Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
И104 В XVI в. изменилась форма государственного устройства – от раннефеодальной монархии Россия перешла к сословно-представительной монархии. Характерной чертой такой формы управления являлось ограничение власти монарха сословно-представительным органом – Боярской думой. Изменился статус государя. Теперь великий государь Всея Руси стал именоваться царем.
И105 Боярская дума – законодательный и совещательный орган. В ее состав по-прежнему входила княжеско-боярская аристократия. Они участвовали в формировании законодательства, управлении и судебной деятельности. В этот период из Думы выделяется более узкий орган – названная уже Избранная рада (см. И100) и Ближняя дума (приближенные к царю люди) (рис .2.6 в ЭД).
И106 В XVI в. в России возник новый орган государственного управления – Земский собор (2.6. в ЭД). Первый земский собор состоялся в феврале 1549 г. Земские соборы являлись общегосударственными, сословно-представительными учреж- дениями с законосовещательными функциями. В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, «Освященный собор», служилая бюрократия и поместное дворянство, т.е. представители трех сословий.
И107 Земский собор был двухпалатным. В верхнюю палату вход или царь, Боярская дума и Освященный собор. Они не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемыми должностями. Члены нижней палаты были выборными. В исторической науке нет единого мнения о роли Земских соборов. Они варьируют от явно преувеличенных, что Земские соборы серьезно ограничивали власть московских царей, до полного отрицания их представительного характера.
И108 В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Большинство приказов выросло из Дворца и Казны в связи с разрастанием их функций. Приказы – учреждения, ведавшие отраслями осударственного управления или регионами страны (рис. 2.7. ЭД).
Ведущая роль в
период становления отводится в
В это же время появились
специальные территориальные
И109 Во главе приказа стоял боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Особенностью приказов были не только управленческие функции, но и судебные. Оформление приказной системы стало создавать бюрократический аппарат.
2.1.4. Местный аппарат управления и его реформы
И110 Реформы Ивана IV привели к отмене системы «кормлений» и созданию новых органов местного управления – «губные и земские избы». Губные и земские органы создавались постепенно, путем «жалования» грамот отдельным местностям.
И111 Главой губной избы становился губной староста, выбираемый дворянами и детьми боярскими и утверждаемый в должности Разбойным приказом. Губному старосте помогали целовальники. На «губные» органы возлагались преследование, ловля и казнь «лихих людей» в каждом уголовном округе («губе»). Кроме «разбойных» дел в их ведение попали дела о «татях», убийствах, заведование тюрьмами.
И112 Земские учреждения возникли позднее. В их ведении находился сбор податей, надзор за исполнением повинностей, разбор гражданских дел.
Осуществление губной и земской реформы привело к появлению сословно-представительных учреждений на местах (рис. 2.8. в ЭД к блоку 2).
И113 России учреждается патриаршество. Русская православная церковь стала независимой от константинопольской патриархии в 1448 г. Во главе ее стоял митрополит, избиравшийся на соборе русского духовенства. Русская православная церковь превратилась в одну из самых влиятельных в православном мире и это усиливает ее притязания на политическую власть.
И114 Развитие права. Источниками права этого периода являются Судебники (1497 и 1550 гг.), утвержденные Боярской думой, и Стоглав – свод церковных правил и некоторых норм гражданского, семейного и уголовного права, принятых на Земском соборе в 1551г. В Судебнике подтверждался переход сбора торговых пошлин в руки государства, устанавливалась единая для государства единица взимания налогов – «большая соха».
2.1.5. Кризис Российской государственности в период Смутного времени
И115 Причины и начало Смуты. События конца ХVI – начала ХVII вв. вошли в историю России под названием Смутного времени, или Смуты. Это был глубокий кризис общества и государства, своими корнями уходивший в эпоху Ивана IV. Непосредственным поводом к ее началу стал династический кризис. Десакрализация царской власти стала питательной почвой для самозванства. Самозванство стало одним из наиболее ярких проявлений кризиса российской государственности периода Смутного времени.
И116 Угроза потери национальной независимости. Трудным положением нового правительства воспользовались польские интервенты. В 1610 г. в ночь на 21 сентября польские войска вошли в Москву и обосновались в Кремле и Китай-городе. Власть в стране перешла в руки иноземцев. Сигизмунд Ш собирался управлять Российским государством из Польши. Возникла реальная угроза потери Россией национальной независимости.
И117 Земское правительство «Второго ополчения». Народное освободительное движение в России против иностранных интервентов началось сразу после захвата Москвы поляками. Земский староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал горожан подняться на борьбу с интервентами и с этой целью начать сбор средств. В апреле 1612 г. в Ярославле было сформировано Временное правительство страны – Совет всей земли. В его состав вошли представители духовенства, Боярской думы, выборные от дворян и городов. Ратными делами заведовал Д.Пожарский, земскими – казной, закупкой оружия и припасов, выдачей жалования войску – К.Минин. Были образованы и правительственные учреждения – приказы.
