История государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:07, курс лекций

Краткое описание

Целью изучения дисциплины «История государственного управления в России» является получение будущими специалистами-менеджерами необходимой суммы знаний в области истории становления и развития системы государственного управления в России.
Задачами курса являются:
ознакомить студентов с историческим опытом России по государственному и муниципальному управлению;
показать основные тенденции развития государственности в России;
сформировать теоретические знания и практические навыки по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического прошлого;
научить соотносить тип государственного управления и уровень экономического развития страны в определенный исторический период.

Файлы: 1 файл

Uchebnoe_posobie_Istoria_gos_upravlenia_v_Rossi.doc

— 901.00 Кб (Скачать)

 И18             3. Форма политического режима представляет собой совокупность способов и средств осуществления государственной власти. К формам политического режима относятся: демократический режим; авторитарный; тоталитарный (табл. 1.2 в ЭД).

 

1.1.4. Функции  государства

Основные направления  деятельности государства по решению  стоящих перед ним задач называются функциями государства (рис. 1.3. в ЭД). Их принято разделять на  внутренние и внешние.

И19                   Внутренние    функции    представляют   собой основные

направления деятельности государства внутри страны и подразделяются на - охранительные и регулятивные.

Охранительные функции:

    • охрана существующего государственного и общественного строя;
    • защита прав и свобод граждан;
    • соблюдение законности и правопорядка.

Регулятивные  функции:

    • экономическая функция - разработка экономической политики, установление  правовых норм основ хозяйственной и финансовой  деятельности, управление государственными предприятиями;
    •   экологическая функция – деятельность по защите окружающей    среды   восстановление   и   улучшение    природных условий жизни людей;
    • социально-культурные и воспитательные, определение политики в области здравоохранения, образования, науки, культуры и т.д.

 И20               Внешние     функции     заключаются     в   основных направлениях деятельности государства на международной арене. Это, прежде всего, оборона страны и международное сотрудничество.

 

1.1.5. Государственный  аппарат и классификация государственных  органов

 И21          Организационные      структуры     современных  государств. Различают следующие элементы: представительные, законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные, органы прокуратуры и государственного контроля.

 И22            Законодательные  органы  занимают ведущее место в государственном аппарате.  Высшее представительное учреждение – парламент.

 И23        Исполнительные   и  административные  органы (исполнительно-распорядительные).  Исполнительные – исполняют законы  и иные акты законодательной власти. Распорядительные - обладают правом издавать собственные постановления и распоряжения в пределах своей компетенции.

 И24                  Судебные    учреждения   –     осуществляют правосудие.

Кроме этих трех основных видов иногда выделяют надзорные и контрольные органы. По месту в системе государственного аппарата все государственные органы подразделяются следующим образом.

 И25           Высшие  органы  государства  - физические носители верховной власти (монарх, президент, премьер-министр) и государственные учреждения, обладающие властью в сфере законодательства, управления или правосудия (парламент, правительство, верховный суд).

 И26             Центральные  государственные органы - отраслевые и межотраслевые органы управления   (министерства и ведомства).

 И27           Местные   государственные   органы  -  властные полномочия ограничены определенной административно-территориальной единицей.

 И28              Существуют       две      основные      альтернативные доктрины организации государственного аппарата:

-  доктрина  тройственного  разделения властей  (все

виды власти должны взаимно  дополнять, сдерживать и контролировать друг друга);

    • доктрина единства власти – исполнительные и судебные органы действуют лишь от лица власти, не являясь ее субъектами.

 

Вопросы и задания  для самоконтроля

    1. Что такое государство и суверенитет государства?
    2. Назовите основные теории происхождения государства.
    3. Назовите признаки и атрибуты государства.
    4. Дайте классификацию государственных органов.

 

Ответы на вопросы  и задания

1.  И 1.

2.  И10, И11, И12, И13, И14, И15.

3.  И6, И7, И8, И9.

4.  И21, 22,23, 24,25,26,27.             

 

 

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ  (IX-XII вв.)

 

1.2.1. Начало  государственности у восточных  славян

 И29             В самостоятельную этническую   общность  восточные славяне выделяются в середине I тысячелетия  н.э. В это время происходит распад родоплеменных отношений и формирование соседской общины, территориальных связей.

