Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
5.1.2. Изменения в государственно-политической системе СССР в годы перестройки
И365 Начало радикальных реформ в области государственного управления связано с именем М.С.Горбачева. На апрельском 1985 г. пленуме ЦК КПСС была выдвинута стратегия на ускорение хозяйственного развития страны, с провозглашением политики гласности как основы демократизации застывшего политического режима. Начиная преобразования, названные вскоре «перестройкой», Горбачев вовсе не собирался отказываться от социалистической модели развития.
И366 Первые три года перестройки, в течение которых были испробованы практически все известные методы ускорения общества, показали, что тоталитарная система не поддается реформированию. На фоне ухудшающейся экономической ситуации впервые был поставлен вопрос о политической реформе. Постепенно обозначились главные направления перестройки:
И367 Изменения в политической системе. Главным направлением политической реформы была провозглашена демократизация общественно-политической жизни, реабилитировалась деятельность диссидентов и правозащитников. В 1987 г. при организации выборов в местные Советы впервые с 1920-х гг. в ряде мест состоялись альтернативные выборы.
И368 Состоявшаяся в июне 1988 г. ХIХ Всесоюзная партийная конференция обсудила ход перестройки в стране. Она объявила целью политической реформы создание «правового социалистического государства».
И369 Съезд народных депутатов СССР. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР внес поправку в Конституции СССР об учреждении нового органа управления – Съезда народных депутатов СССР. К исключительным полномочиям Съезда относились: принятие Конституции и внесение в нее поправок; вопросы национально-государственного устройства; границы СССР и границы Союзных республик; определение основных направлений внутренней и внешней политики.
И370 Верховный Совет СССР. С образованием Съезда народных депутатов изменились правовой статус и порядок формирования Верховного Совета СССР. Он превращался в постоянно действующий и распорядительный орган государственной власти - парламент. Избирался Верховный Совет на Съезде народных депутатов из их числа. Верховный Совет, как и прежде, состоял из двух палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Руководил работой Верховного Совета избиравшийся на Съезде народных депутатов Председатель Верховного Совета.
И371 Президент СССР. На Ш Съезде народных депутатов 14 марта 1990 г. учреждается должность Президента СССР. Соответствующая поправка к Конституции гласила, что Президент СССР избирается всенародным голосованием на пятилетний срок. Однако первый и последний Президент СССР М.С.Горбачев был избран Съездом народных депутатов. Он являлся главой государства.
И372 Одновременно и в Конституции СССР убирается статья о руководящей роли КПСС в советском обществе. Ее отмена стала важным шагом на пути формирования многопартийности и политического плюрализма.
И373 Комитет конституционного надзора. В декабре 1989 г. на П. Съезде народных депутатов СССР был образован Комитет конституционного надзора. Ему было поручено наблюдать за тем, чтобы все законы и подзаконные акты государственных органов СССР, конституции и законы союзных республик не противоречили Конституции СССР.
Сводные данные о системе государственного управления в период с 1985 по 1988 гг. даны в виде схемы на рис. 5.1.в ЭД.
И374 Экономическая реформа. Главной задачей экономической реформы является переход от административных к экономическим методам управления производством. Первые попытки демонтажа административно-командной системы относятся к 1987 г. Тогда был принят закон «о государственном предприятии», предусматривавший перевод предприятия на хозрасчет и самофинансирование. Директивное руководство со стороны вышестоящих министерств и ведомств существенно сократило свою сферу действия, что позволило уменьшить их число. В 1987 - 1989 гг. многие министерства и ведомства были объединены или даже упразднены.
И375 1988 г. принимается закон «о кооперации». В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного секторов экономики. Произошли изменения и в организации сельскохозяйственного производства: появились первые фермерские хозяйства.
И376 Но решить главную задачу экономической реформы и перейти от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления производства не удалось. Ослабление централизованного управления экономикой приводило к нарушению складывавших десятилетиями связей, местничеству, региональному сепаратизму. Плановые задания не выполнялись, наблюдалось падение производства.
И377 Экономическая реформа перестройки, подорвав административно-командную систему и ничего не создав взамен, окончилась полным провалом. Неудача на одном из главных направлений перестройки, в конечном счете, определила всю ее судьбу.
5.1.3. Кризис и крах советской государственности. Распад СССР
И378 Углубление политического кризиса. Во второй половине 1980-х гг. во многих союзных республиках были образованы народные (национальные) фронты и движения, ставшие вскоре влиятельнейшей политической силой.
И379 В республиках усилились позиции сил, выступивших за отделение от СССР и провозглашение независимости. В 1988 г. Декларация о государственном суверенитете была утверждена Верховным Советом Эстонии. Литва, Латвия, Азербайджан, приняли в 1989 г. идентичные по содержанию декларации. В 1990 г. о своем государственном суверенитете объявили и все другие союзные республики, включая РСФСР. Состоявшиеся в 1990 г. выборы глав республик (президентов) и их высших органов власти принесли победу сторонникам отделения от СССР. Возросла угроза неконтролируемого распада СССР.
И380 В марте 1991 г. был проведен всесоюзный референдум о будущем Союза. За сохранение СССР высказалось 76,4% от общего числа участвовавших в голосовании. В апреле 1991 г. начались переговоры М.С.Горбачева с руководителями девяти союзных республик. В ходе переговоров был выработан проект нового союзного договора, предусматривавшего преобразование СССР в Союз суверенных государств (СНГ). Подписание его было намечено на 20 августа 1991 г.
