Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
2. В России окончательно утвердился абсолютизм. Модернизации в управлении привели к усилению контрольных функций государства (рис. 2.14. в ЭД ).
3. Осуществилось разделение ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной.
4. Церковь отделена от государства, она потеряла права политической автономии.
5. Создание регулярной армии за счет рекрутских наборов.
6. Введено единообразие общегосударственных рангов («Табель о рангах») (рис. 2.15. в ЭД).
7. Преемники
Петра в условиях борьбы за
власть отодвигали
Контрольные вопросы и задания
1. Докажите, что в России в первой четверти XVIII в. сложилась абсолютная монархия.
2. Расскажите об образовании и полномочиях Сената.
3. Что такое коллегия? Какие коллегии были созданы Петром I? Какую роль они сыграли?
4. Раскройте значение принятия «Табели о рангах».
5. Почему был создан Синод?
Ответы на контрольные вопросы и задания
5. Патриаршество было
ликвидировано и для
3 – Й БЛОК
3.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВО
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХVШ В.
3.1.1. Реформирование государственного управления при Екатерине II
Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах, в том числе и в России (рис. 3.1.в ЭД), происходит определенная модернизация политической и экономической системы, связанная с проведением в политике просвещенного абсолютизма. Основная цель – приспособление феодальной, по сути, абсолютной монархии к новым (капиталистическим) отношениям в обществе.
И162 Идеологической основой этой политики стало Просвещение. Внимание просветителей привлекала перестройка общества на новых начала. Во главе государства, по их мнению, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого – создание царства разума. Именно таким монархом стремилась стать в глазах Европы Екатерина II (1762 - 1796 гг.), с правлением которой традиционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.
И163 Суть данной политики заключалась в том, чтобы, не меняя по существу государственной системы абсолютизма, провести в экономической, политической и культурной областях реформы, направленные на модернизацию устаревших форм феодального строя. Начало царствования Екатерины П характеризуется активной реформаторской деятельностью.
И164 В 1763 г. по проекту Н.И.Панина она реорганизовала Сенат. Было создано шесть департаментов. Четыре находились в Петербурге. В их ведении находились внутренние и политические дела, судебные, дела западных окраин государства, пути сообщения, высшее образование, полиция, военные и морские дела. Два департамента находились в Москве и ведали внешней и внутренней политикой и судами.
И165 Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Сената. Отношения с ним она поддерживала через генерал-прокурора А.Л.Вяземского, получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената.
И166 Значение Сената уменьшилось, и он из высшего органа государственного управления превратился в центральное административно-судебное учреждение.
И167 После реформы 1775 г. Деятельность Сената ограничивается судебными функциями (рис. 3.2. в ЭД).
И168 Дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям. К 90-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование. Остались лишь те коллегии, дела которых нельзя было отдать органам местного управления – Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-коллегия.
И169 Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы решались на местах.
И170 Екатерина II в своем реформаторстве стремилась не систематизировать старые законы, а создавать новые. Уложенная комиссия 1767 г. была формально образована для составления нового свода законов - Уложения. Однако с началом русско-турецкой войны Уложенная комиссия была распущена и больше не созывалась.
И171 В 1764 г. Екатерина II провела секуляризационную реформу (ликвидация монастырского землевладения). Екатерина заявила, что церковные земли принадлежат государству, духовенство же должно заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными благами. В результате этой реформы около миллиона церковных крестьян были превращены в особый разряд государственных крестьян. Они получили название «экономических» и управлялись Коллегией экономии. Секуляризационная реформа позволила увеличить земельный фонд для пожалований дворянству. Духовенство окончательно стало в зависимость от самодержавия.
3.1.2. Реформирование местного управления
Восстание Пугачева выявило, прежде всего, слабость местного государственного аппарата. Подавив его с помощью армии, Екатерина П образовала особую комиссию, которая работала над «Учреждением о губерниях».
И172 Реформа 1755 г. включала в себя:
И173 Административно - территориальными единицами отныне становились губернии и уезды. В губернии должны были проживать от 300 до 400 тыс. ревизских душ, а в уезде - 20-30 тыс. душ. Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. Губернатору принадлежали вся полнота исполнительной власти.
И174 Всеми финансовыми вопросами ведала Казенная палата, возглавляемая помощником губернатора – вице-губернатором. В каждой губернии создавался Приказ общественного призрения. Он попечительствовал над школами, больницами, богадельнями, приютами и тюрьмами.
И175 Две три губернии обычно объединялись в генерал-губернаторство во главе с наместником или генерал-губернатором – должностным лицом, назначавшимся Екатериной П.