 И30                Тогда    же,    по   мнению    историков,   складываются  первые предгосударственные объединения – союзы племен. Каждое племя состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию. Союзы племен возглавлялись военными вождями – князьями и родовой знатью.   На рубеже  V – VI вв. в Среднем Поднепровье основан г. Киев. В верховьях Буга и в бассейне Припяти  образовался мощный дулебский союз племен. Позднее возникают другие племенные княжения в восточно-славянских землях (поляне, северяне, древляне, дреговичи,  половчане, волыняне, бужане, уличи, тиверцы, вятичи, кривичи, радимичи, белые хорваты, ильменские словене).

 И31           На   рубеже  VI - IX вв.  определились  условия для формирования государства как продукта внутреннего развития (рис. 1.4 в ЭД). И хотя государственность у славян была еще примитивной, она стала основой, фундаментом для формирования Древнерусского государства.  

 И32           Образование      крупного       Древнерусского     государства началось еще в первой половине IХ в. Во второй половине  IХ в. под властью Киева объединились два крупнейших славянских государства – Киевское и Новгородское с политическим центром в  Киеве, поэтому Древнерусское государство называют еще Киевской Русью.

 И33                 Русский      летописец    начала    ХII  в.    пытался   объяснить происхождение Древнерусского государства так. В 859 г. в Новгороде разразилась очередная междоусобица. Для ее прекращения было решено пригласить на княжение варяжского конунга Рюрика, ставшего основателем древнерусской княжеской династии. Произошло это в 862 г. Преемник Рюрика, Олег, в 882 г.  объединил Новгород и Киев. Легендарный летописный рассказ послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства.

 И34          С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря – норманистов и антинорманистов. И все-таки,  исторические источники утверждают, что ко времени появления варягов в Новгороде там уже сложилось государство. Следовательно, факт призвания варягов, если он действительно имел место, говорит не столько о возникновении русской государственности, сколько о происхождении княжеской династии. Государство возникает только  там и тогда, где и  когда вызревают соответствующие внутренние предпосылки.

 

1.2.2. Политический  и государственный строй Киевской  Руси (IX - XII вв.)

 И35           На   ранних   этапах   становления   Древнерусского государства форма общественных отношений была военной демократией, которая включала всех членов племенного союза (мужчин) в решение жизненно важных вопросов, всеобщее вооружение населения (народное ополчение), а также народным вече как высшим органом власти (рис. 1.5 в ЭД). В этот период главе Древнерусского государства – князю - принадлежала высшая хозяйственная, администра- тивная, судебная и военная власть. Однако он не являлся единоличным правителем государства, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственный характер.

 И36                К   концу    XII в.    государственный    строй   Киевской  Руси представлял собой раннефеодальную монархию. Это была своеобразная федерация княжеств (рис. 1.6 в ЭД ).

 И37              Во   главе Древнерусского  государства стоял Великий князь киевский из династии Рюриковичей. Он являлся старшим (сюзереном) по отношению к местным князьям. Взаимоотношения с другими князьями строились на основе договоров -  крестных грамот, определявших права и обязанности Великого князя и обязанности князей-вассалов и сводились к уплате дани и участию в военных предприятиях Киева. Великому князю  принадлежала высшая хозяйственная, административная, судебная и военная власть. Великокняжеский престол передавался по наследству, по мужской линии от отца к сыну, (известны исключения – это великая княгиня Ольга). Сыновья князя размещались в качестве наместников в главных городах и платили отцу дань.   

 И38             Развитие феодальных отношений способствовало усилению позиций местных феодалов – князей и бояр. В их статусе (крупных вотчинников)  соединились право на землю и право на власть. Великий князь обязан был в своей деятельности опираться на «совет крупных феодалов» - бояр и духовенства – «Боярскую думу». Такой совет не был юридически оформлен, но имел серьезное влияние на монарха. Они решали важнейшие вопросы управления внешней политикой, судили, принимали законы.

 И39          После  укрепления  местных  феодальных  княжеств для решения важных вопросов, касавшихся всех Русских земель, созывались феодальные съезды.

