Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
3. Образованы органы местного крестьянского общественного управления И235. Земская реформа - в губерниях, уездах и городах создаются всесословные органы местного самоуправления, формировались путем выборов И236. Уездное земское собрание - распорядительный орган местного самоуправления И237-239.
3.4. КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В НАЧАЛЕ XX в.
(до 1917 Г.)
3.4.1. Российское общество на рубеже XIX – XX вв.
Результатом великих реформ 60-70 гг. XIX в. и промышленного переворота в России явилось быстрое развитие капиталистических отношений. Проведенные Александром III контрреформы не могли остановить капиталистических преобразований.
И244 К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, в которой проживало 130 млн человек, из них 3/4 - сельское население. (Атрибуты государства данного периода приведены на рис. 3.14. в ЭД). Новые экономические отношения обусловили формирование новых классов – буржуазии и пролетариата.
Буржуазия была представлена различными группами: предприниматели-монополисты, финансовая олигархия, ростовщическая и торговая буржуазия. Занимая ведущие позиции в экономической сфере, буржуазия в начале XX в. не играла значительной роли в структурах власти.
Дворянство – господствующее сословие российского общества. В государственном управлении дворянство сохраняло ведущую роль. Однако после отмены крепостного права его значение в экономической жизни продолжало падать.
Духовенство – привилегированное сословие, было частью государственного аппарата (около 600 тыс. чел.).
Казачество – (около 3 млн чел) было превращено царизмом в часть военно-государственного аппарата.
Рабочий класс – численность составила 16,8 млн чел. Рабочее законодательство в стране практически отсутствовало.
Крестьянство – насчитывая более 90 млн чел., было самым крупным сословием. На него ложилась основная тяжесть налогов. По сравнению с другими сословиями крестьяне были ограничены в политических и гражданских правах.
И245 На рубеже веков стало ясно, что время самодержавия исчерпано. Монархическая форма правления перестала удовлетворять потребностям государственного управления. Стало ясно, что без привлечения общественности к управлению страна развиваться не сможет. Недостатка в предложениях по переустройству системы управления империей не было Большие надежды, в этом смысле, в российском обществе связывались с вступлением на престол Николая II (1894-1917 гг.).
И246 В этих условиях в России усиливается общественно-политическое движение. К началу XX в. сформировались три политические лагеря:
3.4.2. Императорская власть и Манифест 17 октября 1905 г.
И247 Отказ Николая II от конституционных реформ в сочетании с нежеланием удовлетворить социальные требования рабочих и крестьян и военными поражениями вверг Россию в пучину революции, начавшейся в январе 1905 г. Она заставила правительство пойти на создание представительного органа власти. Во время Октябрьской стачки, поставившей под угрозу существование правящей династии, С.Ю.Витте сумел убедить Николая II дать Государственной думе законодательные полномочия. Так появился знаменитый Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», положивший начало российскому парламентаризму.
И248 Манифест устанавливал, что никакой закон не может быть принят без одобрения Государственной думы, гарантировал неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов.
И249 Образование Государственной думы, реорганизация Государственного совета и принятие «Основных государственных законов» привели к ограничению власти императора в законодательной сфере.
И250 Однако особа императора считалась священной и неприкосновенной. Он обладал правом законодательной инициативы, без его утверждения ни один закон не вступал в силу. В порядке верховного управления он издавал указы и повеления, которые обязательно заверялись председателем Совета министров. Император являлся верховным руководителем внешних сношений Российского государства, объявлял войну и заключал мир, подписывал договоры с иностранными государствами, ему принадлежало право чеканки монеты и определения ее внешнего вида. Он считался державным вождем российской армии и флота. Император назначал и увольнял главу правительства, министров, высших военных чинов, других должностных лиц, если в отношении последних не было установлено законом иного порядка назначения и увольнения. Император был обязан исповедовать православную веру и считался ее верховным защитником, хранителем догматов и блюстителем правоверия. Власть императора передавалась по наследству. В Основных государственных законах подробнейшим образом был расписан порядок наследования престола.
3.4.3. Государственная дума
И251 По Манифесту 17 октября 1905 г. Государственная дума получала законодательные полномочия. Закон о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.) вводил четыре избирательные курии: землевладельческую, городских избирателей, крестьянскую и рабочую. Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска. Так, I Государственная дума просуществовала всего 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906 г., II Дума — 102 дня (с 20 февраля по 3 июня 1907 г.). К предметам ведения думы были отнесены: рассмотрение законов и бюджета, надзор за Государственным контролем, утверждение уставов акционерных обществ и компаний. Действия Государственной думы в действительности были ограничены, так как за императором сохранялось право издавать законы во время прекращения ее работы.
И252 Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи (заместители), избиравшиеся из числа депутатов на один год. Законопроекты принимались общим собранием думы и получали силу закона после их одобрения Государственным советом и утверждения императором.
Осенью 1912 г. была избрана IV Государственная дума (15 ноября 1912 г. — 25 февраля 1917 г.). Ей суждено было стать последней думой в истории дореволюционной России.
3.4.4. Реорганизация Государственного совета и Совета министров
И253 До 1906 г. Государственный совет являлся высшим законосовещательным учреждением, члены которого назначались императором. После реформы 20 февраля 1906 г. Государственный совет был наделен законодательными полномочиями и превращен в верхнюю палату. Изменился порядок формирования Государственного совета. Теперь половина его членов, как раньше, назначалась императором, другая половина избиралась от земств, дворянских обществ, торгово-промышленных комитетов, духовенства, университетов. Государственный совет, несмотря на изменения, в целом сохранил свой чиновничье-аристократический облик. В тех социальных условиях он играл роль политического фильтра, не пропускавшего законопроекты, которые принимала Дума, но по каким-то причинам не устраивали императора.
