра (БуцIра; буцIун — «буцринцы»).

(174) Сел. Оркачи (ГIуркIачIи; гIуркIечI «оркачинцы») — расположено в Хунзахском районе.

(175) В переводе с аварского «Мухаммад — сын Муртазалава».

(176) Из письма Джамала Чиркеевского генералу Клюки фон Клюгенау следует, что в начале второй половины октября 1836 г.: «Хунзахские пленные еще находятся в Ашильта заключенными».

Сел. Ахалчи (ГIахалчIи; гIехьел — «ахалчинцы») расположено в Хунзахском районе; в первой половине XIX в. там было около 500 дворов.

(177) В «Записке о сношениях с аварскими ханами с 1800-го года по 1838 год» говорится, что хунзахцы «просили» русское командование на Кавказе «о назначении к ним в правители» Ахмадхана Мехтулинского. После этого по приказу генерала Розена «в конце 1836 года было предпринято движение в Аварию». В начале 1837 г. Ахмадхан «просил с согласия самих аварцев, чтобы прислать в Хунзах часть наших войск для предупреждения всяких со стороны Шамиля покушений». С «благоизволения государя императора» просьба эта была исполнена летом 1837 г. — генерал Фезе «занял Хунзах и устроил в нем цитадель для гарнизона».

(178) Под ахвахцами (гIахьвахъал) здесь подразумевается население южной части Ахвахского района (Кудиябросо, Тадмагитль и т. д.); в начале XIX в. их было порядка 300 дворов.

(179) Сел. Ассаб (ГIасаб; ГIес — «ассабцы») расположено в Советском районе; на 1828 г. в Ассабе было 400 дворов.

(180) Эта местность, известная как «Теснина Зоноб» (Зоноб къварилъи), расположена на территории Ахвахского района. В русских документах данная местность упоминается под 1838 г. как «урочище Зона».

(181) Сел. Цекоб (ЦIекIоб; цIекIал — «цекобцы») расположено в Советском районе; в первой половине XIX в. там было порядка 190 дворов.

(182) Сел. Ратлуб (Ракьуб, но почему-то данное село называют еще и Ригьикь) расположено в Советском районе; на 1828 г. Ратлуб, в котором было 270 дворов, включали в состав Келебского «общества».

(183) Мухаммадмирза-хан — сын Асланхусайн-хана Казикумухского. Правил он с 1836 г. по 1838 г.

(184) По-видимому, небольшое сел. Чарах (ЧIарахъ) Гунибского района (Тлогобский сельсовет).

(185) Сел. Гочоб (Гьочоб) расположено в Чародинском районе.

(186) Согласно русским документам, царские войска под командованием генерал-майора Фезе после 2-х месячного похода подошли к Телетлю. После «беспрестанного действия артиллерии с 3 по 6 июля для истребления укреплений» Телетля верхняя часть последнего была взята «приступом». Затем «в нижней части сел. Тилитли» было заключено перемирие, согласно которому Шамиля вынудили «принять покорность и выдать аманатов». Дело в том, что из-за истощения припасов, «не взирая на то, что их взято было в экспедицию весьма значительное количество» генерал Фезе «решительно не мог предпринять приступа для овладения самой укрепленной частью» Телетля.

(187) Сел. Гунух (Гьунух) расположено в Чародинском районе.

Сел. Тлерош (Кьорош) расположено в Чародинском районе.

(188) Сел. Аргвани (Аргъваниб; эргъвен — «аргванийцы») расположено в Гумбетовском районе.

(189) В русских документах отмечается, что генерал Фезе разрушил «до основания Ашильту с замком Шамиля». В боях под Ашильта участвовали на стороне мюридов ополчения багвалальцев, ахвахцев и каратинцев. В этих же документах говорится, что после боев при Телетле Шамиль засел в Чирката, а его сподвижник Алибек занимался «происками» среди каратинцев и населения других близлежащих «обществ», в том числе среди багвалальцев.

(190) Известный сподвижник Шамиля, будущий правитель Малой Чечни.

(191) В русских документах, относящихся к осени 1837 г., говорится, что командующему Кавказским корпусом была сообщена в конце лета «высочайшая воля государя императора». Суть ее заключалась в том, чтобы «сделано было Шамилю с его главными сообщниками внушение воспользоваться прибытием государя императора в Закавказский край и испросить милость предстать перед самого монарха, дабы лично молить о всемилостивейшем прощении». Во исполнение этого генерал Клюки фон Клюгенау «нашел благовидный предлог для свидания с Шамилем, и под видом личного к нему расположения убеждал его воспользоваться столь счастливым случаем». Шамиль якобы попросил небольшой отсрочки для совета со своими ближайшими сподвижниками, а затем сообщил, что последние ехать в Тифлис не соглашаются и ему-де не позволяют под угрозой убийства. В письме же самого Шамиля на имя Клюки фон Клюгенау было написано: я «решился не отравляться в Тифлис, если даже и изрежут меня по кускам, потому, что я многократно видел от вас измены».

Информация о работе Иудаизм в Дагестане