 И40                Фактически государственное устройство  держалось на

договоре между  князем и народным собранием, вечевым  сходом – вече, выросшим из традиций племенных сходов. Участие в них принимали все свободные горожане (мужчины). Вече было открытым собранием. На вече выносились важнейшие вопросы жизни городской общины. Атрибутами вече являлись вечевой колокол и специальная трибуна. Вече и князь заключали друг с другом «ряд» (договор). Это была  взаимная присяга. В случае нарушения князем «ряда» вече могло отказать в «занятии  стола». Однако уже в XI в. роль вече начинает несколько ослабевать, сохраняя свою силу лишь в «старших» городах – Новгороде, Пскове, Киеве.

 И41              Важной    особенностью  Киевской   Руси  было  всеобщее вооружение народа – народное ополчение. Организовано оно было по десятичной системе (сотни, тысячи). В городских центрах существовали – тысяцкие – предводители военного городского ополчения. Такая система распространилась в дальнейшем на города и общины.  Население делилось на десятки, сотни, тысячи.

 И42                 Князь управлял  при помощи княжеской дружины. Она составляла основу военной организации государства.    Это были профессиональные воины. Дружина делилась на старшую («бояре», «мужи») и младшую («гриди», «отроки», «детские»). Старшая дружина фактически являлась княжеским советом. Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: посадникам (наместникам) – в городах и волостеля – в сельской местности. Жалование они не получали и содержались за счет сборов с населения – так называемого – «корма». 

 И43                Ближайшие     родственники    князя  –   братья,    сыновья, племянники – образовывали особую аристократическую прослойку, стоящую выше дружинников.

 И44         Княжеским хозяйством  управлял  дворецкий.  Учет собираемой  дани осуществляли данщики, торговую пошлину – «мыть» – взимали мытники, денежный штраф за убийство – «виру» – вирники, пошлину за продажу лошадей – «пятно» – пятенщики.

 И45              Несмотря  на  некоторый рост княжеской администрации, государственный аппарат Древнерусского государства оставался примитивным. Складывается так называемая дворцово-вотчинная система управления, при которой выделяется два центра управления – княжеский дворец и боярская вотчина. Власть разделяется между крупными земельными собственниками – князем и боярами. Выполнение государственных функций поручается их представителям, которые одновременно являлись и должностными лицами и управляющими вотчинным хозяйством.  

 И46        Основную  ячейку общественного устройства Руси составляла соседская, территориальная община – орган местного крестьянского самоуправления – «мир» или «вервь» (от слова «вервие» - веревка, которой измеряли участок земли). Община   на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизни человека – трудовую, обрядовую, культурную. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой.

 И47             С   развитием    феодальных    отношений   и ростом  крупного землевладения происходит постепенное подчинение общин государству или отдельным феодалам-вотчинникам. Наряду с выборными старостами, появляются назначаемые князьями и боярами приказчики и иные должностные лица.

Военные походы, управление государством, личные потребности княжеского двора требовали значительных средств. Существенный вклад в эти поступления вносила система дани, налогов.

 И48                Сбор  дани  со  всего  свободного  населения  (людей) –   «полюдье».   Полюдье    было   хорошо  налаженным государственным делом. Местные князья собирали дань с крестьянского населения и свозили  к местам ее концентрации (погостам), через которые ежегодно, с ноября по апрель по санному пути киевский князь с  дружиной совершал объезд огромной, до 1,5 тыс. км. территории.

Формированию государственности в Киевской Руси сопутствовало становление и развитие законодательной системы. Наиболее известные памятник  русского права – «Русская Правда», «Закон русский», «договоры Руси с Византией» 911, 944, 971 гг., церковные уставы.

 И49        Правосудие    осуществлялось   князем   или его представителями на основе обычного права и норм Русской Правды.

 

1.2.3. Первые  государственные преобразования

Внутренняя и внешняя  политика киевских князей была направлена на объединение всех восточных славян в рамках единого государства, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси (рис. 1.7. в ЭД). Первые государственные преобразования связаны с деятельностью княгини Ольги.

Информация о работе История государственного управления