Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
(ГКО) И328, 329. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил
всю полноту власти в стране, (рис. 4.10 в ЭД).
2. Указом Президиума Верховного Совета от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции государственной власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавались военным советам и военному командованию войсковых соединений И326, 331,333.
3. И337.
4.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (1945-1985 гг.)
4.5.1. Основные этапы в послевоенном развитии советской государственности
И338 Из второй мировой войны СССР вышел победителем. Значительно укрепились международные позиции СССР. Он превратился в одну из сверхдержав, ликвидировал монополию США на обладание ядерным оружием. В 1949 г. по его инициативе образуется Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), в 1955 г. – Организация Варшавского Договора. Однако раскол мира на две системы положил начало «холодной войны» между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции.
И339 Характерной чертой государственной системы СССР являлась персонификация, получившая воплощение в культе личности. Смена партийного лидера сопровождалась сменой курса внутренней политики, изменениями в самой политической системе. Поэтому основные этапы в развитии советской государственности совпали с нахождением на вершине власти очередного руководителя партии и государства: Сталина, Хрущева, Брежнева.
И340 Первые послевоенные годы – это апогей сталинизма: усиление тоталитарных тенденций, административно-командные методы управления государством. После смерти Сталина (1953 г.) начался этап либерализации внутренней и внешней политики СССР, получившей название дестабилизации или «хрущевской оттепели». Были осуществлены меры по демократизации общественно-политической жизни страны, создано коллективное руководство партией и государством, прекращены репрессии и начата реабилитация их жертв.
И341 Во второй половине 1950-х гг. Н.С.Хрущев добился политического лидерства, соединив в своих руках посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР. Принятая по его инициативе программа «развернутого коммунистического строительства», предусматривавшая выход СССР на наивысшие в мире экономические и социальные показатели, не соответствовала возможностям страны.
И342 В октябре 1964 г. Н.С.Хрущева вынудили уйти в отставку, во главе обновленного руководства страной встали Л.И.Брежнев и А..Н.Косыгин. Годы пребывания Л.И.Брежнева на вершине власти (1964-1982) стали временем безраздельного господства партийно-государственной и хозяйственной номенклатуры, окончательно консолидировавшейся в правящий класс советского общества. Вместе с тем на этом этапе в полной мере проявились присущие ему кризисные явления в экономике и социальной сфере. Последние годы брежневского руководства страной названы «эпохой застоя».
Обобщенные сведения о государственном устройстве и аппарате управления в период с 1950 по 1960 гг. приведены в виде схемы на рис. 4.12. в ЭД.
4.5.2. Конституция СССР 1977 г.
И343 Разработка новой Конституции СССР началась сразу же после окончания Великой Отечественной войны. Работа над Конституцией затянулась на 15 лет. 7 октября 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла третью Конституцию СССР. Конституция 1977г. не внесла принципиальных изменений в государственную и общественную систему Советского Союза.
И344 Новым являлось конституционное оформление особой роли КПСС в Советском государстве. Шестая статья Конституции провозглашала КПСС руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы. Фактически Конституция закрепляла сложившееся положение вещей, так как многие десятилетия коммунистическая партия подменяла собой высшие государственные органы.
И345 Принятие новой союзной Конституции потребовало приведение в соответствие с ней республиканских конституций. Четвертая Конституция РСФСР была принята Верховным Советом РСФСР 1 апреля 1978 г.
4.5.3. Центральный аппарат управления и местные государственные органы
И346 Высшие органы государственной власти. По конституциям 1936 и 1977 гг. высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР (рис. 4.13. в ЭД). Он избирался гражданами всеобщим, равным и прямым голосованием на четыре года (с 1977 г. – на пять лет). Основной формой работы Верховного Совета являлись сессии.
И347 Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Палаты различались по способу формирования. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с приблизительно равной численностью избирателей, а члены Совета Национальностей – по норме: 32 депутата от союзной республики, 5 депутатов от автономной области и 1 депутат от национального (с 1977 г. – автономного) округа. Каждая палата избирала своего председателя и его заместителей, а также Совет старейшин. Палаты создавали постоянно действующие комиссии. В их задачи входили разработка законопроектов, подготовка заключений или поправок к ним.
И348 Постоянно действующим высшим органом государственной власти являлся Президиум Верховного Совета СССР. Неофициально Президиум Верховного Совета называли «коллегиальным президентом». Он устанавливал систему и компетенцию центральных государственных органов по руководству народным хозяйством, образовывал министерства и ведомства, назначал и смещал министров.
И349 Органы государственного управления. В систему органов государственного управления СССР входили: правительство СССР, правительства союзных республик, министерства и ведомства (рис. 4.14. в ЭД).
И350 Высшим органом государственного управления являлось правительство СССР. В Конституции СССР 1977 г. было сказано, что правительство СССР правомочно решать все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению Союза СССР.
И351 До 15 марта 1946 г. Правительство СССР именовалось Советом народных комиссаров, в дальнейшем – Советом Министров. Правительство формировалось Верховным Советом СССР и было ему подотчетно. Совет Министров СССР осуществлял общее руководство народным хозяйством, социально-культурной сферой, развитием науки, обороной, внешней политикой, охраной общественного порядка и т.д.
