История государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций

Краткое описание

Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.

Файлы: 1 файл

Uchebnoe_posobie_Istoria_gos_upravlenia_v_Rossi.doc

— 901.00 Кб (Скачать)

 И129             Таким образом,  в  местном   управлении этого   периода сложились противоречия  - назначаемый сверху воевода должен был руководить выборными органами – губными и земскими избами.

 И130             Система  воеводского  управления,  позволившая  усилить государственную власть на местах сразу после Смуты, к концу  ХVII в. нуждалась в существенном обновлении.

 

2.2.5. Развитие права. Судебная система

 И131            Крупнейший законодательный памятник XVII в. – Соборное уложение 1649 г. Этот свод феодального права Российского государства впервые был напечатан типографским способом. В нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны политической и общественной жизни России того времени.

В эволюции судебной системы  этого  периода происходит создание  системы судебных приказов. Это Судный приказ, Челобитный, Разбойный, Сыскной. Судный приказ был высшей судебной инстанцией.

 

Контрольные вопросы  и задания

 

    1. Объясните различия в развитии российской государственности первой и второй половины XVII в.

Ответы на контрольные  вопросы и задания

1. Переход от сословно-представительной  монархии в первой половине XVII в. – к абсолютной к концу XVII в. И118. Абсолютизм – это такая форма государственного правления, при которой, верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху. В начале столетия Боярская дума и Земские соборы играли большую роль в управлении государством, И119 к концу – их значение начинает падать. Создана Ближняя дума И120, возрастание личной власти самодержавного монарха в области верховного управления. На первую половину ХVП в. приходится расцвет приказной системы управления И122. Новым   для    приказной системы    было   формирование Патриаршего управления И125. В начале века процветает местничество (наследственное право определенных боярских фамилий на то или иное «место» в иерархии служилых чинов на гражданской и военной службе),  было отменено в 1682 г. Назначение воевод - к концу века И127.

 

 

 

2.3. ПРЕОБРАЗОВАНИЯ  В  ГОСУДАРСТВЕННОМ АППАРАТЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХVIII в.

 

2.3.1. Установление абсолютизма в России.

 И132             Возникновение  абсолютизма как формы правления связано с преобразованиями буржуазных отношений в обществе (см. И118). Постепенно отмирают сословно-представительные учреждения, ограничивающие власть монарха.

 И133                   Основные черты абсолютизма:

    • сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха;
    • право монарха распоряжаться государственными финансами и устанавливать налоги;
    • наличие обширного, разветвленного чиновничье-бюрократического аппарата.

В России абсолютная монархия окончательно складывается в первой четверти ХVШ в. В Западной Европе социальной базой абсолютизма был союз дворянства с городами, в России абсолютизм опирался на крепостническое дворянство и служилые сословия.

 И134               Высшим  выражением  утверждения  абсолютизма   в  России стало принятие Петром I имперского титула. В январе 1722 г. Петр I изменил порядок наследования престола. По этому указу  получил право по собственной воле назначать себе  наследника, исходя из интересов государства.  Более того, он мог отменить свое решение, если наследник   не оправдывал его надежд.

 

2.3.2. Реформы Петра I

 И135            Реформы высших органов власти и управления первой четверти XVII в. принято подразделять на три этапа:

-   1699 - 1710 гг. – частичные преобразования;

- 1710 - 1719 гг. – ликвидация прежних центральных органов власти и управления, создание Сената, появление новой столицы;

- 1719 - 1725 гг. – образование  новых органов отраслевого управления, проведение второй областной реформы, реформы

церковного управления и финансово-налоговой.

 И136          В   1704 г.   прекращаются   заседания  Боярской  думы. Первостепенное значение приобретает возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия, осуществляющая административно-финансовый контроль.

Реальная власть у Консилии министров – совета глав важнейших ведомств при царе. Она управляла приказами, обеспечивающих армию и флот.

 И137            Следующий этап преобразований  центральных органов власти – создание Сената (1711 г.). Заменив Боярскую думу и созданный как временный орган (в указе сказано: «для отлучек Наших»), Сенат вскоре превратился  в постоянно действующее государственное учреждение, осуществляющее управление   центральными и местными учреждениями. Созданное учреждение получило канцелярию с многочисленными отделами – «столами», где работали подъячие. Несмотря на наличие у Сената обширной компетенции, царь не делил с ним власть. Возглавлял Сенат Генерал-прокурор. Эта должность была учреждена в 1722 г.  Он наделялся широкими полномочиями, выступал, по словам Петра I, в качестве «ока государева».