Восстановление российской государственности. После изгнания поляков из Москвы перед Советом всей земли встал вопрос о создании общепризнанной государственной власти. С этой целью в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор. Его основной задачей стало избрание нового царя. Выбор Земского собора пал на Михаила Романова, приходившегося родственником угасшей династии Рюриковичей. 21 февраля 1613 г. он был избран на Земском соборе царем всея Руси. Смута была завершена.
1. Перечислите факты,
свидетельствующие об
2. Дайте характеристику
государственных реформ
3. Что такое местничество?
4. Какие формы государственного устройства пережила Россия в период XV –XVI вв.
5. Назовите причины и проявление Смутного времени на Руси.
2.2. ОТ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ ДО САМОДЕРЖАВИЯ (XVII в.)
2.2.1. Территория и население Российского государства
В XVII в. продолжалось расширение территорий России за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины. Центрами русской административной и военной власти становились города-остроги (Енисейский, Красноярский, Илимский, Якутский). Территория государства по-прежнему делилась на уезды, число которых достигало 250. По-прежнему уезды делились на станы и волости. Центром стана было село. Происходит рост городского население, за ним утвердилось название - посадские люди. Численность населения в конце XVII в. составила 10,5 млн. человек (рис. 2.9. в ЭД).
2.2.2. Расцвет сословно-представительной монархии в ХVII в.
Установив в 1613 г. новую
правящую династию Романовых, вотчинники-бояре
и помещики-дворяне в
И118 Абсолютизм – это такая форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.
В начале столетия Боярская дума играла существенную роль в управлении государством. Шестнадцатилетний царь Михаил Федорович Романов в первые годы своего правления опирался на Земские соборы, которые заседали почти непрерывно.
И119 В правление Алексея Михайловича (1645-1676гг.) значение Земских соборов и Боярской думы начинает падать. Во второй половине ХVII в. перестают созываться Земские соборы. К концу века изменяется положение и Боярской думы. Боярская дума превращается в нерегулярно функционирующее учреждение.
И120 Фактически ее место заняла так называемая Ближняя дума, состоявшая из небольшого числа наиболее доверенных царю лиц. В этот период можно сказать о процессе возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.
И121 Соборное Уложение 1649 г., закрепившее социально-экономические изменения Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. Устанавливалась жестокая кара за преступления, направленные против личности царя.
2.2.3. Приказная система управления
И122 На первую половину ХVП в. приходится расцвет приказной системы управления (рис. 2.11. в ЭД). Этому этапу соответствует постепенное внедрение ее во все отрасли управления. В это время к работе в государственных учреждениях приходит особая прослойка, получившая название Приказных людей.
И123 Государственное учреждение имеет такие определяющие признаки, как подчинение центральной власти, наличие штата и бюджета. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности приказов.
И124 Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел – личной канцелярии царя. Он был учреждением нового типа и осуществлял контроль за деятельностью остальных приказов.
И125 Новым для приказной системы было формирование Патриаршего управления. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государственных учреждений (государственные приказы, дворцовые, патриаршие), тогда как в XVI в. деление было двухчастным. К концу XVII в. существовало более 90 центральных бюрократических учреждений – приказов разного значения. Во главе приказа стоял начальник – судья или думный дьяк. В помощники судьям назначались дьяки. В крупных Приказах складывалась разветвленная внутренняя структура. Они подразделялись на столы, а столы - на повытья. Приказы издавали разнообразные документы и систематизировались путем издания сводных грамот – Уставных грамот.
И126 К концу ХVII в. громоздкая и неповоротливая система приказов начала приходить в несоответствие с потребностями управления формировавшегося абсолютистского государства.
2.2.4. Местное и региональное управление
В политическом строе Русского государства ХVП в. сохранились пережитки феодальной раздробленности. Одним из них было местничество – наследственное право определенных боярских фамилий на то или иное «место» в иерархии служилых чинов на гражданской и военной службе. В 1682 г., в правление Федора Алексеевича, местничество было ликвидировано.
И127 В конце ХVП в. на местах продолжали функционировать губные и земские учреждения. Однако они теперь были подчинены назначенным из центра воеводам, которые стали основным звеном местного управления (рис. 2.12. в ЭД ).
И128 Воеводы назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян и утверждались в должности царем и Боярской думой. Это означало усиление центральной власти на местах в ущерб принципу выборности. При воеводе находилась приказная, или съезжая, изба. Воеводское делопроизводство вел дьяк. Главной функцией воевод был финансовый контроль. Они контролировали старост и целовальников, которые проводили сбор налогов. Другой задачей был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воеводы получали жалование из казны, но они не гнушались подношениями от населения. Весь ХVII в. в Москву поступали челобитные на поборы и лихоимство воевод. Особенно этим отличались воеводы далекой Сибири.