Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
4. Попытка максимальной централизации управления, усиление личной власти императора, ограничено сословное самоуправление И192.
3.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХIХ В.
3.2.1. Российская империя: монархия, стремящаяся к законности
Россия этого периода - абсолютная монархия. (Атрибуты государства приведены на рис. 3.5. в ЭД). Верховная власть в стране принадлежала императору. На это время приходится правление двух императоров: Александра I (1801-1825 гг.) и его младшего брата Николая I (1825-1855 гг.), которые различались по политическим взглядам, стилю управления и пониманию стоящих перед государством задач.
И193 Александр I в первой половине своего царствования проводил либеральную политику. Были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, упразднена Тайная канцелярия, возвращены на службу некоторые опальные чиновники. Была создана внесословная система учебных заведений, созданы новые университеты, открыты гимназии, учреждены лицеи для подготовки высших чиновников Российской империи.
И194 Александр I вступил на престол с твердым намерением дать стране конституционное устройство. В 1809 г. по поручению Александра I его ближайший советник М.М.Сперанский подготовил «Введение к Уложению государственных законов». Но из всего комплекса мер, предложенных М.М.Сперанским, ограничился учреждением в 1810 г. Государственного совета, полномочия которого не выходили за рамки совещательного органа при монархе.
И195 Крупным проектом правительственного конститу-ционализма эпохи Александра I стала разработка Государственной и уставной грамоты Российской империи. Однако Александр I так и не поставил подпись под разработанной по его распоряжению конституцией. Характерной особенностью преобразований Александра I было сочетание либеральных и реакционных мер. Первые чаще всего связывались историками с именем М.М.Сперанского, вторые — с именем А.А.Аракчеева.
3.2.2. Преобразования в государственном аппарате
Итак, государственный строй Российской империи в годы правления Александра I выглядел следующим образом: император, имевший всю полноту власти, опирался на разветвленный чиновничий аппарат; высший совещательный орган при императоре с 1810 г. _ Государственный Совет (рис.3.6.в ЭД).
И196 Председателем Государственного Совета был император. На Государственный Совет была возложена функция разработки законопроектов, утверждаемых императором. Главной задачей Совета было приведение правовой системы страны к единообразию.
И197 Государственный Совет включал пять департаментов – военных дел, дел гражданских и духовных, законов, государственной экономии. Деятельность совета была организована в форме общих собраний и заседаний по департаментам.
И198 Особенную роль в управлении государством играл А.А.Аракчеев (1769-1834 гг.). Став военным министром и возглавив Департамент дел военных в Государственном Совете, он фактически сосредоточил в своих руках руководство Государственным Советом, Комитетом министров и Императорской канцелярией. Главное новшество, которое А.А.Аракчеев внес лично в жизнь России, было устройство военных поселений.
И199 Высшим судебным и контрольным органом империи был – Сенат. Число департаментов Сената к середине XIX в. достигло 12, и размещались они в трех городах империи: в Петербурге, Москве и Варшаве. Члены Сената назначались императором. Во главе департамента стоял – обер-прокурор. После образования Государственного совета в формировании корпуса сенаторов обозначилась негативная тенденция. Сенат постепенно превращался в своеобразную богадельню для престарелых высших чиновников и генералов, и деятельность его в целом была малоэффективной.
3.2.3. Министерская реформа
И200 В отличие от Сената система центральных органов отраслевого управления претерпела в этот период значительные изменения. В 1802 г. был издан указ об учреждении вместо коллегий министерств.
И201 Первые восемь министерств были образованы 8 сентября. Назовем их: военно-сухопутных сил (в 1808 г. переименовано в Военное министерство), морских сил (в 1815 г. переименовано в Морское министерство), иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения (рис. 3.6. в ЭБ).
И202 Во главе министерства стоял министр. Его заместитель именовался товарищем министру. Структурными подразделениями министерства являлись департаменты, которые делились на отделения, а отделения — на столы (отделы) (рис. 3.7. в ЭД). В основу организации каждого министерства был положен принцип единоначалия. При министре функционировали канцелярия, занимавшаяся делопроизводством министерства, и совет, являвшийся совещательным органом.
И203 Важнейшее место в системе министерств принадлежало Министерству внутренних дел. Первоначально в его ведении находились самые разнообразные дела: продовольственное и пожарное дело, казенная промышленность, больницы, богадельни, тюрьмы, состояние и строительство дорог, контроль за губернаторами и т.д. Но постепенно определяется основной профиль министерства — административно-полицейские и карательные функции.
И204 В течение всего этого периода существовал и Синод. Он сохранил свои прежние функции и был высшим органом управления делами православной церкви. Постепенно Синод утратил хозяйственные функции, которые перешли к государственным чиновникам, и государство практически полностью подчинило себе церковь.
И205 Особенностью министерской системы стало формирование ведомств - управленческой системы, состоящей из министерства и подчиненных ему местных отраслевых органов. В целом образование министерств усилило централизацию государственного аппарата. Значительно выросла оперативность в делах управления, установилась персональная ответственность руководства и непосредственных исполнителей. Значительно расширились возможности канцелярий, возросло их влияние.
3.2.4. Николай I – апогей самодержавия
И206 Важнейшей гранью, разделившей первую половину XIX в. на два самостоятельных периода, стало восстание декабристов в 1825 г. Пришедший к власти после его подавления Николай I был человеком волевым, дисциплинированным, решительного и даже крутого нрава.