И352 В первое послевоенное время Председатель Совета Министров занимал высшее место во властной иерархии СССР, но в дальнейшем произошло оттеснение его на второй план Первым секретарем ЦК КПСС.
И353 К центральным органам государственного управления СССР до 1946 г. относились наркоматы и ведомства СССР. В марте 1946 г. в связи с преобразованием Совета народных комиссаров в Совет Министров все наркоматы были переименованы в министерства. Министерства являлись центральными отраслевыми органами государственного управления. В отличие от министерств, ведомства – государственные комитеты, комитеты, комиссии и главные управления – не имели четкого правового статуса. Они могли создаваться по общим для всех отраслей вопросам управления (Госплан, Госкомцен, Госснаб). Все министерства и ведомства СССР относились к одной из двух категорий: или к общесоюзным, или к союзно-республиканским.
И354 С 1946 по 1957 гг. Продолжала функционировать отраслевая система управления промышленностью. Во главе каждой отрасли стояло промышленное министерство, управлявшее подведомственными предприятиями на территории всей страны.
И355 В 1957 г. отраслевая
структура управления заменяется территориальной. Министерства
были ликвидированы и созданы Советы народного хозяйства
(Совнархозы) областей и экономических
районов. Для обоснования перспективности
указанных мер делалась ссылка на ВСНХ
первых лет Советской власти. Но при этом
игнорировалась необходимость координации
деятельности местных органов на общегосударственном
уровне. Это привело к развитию местнических
устремлений регионов и нарушению пропорций
и внутренних связей народно-хозяйственного
комплекса. Поэтому в начале 60-х гг. были
образованы республиканские совнархозы,
а затем и Совет народного хозяйства СССР.
Созданная сложная многоступенчатая система,
с пересекающимися функциями ее звеньев,
привела к еще большим трудностям в управлении.
После смещения Н.С.Хрущева (1964 г.) была
восстановлена территориально-
И356 Государственный аппарат союзных и авто-номных республик. Союзные и автономные республики считались государствами. Они имели свои конституции и могли создавать собственные органы государственной власти и управления. Система этих органов в союзных и автономных республиках была схожей и копировала систему государственных органов СССР. Разграничения полномочий между союзными и республиканскими государственными органами осуществлялось на основе Конституции СССР.
И357 Местные Советы и их исполкомы. Органами государственной власти и управления на местах являлись Советы и их исполнительные комитеты.
И358 Система
местных Советов строилась с учетом
административно-
И359 Исполнительными и распорядительными органами Советов являлись их исполкомы. Они функционировали постоянно в составе председателя, его заместителей, секретаря и нескольких членов. Для непосредственного руководства отдельными отраслями государственной и общественной жизни местные Советы образовывали отраслевые отделы и управления исполкомов (финансов, народного образования, здравоохранения).
И360 Присущие административно-командной системе противоречия между правовым статусом Советов и их реальной ролью в политической системе в полной мере проявилось в положении местных Советов. Поставленные в условия жесткой административной опеки со стороны партийных и государственных структур они не смогли реализовать заложенный в них демократический потенциал и превратиться в органы подлинного народовластия.
4.5.4. Судебная система
Окончание войны позволило отказаться от «чрезвычайщины» в деятельности судебных органов. Восстановилась обычная подсудность военных трибуналов и обычный порядок их деятельности. В 1946 г. была учреждена должность Генерального прокурора СССР.
И361 В 1970 г. восстановлено союзно - республиканское Министерство юстиции СССР. Новый закон, принятый в 1979 г., «О Верховном Суде СССР» закрепил сложившуюся систему судебных органов.
И362 Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пятилетний срок и осуществлял надзор за деятельностью судов всех инстанций. Тогда же был принят закон «О Прокуратуре СССР». Органы прокуратуры осуществляли надзор за исполнением законов всеми государственными органам, должностными лицами, общественными организациями гражданами.
Контрольные вопросы и задания
Ответы на контрольные вопросы и задания
4. Органами государственной власти и управления на местах являлись Советы и их исполнительные комитеты И357-359, (рис.4.13. в ЭД).
5- Й БЛОК
5.1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ В ГОДЫ
ПЕРЕСТРОЙКИ (1985-1991 гг.)
5.1.1. Состояние общества к началу 80-х гг.
И363 Командно-административная система государственного управления СССР оказалась в тяжелом кризисе. Падение темпов экономического роста до уровня простого воспроизводства (около 2% годовых), быстрый рост «теневой экономики», неспособность громоздкого партийно-государственного аппарата управления обеспечить выполнение принимаемых грандиозных программ социально-экономического развития страны привели общество к пониманию необходимости кардинальных преобразований. Существовали примеры относительно успешных рыночных преобразований в социалистической Венгрии, мощного социально-политического кризиса начала 80-х гг. в Польше. Начало войны СССР в Афганистане (1979 г.) усугубило экономический, социально-политический кризис, было одним из катализаторов процесса реформирования системы государственного управления СССР.
И364 С 1982 г. В период правления Ю.В.Андропова предпринимаются первые попытки вывода страны из углубляющегося кризиса путем укрепления ответственности и дисциплины. Этот период был ознаменован громкими судебными процессами над высокопоставленными коррумпированными чиновниками. В целом такие методы вызвали обратный результат – укрепление именно негативных сторон системы управления. Об этом может свидетельствовать возвращение к исходному состоянию управления при К.У.Черненко.