Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
И319 Административно-командная система. Однопартийная система и система отраслевых промышленных наркоматов формировали так называемую административно-командную системы управления (АКСУ). Административно-командная система представляет особой разновидность государственного управления. Она характеризуется определенными признаками. Во-первых, это принижение роли Советов, отстранение их от реальной власти, подмена лозунга «власть трудящихся» на «власть для трудящихся». Во вторых - характерно выдвижение на первый план государственного аппарата его увеличение и сращивание с партийным аппаратом. Среди роста управленческого аппарата особенно быстро растет аппарат исполнительный, особенно та его часть, которая связана с административными мерами принуждения. Третьей характерной чертой АКСУ является «чрезвычайщина», то есть совокупность принципов, методов, приемов управления, основанных на массовых репрессиях и внесудебном принуждении. Для этого АКСУ создала и органы внесудебной репрессии. Чрезвычайные меры неизбежно вели к гипертрофии карательных органов, которые стали выходить из под контроля государства. АКСУ постоянно балансировала между бюрократическим аппаратом и трудящимися массами, между чрезвычайными мерами и народным энтузиазмом. К концу 30 – х г. АКСУ набрала такую устойчивость и силу инерции, которые ей позволили прочно удерживать свои позиции до 90 – х г.
И320 Советская номенклатура. Это явление, присущее однопартийной системе, когда в стране действует политическая партия непарламентского типа, претендующая на роль руководителя и государства, и граждан. Под номенклатурой понимается круг должностных лиц, назначение или утверждение которых относится к компетенции вышестоящего органа.
Номенклатурный принцип назначения руководящих работников был веден в 1923 г. Были составлены два списка должностей: номенклатура №1 – должности, назначение на которые производилось только решением ЦК РКП (б), и номенклатура №2 – должности, назначение на которые производилось с согласия орграспредотдела ЦК. Номенклатура №3, так называемая ведомственная номенклатура, касалась руководящих кадров на местах.
4.3.4. Политический строй СССР в 30 – х г. ХХ в.
И321 Многие историки и социологи социально-политическую систему, сложившуюся в СССР к исходу 30-х годов, определяют как «государственный социализм», с отчетливо выраженным тоталитарным характером. Сформулируем признаки тоталитаризма:
Утверждение власти
партийно-государственного
4.3.5. Конституция СССР 1936 г.
Конституция СССР 1936 г. перестроила свою систему высших органов государственной власти и управления.
И322 Съезд Советов СССР, ЦИК, Президиум ЦИК упраздняются и вместо них создаются двухпалатный Верховный Совет (состоял из Совета Союза и Совета национальностей) и его постоянно действующий орган – Президиум Верховного Совета.
И323 В конституции была фактически закреплена руководящая роль ВКП(б).
И324 Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти был Совет народных комиссаров.
И325 Конституция 1936 г. изменила избирательную систему. Формально были отменены ограничения в избирательном праве каких либо категорий населения. Провозглашались прямые равные, тайные выборы в Советы всех уровней. Конституция провозгласила право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, по болезни, при потере трудоспособности, на получение бесплатного образования. Все эти важнейшие социально-экономические и культурные права объявлялись завоеванием социализма и гарантировались государством. Реальная практика тех лет, политические репрессии и атмосфера идеологической нетерпимости, насаждаемая властями в обществе, не позволяли советским гражданам воспользоваться в полном объеме демократическими правами и свободами, записанными в Основном законе страны. Конституция СССР 1936 г. Фактически стала прикрытием тоталитарного политического режима, сложившегося в те годы в нашей стране.
Сводные данные о государственном устройстве и аппарате управления в период 1930 – 1940 гг. приведены в виде схемы на рис. 4.10. ЭД.
Контрольные вопросы и задания
Ответы на контрольные вопросы и задания
4.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.). ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА В ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (ДО 1977 г.)
4.4.1. Изменения в государственном аппарате в связи с началом войны
С началом в июне 1941 г. Великой Отечественной войны система управления страной кардинально перестраивается. Самое главное - реформируется государственный аппарат.
И326 Указом Президиума Верховного Совета от 22 июня 1941 г. «О военном положении» все функции государственной власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и государственной безопасности в местностях, объявленных на военном положении, передавались военным советам и военному командованию войсковых соединений.
И327 23 июня 1941 г. образован коллективный орган руководства вооруженными силами страны – Ставка Главного командования. В ее состав были включены члены высшего политического и военного руководства страны: И.В.Сталин, В.М.Молотов, К.Е Ворошилов, С.М.Буденный, Н.Г.Кузнецов С.К.Тимошенко, Б.М.Шапошников, Г.К.Жуков. Тогда же военные округа западных районов были преобразованы во фронты. Руководство ими осуществлялось из Ставки.