И207 Важнейшим центральным органом государственного управления в России в этот период была Собственная его императорского величества канцелярия (рис. 3.8. в ЭД). Появившись еще при Александре I в 1812 г., когда возглавлял ее А.А.Аракчеев, при Николае I значение Канцелярии резко возросло. Она становится органом, связывающим императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В составе Канцелярии формируются три отделения. I отделение – занималось делами предшествующего периода, ведало вопросами прохождения службы гражданскими чиновниками. II отделение – занималось кодификацией законодательства.
И208 Особое место в государственном аппарате России занимало - III отделение Собственной Е.И.В. канцелярии, образованное по предложению А.Х.Бенкендорфа 3 июля 1826 г. III отделение являлось органом политического сыска и имело весьма широкую компетенцию. Исполнительным органом III отделения являлся корпус жандармов, а вскоре образована сеть жандармских округов, которые подчинялись Главному жандармскому управлению (рис. 3.8. в ЭД).
И209 Позднее (в 1825, 1836 и 1842 гг.) образованны еще три отделения Канцелярии: IV- направляющее работу женских и благотворительных заведений, V – созданное для выработки крестьянской реформы, VI – для управления территориями Кавказа. Все шесть отделений Канцелярии фактически представляли собой самостоятельные высшие государственные учреждения (рис. 3.8. в ЭД).
И210 Таким образом, Канцелярия Е.И.В. может рассматриваться как высший правительственный орган с самыми широкими полномочиями и важнейшими функциями.
И211 На вторую четверть ХIХ в. Приходится расцвет деятельности так называемых высших комитетов. При Николае I высшие комитеты становятся важнейшим звеном государственного аппарата. Фактически высшие комитеты представляли собой совещание монарха с представителями высшей бюрократии в целях решения конкретного вопроса. Таким образом, важнейшие правовые акты помимо Государственного совета и Комитета министров могли приниматься и высшими комитетами. Деятельность большинства комитетов носила секретный, негласный характер. Они, как правило, не имели своих канцелярий, и их делопроизводство велось в форме журналов специально приглашенным чиновником.
И212 Количественный рост государственного аппарата при Николае I был очевидным и значительным. В середине века он уже насчитывал 100 тыс. человек. Такой большой государственный аппарат свидетельствовал о сильной роли государства и в жизни общества, но был одной из существенных причин высокого уровня налогообложения и несбалан-сированности государственного бюджета.
И213 Время царствования Николая I историки назвали апогеем самодержавия. Мощный бюрократически-полицейский аппарат управления удерживал огромную империю в повиновении.
3.2.5. Местные органы власти и укрепление управленческой вертикали первой половины XIX
С созданием министерств
местные государственные
И214 В этот период в административном отношении Россия делилась на села (самый мелкий объект управления), волости, станы, уезды и губернии. Особыми объектами были города. Высшие правительственные чиновники Губернатор или Генерал-губернатор осуществляли надзор за всеми гражданскими, а нередко и военными учреждениями вверенной ему территории.
И215 При губернаторе существовало губернское правление, исполнительные дела вела канцелярия губернского правления.
И216 Важнейшим элементом исполнительного аппарата местной администрации была полиция. Она подразделялась на местную и городскую, и подчинялась губернатору. В городах работала городская полиция, во главе (в столицах) с обер-полицмейстером, в губернских городах – полицмейстером, в уездных городах – городничим.
И217 В первой половине XIX в. в России была создана сеть тюрем. Тюрьмы были политические, монастырские, общеуголовные и находились в ведомстве Министерства внутренних дел.
И218 Определенную роль в местном управлении играли сословные учреждения. Дворянские собрания действовали на протяжении всей первой половины XIX в. Губернский предводитель дворянства формально был вторым лицом в губернии после губернатора. Однако фактическое значение выборных дворянских органов было невелико, за исключением Московского и Петербургского.
И219 Основными финансовыми учреждениями в губерниях были казенные палаты, а в уздах – казначейства. Они вели учет всех прямых налогоплательщиков губернии и предоставляли отчеты в Министерство финансов или Сенат. С 1817 г. при казенных палатах существовали отделения питейных сборов. Они контролировали винокуренные заводы и винные «откупы».
И220 В связи с созданием Министерства государственных имуществ (1837 г.), были учреждены соответствующие местные органы: в губерниях – палаты государственных имуществ; в округах - окружные управления; в сельских местностях – сельский сход, сельское управление, сельская расправа, волостной сход и волостное правление.
И221 В первой половине XIX в. государство приступает к «офамиливанию» населения - это должно было улучшить контроль и сделать работу государственного аппарата более эффективной. Начало этого процесса так же свидетельствует о строительстве в России централизованного государства со сложным полицейским, налоговым и административным аппаратом.
Обобщенные данные об аппарате местного управления в виде схемы приведены на рис. 3.9. в ЭД.
Контрольные вопросы и задания
Ответы на контрольные вопросы и задания
1. Государственный Совет
- разработка законопроектов, утверждаемых
императором Председателем
Высшие комитеты - совещание монарха с представителями высшей бюрократии в целях решения конкретного вопроса И211.
2. Министерства - в 1802 г. - указ об учреждении вместо коллегий И200. Принцип единоначалия И202. Первые восемь министерств были образованы 8 сентября - Военное министерство, Морское министерство, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения И201. Важнейшее - Министерство внутренних дел И203.