История государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций

Краткое описание

Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.

Файлы: 1 файл

Uchebnoe_posobie_Istoria_gos_upravlenia_v_Rossi.doc

— 901.00 Кб (Скачать)

 И295         В «Декларации…» и принятой резолюции о федеральных органах было завершено оформление Российской Федерации на основе «свободного союза свободных наций». ВЦИКу было поручено разработать и внести на очередной съезд Советов Конституцию РСФСР. Был одобрен роспуск Учредительного собрания и утверждено постановление «О новом обозначении существующей верховной государственной власти». Слово «временное» из наименования Советского правительства было исключено.

 И296         10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Конституция провозглашала Советское государство диктатурой пролетариата, закрепляла первые экономические преобразования Советской власти: национализацию земли, ее недр, лесов, промышленности, транспорта, банков.

 И297          Государственное устройство носило федеративный характер. Высшим органом власти объявлялся Всероссийский съезд Советов. ВЦИК являлся полномочным руководящим органом в период между съездами. Он формировал правительство – Совнарком, который состоял из отраслевых наркоматов. Органами власти на местах были соответствующие съезды советов и их исполнительные комитеты (рис. 4.7. в ЭД) .

 И298           Избирательная система,   закрепленная  Конституцией,  носила ярко выраженный классовый характер. Избирательного права были лишены многие слои населения. Конституция устанавливала некоторые избирательные преимущества для рабочих: фактически один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Конституция декларировала введение гражданских свобод, однако на практике это не имело реального подтверждения. Конституция РСФСР 1918 г. стала первым в истории России правовым актом, официально именуемым Конституцией.

 И299           Местное управление. По  мере укрепления советской власти система местных Советов получала более упорядоченную организацию. Высшими органами власти в губернии, уезде, городе и волости являлись соответствующие съезды Советов: губернский, уездный, городской и волостной (рис. 4.7. в ЭД).

 

4.2.3. Формирование органов хозяйственного управления

Создание советского отраслевого аппарата управления завершилось к лету 1918 г. Конституция РСФСР 1918 г. утвердила систему центральных государственных органов, состоявшую из 18   наркоматов. Отраслевые наркоматы не могли наладить регулирование экономики страны в целом, так как занимались больше политическими проблемами. Поэтому было необходимо создать «высшее экономическое учреждение», направляющее все народное хозяйство.

 И300               18 декабря 1917 г. был утвержден Декрет о Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). Руководящими органами ВСНХ являлись: Пленум хозяйственных наркоматов, кооперации, профсоюзов. На ВСНХ  были возложены функции по организации народного хозяйства и государственных финансов. Были созданы отраслевые объединения: главные и центральные комитеты (главки и центры). Главки создавались двух видов: отраслевые (Главнефть, Главруда, Главметалл, Главтекстиль) и по видам продукции (Главгвоздь, Главсоль, Главспичка, Главспирт). Им непосредственно подчинялись крупные и средние, а порой даже и мелкие предприятия.  На местах ВСНХ опирался на созданные районные, губернские и уездные совнархозы с функциями контроля. Ускоряющийся процесс национализации потребовал от ВСНХ перехода от общего руководства промышленность к непосредственному управлению ею.

 И301       8 августа 1918 г. Совнаркомом утверждается новое «Положение о ВСНХ», по которому ВСНХ является лишь экономическим отделом ВЦИК. 

 И302            В новой государственной   системе  большая  роль отводилась рабочему контролю. Новое руководство страны рассматривало их как один из переходных шагов к социализму. Перед всенародным контролем ставилась задача «правильно распределить труд». В ноябре-декабре 1917 г. рабочий контроль был установлен на большинстве крупных и средних предприятий. Ленин  предложил слить контрольные партийные учреждения (Центральная контрольная комиссия ВКП(б)) с контрольными советскими (Наркомат рабоче-крестьянской инспекции). Так была создана ЦКК-РКИ – единый партийно-государственный   контрольный орган. В 1919 – 1022 гг. наркомом РКИ был И.В. Сталин.

 

4.2.4. Управление в период Гражданской войны

 И303           К лету 1918 г. в России разгорелась Гражданская война.        30 ноября 1918 г. по декрету ВЦИК и СНК был образован чрезвычайный государственный орган - Совет рабочей и крестьянской обороны. Председателем Совета рабочей и крестьянской обороны был глава правительства В.И.Ленин. Постановления Совета обороны были обязательны для всех центральных и местных ведомств  учреждений,  для всех граждан  страны.