И381 Попытка государственного переворота в августе 1991 г. ГКЧП. Накануне подписания нового союзного договора группа высших государственных деятелей СССР предприняла попытку силовым способом сохранить Союз. Под предлогом болезни М.С.Горбачев был отстранен от исполнения обязанностей Президента СССР. В стране вводилось чрезвычайное положение, было объявлено о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). Однако сохранить власть в своих руках ГКЧП не сумел. Центром сопротивления ГКЧП стала Москва, политическое руководство РСФСР, ее Президент Б.Н.Ельцин, поддержанные широкой общественностью.
И382 Распад СССР. События 22 августа 1991 г. ускорили распад СССР. Попытка переворота окончательно подорвала политические позиции Президента СССР Горбачева, лишив его последних реальных рычагов власти. 8 декабря Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук и С.С.Шушкевич в Беловежской пуще в тайне от М.С.Горбачева подписали соглашение о прекращении действия союзного договора 1922 г. и о роспуске государственных структур СССР. Распад СССР стал свершившимся фактом. 25 декабря 1991 г. М.С.Горбачев, являвшийся к тому времени президентом несуществующего государства, сложил свои полномочия.
И383 Создание СНГ. Заявив о роспуске СССР, Б.Н.Ельцин, Л.М.Кравчук и С.С.Шушкевич объявили об образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Фактически это была форма цивилизованного роспуска СССР и сосуществование бывших союзных республик на постсоветском пространстве.
И384 Несмотря на наличие постоянных органов содружества, подписание соглашений о сотрудничестве, СНГ продолжают раздирать противоречия, препятствующие процессу интеграции. Так, после распада СССР о своей независимости заявили Татарстан, Чеченская республика, усилились сепаратистские тенденции в бывших автономиях РСФСР. Украина столкнулась с проблемой автономии Крыма, в Грузии обострился абхазский и осетинский вопросы, Молдова была занята проблемой Приднестровья. К сожалению, следует констатировать, что институт Содружества Независимых Государств оказался неспособным повлиять на цивилизованное решение этих проблем.
Контрольные вопросы и задания
Ответы на контрольные вопросы и задания
5.2. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 90-х г. ХХ в.
5.2.1. Становление новой российской государственности
РСФСР являлась
крупнейшей союзной
И385 Весной 1990 г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1991 г., состоялись первые президентские выборы, которые принесли победу Б.Н.Ельцину.
И386 В апреле 1992 г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовывалась в Российскую Федерацию – Россию. Наименование «Российская Федерация (РФ)» и «Россия» признавались равнозначными.
И387
Федеративный договор 1992 г. Руководство
РФ после декабря 1991 г. оказалось перед
серьезной проблемой сохранения государственного
единства. Возникла реальная угроза распада
РФ. 31 марта 1992 г. состоялось подписание Федеративного договора.
Он дал статус субъектов Российской Федерации
не только республикам в составе РФ, но
и крупным административно-
И388 Под федеративным договором поставили подписи все национальные и территориальные образования кроме Чечни. С заключением Федеративного договора удалось избежать повторения сценария с распадом государства, на этот раз - России.
5.2.2. Государственный аппарат РФ в 1991-1993 гг.
Период с декабря 1991 г. по декабрь 1993 г. оказался одним из самых драматичных в истории становления новой российской государственности.
И389
Высшим органом власти в
РФ считался Съезд народных депутатов.
Он состоял из 1068 депутатов, избиравшихся
от территориальных округов, национально-государственных
образований и административно-
И390 Верховный Совет РФ являлся постоянно действующим законодательным органом. В каждой из двух его палат (Совет Республики и Совет Национальностей) заседали по 126 депутатов (рис. 5.3. в ЭД).
И391 Президент РФ являлся Высшим должностным лицом, главой исполнительной власти. Вместе с вице-президентом он избирался на пять лет. Президент наделялся значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, руководил деятельностью правительства. Однако в рамках действующей Конституции, отнесение поста Президента к исполнительной власти ставило его деятельность под полный контроль Верховного Совета. Таким образом, была утверждена парламентская республика.
И392 Конституционный суд стал Новым органом в государственной системе РФ, осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
И393 С распадом СССР все центральные органы управления РФ стали подчиняться только Президенту или Правительству РФ. В местном управлении начался отход от принципа единства и полновластия Советов. В это время местная администрация, хоть и оставалась подотчетна Совету, перестала быть его исполнительным органом.
И394 Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. Учреждение поста Президента РФ, распад СССР и превращение Российской Федерации в самостоятельное государство заставляли постоянно дорабатывать подготовленный Конституционной комиссией проект. В мае 1993 г. от имени Президента РФ был предложен альтернативный проект Основного закона, ставший отныне официальным проектом Конституции РФ. Он перераспределял властные полномочия в пользу президента. Хотя оба проекта имели немало общих положений, достичь компромисса не удалось. Камнем преткновения оказалась дилемма: президентская или парламентская республика. Противостояние законодательной и исполнительной власти породило острейший кризис. 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в России». Согласно этому указу Съезд народных депутатов и Верховный Совет распускались. Одновременно объявлялись выборы в новый парламент и конституционный референдум.