 И138            Реформа 1722 г. к концу правления Петра I превратила Сенат в высший орган управления государством, вставший над всем государственным аппаратом. Функции правительствующего Сената можно изобразить на схеме (рис. 2.13 в ЭД ).

 И139            Как промежуточное звено между Сенатом и губерниями в 1717 – 1718 гг. система приказов была заменена коллегиями. За образец была взята шведская модель государственного устройства (рис. 2.14. в ЭД ). Такая система предусматривала четкое разделение администрации на определенное количество ведомств. Сенат назначал президентов и вице-президентов коллегий.

 И140             Коллегии выгодно отличались от приказов:

    • здесь устанавливался совместный (коллегиальный) принцип рассмотрения  и решения всех дел;
    • каждая коллегия ведала определенными отраслями или сферами руководства и управления в масштабах всей страны;
    • в основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации.

 И141         За  этот период было образовано   12 коллегий. Важнейшими, названные «первыми или государственными», считались три: Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская.  Три коллегии ведали государственными финансами: камер-коллегия, штатс-коллегия,  ревизион-коллегия. Еще три коллегии управляли различными отраслями экономики: берг-коллегия, мануфактур-коллегия, коммерц-коллегия. Вотчинная коллегия - занималась проблемами дворянского землевладения. Главный магистрат - являлся органом управления и суда для городского сословия. В его подчинении находились городские магистраты. Юстиц-коллегия ведала надворными и нижними судами (рис. 2.14  в ЭД ).

 И142     В своей  деятельности  коллегии должны были следовать четким правовым нормам – Генеральным регламентом.

 И143            Делопроизводство   коллегии вела ее   Канцелярия. Главное лицо канцелярии - секретарь, следующий – нотариус, ниже нотариуса стоял актариус, дальше регистратор. Служба в коллегии была строго регламентирована. Рабочий день продолжался пять часов, был положен четырехнедельный отпуск в один из летних месяцев и двухнедельный отпуск с 25 декабря по 7 января.

 И144            Развитие принципа чиновной, бюрократической выслуги нашло отражение в петровской «Табели о рангах». Новый закон делил службу - на гражданскую и военную, но и уравнивал ее, так, как чины в обеих сферах присваивались аналогичные (рис. 2.15. в ЭД ).  Все служащие подразделялись на 14 классов: 1-й считался высшим, 14-й низшим. Всякий, получивший чин 8-го класса, становился потомственным дворянином. Чины с 14-го по 9-й давали дворянство только личное. С принятием «Табели о рангах» принцип родовитости при формировании государственного аппарата заменялся принципом служебной пригодности.

 И145             Важную  роль в утверждении  абсолютизма играла церковная реформа. Было ликвидировано Патриаршество, и в 1721 г.  для управления церковью создана Духовная коллегия – Святейший правительствующий Синод. Петр I взял курс на превращение церковной организации в составную часть государственного аппарата.

 И146           Синод по принципам организации (коллегиальный орган) и характеру деятельности (управление отраслью) был близок к коллегиям. Синод состоял из 12 человек, назначаемых царем из представителей высшего духовенства – митрополитов, архиепископов, епископов, настоятелей крупнейших монастырей.  В 1722 г. для надзора за деятельностью Синода Петр I учредил должность обер-прокурора. На нее назначался, как правило, светский чиновник (рис. 2.14. в ЭД ).

 

2.3.3. Реформы местного управления

Менее успешно  проводилась реформа местного управления. Органы власти на местах менялись с  большой поспешностью. Преобразование местных органов начиналось с  городов. В 1699 г. городское население  было выведено из-под власти воевод. В Москве была учреждена Ратуша и земские избы на местах.

 И147       В декабре 1708 г. началась первая областная реформа. По указу Петра I территория Российского государства была разделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (с 1710 г. Петербургскую), Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Сибирскую, Архангелогородскую. В 1713 г. создается Рижская губерния, в 1714 г. – Нижегородская и Астраханская.

 И148       Во   главе   губерний  стояли губернаторы,   наделенные огромными полномочиями: административно-полицейскими, военными, финансовыми, судебными (рис. 2.14. в ЭД).