В годы гражданской войны советское правительство проводило политику «военного коммунизма». Она включала в себя такие мероприятия, как: национализация средств производства, централизация управления экономикой, введение продразверстки,  уравнительное распределение продуктов, принудительные  трудовые мобилизации.

 И304             В   условиях   чрезвычайных   обстоятельств раз-вивается процесс сращивания партийных и государственный структур. Документальным подтверждением этого процесса стали материалы IX съезда РКП(б) с резолюцией «Об очередных задачах хозяйственного строительства».

 И305           В  условиях    военного  времени  стимулировался   рост общественных организаций, постепенно превращавшихся в составную часть государственной системы. Быстро росла численность Российского Коммунистического Союза Молодежи. Активное участие в жизни страны принимали профсоюзы. Членство в них было обязательным для рабочих и служащих.

Обобщенные данные о государственном устройстве и аппарате управления в период с 1918 по 1929 гг. приведены в виде схемы на рис. 4.8. ЭД.

 

Контрольные вопросы  и задания

    1. Назовите органы центрального аппарата управления государством в период с октября 1917г. по июнь 1918 г.
    2. Дайте характеристику Конституции РСФСР 1918 г.

                                          

Ответы на контрольные  вопросы и задания

    1. Всероссийский съезд Советов – высший орган власти И285. Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК) – высший орган власти в период между съездами Советов И285.

Совет народных комиссаров (СНК) – правительство – исполнительная власть И286. Отраслевые наркоматы И289. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) И300 , прил. 4.5. в ЭД.

2. Конституция РСФСР  1918 г. стала первым в истории России правовым актом, официально именуемым Конституцией               И296-298.         

 

                                

 

4.3. ОБРАЗОВАНИЕ СССР. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ПЕРИОД С 1921 ПО 1941 гг.

 

4.3.1  Образование СССР. Конституция 1924 г.

 И306        Образование СССР. 30 декабря 1922 г. съезд полномочных представителей РСФСР, Украины, Белоруссии и Закавказской федерации (Съезд Советов СССР) приняли Декларацию и Договор об образовании СССР. Был избран Центральный Исполнительный комитет (ЦИК). В следующем году было избрано союзное правительство – Совет народных комиссаров СССР. Его возглавил В.И.Ленин, а после его смерти – А.И.Рыков.

 И307               Конституция  СССР  1924  г.  Решение о необходимости разработки и принятия Союзной Конституции было принято первым Всесоюзным Съездом Советов в декабре 1922 г. 6 Июля 1923 г. ЦИК утвердил Конституцию СССР, и она фактически вступила в силу. Тогда же были образованы совнарком СССР и общегосударственные наркоматы.

 И308         Окончательно же Конституция СССР была принята вторым Всесоюзным Съездом Советов 31 января 1924 г. Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Конституция СССР признавала за союзными республиками право иметь свои конституции, которые должны были базироваться на Союзной Конституции и не противоречить содержащимся в ней нормам и положениям.

 И309         Конституция  1924  г. оставляла   фактически без изменения прежнюю избирательную систему. Особенностью первой Конституции СССР являлось отсутствие в ней главы о правах и свободах  граждан.

 И310           Конституция проводила четкое разграничение предметов ведения Союза  ССР и республик. Высшим органом власти объявлялся Съезд Советов, а в период между Съездами – Президиум ЦИК СССР - постоянно действующий законодательный, исполнительный и распорядительный орган. ЦИК СССР был наделен Конституцией широкими полномочиями: утверждал планы экономического развития и государственный бюджет, вводил новые налоги, устанавливал принципы землеустройства и судопроизводства, разрешал споры между союзными республиками.

 И311        ЦИК СССР формировал правительство – Совет народных комиссаров. Совнарком осуществлял общее руководство отраслями народного хозяйства, просвещением, здравоохранением, организацией обороны страны, ее внешними отношениями, контролировал деятельность наркоматов.

 

4.3.2. Органы хозяйственного управления страной

 И312           Центральные   государственные органы.  Центральными  органами отраслевого управления с созданием СССР стали наркоматы трех типов:

 – общесоюзные  наркоматы, осуществляли прямое руководство через единые строго централизованные органы управления, руководившие порученной отраслью на всей территории СССР  (по иностранным делам, военно-морским; внешней торговли, путей сообщений, почт и телеграфов).