И328 Государственный комитет обороны. 30 июня 1941 г. создается Государственный комитет обороны (ГКО) во главе с И.В.Сталиным. В состав ГКО вошли: В.М.Молотов, К.Е.Ворошилов, Г.М.Маленков, Л.М.Каганович, Л.П.Берия, Н.А.Булганин, Н.А.Вознесенский. Стратегические вопросы решались в Ставке коллегиально, по другим вопросам Сталин принимал единоличные решения. Поскольку одни и те же лица являлись одновременно членами Политбюро, ГКО, СНК и Ставки, то когда они собирались вместе, трудно было провести грань между этими органами. Все структуры управления, в конечном счете, замыкались на Сталине, который являлся председателем ГКО, Верховным главнокомандующим, председателем Ставки, Председателем Совнаркома и наркомом обороны.
И329 Работа ГКО не была регламентирована какими-либо документами. Не было принято положение о структуре ГКО, порядке его работы. Этот высший чрезвычайный орган сосредоточил всю полноту власти в стране. Все постановления и распоряжения ГКО подлежали немедленному и обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами. В союзных республиках, краях, областях и городах ГКО имел уполномоченных. В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны, которые обычно возглавлялись первыми секретарями обкомов и горкомов партии. С окончанием войны надобность в ГКО отпала, и 4 сентября 1945 г. он был упразднен. Война отодвинула на второй план высший конституционный орган государственной власти – Верховный Совет СССР, который за все это время провел лишь три сессии.
И330 На оккупированной врагом территории было развернуто массовое партизанское движение. Единый орган руководства партизанской борьбой – Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) был создан 30 мая 1942 г.
Схема системы управления государством в этот период представлена на рис. 4.10. в ЭД.
4.4.2. Управление экономикой
И331 С первых дней войны начался переход экономики на военные рельсы. Значительно усиливается централизация управления промышленностью. Вся полнота руководства работой фронта и тыла была сосредоточена в руках ГКО. Угроза оккупации противником крупных промышленных центров вызвала невиданное по масштабам перемещение производственных мощностей в восточные районы страны. Для руководства этой деятельностью был создан Совет по эвакуации.
И332 Планирование народного хозяйства было переведено на квартальные и месячные периоды, а по отдельным видам военной техники – на пятидневные и даже ежедневные графики выпуска продукции.
И333 Проблема обеспечения народного хозяйства кадрами потребовало создания Комитета по учету и распределению рабочей силы. Были приняты меры по укреплению трудовой дисциплины. Президиум Верховного Совета СССР в феврале 1942 г. узаконил мобилизацию трудоспособного населения для работ на производстве и строительстве.
И334 Составной частью военной экономики была и вся система Главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД (ГУЛАГ). Его деятельность была направлена на полное трудовое использование заключенных, увеличение производства оборонной промышленности, обеспечение рабочей силой важнейших объектов, строившихся при участии НКВД. Административно-командная система, позволив мобилизовать все силы и средства для организации отпора врагу, в целом справилась с задачами, стоявшими в то время перед страной. Уже в 1943 г. по производству военной продукции СССР сумел добиться превосходства над Германией.
4.4.3. Органы НКВД – НКГБ, военные трибуналы в годы войны
Деятельность органов общественного порядка и государственной безопасности по-прежнему имела большое значение для Советского государства. Придавая большое значение организованности и необходимости строжайшего порядка и дисциплины в тылу, ГКО в первые дни войны принял постановления, предусматривающие чрезвычайные меры по борьбе с провокаторами, шпионами и др. агентами врага.
И335 28 июля 1942 г. Сталин подписал приказ №227, более известный под названием «Ни шагу назад!». Этим приказом предписывалось формировать штрафные батальоны и заградительные отряды, и в случае их отступления открывать по ним огонь. Формирование заградительных отрядов возлагалось на военные советы армий и органы НКВД.
И336 В военный период действовала особая система военной юстиции. В местностях, находившихся на военном положении, функционировали военные трибуналы. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности. Приговоры вступали в законную силу с момента их вынесения, жалобы и протесты не принимались. Надзор за действиями трибуналов осуществлялись Коллегиями Верховного Суда СССР.
И337 В годы войны произошла нормализация взаимо-отношений Советского государства и церкви. Сталин встречался с иерархами Русской православной церкви для обсуждения вопросов о проведении Архирейского собора, об открытии храмов и духовных учебных заведений, возобновлении издания церковного журнала. Сталин обещал рассмотреть вопрос об освобождении ряда священнослужителей, находившихся в ссылке, лагерях и тюрьмах. Для осуществления связи между государством и церковью в1943 г. При правительстве СССР был образован Совет по делам Русской православной церкви.
Обобщенные сведения о государственном устройстве и аппарате управления в период с 1941 по 1945 гг. приведены в виде схемы на рис. 4.11. в ЭД.
Контрольные вопросы и задания
Ответы на контрольные вопросы и задания
1. 30 июня 1941 г. создается
Государственный комитет