Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций
Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.
И395 В ноябре 1993 г. проект Основного закона был опубликован. В референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 г., приняли участие 54,8 % граждан Российской Федерации, имеющих право голоса; 58,4 % из них проголосовали за новую Конституцию страны. Впервые в истории России Основной закон был принят народом. Принятие Конституции РФ завершило процесс оформления новой российской государственности.
5.2.3. Конституция РФ 1993 г.
о государственном строе
И396 Система органов государственной власти. Президент РФ. Федеральное звено органов государственной власти составляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды (рис. 5.4. в ЭД).
И397 Президент занимает ведущее положение в системе государственных органов. Согласно Конституции РФ Президент РФ является главой государства. Президент избирается гражданами РФ на четыре года, им может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд. В конституции заложена возможность отрешения его от должности (импичмент).
И398 Федеральное собрание РФ. Законодательная власть в РФ принадлежит парламенту – Федеральному Собранию. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.
И399 В Совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ. К ведению Совета Федерации относятся: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента о введении военного положения и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности; назначение на должность судей высших судов РФ, Генерального прокурора.
И400 Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов.
И401 Государственная Дума может быть досрочно распущена президентом в трех случаях:
- после троекратного
отклонения Государственной
И402 Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти. Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей председателя правительства и федеральных министров производится президентом. Он вправе также принять решение об отставке правительства. Причем Конституция не требует от президента публичной мотивации его решений.
И403 Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе бюджет, обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ.
И404 Министерство РФ - это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство руководит, как правило, определенной отраслью. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Силовые министерства, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции подчинены непосредственно президенту.
И405 Государственный комитет РФ и Федеральные комиссии РФ – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению. Создание, ликвидация и реорганизация государственных комитетов и федеральных комиссий входит в компетенцию Президента РФ. Руководители этих ведомств не обладают правом решающего голоса на заседаниях Правительства РФ. Руководители таких ведомств, как ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др. подчинены непосредственной президенту.
И406 Судебная власть РФ. Судебную власть РФ составляют Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции являются судебными органами по гражданским, уголовным и административным делам. Арбитражные суды рассматривают экономические споры (рис. 5.5. в ЭД).
5.2.4. Центр и субъекты РФ
Перед современной системой государственного управления стоит сложнейшая проблема взаимоотношений центра и субъектов Федерации, их мере ответственности за общее состояние этой системы. (Сферы компетенции Федеральных органов, совместного ведения РФ и ее субъектов исключительные права субъектов Федерации в виде схемы на рис. 5.6. в ЭД).
И407 Государственно-правовой статус субъектов РФ. РФ состоит из 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Только они в Конституции РФ называются государствами. Республики, в отличие от других субъектов РФ, имеют свою Конституцию, могут устанавливать государственный язык. Федеративный договор именует республики суверенными. Однако Конституция РФ суверенными их не называет и не признает за ними права выхода из состава РФ.
И408
Края, области и города
федерального значения как
субъекты РФ являются государственно-
И409 Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально-территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ – края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Как и другие субъекты РФ, автономная область и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику.
И410 Представительные органы власти субъектов РФ. Представительные органы субъектов являются органами законодательной власти, т.е. фактически местными парламентами. Представительные органы субъектов формируются на основе всеобщих равных и прямых выборов при тайном голосовании граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта. Избираются представительные органы, как правило, на четырехлетний срок. Органы представительной власти субъектов РФ самостоятельны.
И411 Органы исполнительной власти субъектов РФ. Они отличаются значительным разнообразием. Статус президента в республиках не одинаков:
В некоторых республиках пост президента не предусмотрен (Карелия, Хакасия).
Органом исполнительной
власти субъектов не
И412 Местное самоуправление – это самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Оно является важной формой народовластия в РФ.
В конституции РФ особо оговаривается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Фактически государство признает местное самоуправление в качестве особого уровня управления, особой формой осуществления народом принадлежащей ему власти.
И413 Населенная территория, на которой осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальным образованием. Им может быть город, поселок, станица, район, сельский округ, часть поселения. Принятый устав муниципального образования подлежит обязательной регистрации в государственном органе субъекта РФ. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в самых разнообразных сферах хозяйственной деятельности, социально-культурного строительства и в области охраны общественного порядка.
5.2.5. В начале нового этапа
С момента избрания на пост Президента Российской Федерации В.В.Путина начался отсчет современного этапа реформирования системы государственной власти. Целью реформы было объявлено укрепление «вертикали власти». Первым шагом реформы стало введение особого административного деления. Было образовано 7 федеральных округов во главе с Полномочными представителями президента. Они стали посредниками между центром и субъектами РФ (рис. 5.7. в ЭД). Их основная задача заключается в осуществлении контроля за деятельностью по приведению законодательства субъектов РФ в соответствие с федеральным законодательством.
Система государственного управления в России находится в стадии постоянного реформирования. Однако если до 1991 г. преобразования были направлены на модернизацию прежней системы власти, то, начиная с 1991 г., реформирование преследовало цель строительства буржуазно-демократического государства. Сегодня следует учитывать, что Россия находится в начале длительного пути от тоталитарного общества к подлинно демократическому.
Контрольные вопросы и задания
Ответы на контрольные вопросы и здания
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
БЛОК 1-Й
Билет № 1
1. Государство,
государственный аппарат и
2. Политический строй
и управление в русских
Билет № 2
1. Возникновение древнерусского государства. Государственное управление в период (IX-XII вв.) Начало государственности у восточных славян.
2. Галицко-Волынское княжество и Новгородская земля в период феодальной раздробленности на Руси (XII-XV вв.)
Билет № 3
1. Государственное управление в период феодальной раздробленности на Руси (XII–XV вв.). Распад Древнерусского государства Ростово-Владимиро-Суздальское княжество.
2. Политический и государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Первые государственные преобразования.
Билет № 4
1. Государственное управление на Руси в период ордынского ига.
2. Формы и функции государства. Государственный аппарат и классификация государственных органов.
БЛОК – 2-Й
Билет №5
1. Установление централизованного государства на Руси. Конец ордынского ига (ХIV – XVI вв.). Завершение единения Русских земель (XV в.). Государственные реформы середины ХVI в.
2. Преобразования в государственном аппарате первой половины ХVIII в. Установление абсолютизма в России. Реформы Петра I. Судебная система и армия.
Билет № 6
1. Россия – сословно-представительная монархия (XVI в.). Местный аппарат управления и его реформы.
2. Расцвет сословно-представительной
Билет № 7
1. Кризис российской государственности в период «Смутного времени». Усиление роли Боярской думы в этот период.
2. Местное и региональное управления в период расцвета сословно-представительной монархии XVII в.
БЛОК 3 – Й
Билет № 8
1. Реформирование государственного управления при Екатерине II. Реформы местного управления. Судебная система.
2. Местные органы власти и укрепление управленческой вертикали первой половины XIX.
Билет № 9
1. Органы политического сыска в XVIII в.
2. Государственное управление при Павле I. Вторая половина ХVШ в.