И254 Совет министров. По законно-проекту государственного чиновника А. В. Кривошеина Николаем II был утвержден указ о создании Совета министров. Новому органу поручалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего управления. Одновременно учреждалась должность председателя Совета министров. Назначал и смещал его лично император. Первым премьером стал С. Ю. Витте (октябрь 1905 г. - апрель 1906 г).
Председатель Совета министров имел право требовать от руководителей министерств и ведомств все сведения, объяснения и предложения. Относительную самостоятельность сохранили лишь министры иностранных дел, военный, морской и министр двора, выносившие на рассмотрение Совета министров только те вопросы, которые они сами считали нужными. С созданием Совета министров потерял свое значение Комитет министров, упраздненный в апреле 1906 г.
И255 Совет министров являлся постоянно действующим высшим правительственным органом и собирался на заседания по 2-3 раза в неделю. Впервые в истории российской государственности председатель Совета министров считался главой правительства. Фактически он превратился во второе по значению должностное лицо в стране после императора.
На рис. 15 в ЭД приведена схема высших и центральных органов Российской империи после 1906 г.
3.4.5. Государственное управление в годы Первой мировой войны
И256 Первая мировая война явилась закономерным результатом обострения противоречий между капиталистическими странами. Война носила захватнический характер для обеих группировок империалистических государств.
Российская буржуазия и помещики, стремившиеся к захвату новых рынков, источников сырья, получению высоких прибылей от военных заказов, приветствовали начавшуюся войну. Экономика страны должна была в кратчайшие сроки переведена на удовлетворение нужд фронта. Однако из-за технико-экономической и политической отсталости, зависимости России от иностранного капитала армия скоро начала испытывать недостаток в вооружении, боеприпасах и др. Разрушительное влияние начало испытывать и сельское хозяйство. Призыв в армию трудоспособных мужчин, лишило крестьянство работников.
И257 Неспособность царизма решить задачи военного времени, перестроить хозяйство на военный лад обусловили создание чрезвычайных органов в стране.
И258 Особые совещания - (1915 г.) созданы для координации работ отдельных министерств. Согласно Положению о Совещаниях эти органы становились высшим «государственным установлением» и наделялись широкими полномочиями: правом требовать содействия всех общественных и правительственных организаций, устанавливать сроки и очередность выполнения военных заказов. Было образовано пять Особых совещаний: по обороне; по обеспечению топливом путей сообщения; по перевозке топлива; продовольствия и военных грузов; по продовольственному делу; по устройству беженцев.
И259 В целях оказания фронту помощи буржуазией и помещиками были образованы Всероссийский земский союз и Всероссийский городской союз. Эти союзы создали объединенный комитет – Земгор.
И260 Были расширены права генерал-губернаторов и военных властей в местном управлении в районах, объявленных на военном положении. Генерал-губернатор получал широкие права в судебной и полицейской сферах. Он имел право запрещать действия всяких народных и частных собраний, закрывать торговые и промышленные заведения на неопределенный срок.
И261 Создание полевого военного аппарата управления началось в первые дни войны. Высшим военным органом стала Ставка верховного главнокомандующего. Армии западных военных округов объединялись во фронты во главе с главнокомандующими.
И262 Обострение экономического кризиса, продолжающиеся неудачи на фронте, неспособность правительства справиться с нарастающими трудностями подрывали авторитет монархии, вызывали рост народного недовольства в стране. Военные неудачи обнажили глубокие социальные противоречия в обществе и стимулировали развитие общего кризиса российской монархической государственности. Растерявшийся Николай II, не понимая глубинных причин кризиса, надеялся найти выход из создавшегося положения кадровыми перестановками и вверг страну в так называемую «министерскую чехарду». Система государственного управления был парализована. Россия вплотную приблизилась к революции.
Обобщенная схема системы управления государством приведена на рис. 3.16. в ЭД.
1. Каким было положение монарха в системе государственного управления после 1905 г.?
2. Перечислите высшие государственные органы. Охарактеризуйте их правовой статус.
3. В чем особенности
государственного
Ответы на контрольные вопросы и задания
1. Россия – абсолютная
монархия, император – глава государства
2. Государственная дума – законодательный орган И251-252, Государственный совет И253, Совет министров и министерства И254,255, Особое совещание министров И257,258, Сенат, Синод, Собственная его Императорского величия канцелярия (рис. 3.15 в ЭД).
3. Рис 3.16. в ЭД , И256-261.
4 – Й БЛОК
4.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (март - октябрь 1917 г.)
4.1.1. Падение монархии. Временное правительство. Двоевластие. Проблема легальности и легитимности
И263 Февральская революция. Начало 1917 г. ознаменовалось массовыми стачками и антиправительственными демонстрациями. Во второй половине февраля резко обострилась обстановка в столице страны Петрограде. В оппозиции власти находились все социальные группы и партии, за исключением крайних правых. 25 февраля забастовка в Петрограде переросла во всеобщую. Николай П в это время находился в Ставке, в Могилеве. 27 февраля начался массовый переход войск на сторону восставшего народа, последовали аресты министров. Императорская власть в Петрограде перестала существовать. 27 февраля Николай II предпринял попытку переломить ситуацию в свою пользу. Он распорядился отправить в Петроград войска под командованием генерала Н. И. Иванова, а на другой день сам выехал в Царское Село. Однако ни карательная экспедиция Иванова, ни царский поезд не достигли намеченных целей, так как не были пропущены революционно настроенными солдатами и рабочими.