И176 Уездным исполнительным органом был – Нижний земский суд. Уездная администрация возглавлялась капитаном-исправником, избиравшимся дворянством сроком на три года. Уездные учреждения подчинялись – губернским (рис. 3.3 в ЭД). Города выделялись в особые административные единицы. Административно-полицейские функции в городах осуществляли городничие, назначавшиеся центральной властью.
И177 В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась на дворянство. Поэтому уже в первые годы ее правления закладывается основа для самоуправления этого сословия.
И178 Реформа 1775 г. предоставляет права юридического лица сословной организации – дворянскому собранию. Жалованная грамота 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существующие льготы дворянства: свобода от телесных наказаний и налогов, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, право судиться только с равными себе. Грамота запрещала конфискацию имений дворян за уголовные преступления, было облегчено получение дворянства.
И179 Обобщенную систему центральных и местных органов управления в виде схемы представим на рис. 3.4 в ЭД.
3.1.3. Судебная система
И180 По реформе 1775 г. на местах создавалась система новых судебных органов. Суд отделялся от администрации, но оставался сословным. В губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения – губернский магистрат, для лично свободных крестьян верхняя расправа. Кроме того, особые совестные суды, предназначенные для разбора уголовных дел связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки (рис. 3.2. в ЭД).
И181 Эти судебные органы состояли из заседателей – выборных от соответствующих сословий.
И182 В качестве высших судебных инстанций по всем делам, были учреждены палата гражданского суда и палата уголовного суда.
И183 Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники – уголовные и гражданские стряпчие.
И184 Реформа 1775 г. сохранила за Сенатом статус высшего судебного учреждения страны.
И185 Систему судебных органов приведем в виде схемы на рис. 3.2. в ЭД.
3.1.4. Органы политического сыска в XVIII в.
И186 При Петре I таковыми являлись Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Преображенский приказ был создан в 1695 г. Он являлся органом следствия и суда по государственным преступлениям – измене, бунту, «непристойным» речам по отношению к царю и членам его семьи. Тайная канцелярия возникла в 1718 г. Преемницей этих учреждений стала Канцелярия тайных розыскных дел, учрежденная по указу Анны Иоановны. Екатерина П, подтвердив упразднение Канцелярии тайных дел, создала Тайную экспедицию Сената.
3.1.5. Государственное управление при Павле I
После смерти Екатерины II в ноябре 1796 г. российским императором стал ее 42-летний сын Павел Петрович.
И187 С приходом Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор над частной жизнью всех слоев населения.
И188 Павел I восстановил допетровский порядок перехода власти по прямой линии от отца к старшему сыну. По мнению Павла, только так можно было укрепить самодержавную власть, чему в основном и была посвящена вся деятельность императора.
И189 Для укрепления центрального управления были восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине II коллегии (Мануфактур, Камер и Берг-коллегии).
И190 Возросло значение генерал-прокурора Сената, который надзирал за высшими государственными учреждениями. Местное и сословное управление было ограничено, власть центральных органов усилилась. Многие привилегии дворянства были ликвидированы. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, ликвидирована свобода от податей, введен сбор на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были упразднены, уездные – сильно ограничены.
В системе государственного управления в России второй половине XVIII в. можно выделить два неравнозначных периода: царствование Екатерины II и годы правления Павла I.
И191 При Екатерине II
широкие права получило дворянство,
определенные выгоды получило городское
самоуправление. Екатерина создала единообразную
административно-
И192 При Павле I осуществлены попытки максимальной централизации управления, предельного усиления личной власти императора, сокращено число губерний, ограничено сословное самоуправление.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите высшие
государственные органы
2. Какие изменения произошли в системе коллегий?
3. В чем сущность
секуляризационной реформы
4. В чем сущность преобразований Павла I?
Ответы на контрольные вопросы и задания
1. Россия – абсолютная монархия, империя, во главе государства – монарх. Аппарат центрального управления – Сенат, состоящий из шести департаментов И166-169; созданы губернские учреждения, (рис. 3.3. в ЭД). Система местного управления: провинции упразднены, территории разделена на 40 губерний и уезды, 200 крупных сел преобразованы в уездные города. Образовано губернское правление И173(генерал-губернатор, вице-губернатор, казенная палата И174,175, приказ общественного призрения). Уездное правление – глава уездного города – городничий И176.Дворянское самоуправление И178. Судебная система – введено сословное судопроизводство И180-185, (рис. 3.2. в ЭД).
2. Дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям И168,169.
3. Секуляризационная реформа - ликвидация монастырского землевладения И171, церковные земли принадлежат государству.