 – союзно-республиканские  наркоматы, осуществляли управление отраслью децентрализовано, не прямо, а через одноименные наркоматы в республике (высший совет народного хозяйства (ВСНХ), наркоматы финансов, труда, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции).

 – республиканские  наркоматы, управляли порученной им отраслью непосредственно в пределах территории республики (земледелия, просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, юстиции).

 И313                 Осуществление     политики   индустриализации     по-требовало изменений в системе управления промышленностью. Руководить из единого центра, каким являлся ВСНХ, многоотраслевой промышленностью было затруднительно. Наметился переход к отраслевой системе управления, укреплялось единоначалие и централизация в распределении сырья, рабочей силы и производимой продукции. Началом создания отраслевых промышленных наркоматов послужило постановление 5 января 1932 г. Кроме наркоматов в 1922 – х г. первой половине 1930 – х гг. существовали другие органы центрального государственного управления: государственный плановый комитет, центральное статистическое управление, объединенное государственное политическое управление и др.

 И314           Характерной чертой этого периода было то, что почти все промышленные наркоматы являлись общесоюзными. Союзные республики оказались отстраненными от непосредственного управления предприятиями тяжелой промышленности и оборонного комплекса, расположенными на их территории.  Результатом было резкое сужение хозяйственной самостоятельности республик.

 И315               В течение 1929-1932 гг. сложилась система управления, основными элементами которой стали:

    • пятилетние и годовые планы, обязательные для выполнения;
    • увеличение числа промышленных наркоматов и главков,    единоначалие, прямое вмешательство вышестоящих органов в работу предприятий;
    • ограниченный формальный хозрасчет;
    • включение в механизм хозяйствования репрессивной системы - НКВД;
    • фактическое слияние в единый механизм государственных, хозяйственных, управленческих, партийных органов, а также общественных организаций.

 И316      Объединенное  государственное политическое  управление (ОГПУ). Большевики целеустремленно укрепляли контроль правящей партии над политической и духовной жизнью общества. В качестве главного инструмента использовалась ВЧК, реорганизованная в ГПУ, а затем в   ОГПУ. Оно было образовано, как и федеральные наркоматы, 6 июля 1923 г. Ему была посвящена целая глава в Конституции СССР 1924 г. На ОГПУ возлагалось объединение усилий республик по борьбе с контрреволюцией, бандитизмом, контрабандой. Через разветвленную сеть секретных сотрудников был налажен контроль над политическими настроениями государственных служащих, интеллигенции, особое внимание обращалось на кулаков и городских частных предпринимателей. В распоряжении ОГПУ находились особые пограничные войска, а также лагеря для политзаключенных. В 1929 г. в систему ОГПУ была передана часть исправительно-трудовых лагерей. Возглавлял ОГПУ Ф.Э.Дзержинский (1923-1926), а после его смерти – В.Р.Менжинский (1926-1934).

Сводные данные о государственном  устройстве и аппарате управления в  период 1921 – 1925 гг. приведены в виде схемы на рис. 4.9. ЭД.

 

4.3.3. Однопартийная, административно-командная система управления. Советская номенклатура

Центральным звеном политической системы советского общества была большевистская партия.

 И317           Х съезд большевистской партии в марте 1921 г. принял резолюцию «О единстве партии», запрещавшую создание фракций и групп в РКП(б). С 1925 г. – Всесоюзная   коммунистическая партия (большевиков). В период между съездами руководящим органом партии являлся Центральный комитет, избиравшийся съездом. Избирались другие руководящие органы партии – Политбюро, Секретариат, Оргбюро. Политбюро признавалось высшей инстанцией между пленумами ЦК. Постепенно политбюро возвышалось над другими партийными структурами, предрешая решения ЦК и даже съездов. В апреле 1922 г. была учреждена должность Генерального секретаря ЦК. Им стал И.В.Сталин.

Формирование однопартийной  системы породило процесс сращивания государственного, советского аппарата с партийным аппаратом. Важнейшие  политические и экономические вопросы сначала решались на съездах партии, а затем проводились через съезды Советов. Система партийных органов повторяла систему государственных органов. На высокие государственные должности назначались или избирались только члены партии. Со временем советские органы превратились в рычаги управления государством со стороны партии.

 И318         Ни Конституция, ни правовая теория не предусматривали подобного вмешательства партийных органов в непосредственное управление государством. Но на практике оно с каждым годом усиливалось.

Информация о работе История государственного управления