 И149       В 1719-1720 гг. проводится вторая областная реформа, в результате 11 губерний были поделены на 45 провинций. Провинция превратилась в особую административно-территориальную единицу.  Провинции делились на округа – дистрикты.   Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям.  Составной частью второй областной реформы стала попытка создания в губерниях и провинциях  местных органов центральных учреждений. Коллегия в центре и подчиненный ей орган в провинции образовывали иерархически построенную систему управления отраслью (рис. 2.14. в ЭД ).

 И150           В 1720-1724 гг. была проведена третья в   правлении   Петра I реформа местного управления. В Санкт-Петербурге был учрежден Главный магистрат. Он ведал всем городским сословием в России. В ведении магистратов находились управление городом, административно-полицейские, финансо-     вые и хозяйственные дела.

 

2.3.4. Судебная система и армия

Формирование  абсолютистского государства потребовало  создания общегосударственной судебной системы. Она складывалась в течение  нескольких лет.

 И151      Высшей судебной инстанцией был монарх.

 И152      Следующей   инстанцией стал  Сенат и подчиненная ему Юстиц-коллегия. Через Юстиц-коллегию, созданную в 1718 г., Сенат осуществлял контроль за деятельностью всех судебных органов государства.

 И153    Главной    особенностью   судебной  системы   было то,  что суд, хотя и имея коллегиальное устройство, так и не был отделен от администрации. Не был превращен в отдельную ветвь государственной власти.

 И154      На  неудачу  судебную  реформу  обрекало множество противоречивых положений. Роль царя усиливалась в отправлении правосудия, что типично для абсолютной монархи.  Губернаторы и воеводы по-прежнему выполняли свои судебные  функции. Судебные полномочия остались у приказов и коллегий. Существовала вотчинная  юстиция помещиков в отношении крепостных крестьян. Так судебная реформа стала самым неудачным детищем царя-реформатора.

 И155       Военная реформа была важным звеном в цепи государственных преобразований Петра I. Прекратило существование дворянское конное ополчение. Образцом для военных преобразований стали полки личной охраны Петра I – Преображенский, Семеновский и Бутырский.

 И156       С 1699  г.   начинается  формирование рекрутской  системы  набора в армию. Служба в армии как для офицеров, так и для солдат стала пожизненной. Офицеры были переведены на государственное денежное жалование, солдаты тоже получали жалование. Все это ставило солдат и офицеров в зависимость от царской власти и превращало в надежную опору абсолютизма. 

 

2.3.5. Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов

Борьба за трон после смерти Петра I длилась всю вторую четверть XVIII в. до воцарения Екатерины II.   Этот период русской истории был назван В.О.Ключевским «эпохой дворцовых переворотов». Изменения затронули и государственную систему.

 И157         Дворцовые перевороты  дестабилизировали систему высшего государственного управления. Созданный Петром I  Сенат был оттеснен новыми государственными учреждениями. По указу Екатерины I был образован Верховный тайный совет, который отобрал ряд полномочий Сената. Он стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия. Законы теперь подписывает либо императрица (Екатерина I), либо Тайный совет.  Ему оказались подчинены коллегии, Преображенский приказ, Синод и даже Сенат.

 И158         В  правление  малолетнего  Петра  II  Верховный тайный  совет выполнял функции регентского совета. В 1730 г. «верховники» попытались ограничить самодержавие особыми «кондициями», ставившими Верховный тайный совет над императорской властью, но план провалился и совет был упразднен.

 И159       В правление Анны Иоанновны возник  Кабинет министров. Он получил законодательные права. Большое влияние на деятельность Кабинета оказывал фаворит императрицы Бирон. Вступившая на трон Елизавета Петровна упразднила Кабинет. Часть его дел стал опять решать Сенат, а другая часть поступила в личное ведение самой императрицы. Вопреки деяниям Петра I Елизавета вернула монастырям право полного распоряжения их вотчинами.

 И160           Для  этого была образована личная канцелярия  – Кабинет ее величества (1741 г.).

 И161             При  Петре  III в качестве  высшего  государственного органа функционировал Императорский совет, состоявший из 9 человек.

Выводы.

1. При Петре I Россия становится империей, а Петр – императором.

Информация о работе История государственного управления